Профилактика насилия в молодых семьях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 10:05, курсовая работа

Описание работы

Задача данной работы – определить сущность проблемы, причины возникновения насилия в молодых семьях, ее последствия, возможность решения проблемы.
Цель данной работы исследовать существующие наиболее эффективные методы профилактической работы с проблемными молодыми семьями, изучить требования к программам против семейного насилия.

Содержание работы

Введение 3
Глава I. Причины и виды физического насилия в молодых семьях 6
Глава II. Профилактика насилия в молодых семьях 14
Глава III. Практическая работа. Тренинг управления агрессией 25
Заключение 28
Список литературы 31

Файлы: 1 файл

ПрофилактикаНасилия.doc

— 160.00 Кб (Скачать файл)

Статистика  свидетельствует, что от агрессивного поведения мужчин страдают не только женщины, но и дети. К сожалению, ситуация насилия и жестокости относится не только к семьям группы риска, как мы привыкли считать раньше, где следы и последствия физического насилия налицо и более очевидны. Но и благополучные семьи часто погружаются в среду насилия. «Нормальные» родители опасны тем, что жестокое обращение с собственными детьми становится для них нормой, они оправдывают насилие долгом воспитания. Самым опасным является то, что многие дети воспринимают насилие, побои как норму жизни, как неотвратимость, поэтому они не говорят об этом, стараясь вытеснить из памяти происходящие события. Круг, таким образом, замыкается. Поведение детей в таких семьях отличается крайними проявлениями – от безразличия и равнодушия ко всему до агрессивности и гиперактивности но в любом случае падает успеваемость в школе внимание способность сосредоточиться могут появиться психосоматические расстройства – бессонница, головные боли, повышенная утомляемость. Но главное – в будущем такие дети копируют модель поведения своих родителей. И это одна из основных причин удвоенного внимания к проблеме насилия, ее профилактике именно в молодых семьях. Страшно, что жестокие формы физического и психологического истязания детей чаще всего остаются скрытыми. Родители в основном не признаются в своей ненависти к детям, но она всякий раз проявляется, когда ребенок не слушается, не соответствует родительским ожиданиям, проявляет самостоятельность. Родители берут на себя право принимать решения за детей, отказывать им в праве на выбор, самостоятельность и свободу.

Существуют  и другие ситуации, когда насилие  практикуется под воздействием алкоголя или психоактивных веществ. Здесь на первый план выходит степень зависимости человека от ПАВ и характерные для него стереотипы поведения. «Химический состав крови – еще один фактор, влияющий на чувствительность нервной системы к стимуляции агрессии. И лабораторные эксперименты, и данные полиции показывают: находящихся в состоянии алкогольного опьянения гораздо легче спровоцировать на агрессивное поведение. Люди, виновные в совершении насилия, часто: 1) злоупотребляют алкоголем и 2) становятся агрессивными после интоксикации… Алкоголь усиливает агрессивность, снижая уровень вменяемости личности, а также ослабляя способность учитывать последствия совершаемых действий. Алкоголь стирает индивидуальность и растормаживает». (7 с. 488-489) В этом случае необходимо в первую очередь обратить серьезное внимание на первопричину насильственного поведения домашнего агрессора и обеспечить ему помощь квалифицированных специалистов.

Что же общего в разных видах насилия? Объединяет все разновидности физического  воздействия одно – неспособность без посторонней помощи выйти из конфликтной ситуации другими путями.

Именно в  этом аспекте, как профилактическая работа с насилием в молодых семьях, разворачивается практическая работа психолога. Целью является научение выходить из конфликтной ситуации без применения насилия, а также развитие способности контролировать свое поведение и эмоции. Работа подразумевает собой взаимодействие социального работника, психолога с участниками конфликта (как с насильником, так и с жертвой), с целью не просто изменить поведение применяющего насилие, если таковое уже случилось, но и исключить появление провоцирующих поступков терпящего насилие. В ряде случаев насилие вызывается как стереотипная реакция на конкретное поведение. Иначе говоря, работа социального работника и психолога как профилактика или в случае насилия в семье, идет по двум направлениям: с тем, применяет насилие, и с тем, кто от этого страдает. Конечно, чтобы работа психолога была успешна, необходимо осознание тем, кто применяет насилие, недопустимости таких действий, а также желание сохранить свою семью. Только в этом случае работа психолога становится эффективной.

Итак, молодая семья имеет ряд проблем, ведущим к конфликтам. Возникновение насилия в молодых семьях обуславливаются следующими факторами: структурой общества, гендерными стереотипами, воспитанием, личностными характеристиками молодых людей, начинающих жить в браке. И все же, большая часть из этих причин - психологического плана.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II

Профилактика насилия  в молодых семьях

 

Общеизвестна  криминологическая зависимость  – чем лучше профилактика, тем  меньше преступлений. Чем больше ответственности  за побои или легкое истязание, тем  меньше убийств. При этом, конечно, необходимы информационное обеспечение воспитательного характера, внедрение гендерного образования на все уровни общеобразовательной системы.

