Профсоюзы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 18:54, курсовая работа

Описание работы

Цель работы заключается в рассмотрении современных российских профсоюзов в общественно-политической инфраструктуре общества.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. Раскрыть понятие и цели деятельности профсоюзов.
2. Описать основные функции профсоюзов.
3. Исследовать профсоюзы как социальный институт.
4. Осветить статус профсоюзов в современном обществе.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Основные направления деятельности профсоюзов 5
1.1. Понятие и цели деятельности профсоюзов 5
1.2. Основные функции профсоюзов 7
Глава 2. Место и значение профсоюзов в общественно-политической инфраструктуре общества 15
2.1. Профсоюзы как социальный институт 15
2.2. Статус профсоюзов в современном обществе 17
Заключение 21
Список использованных источников и литературы 24

Файлы: 1 файл

профсоюзы.docx

— 59.32 Кб (Скачать файл)

Во-вторых, профсоюзы давно  не «союзы» в классическом понимании  этого слова. Они действуют не только и не столько на основе согласия, сколько на основе установлений, достаточно формализованных и обязывающих - законы, уставы, постановления, резолюции, инструкции и т.д. Сохраняя определенные внешние признаки союза - добровольность участия, демократизм процедур и  пр. - профсоюзы обладают ныне всеми  атрибутами института, причем института  оказывающего существенное влияние  на общественную жизнь.

К какому же из известных  базовых институтов отнести профсоюзы? Учитывая полифункциональность профсоюзов, многообразие внутри- и межинституциональных связей, большое количество включенных в орбиту их деятельности людей, множество  взаимодействующих социальных групп  и организаций, сложность нормативной  системы, разнообразие организационных форм и т.д., профсоюзы следует считать самостоятельным базовым социальным институтом. Таким же,  как государство, семья или церковь. Достаточно хотя бы мысленно исключить из развивающихся обществ XIX, а особенно XX века этот институт и легко представить, какие бы общества мы имели сегодня, какой уровень жизни в них преобладал, какие дифференциации наблюдались, и какова была в этих обществах степень социального напряжения и конфликтности.

Благодаря профсоюзам удалось  во многом снять дестабилизирующие  дифференциации, особенно в оплате труда, направить разрушительные социальные конфликты в организованное русло  и в значительной степени уменьшить  их остроту, улучшить условия труда  больших отрядов индустриальных работников и в целом условия  продажи рабочей силы.

Многое сделано профсоюзами  в плане развития производственной демократии, гуманизации отношений  между трудом и капиталом, менеджерами  и рабочими, а также в профессионализации рабочих, организации их быта и отдыха.

Даже столь беглое перечисление результатов институциональной  деятельности профсоюзов говорит об их значении в общественном развитии, которое не может быть сведено к какой-то одной пусть и важной, например, защитной, функции3.

Институциональная особенность  профсоюзов состоит, прежде всего, в  том, что они встроены в систему  социально-трудовых отношений - важнейших  отношений в обществе, регулируют эти отношения, выступая на стороне  наемного труда, и в этом их основное предназначение. Поэтому профсоюзы  скорее можно считать регулятивным институтом, или институтом регуляции социально-трудовых отношений.

Еще одна особенность данного  института заключается в том, что он занимает промежуточное, буферное положение в ряду других базовых институтов - политических, экономических, социальных (в узком смысле) - и он вынужден, поэтому,  испытывать влияние и нагрузки этих институтов, беря на себя часть их функций. Бывшие советские профсоюзы отчасти замещали хозяйствующих субъектов, выступали проводниками политической линии правящей партии, инициировали конкурентность, соревновательность среди работников и коллективов, осуществляли социализацию, приобщая молодых работников к базовым трудовым ценностям, самостоятельно вели большой объем социальной работы (оздоровительная, культурно-воспитательная, физкультурно-спортивная, благотворительная и др.)

Профсоюзы, имея транзитный, маргинальный статус, выполняют функции  посредника между работодателем (собственником, предпринимателем) и наемным работником как непосредственным производителем товаров и услуг. Они как бы аккумулирует претензии двух сторон и стараются разрешить их в пользу работника.

