Профилактика беспризорности несовершеннолетних

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 13:37, курсовая работа

Описание работы

Отсюда, цель работы: оценить масштаб явления детской безнадзорности и беспризорности в России, изучить социальные причины этих негативных явлений, выявить характеристики безнадзорных и девиантных детей, перспективы реабилитации.
Задачи исследования:
· Изучение и анализ публикаций в СМИ, результатов социологических исследований, посвященных проблеме беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних;
· Оценка социально-экономических причин, оказывающих наиболее существенное влияние на динамику и уровень детской безнадзорности и беспризорности;
· Иерархизация основных проблем, связанных с высоким уровнем детской безнадзорности и беспризорности;
· Характеристика системы профилактики детской безнадзорности и беспризорности.
· Анализ основных проблем в сфере профилактики безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Общая характеристика беспризорности несовершеннолетних..5
1.1. Беспризорность несовершеннолетних как социальное явление:
семантика и соотношение со смежными понятиями………………………….5
1.2. Причины беспризорности несовершеннолетних…………………………7
1.3. Связь беспризорности несовершеннолетних с преступностью и иными видами девиантного поведения…………………………………………………11
Глава 2. Профилактика беспризорности несовершеннолетних…………16
2.1. Профилактика беспризорности несовершеннолетних……………………16
2.2. Проблемы нормативного регулирования профилактики беспризорности несовершеннолетних в РФ……………………………………………………..19
Заключение……………………………………………………………………23
Список использованной литературы и источников………………………

Файлы: 1 файл

к.docx

— 47.10 Кб (Скачать файл)

Не секрет, что  и в советские времена интернатские дети были «пехотой любого фронта». После  перестройки усилилась тенденция  использовать «казенных» детей как  бесплатную рабочую силу. Девочки, живущие  в интернатах, нередко подвергались сексуальному насилию, как со стороны  воспитателей, так и со стороны  «заказчиков». Прообразом первых российских контор «по вызову» стали именно детские дома и интернаты. 

Многие сиротские  учреждения не подавали сведения об «исчезнувших», убежавших воспитанниках. В прессе были упоминания и о случаях, когда  администрация детских домов  и интернатов оформляла убежавших  детей как заболевших и помещенных в больницы, в том числе и  в психиатрические, или вообще как… умерших. 

Как правило, подростки  выходят из детского дома совершенно неподготовленными к жизни, им не оказывается ни практическая, ни психологическая  поддержка в дальнейшем устройстве своей судьбы. В итоге еще одна страшная статистика: 40% выпускников  детских домов и школ-интернатов для сирот становятся алкоголиками или наркоманами, 40% попадают в преступный мир, 10% кончают жизнь самоубийством. Только 10% более или менее успешно  устраиваются в самостоятельной  жизни. 

1.3.   Связь беспризорности несовершеннолетних с преступностью и иными видами девиантного поведения

По данным Генеральной  прокуратуры РФ сейчас в России насчитывается  более двух миллионов беспризорников. У кого-то из этих детей нет родителей. У других родители потеряли жилье, и  сами являются бездомными. Многие дети жили в семьях родителей-алкоголиков, подвергались побоям и вынуждены  были уйти из дома. Причины детской  бездомности могут быть разными, но результат общий – дети вынуждены  месяцами и годами жить на вокзалах и в подвалах, не имея нормального  питания, не получая образования. Зачастую они попадают в криминальную среду, живут и воспитываются по ее законам.

По данным двухлетней давности, в России действовала 41 тысяча групп малолетних преступников (это  в два раза больше, чем скаутских  организаций).

В психолого-педагогической литературе при характеристике действий и поступков детей и подростков, не соответствующих общепринятым нормам и правилам, используются понятия  «правонарушения», «противоправные  действия», «безнравственный проступок», «девиантное поведение», «отклоняющееся поведение».

В психологическом  словаре понятие «отклоняющееся поведение» определяется как система  поступков, противоречащих принятым в  обществе правовым и нравственным нормам.

В.В. Ковалев определяет девиантное поведение как отклонение от нравственных норм данного общества. Им было выделено 10 основных вариантов отклоняющегося поведения:

1.      Уклонение от учебной и трудовой деятельности.  

2.      Систематическое пребывание в антиобщественно настроенных неформальных группах.

3.      Антиобщественные насильственные действия. Они выражаются в агрессии, драках, совершении мелких грабежей, порче и уничтожении имущества и тому подобных действиях.

