Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 13:37, курсовая работа
Отсюда, цель работы: оценить масштаб явления детской безнадзорности и беспризорности в России, изучить социальные причины этих негативных явлений, выявить характеристики безнадзорных и девиантных детей, перспективы реабилитации.
Задачи исследования:
· Изучение и анализ публикаций в СМИ, результатов социологических исследований, посвященных проблеме беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних;
· Оценка социально-экономических причин, оказывающих наиболее существенное влияние на динамику и уровень детской безнадзорности и беспризорности;
· Иерархизация основных проблем, связанных с высоким уровнем детской безнадзорности и беспризорности;
· Характеристика системы профилактики детской безнадзорности и беспризорности.
· Анализ основных проблем в сфере профилактики безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних;
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Общая характеристика беспризорности несовершеннолетних..5
1.1. Беспризорность несовершеннолетних как социальное явление:
семантика и соотношение со смежными понятиями………………………….5
1.2. Причины беспризорности несовершеннолетних…………………………7
1.3. Связь беспризорности несовершеннолетних с преступностью и иными видами девиантного поведения…………………………………………………11
Глава 2. Профилактика беспризорности несовершеннолетних…………16
2.1. Профилактика беспризорности несовершеннолетних……………………16
2.2. Проблемы нормативного регулирования профилактики беспризорности несовершеннолетних в РФ……………………………………………………..19
Заключение……………………………………………………………………23
Список использованной литературы и источников………………………
Несмотря на некоторые
положительные результаты активизации
деятельности органов и учреждений
системы профилактики безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних
по решению проблемы детской беспризорности,
необходимо признать, что принимаемые
меры остаются недостаточно адекватными
остроте проблемы массовой детской
безнадзорности, наркомании и проституции,
характеризующейся широким
2.2. Проблемы
нормативного регулирования
беспризорности несовершеннолетних в РФ
Правовое регулирование
отношений, возникающих в связи
с деятельностью по профилактике
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних,
установлено Федеральным
В соответствии с законодательством субъектами системы профилактики безнадзорности и правонарушений являются комиссии по делам несовершеннолетних и их прав, различные органы управления (образования, социальной защиты, опеки и попечительства по делам молодежи, здравоохранения, занятости, внутренних дел) и создаваемые ими учреждения.
Основными координирующими органами являются комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
В Российской Федерации
активно развивается сеть учреждений
для несовершеннолетних, нуждающихся
в социальной реабилитации. В настоящее
время действуют 793 специальных учреждения
для несовершеннолетних, нуждающихся
в социальной реабилитации, 187 стационарных
отделений для
Введение в действие нового Федерального закона создало дополнительные возможности для усиления социозащитного принципа профилактики детской безнадзорности, дальнейшего развития сети социозащитных учреждений, активизации комплексного решения проблем детей, находящихся в трудной жизненной ситуации на основе более тесного взаимодействия всех субъектов, входящих в систему профилактики безнадзорности. Однако, наряду с позитивным значением положений Закона, он существенно сократил возможности и ответственность органов и учреждений внутренних дел в проведении профилактической работы с безнадзорными и беспризорными детьми.
Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, призванные обеспечить на всех уровнях координацию работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, пока не могут в полной мере реализовать эту функцию, поскольку не обладают достаточными правовыми, кадровыми и организационными возможностями. На местном уровне комиссии зачастую либо отсутствуют, либо их деятельность организуется на общественных началах.Отсутствие на федеральном уровне современного правового обеспечения деятельности указанных комиссий сдерживает разработку соответствующей правовой базы в субъектах Российской Федерации.
Дополнительного правового регулирования требуют вопросы, связанные с осуществлением органами внутренних дел, подразделениями по делам несовершеннолетних, центрами временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел профилактических функций в отношении беспризорных и безнадзорных детей, расширением их возможностей в оказании экстренной помощи несовершеннолетним, не имеющим места жительства.
Заключение
Нестабильность жизни в стране и в мире в целом наносит удар по обществу, семье, а в конечном итоге — по ребенку. Периодически возникающий интерес к проблемам семьи и детства обусловлен снижением рождаемости, повышением смертности, сокращением численности несовершеннолетних в общей совокупности численности населения России и рядом других причин. В результате падения авторитета норм морали и нравственности происходит дезорганизация социальных отношений, снижается уровень социального контроля и самоконтроль.
Следствием этого становятся разрушение семейно-брачных отношений, преступность несовершеннолетних, массовая беспризорность, увеличение числа детей, оставшихся без попечения родителей, и иные негативные социальные явления. В этих условиях особую тревогу вызывает подрастающее поколение, формирование его жизненных принципов и создание достойных условий для его существования и развития.
Растущая из года
в год безнадзорность детей –
следствие социальных и экономических
потрясений в обществе. За истекшее
десятилетие появилось
Сфера детского досуга, спорта, перешедшая в область платных услуг, также требует затрат со стороны семьи.
Проблема безнадзорности
и беспризорности тесно
Состояние и динамика детской безнадзорности и бродяжничества в РФ можно охарактеризовать как стабильно тяжелое. Подобная медицинская терминология вполне уместна, поскольку речь идет о тяжелом общественном недуге, поражающем людей и общество своими типично негативными свойствами и проявлениями. В отношении к данному социальному явлению начинают преобладать дискомфорт и равнодушие со стороны общественного большинства, помноженные на ситуативные общественные кампании, регулярно проводимые органами власти и управления. «Запущенность» детской безнадзорности, глубина и масштабы десоциализированности, укорененности синдрома безнадзорности в российском менталитете убеждают в необходимости возведения данной проблемы в ранг государственной безопасности, адекватных мер со стороны всех общественных институтов.
Список использованной литературы и источников
1. Белов Н.А. Дети-бомжи: как это началось//Правда.- 2005.- №6
2. Ковалев В.В. Психические отклонения у подростков правонарушителей. - М.: Медицина, 1992
3. Максимов Л.Н. Организация работы с беспризорными детьми в 1920-е годы//Нескучный Сад.- 2003.- №1
4. Миронов С.О положении детей в Российской Федерации //Известия.-2005.- №7
5. Пищулин Н.П. Исследование состояния, динамики и профилактики детской безнадзорности//МК.- 2004.- №3
6. Спартин В. О беспризорниках, о безденежье и безмозглости//Комсомольская правда.- 2005.- №8
7. Шихалиева С. Дети, вы чье конкретно будущее? //МК.- 2005.- №9
8. Садовская Ю. Беспризорников гораздо больше, чем мест для них в детских приютах//Аргументы и факты.- 2004.- №4
9. Закон РФ №120-ФЗ от 24.06.1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», ст.14, 15
10. Закон РФ №103-ФЗ от 20.07.2000 г. «Об основных гарантиях прав ребенка», ст. 14
11. Тематический обзор материалов на сервере http://news.ru.
Информация о работе Профилактика беспризорности несовершеннолетних