Очень важная проблема молодой семьи - несовпадение ценностных иерархий у супругов. Противоречия в этой области не всегда обнаруживаются в повседневной жизни, но антагонизм ценностных установок обычно становится очевидным еще в период «проб» и приводит к разрыву отношений. Для молодых супругов более актуальным является умение разрешить конфликты, умение находить компромиссные решения по различным вопросам. Для этого необходимо внедрение программ по проведению профилактики в кризисный момент взаимоотношений молодой семьи.

Для разработки таких программ, необходимо учитывать  вышеприведенные факторы, ведущие к таким негативным последствиям конфликта как насилие. В особенности – психологический фактор.

На первой стадии совместной жизни молодой семьи происходит взаимное приспособление супругов, поиск такого типа отношений, который удовлетворял бы обоих. При этом перед супругами стоят задачи формирования структуры семьи, распределения функций и ролей и выработки общих семейных ценностей. Под структурой семьи понимается способ обеспечения единства ее членов. Распределение ролей проявляется в том, какие виды семейной деятельности каждый член семьи берет под свою ответственность. Семейные ценности представляют собой установки супругов. Для благополучного осуществления взаимной адаптации молодых партнеров необходимо достижение совместимости их представлений по всем трем параметрам.

Понимание социальных закономерностей, статики и динамики, не будет полным без изучения психики и психологии отдельной личности. Главная задача специалистов при построении профилактической работы - уметь работать не только со следствиями, но и с причинами.

Состояние клиента, которое дает повод обратить особое внимание специалиста, может проявляться дезадаптацией личности,  это может быть также любая дисгармоничность в структуре личности, чрезмерные вспыльчивость, эмоциональная несдержанность, замкнутость, тревожная мнительность, болезненная подозрительность. Развитию и закреплению невротической симптоматики способствуют такие факторы, как неблагоприятная психологическая атмосфера в семье, на работе, соматическое неблагополучие, хронические интоксикации. Часто первоначально психотравмирующая ситуация не носит характер прямого конфликта с конкретными лицами, а преобладает общая недоброжелательная обстановка, несправедливость, ущемление самолюбия. Учащению и углублению конфликтов в молодой семье могут способствовать переутомление одного из ее членов, систематическое недосыпание, нарушение питания. Поэтому динамика таких ситуаций во многом зависит от изменения обстановки.

Социальные работники, психотерапевты разрабатывают стратегии  помощи, направленные на снятие негативных эмоций, в частности, реальная помощь оказывается посредством применения методов психотерапии. Для устранения психических стрессоров предполагается два основных подхода: либо устранение самой психотравмирующей ситуации, либо изменение отношения личности к этой ситуации. Так как нередко человек не может избежать или уйти из такой ситуации, то наиболее эффективным выходом является коррекция внутреннего конфликта с позиции отношений. Таким способом разрешения ситуации может быть такая психотерапия, которая учитывает связь между особенностями личности и спецификой психотравмирующей ситуации. Психотерапия может быть успешной при учете всей глубины и своеобразия личности, понимание которого возможно при полном контакте психолога и клиента». (8 с. 452)

Люди развиваются и совершенствуются в процессе их социализации, активного усвоения и воспроизводства социального опыта. «В значительной степени их поведение является следствием их социального статуса».  (9 с. 89-90) Уровень личностного развития каждого члена молодой семьи – это еще один важный фактор, влияющий на возникновение конфликта. Специалисту необходимо проводить работу в плане научения корректировать свои действия в соответствии с общепринятыми нормами и правилами поведения, нравственными понятиями, моральными принципами. Итоговым результатом проведения психологических тренингов, консультаций должно включать осознание членов молодой семьи того, что проявления своего темперамента и характера необходимо учиться держать под контролем. «Дети, чьи родители часто применяют наказания, обычно используют сходные агрессивные формы поведения в отношении с другими. Родители добивались у них послушания с помощью окриков, шлепков, подзатыльников и таким образом давали им уроки агрессии как метода решения проблем. Таких родителей часто подвергали физическим наказаниям со стороны их собственных родителей… Насилие в семьях часто ведет к насилию в дальнейшей жизни». (7 с. 501)

Но, чтобы признать свою неспособность без помощи прекратить насилие и согласиться на психологическую коррекцию своих эмоций и поведения, требуется мужество и желание прекратить свое необузданное и неподдающееся собственным усилиям поведение, а также доверие к тем методам, которые практикуются психологом.