4.      Антиобщественные корыстные действия, выражающиеся в основном в мелких кражах, мелкой спекуляции, вымогательстве.

5.      Антиобщественные действия сексуального характера. Этот вариант отклоняющегося поведения выражается в совершении циничных, непристойных действий сексуального характера, направленных обычно на лиц противоположного пола.

6.      Злоупотребление алкоголем.

7.      Употребление наркотических и токсических веществ.

8.      Уходы из дома, бродяжничество.

9.      Азартные игры.  

Среди факторов, влияющих на формирование девиантного поведения, ряд исследователей выделяют  и социально-педагогические  факторы:

·          недостаточное взаимодействие семьи и школы;

·          формальное исполнение учебно-воспитательной работы, недостатки в её организации;

·          отсутствие преемственности и непрерывности воспитания учащихся;

·          слабое вовлечение учеников в творческую и социально-значимую деятельность, нежелание администрации школы реально, а не на бумаге передать ряд полномочий и ответственности школьному самоуправлению;

·          запущенность и принижение значимости внешкольной и внеклассной работы;

·          неумение, а часто и нежелание учителей работать с «трудными детьми», осуществлять их социальную реабилитацию и ресоциализацию;

·          слабое или одностороннее взаимодействие школьных специалистов с органами и ведомствами, осуществляющими профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. 

Результаты проводимых социологических опросов свидетельствуют, что  среди негативных социальных явлений, связанных с детской безнадзорностью наиболее остро выделяются: наркомания – 67 %; преступность  – 61 %; проституция   – 54 %.

Ведущая роль в становлении  и «жизнеустройстве»  безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних  зачастую переходит к асоциальным, криминальным субкультурам. Все это оказывает существенное влияние на состояние преступности несовершеннолетних, которые продолжают оставаться наиболее криминально активной категорией населения. В 2009 году количество детей, доставленных в органы внутренних дел, составило 1,175 млн. человек (в 1993 году - 656,3 тыс. человек). 

Духовно-нравственный и социально-экономический ущерб, наносимый обществу злоупотреблением наркотиками, придает особую актуальность изучению распространенности наркотиков и других психоактивных веществ среди беспризорных и безнадзорных детей.  

Распространенность  употребления наркотиков и психоактивных веществ  среди беспризорных и безнадзорных детей характеризуется рядом тенденций: расширением спектра потребляемых наркотиков; ростом числа несовершеннолетних младших возрастных групп среди наркоманов, числа наркоманов, впервые обратившихся за лечением; распространением вирусоносителей СПИДа среди наркоманов. Озабоченность употреблением наркотиков среди детей и молодежи актуализируется угрозами и вызовам общественному здоровью, антиобщественным поведением и преступностью.  

Дети, особенно из числа  беспризорных, все более активно  вовлекаются в занятие проституцией, секс-бизнес, используются в съемках  порно-фильмов.

Совершенно очевидно, что беспризорники – это дети, отданные «демократическим обществом» на «попечение» уголовному миру. Они – распространители и потребители наркотиков, носители социально опасных заболеваний, будущие активисты преступных сообществ. У них формируется стойкое отвращение к нормам цивилизованного общежития, презрение к учебе и производительному труду, к людям, не имеющим богатства, не «крутым». Они ценят грубую силу, коварство и жестокость, анархическую свободу и деньги. Современные нищие - это государство в государстве. У них свой устав, свои правила, нормы и законы. Можно быть уверенным, что ни один беспризорный ребенок сегодня не останется все внимания асоциальной «системы». Власть не смогла справиться - ей нашлась замена. 

Президент Российского  фонда образования сообщил, что в 2009 году предполагается снизить ассигнования на борьбу с детской безнадзорностью на 1,7 млн. рублей. На взгляд С.Комкова, «милиция сегодня не заинтересована в сокращении числа беспризорных детей, поскольку на них вешается масса нераскрытых преступлений».

Между тем, если проблему не решить в ближайшие два-три  года, количество бездомных и безнадзорных детей в России может стать  критическим. «Огромная неуправляемая, деклассированная, криминализированная  масса людей способна смести любой  государственный строй», – отметил  С.Комков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Профилактика беспризорности несовершеннолетних

2.1.Профилактика  беспризорности несовершеннолетних

В целях усиления профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних федеральными и  региональными органами исполнительной власти Российской Федерации осуществляются следующие меры:

Разрабатываются нормативные  акты, регулирующие деятельность комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, изменения в законодательство, направленные на усиление ответственности  родителей (законных представителей) несовершеннолетних за невыполнение обязанностей по воспитанию, содержанию, обучению несовершеннолетних.

