Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 13:37, курсовая работа
Отсюда, цель работы: оценить масштаб явления детской безнадзорности и беспризорности в России, изучить социальные причины этих негативных явлений, выявить характеристики безнадзорных и девиантных детей, перспективы реабилитации.
Задачи исследования:
· Изучение и анализ публикаций в СМИ, результатов социологических исследований, посвященных проблеме беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних;
· Оценка социально-экономических причин, оказывающих наиболее существенное влияние на динамику и уровень детской безнадзорности и беспризорности;
· Иерархизация основных проблем, связанных с высоким уровнем детской безнадзорности и беспризорности;
· Характеристика системы профилактики детской безнадзорности и беспризорности.
· Анализ основных проблем в сфере профилактики безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних;
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Общая характеристика беспризорности несовершеннолетних..5
1.1. Беспризорность несовершеннолетних как социальное явление:
семантика и соотношение со смежными понятиями………………………….5
1.2. Причины беспризорности несовершеннолетних…………………………7
1.3. Связь беспризорности несовершеннолетних с преступностью и иными видами девиантного поведения…………………………………………………11
Глава 2. Профилактика беспризорности несовершеннолетних…………16
2.1. Профилактика беспризорности несовершеннолетних……………………16
2.2. Проблемы нормативного регулирования профилактики беспризорности несовершеннолетних в РФ……………………………………………………..19
Заключение……………………………………………………………………23
Список использованной литературы и источников………………………
Не секрет, что
и в советские времена
Многие сиротские учреждения не подавали сведения об «исчезнувших», убежавших воспитанниках. В прессе были упоминания и о случаях, когда администрация детских домов и интернатов оформляла убежавших детей как заболевших и помещенных в больницы, в том числе и в психиатрические, или вообще как… умерших.
Как правило, подростки
выходят из детского дома совершенно
неподготовленными к жизни, им не
оказывается ни практическая, ни психологическая
поддержка в дальнейшем устройстве
своей судьбы. В итоге еще одна
страшная статистика: 40% выпускников
детских домов и школ-
1.3. Связь беспризорности несовершеннолетних с преступностью и иными видами девиантного поведения
По данным Генеральной прокуратуры РФ сейчас в России насчитывается более двух миллионов беспризорников. У кого-то из этих детей нет родителей. У других родители потеряли жилье, и сами являются бездомными. Многие дети жили в семьях родителей-алкоголиков, подвергались побоям и вынуждены были уйти из дома. Причины детской бездомности могут быть разными, но результат общий – дети вынуждены месяцами и годами жить на вокзалах и в подвалах, не имея нормального питания, не получая образования. Зачастую они попадают в криминальную среду, живут и воспитываются по ее законам.
По данным двухлетней давности, в России действовала 41 тысяча групп малолетних преступников (это в два раза больше, чем скаутских организаций).
В психолого-педагогической
литературе при характеристике действий
и поступков детей и
В психологическом словаре понятие «отклоняющееся поведение» определяется как система поступков, противоречащих принятым в обществе правовым и нравственным нормам.
В.В. Ковалев определяет девиантное поведение как отклонение от нравственных норм данного общества. Им было выделено 10 основных вариантов отклоняющегося поведения:
1. Уклонение от учебной и трудовой деятельности.
2. Систематическое пребывание в антиобщественно настроенных неформальных группах.
3. Антиобщественные насильственные действия. Они выражаются в агрессии, драках, совершении мелких грабежей, порче и уничтожении имущества и тому подобных действиях.
4. Антиобщественные корыстные действия, выражающиеся в основном в мелких кражах, мелкой спекуляции, вымогательстве.
5. Антиобщественные действия сексуального характера. Этот вариант отклоняющегося поведения выражается в совершении циничных, непристойных действий сексуального характера, направленных обычно на лиц противоположного пола.
6. Злоупотребление алкоголем.
7. Употребление наркотических и токсических веществ.
8. Уходы из дома, бродяжничество.
9. Азартные игры.
Среди факторов, влияющих на формирование девиантного поведения, ряд исследователей выделяют и социально-педагогические факторы:
· недостаточное взаимодействие семьи и школы;
· формальное исполнение учебно-воспитательной работы, недостатки в её организации;
· отсутствие преемственности и непрерывности воспитания учащихся;
· слабое вовлечение учеников в творческую и социально-значимую деятельность, нежелание администрации школы реально, а не на бумаге передать ряд полномочий и ответственности школьному самоуправлению;
· запущенность и принижение значимости внешкольной и внеклассной работы;
· неумение, а часто и нежелание учителей работать с «трудными детьми», осуществлять их социальную реабилитацию и ресоциализацию;
· слабое или одностороннее взаимодействие школьных специалистов с органами и ведомствами, осуществляющими профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Результаты проводимых
социологических опросов
Ведущая роль в становлении и «жизнеустройстве» безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних зачастую переходит к асоциальным, криминальным субкультурам. Все это оказывает существенное влияние на состояние преступности несовершеннолетних, которые продолжают оставаться наиболее криминально активной категорией населения. В 2009 году количество детей, доставленных в органы внутренних дел, составило 1,175 млн. человек (в 1993 году - 656,3 тыс. человек).
