Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 10:05, курсовая работа
Задача данной работы – определить сущность проблемы, причины возникновения насилия в молодых семьях, ее последствия, возможность решения проблемы.
Цель данной работы исследовать существующие наиболее эффективные методы профилактической работы с проблемными молодыми семьями, изучить требования к программам против семейного насилия.
Введение 3
Глава I. Причины и виды физического насилия в молодых семьях 6
Глава II. Профилактика насилия в молодых семьях 14
Глава III. Практическая работа. Тренинг управления агрессией 25
Заключение 28
Список литературы 31
Молодым женщинам предлагаются возможные алгоритмы поведения в ситуации домашнего насилия, создание собственного плана безопасности в случае домашнего насилия.
Информационный блок решает следующие задачи:
- дает молодым людям знания о таком сложном явлении, как насилие;
- предлагает
разобраться в причинах и после
- рассматривает различные виды насилия, их проявления;
- предлагает возможные алгоритмы поведения в ситуациях насилия, помогает выработать собственный план жизненной безопасности.
Таким образом, эффективность первичной профилактики насилия обеспечивается методами психотерапевтической работы с молодыми семьями, находящимися в кризисных отношениях. Для работника социальной сферы, важно в этом отношении выявлять вовремя такие молодые семьи, которым уже требуется помощь. Для этого необходимо проводить также и просветительскую программу.
При вторичной профилактике, используются различные проекты, программы. Например, в Норвегии разработана эффективная действующая программа – Альтернативы насилию (ATV). (11 с. 95-106) Практики, работающие в ATV, в основном психологи. Данная модель терапии опирается на про-фиминистскую идеологическую базу, терапевтические методы включают как групповую, так и индивидуальную терапии. Ни индивидуальная, ни работа в группе не ограничены временными рамками. Некоторым мужчинам требуется больше времени, чтобы признать насилие важной проблемой и принять на себя ответственность за жестокость и насилие, совершенное ими. Другим требуется больше времени для работы с какими-то аспектами индивидуальной истории жизни, связанными с жестоким насилием. ATV построена на добровольном желании мужчин участвовать в ней, хотя некоторым мужчинам приходится это делать по решению суда. Процедура обращения в программу простая – достаточно позвонить, чтобы зарегистрироваться. Примерно 60% клиентов звонят сами, порядка 40% направляются в программу официальными инстанциями. Мужчины, желающие пройти курс терапии, как правило, имеют внешнюю мотивацию для участия в программе. Зачастую партнерша, подвергшаяся жестокому обращению, в ультимативной форме выдвигает требование насильнику пройти курс терапии, угрожая в противном случае разрывом отношений. Для многих участников начальная стадия является критической, поскольку нет никаких официальных методов воздействия, которые вынудили бы их продолжать терапию. Этот момент учитывается программой ATV. Кроме того, чтобы повлиять на жестокое поведение новичка, много внимания уделяется работе по созданию у клиента внутренней мотивации. Изначально мужчины характеризуются нежеланием менять свое жестокое поведение. В тоже время важно, что у них все-таки есть подспудное желание измениться, в тоже время они бояться, что их будут осуждать за их жестокое поведение. Чтобы внешняя мотивация перешла во внутреннюю потребность исправиться, необходимо учитывать оба эти момента. Для того, чтобы оказать помощь наилучшим образом, практики должны пройти специальную подготовку и научиться распознавать различные виды насилия: физическое, психологическое, сексуальное, имущественное. Особое внимание уделяется различным формам психологического насилия, которое может включать выраженные и невыраженные угрозы насилия, психическую деградацию и запугивания, контролирующее и изолирующее поведение, патологическую ревность. Именно психологическое насилие показывает основание и сущность мужского насилия в отношении женщин – стратегия власти и контроля, которые держат ее в подчиненном положении, чтобы ситуация вписывалась в его представления о мужественности, женственности и интимности. В таком контексте психологическое насилие выступает как основа для всех других форм насилия. Основные методологические принципы ATV модели включают в себя четыре фазы, через которые клиент должен пройти:
Даже в северных европейских странах мужчины живут с культурным стандартом, критикующим «не-мускулинные» чувства, например, грусть, чувство неполноценности, страх, стыд, чувство вины, неадекватность, и одновременно налагающим запрет на применение мужчинами насилия в отношении женщин. Это означает, что переживаемое мужчиной эмоциональное и субъективно воспринимаемое чувство бессилия, формируется как на индивидуальном уровне, так и культурой. Именно на пересечении этих двух уровней и должен искаться ответ на вопрос, почему мужчины злоупотребляют властью в отношении своих партнерш и что этим делать. Это основной аргумент в пользу того, что эффективные терапии не могут сводиться только лишь к психо-просветительским программам. Чтобы добиться изменений в долгосрочной перспективе с точки зрения проблемы насилия, то должны быть созданы методы и модели, учитывающие то, что мужчинам нужна помощь для изменения способа разрешения ситуации своего бессилия на индивидуальном уровне эмоций и личной истории жизни. (11 с. 95-106)
«Есть, наверно,
тройной закон поддержания
Жестокое обращение в семье, являясь нарушением прав человека, выступает мощным дестабилизирующим фактором, подрывающим основы семьи. А так как молодые растущие семьи представляют собой будущее общества, то распад семьи в результате насилия, нарушает безопасность общества в целом. Такая ситуация, безусловно, требует все более глубокого поиска эффективных правовых и социально-психологических средств искоренения этого социального зла. На этом пути имеется ряд препятствий: отсутствие в России закона о предотвращении насилия в семье, отсутствие механизма наказуемости агрессора, механизма защиты жертвы, экономическая незащищенность, правовая безграмотность населения, отсутствие информации в СМИ о проблеме домашнего насилия, особенности традиционного семейного уклада, распространенность гендерных стереотипов. Несомненно, в последнее время растет число организаций, проектов, программ, но они направлены в основном на работу с жертвами насилия и их реабилитацию. Это, безусловно, важная составляющая в деле решения проблемы домашнего насилия, но недостаточная для его профилактики и предотвращения. Большим потенциалом здесь обладают органы образования и социальной защиты. Эффективная работа с проблемой домашнего насилия в молодых семьях предполагает не только помощь отдельным жертвам, но и предотвращение насилия как такового.
Важна и комплексная работа по предотвращению и искоренению проблемы домашнего насилия, особенно в молодых семьях, предполагает работу не только с реальными, но и с потенциальными жертвами, агрессорами, а также свидетелями насилия. Особую роль здесь играет профилактическая, информационно-просветительская работа, так как болезнь, в том числе социальную, легче и эффективнее предотвратить, чем лечить. Реализация данного подхода к решению названной проблемы позволит начать процесс формирования негативного общественного мнения мужчин о насилии в отношении женщин, а у женщин – воспитание самоуважения и адекватной уверенности в себе. Мужчины научатся распознавать симптомы насильственного поведения, контролировать его, а также узнают о ресурсе получения помощи в существующих сервисных организациях по месту проживания и ответственности за совершение акта насилия. Они осознают тот факт, что насилие является нарушением прав человека: женщины, ребенка. Поскольку большинство властных структур представлено мужчинами, то можно предположить, что отрицательное восприятие насилия, негативное к нему отношение будет закреплено в институтах власти разного уровня.
В этой связи определяются несколько основных задач организации такой работы с мужчинами:
Для достижения поставленных задач можно использовать максимальное количество форм работы, то есть конкретных мероприятий. Наиболее эффективными средствами здесь представляется просвещение мужчин посредством общественных и рекламных акций, публикаций в средствах массовой информации, научно-популярных статьях. Кроме того, может быть важным издание и широкое распространение брошюр, буклетов, показывающих мужчинам пагубность насильственного поведения. Однако для создания реальной возможности по профилактике насилия и помощи жертвам насилия требуется совершенствование законодательной базы и принятие специального закона о семейно-бытовом насилии. (6 с. 105)
Программа тренинга агрессии Т. А. Курбатова носит концептуальный характер. Цель тренинга – осознание и научение конструктивным способам управления агрессией. Участие в группе – добровольное.
Описание работы:
1. Метод обращения
«Денис». Раньше работал в службе спасения. Знает о работе психологов. По желтым страницам нашел телефон антикризисного центра.
