Профилактика беспризорности несовершеннолетних

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 13:37, курсовая работа

Описание работы

Отсюда, цель работы: оценить масштаб явления детской безнадзорности и беспризорности в России, изучить социальные причины этих негативных явлений, выявить характеристики безнадзорных и девиантных детей, перспективы реабилитации.
Задачи исследования:
· Изучение и анализ публикаций в СМИ, результатов социологических исследований, посвященных проблеме беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних;
· Оценка социально-экономических причин, оказывающих наиболее существенное влияние на динамику и уровень детской безнадзорности и беспризорности;
· Иерархизация основных проблем, связанных с высоким уровнем детской безнадзорности и беспризорности;
· Характеристика системы профилактики детской безнадзорности и беспризорности.
· Анализ основных проблем в сфере профилактики безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Общая характеристика беспризорности несовершеннолетних..5
1.1. Беспризорность несовершеннолетних как социальное явление:
семантика и соотношение со смежными понятиями………………………….5
1.2. Причины беспризорности несовершеннолетних…………………………7
1.3. Связь беспризорности несовершеннолетних с преступностью и иными видами девиантного поведения…………………………………………………11
Глава 2. Профилактика беспризорности несовершеннолетних…………16
2.1. Профилактика беспризорности несовершеннолетних……………………16
2.2. Проблемы нормативного регулирования профилактики беспризорности несовершеннолетних в РФ……………………………………………………..19
Заключение……………………………………………………………………23
Список использованной литературы и источников………………………

Файлы: 1 файл

к.docx

— 47.10 Кб (Скачать файл)

Несмотря на некоторые  положительные результаты активизации  деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по решению проблемы детской беспризорности, необходимо признать, что принимаемые  меры остаются недостаточно адекватными  остроте проблемы массовой детской  безнадзорности, наркомании и проституции, характеризующейся широким спектром причин и проявлений.

2.2. Проблемы  нормативного регулирования профилактики

беспризорности  несовершеннолетних в РФ 

 

Правовое регулирование  отношений, возникающих в связи  с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, установлено Федеральным законом  «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», принятым в июне 1999 г. 

В соответствии с  законодательством субъектами системы  профилактики безнадзорности и правонарушений являются комиссии по делам несовершеннолетних и их прав, различные органы управления (образования, социальной защиты, опеки  и попечительства по делам молодежи, здравоохранения, занятости, внутренних дел) и создаваемые ими учреждения.

Основными координирующими  органами являются комиссии по делам  несовершеннолетних и защите их прав.

В Российской Федерации  активно развивается сеть учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся  в социальной реабилитации. В настоящее  время действуют 793 специальных учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся  в социальной реабилитации, 187 стационарных отделений для несовершеннолетних, 69 отделений профилактики безнадзорности детей в иных учреждениях социального  обслуживания семьи и детей. В 2009 году в учреждениях социального обслуживания семьи и детей прошли социальную реабилитацию, получили другие социальные услуги 3,2 млн. несовершеннолетних. В системе образования профилактику социально-педагогической дезадаптации осуществляют более 550 центров психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям, 50 специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, 14 специальных учебно-воспитательных учреждений открытого типа. В системе органов внутренних дел действует 94 центров временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей.  

Введение в действие нового Федерального закона создало  дополнительные возможности для  усиления социозащитного принципа профилактики детской безнадзорности, дальнейшего развития сети социозащитных учреждений, активизации комплексного решения проблем детей, находящихся в трудной жизненной ситуации на основе более тесного взаимодействия всех субъектов, входящих в систему профилактики безнадзорности. Однако, наряду с позитивным значением положений Закона, он существенно сократил возможности и ответственность органов и учреждений внутренних дел в проведении профилактической работы с безнадзорными и беспризорными детьми.

Комиссии по делам  несовершеннолетних и защите их прав, призванные обеспечить на всех уровнях  координацию работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, пока не могут в полной мере реализовать  эту функцию, поскольку не обладают достаточными правовыми, кадровыми  и организационными возможностями. На местном уровне комиссии зачастую либо отсутствуют, либо их деятельность организуется на общественных началах.Отсутствие на федеральном уровне современного правового обеспечения деятельности указанных комиссий сдерживает разработку соответствующей правовой базы в субъектах Российской Федерации.