Духовно-нравственный
и социально-экономический
Распространенность употребления наркотиков и психоактивных веществ среди беспризорных и безнадзорных детей характеризуется рядом тенденций: расширением спектра потребляемых наркотиков; ростом числа несовершеннолетних младших возрастных групп среди наркоманов, числа наркоманов, впервые обратившихся за лечением; распространением вирусоносителей СПИДа среди наркоманов. Озабоченность употреблением наркотиков среди детей и молодежи актуализируется угрозами и вызовам общественному здоровью, антиобщественным поведением и преступностью.
Дети, особенно из числа
беспризорных, все более активно
вовлекаются в занятие
Совершенно очевидно, что беспризорники – это дети, отданные «демократическим обществом» на «попечение» уголовному миру. Они – распространители и потребители наркотиков, носители социально опасных заболеваний, будущие активисты преступных сообществ. У них формируется стойкое отвращение к нормам цивилизованного общежития, презрение к учебе и производительному труду, к людям, не имеющим богатства, не «крутым». Они ценят грубую силу, коварство и жестокость, анархическую свободу и деньги. Современные нищие - это государство в государстве. У них свой устав, свои правила, нормы и законы. Можно быть уверенным, что ни один беспризорный ребенок сегодня не останется все внимания асоциальной «системы». Власть не смогла справиться - ей нашлась замена.
Президент Российского фонда образования сообщил, что в 2009 году предполагается снизить ассигнования на борьбу с детской безнадзорностью на 1,7 млн. рублей. На взгляд С.Комкова, «милиция сегодня не заинтересована в сокращении числа беспризорных детей, поскольку на них вешается масса нераскрытых преступлений».
Между тем, если проблему не решить в ближайшие два-три года, количество бездомных и безнадзорных детей в России может стать критическим. «Огромная неуправляемая, деклассированная, криминализированная масса людей способна смести любой государственный строй», – отметил С.Комков.
Глава 2. Профилактика беспризорности несовершеннолетних
2.1.Профилактика
беспризорности
В целях усиления
профилактики беспризорности и безнадзорности
несовершеннолетних федеральными и
региональными органами исполнительной
власти Российской Федерации осуществляются следу
Разрабатываются нормативные акты, регулирующие деятельность комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, изменения в законодательство, направленные на усиление ответственности родителей (законных представителей) несовершеннолетних за невыполнение обязанностей по воспитанию, содержанию, обучению несовершеннолетних.
В соответствии со ст. 14,15 ФЗ «Об основах государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» миссия и задачи образовательного учреждения определены следующим образом:
- оказание социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении либо проблемы в обучении;
- выявление несовершеннолетних,
находящихся в социально
- выявление семей,
находящихся в социально
- обеспечение организации в школе спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних;
- осуществление
мер по реализации программ
и методик, направленных на
развитие законопослушного
Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» рассматривает образовательное учреждение в качестве ведущего социального института детского правопользования и правоприменения.
Обеспечивается организация работы по подготовке проектов федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации (в части усиления уголовной ответственности за нравственное растление, сексуальное совращение и эксплуатацию несовершеннолетних)», «О внесении изменений и дополнений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» (в части создания ювенальных судов)».
МВД России обеспечивает
координацию деятельности органов
внутренних дел по оперативному выявлению
на вокзалах, улицах и других общественных
местах беспризорных и безнадзорных
несовершеннолетних, а также несовершеннолетних,
находящихся в социально
Минтруд России создает дополнительные места для приема и размещения беспризорных детей, оказанию помощи в организации и оборудовании вновь создающихся в субъектах Российской Федерации специализированных учреждений для несовершеннолетних, в том числе осуществляющих прием и перевозку несовершеннолетних к месту их постоянного проживания.
Министерство образования и науки РФ обеспечивает координацию органов управления образованием по оказанию помощи во временном устройстве безнадзорных детей в образовательные учреждения (в том числе детские дома, школы-интернаты, образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи и др.), по выявлению и учету необучающихся несовершеннолетних и принимает меры по их возвращению в образовательные учреждения, организации воспитательной работы с этими детьми, в том числе по месту жительства.
Минздрав России
обеспечивает координацию деятельности
органов управления здравоохранением
по приему в медицинские учреждения
беспризорных и безнадзорных детей
с острыми заболеваниями, в том
числе инфекционными, находящихся
в состоянии одурманивания
Решение проблемы беспризорности и безнадзорности детей как проблемы социальной, в значительной мере порожденной общественными условиями, предполагает принятие мер специальной профилактики.
- Необходимо повысить
роль и статус семьи как
социального института,
- усилить ориентацию всех социальных систем (здравоохранения, образования, социального обслуживания) на семью как объект профессиональной деятельности;
- эффективность
действий органов власти по
профилактике детской
В основу действующей системы профилактической и реабилитационной работы по преодолению безнадзорности положена установка на неприемлемость, непродуктивность административно-карательного подхода к детям, социализация которых оказалась деформированной по вине взрослых, на необходимость гарантирования ребенку реального права на достойную форму существования в здоровой социальной среде, на защиту его прав и интересов, незамедлительное оказание социальной помощи.
Информация о работе Профилактика беспризорности несовершеннолетних