2. Социальные характеристики
27 лет, женат 3 года, есть ребенок 2 года. Мать, отчим и два сводных младших брата живут в Казахстане. Закончил пожарное училище в Казахстане, затем переехал в Санкт-Петербург.
3. Психологическая характеристика до терапии
Жалобы на
смены настроения от эйфории до депрессии.
После вспышек гнева –
4. Характеристики насилия
Удары по лицу (пощечины). Причины – попытка контроля со стороны
жены: заставляет писать отчеты о расходовании денег.
5. Проблемы с законом
Нет
6. Наркотические вещества
Нет
7. Алкоголь
Да
8. Опыт обращения к психологам
Нет
9. Динамика терапии
День первый.
Цель: знакомство с агрессией, как со своей, так и с чужой. Для начала важно научиться идентифицировать ее на вербальном и на невербальном уровнях, на когнитивном, эмоциональном и поведенческом. Задания для группы включают индивидуальную оценку гнева и самоинструктирование в рамках рационально-эмотивной психотерапии, медитации. Упражнения из психосинтеза и гештальттерапии.
Участники группы рисуют агрессию, изображают ее языком тела, разговаривают с ней, используя при этом технику гештальта «пустого стула» и психосинтетический прием «общения» с агрессией.
Важный результат первого дня работы – более глубокое осознание различных проявлений агрессии и умение проводить ее в мониторинг.
День второй.
Цель: работа с гневом, злостью, реагированием на них, выплеском, катарсисом.
Здесь максимально применяются техники работы с агрессией, с подавлениями – детско-родительскими, возрастными, половыми, ролевыми, профессиональными. Все это в полном объеме представляется в соконсультировании. Используемые приемы: «смена ролей», сказать больше», «преувеличить», «преуменьшить», «посмеяться», «рассказать историю». В результате участники чувствуют, что яснее мыслят, яснее могут выразить свои чувства на вербальном уровне, имеют большую психологическую свободу, ощущают прилив жизненных сил, позитивный настрой по отношению к себе и к социальному окружению.
День третий.
Цель: отработка конструктивных способов управления собственной агрессией и агрессией оппонентов.
В технике «вертушки» проходит индивидуальная работа с бихевиоральными технологиями управления агрессией. Используются такие приемы, как вербализация собственных чувств и чувств оппонента, «отражение очевидного», «прерывание процесса», «визуализация образа», «психологический профиль агрессии». Осуществляется практика воздействия на партнера в своих интересах, но с соблюдением интересов партнера в режиме поведенческого тренинга. Вырабатываются индивидуальные навыки ассоциативного поведения. Одновременно с этим происходит более глубокое осознание собственных интересов и проживание собственных агрессивных паттернов поведения благодаря применению приемов, предлагаемых экзистенциальной психотерапией.
«Представленная концепция тренинга дает возможность более осознанно относиться к агрессивным проявлениям человека, идентифицировать, дифференцировать, принимать, контролировать и управлять агрессией. Это позволяет существенно повысить свою внутреннюю свободу, ответственность, сбалансированность и гармоничность, что безусловно, способствует личностному росту, поведенческой эффективности и продуктивности». (18 программ тренингов: Руководство для профессионалов / Под науч. ред. В. А. Чикер. – СПб.: Речь, 2008. – 368 с., стр. 114)
10. Изменение представлений о насилии
Стал осознавать, что его агрессия берет начало в детстве. В этом ему необходимо разобраться отдельно, работая индивидуально с психотерапевтом.
11. Психологические характеристики после терапии
Улучшение настроения. Исчезли головные боли. Начинает понимать свои ошибки. Но, в то же время чувствует в себе силы изменить все в позитивную сторону.
12. Влияние терапии на отношения в семье
Произошел разговор с женой «на равных». Совместно решили стабилизировать отношения в семье, ради ребенка и ради сохранения любви.
13. Перспективы пациента
Есть желание продолжать работать с психотерапевтом.
14. Впечатления терапевта
Прогнозы благоприятные за счет желания «Дениса» изменить свою жизнь, исправить ошибки, улучшить отношения в семье. У пациента появилось воодушевление и надежда на возможность создания благополучия как семейного, так и собственного душевного и духовного роста.