В соответствии со ст. 14,15 ФЗ «Об основах государственной  системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»  миссия и задачи образовательного учреждения определены следующим образом:

- оказание  социально-психологической  и  педагогической  помощи несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении либо проблемы в обучении;

- выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном  положении, а также не посещающих  или систематически пропускающих  по неуважительным причинам школу,  принятие мер по их воспитанию  и получению ими основного  общего образования;

- выявление семей,  находящихся в социально опасном  положении, и оказание им помощи  в обучении и воспитании детей;

-  обеспечение организации в школе спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних;

- осуществление  мер по реализации программ  и методик, направленных на  развитие законопослушного поведения  несовершеннолетних.

Федеральный Закон  «Об основных гарантиях прав ребенка  в Российской Федерации» рассматривает  образовательное учреждение в качестве ведущего социального института  детского правопользования и правоприменения.

Обеспечивается  организация работы по подготовке проектов федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Уголовный  кодекс Российской Федерации (в части  усиления уголовной ответственности  за нравственное растление, сексуальное  совращение и эксплуатацию несовершеннолетних)», «О внесении изменений и дополнений в Федеральный конституционный  закон «О судебной системе Российской Федерации» (в части создания ювенальных судов)».

МВД России обеспечивает координацию деятельности органов  внутренних дел по оперативному выявлению  на вокзалах, улицах и других общественных местах беспризорных и безнадзорных несовершеннолетних, а также несовершеннолетних, находящихся в социально опасном  положении, установлению личности, обеспечению  перевозки в учреждения системы  профилактики безнадзорности и правонарушений по месту выявления и по месту  постоянного проживания несовершеннолетних; усилена работа по выявлению лиц  и преступных группировок, вовлекающих  несовершеннолетних в совершение преступлений или совершающих в отношении  несовершеннолетних другие противоправные деяния.

Минтруд России создает  дополнительные места для приема и размещения беспризорных детей, оказанию помощи в организации и оборудовании вновь создающихся в субъектах  Российской Федерации специализированных учреждений для несовершеннолетних, в том числе осуществляющих прием и перевозку несовершеннолетних к месту их постоянного проживания.

Министерство образования  и науки РФ обеспечивает координацию  органов управления образованием по оказанию помощи во временном устройстве безнадзорных детей в образовательные  учреждения (в том числе детские  дома, школы-интернаты, образовательные  учреждения для детей, нуждающихся  в психолого-педагогической и медико-социальной помощи и др.), по выявлению и учету  необучающихся несовершеннолетних и принимает меры по их возвращению в образовательные учреждения, организации воспитательной работы с этими детьми, в том числе по месту жительства.

Минздрав России обеспечивает координацию деятельности органов управления здравоохранением по приему в медицинские учреждения беспризорных и безнадзорных детей  с острыми заболеваниями, в том  числе инфекционными, находящихся  в состоянии одурманивания психоактивными веществами по медицинским показаниям, с психическими и наркологическими заболеваниями.

Решение проблемы беспризорности и безнадзорности детей как проблемы социальной, в значительной мере порожденной  общественными условиями, предполагает принятие мер специальной профилактики.

- Необходимо повысить  роль и статус семьи как  социального института, укрепить  в общественном сознании представление  о семье как ценности, для чего  необходимо развернуть широкую  информационно-просветительскую кампанию; создавать и внедрять системы  подготовки молодежи к ответственному родительству;

- усилить  ориентацию  всех социальных систем (здравоохранения, образования, социального обслуживания) на семью как объект профессиональной деятельности;

- эффективность  действий органов власти по  профилактике детской беспризорности  и безнадзорности находится в  прямой зависимости от результатов  реализации социальной политики  государства, заметных изменений  в уровне жизнеобеспечения семей,  в создании условий для воспитания  и развития детей, в укреплении  инфраструктуры образования, здравоохранения,  культуры, обеспечении их доступности  для всех детей и семей.

В основу действующей  системы профилактической и реабилитационной работы по преодолению безнадзорности положена установка на неприемлемость, непродуктивность административно-карательного подхода к детям, социализация которых  оказалась деформированной по вине взрослых, на необходимость гарантирования ребенку реального права на достойную  форму существования в здоровой социальной среде, на защиту его прав и интересов, незамедлительное оказание социальной помощи.

Информация о работе Профилактика беспризорности несовершеннолетних