Специалист, при проведении профилактики с молодыми семьями, находящимися в кризисных отношениях, должен учитывать:

  1. Характеристики конфликтующих сторон: их ценности и мотивации, устремления и цели, психологические, интеллектуальные и социальные ресурсы для разрешения конфликта;
  2. Для конфликтующих сторон: что они рассматривают как выгоду или достижение цели, а что - как потеря или поражение.
  3. Предысторию их взаимоотношений: отношение друг к другу, взаимные стереотипы и ожидания, их представления о том, что противоположная сторона ожидает о них самих, степень полярности их взглядов. Возможность  и эффективность соглашения к которому могут прийти муж и жена, будет зависеть от взаимного доверия.
  4. Природу того, что привело к конфликту: его границы, жесткость, мотивационную ценность, определение, периодичность.
  5. Социальную среду, в которой возник конфликт. Возможно, у членов молодой семьи существует незначительный опыт конструктивного разрешения конфликта и отсутствуют институты или нормы, призванные поощрять мирное разрешение возникших споров.
  6. Заинтересованные стороны: их отношение к конфликтующим сторонам и друг к другу, их заинтересованность в тех или иных результатах конфликта, их характеристики. Многие конфликты в семьях разгораются на фоне повышенного внимания близких. Бывает, что конфликт между членами семьи может обостриться или погаснуть в зависимости от желания конфликтующих «сохранить лицо» или предстать в выгодном свете перед третьей стороной.

Разрешение  конфликта при первичной профилактике должно достичь своей цели: путем осознания  научить агрессора конструктивным способам управлять своей агрессий без применения насилия.  Это достигается, во-первых - за счет преобразования самой объективной конфликтной ситуации и, во-вторых - за счет преобразования образов ситуации, имеющихся у сторон. Рассматривая агрессию как свойство личности проявления в «гиперактивности (внешней и внутренней), низкой толерантности, гневливости, раздражительности, вспыльчивости, злости, импульсивности, нервозности, беспокойстве», важно понимать, что «в ней есть и конструктивная составляющая. Это наличие большого количества идей, энергии, стремительности в действиях» (10 с. 114), и направить ее, по возможности, именно в это русло. Ведь темперамент изменить невозможно, значит необходимо предоставить замену выхода негативным импульсам в позитивное, созидательное, конструктивное направление.

В психологии это достигается традиционными  тренинговыми процедурами – ролевыми играми, разного рода упражнениями, дискуссиями, мини-лекциями, сочетающимися  с психотерапевтическими. В психотерапии существуют эффективные тренинги, органично сочетающимися с когнитивными и экзистенциально-гуманистическими психотерапевтическими методами. Исходя из этого, коррекционная работа происходит «не только на поведенческом уровне, но и наличностном, тем самым затрагивая глубинные пласты индивидуальности». «Из психотерапевтических методов используются: рационально-эмотивная психотерапия, психосинтез, гештальттерапия, соконсультирование, экзестенциальная психотерапия». (10 с. 114)

В основные задачи программы против насилия входит также формирование отношения к этой проблеме, у молодых жен. Необходимо развивать самосознание молодых женщин, повышать собственную самооценку, научить находить выход из затруднительных ситуаций. Специальная программа учит освобождению от чувства незащищенности, неспособности противостоять возможному насилию, освобождению от чувства страха, помогает осознать, что насилия можно избежать, и даже остановить. Реализация данных задач достигается специальными формами работы по предупреждению и профилактике насилия, которые необходимо начинать применять уже в школах, гимназиях, колледжах. Важным моментом в формировании уверенности в возможности противостоять насилию у девушек, молодых женщин, будущих или молодых жен, является знание законодательной базы, знание своих прав и умение реализовать их. Так же важным направлением является разработанная существующая система тренингов, которая помогает женщинам обсудить свои проблемы, понять, что они не одиноки, выработать свою позицию и отношение к конкретным жизненным обстоятельствам. При внимательном изучении, выявляется факт того, что у современных молодых людей, несмотря на открытость темы семейных отношений и доступность информации, часто существует искаженное представление о семье, семейных отношениях и проблемах. Уже в общеобразовательных заведениях нужно проводить тематические дни, посвященные вопросам человеческих отношений, любви, здоровья и прав человека. Целесообразность и эффективность таких уроков очень высока. Важность создания городских кризисных центров, телефонов доверия психологической и юридической помощи, несомненно очень важна. Но задача профилактической деятельности – разорвать кольцо насилия. Специальные программы по профилактике насилия помогает молодым женщинам обрести чувство самодостаточности, способствует приобретению навыков межличностного общения, воспитывает чувство самоуважения, помогает справиться с личными проблемами. Необходимым условием такой работы и успешности подобных программ является взаимодействие с работниками социальной сферы, психологами, специалистами из кризисных центров, юристами. Они помогут наполнить программы конкретными статистическими данными, примерами, предоставят уникальную возможность общения.

Информация о работе Профилактика насилия в молодых семьях