Дополнительного правового  регулирования требуют вопросы, связанные с осуществлением органами внутренних дел, подразделениями по делам несовершеннолетних, центрами временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел профилактических функций в  отношении беспризорных и безнадзорных детей, расширением их возможностей в оказании экстренной помощи несовершеннолетним, не имеющим места жительства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Нестабильность  жизни в стране и в мире в  целом наносит удар по обществу, семье, а в конечном итоге —  по ребенку. Периодически возникающий  интерес к проблемам семьи  и детства обусловлен снижением  рождаемости, повышением смертности, сокращением  численности несовершеннолетних в  общей совокупности численности  населения России и рядом других причин. В результате падения авторитета норм морали и нравственности происходит дезорганизация социальных отношений, снижается уровень социального  контроля и самоконтроль.

Следствием этого  становятся разрушение семейно-брачных  отношений, преступность несовершеннолетних, массовая беспризорность, увеличение числа детей, оставшихся без попечения  родителей, и иные негативные социальные явления. В этих условиях особую тревогу  вызывает подрастающее поколение, формирование его жизненных принципов и  создание достойных условий для  его существования и развития.

Растущая из года в год безнадзорность детей –  следствие социальных и экономических  потрясений в обществе. За истекшее десятилетие появилось множество  факторов, подрывающих стабильность семьи, препятствующих родителям воспитывать  своих детей. К примеру, фактор дефицита времени.  Оказалось, что у взрослых для занятий с детьми не остается времени. Или фактор нехватки средств. Не секрет, что бедствуют многие российские семьи, где родители потеряли работу, многим не хватает средств, чтобы обеспечить нормальное питание своим детям. В основательно дезорганизованном обществе  образовательные учреждения  на протяжении последнего десятилетия с катастрофической быстротой теряли свою воспитательную функцию. 

Сфера детского досуга, спорта, перешедшая в область платных  услуг,  также требует затрат со стороны семьи.  

 Проблема безнадзорности  и беспризорности тесно смыкается  в нашем понимании с такими  негативными явлениями, распространенными  в среде несовершеннолетних, как  правонарушения, алкоголизм, наркомания, проституция.

Состояние и динамика детской безнадзорности и бродяжничества  в РФ можно охарактеризовать как стабильно тяжелое. Подобная медицинская терминология вполне уместна, поскольку речь идет о тяжелом общественном недуге, поражающем людей и общество своими типично негативными свойствами и проявлениями. В отношении к данному социальному явлению начинают преобладать дискомфорт и равнодушие со стороны общественного большинства, помноженные на ситуативные общественные кампании, регулярно проводимые органами власти и управления. «Запущенность» детской безнадзорности, глубина и масштабы десоциализированности, укорененности синдрома безнадзорности в российском менталитете убеждают в необходимости возведения данной проблемы в ранг государственной безопасности, адекватных мер со стороны всех общественных институтов.

 

 

 

 

 

Список использованной литературы и источников

1.         Белов Н.А. Дети-бомжи: как это началось//Правда.- 2005.- №6

2.         Ковалев В.В. Психические отклонения у подростков правонарушителей. - М.: Медицина, 1992

3.         Максимов Л.Н. Организация работы с беспризорными детьми в 1920-е годы//Нескучный Сад.- 2003.- №1

4.         Миронов С.О положении детей в Российской Федерации //Известия.-2005.- №7

5.         Пищулин Н.П. Исследование состояния,  динамики и профилактики детской безнадзорности//МК.- 2004.- №3

6.         Спартин В. О беспризорниках, о безденежье и безмозглости//Комсомольская правда.- 2005.- №8

7.         Шихалиева С. Дети, вы чье конкретно будущее? //МК.- 2005.- №9

8.         Садовская Ю. Беспризорников гораздо больше, чем мест для них в детских приютах//Аргументы и факты.- 2004.- №4

9.         Закон РФ №120-ФЗ от 24.06.1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», ст.14, 15

10.      Закон РФ  №103-ФЗ от 20.07.2000 г.  «Об основных гарантиях прав ребенка», ст. 14

11.      Тематический обзор материалов на сервере http://news.ru.

 

 

                                                                                    


Информация о работе Профилактика беспризорности несовершеннолетних