В составе системного института, каковым являются профсоюзы, действуют  пединституты или частные институты, имеющие социально-технологическую природу и организующие конкретные социальные практики. Это институт коллективных договоров и соглашений, институт социального партнерств, институт представительства и членства. Данные институты нормативно и организационно регулируют процессы взаимодействия субъектов - наемного работника, предпринимателя, государства, внося сюда элементы упорядоченности и контроля. Через институты колдоговоров, партнерства и представительства профсоюзы осуществляют ныне основной объем практической работы.

2.2. Статус профсоюзов  в современном обществе

Позиции профсоюзов в обществе определяется двумя группами факторов: экзогенными и эндогенными.

К первым, в наибольшей степени  обеспечивающим соответствующий статус профсоюзам, можно отнести их отношения  с: 1) государством; 2) бизнесом; 3) политическими  партиями и движениями; 4) гражданским  обществом. Отношения эти можно  рассматривать и как наиболее существенные внешние институциональные  связи.

Профсоюзы объективно не могут  не выражать интересы государства, тем более, если последнее претендует называться «социальным», так как от этого зависит само их существование в институциональных формах. Но профсоюзы не могут не выражать и интересы другой стороны - работников наемного труда, создающих эти союзы для представительства и защиты своих интересов.

Больший или меньший компромисс в сторону государства или, напротив, в сторону совокупного наемного работника зависит от конкретной политико-экономической ситуации в  обществе. Если государство достаточно сильно и дееспособно, правительство  демонстрирует политическую волю, а  в обществе не присутствуют революционные  настроения, то профсоюзы целиком  и полностью склоняются на сторону  государства, вплоть до растворения  их в государственных структурах. Так было во времена советских  профсоюзов, которые оказались до такой степени прочно вшитыми  в ткань государства и правящей в нем партии, что только по формальным признакам можно было различить  «кто есть кто»4.

Перекрещивание функции, перетекание элит, однообразные принципы строения (унитаризм, централизм) делали трудно различимыми те специфические особенности, которыми отличается данный социальный институт от государственных институтов.

Компромисс в пользу государства  проявлялся во многих отношениях, начиная  от оплаты труда профработникам по принятым государством стандартам и  кончая практической невозможностью (и  недопустимостью) применения силовых  акций в виде митингов протеста, забастовок и т.д.

Государство, в свою очередь, шло на компромисс с профсоюзами, делегируя им исполнение социальной работы (распоряжение фондами социального  страхования и пенсионного обеспечения, содержание лечебно-оздоровительных, социально-бытовых объектов, учреждений культуры, спорта и др.), которая в  других обществах и странах составляет, как правило, прерогативу государственных  организаций и предпринимательских  структур.

Статусная особенность российских профсоюзов состоит в том, что  они в лице своих лидеров, главным  оппонентом считают государство  и весь свой критический ресурс, идеологические и организационные  возможности направляют на противодействие  государству и политической власти, хотя основные противоречия в системе  социально-трудовых отношений проходит по линии «капитал - труд», «работодатель - наемный работник».

В работе раскрываются основные причины данного явления: «социальное  происхождение» профсоюзных лидеров  и функционеров, уровень их социальной компетентности, степень правовой защищенности и др.

Статус оппозиционного по отношению к государству института  развязывает профсоюзам руки, позволяет  действовать без лишней оглядки  и тем лучше выполнять свои функции. Жесткая зависимость от государства, имевшая место ранее, таких возможностей не предоставляла. Но, очевидно, степень оппозиционности  профсоюзов должна корректироваться с  социальными действиями государства, не все инициативы должны подвергаться обструкции, а какие-то получать и  поддержку. Иными словами, лучшая позиция  профсоюзов в правовом демократическом  обществе - это конструктивная оппозиция. Профсоюзы вправе выставлять свои требования государству, исходя из интересов представляемых ими работников, но и государство  тоже вправе предложить свой «государственный заказ».

Статус профсоюзов зависит  и от того, какие складываются отношения  между ними и предпринимательскими структурами, миром бизнеса. Профсоюзам явно не подходят как «приятельские» отношения с бизнесом, который в отсутствии сильного противовеса становится чрезмерно алчным, жестоким и внеморальным, так и постоянная конфронтация с ним, понижающая эффективность предпринимательской активности.

Налаживание отношений сотрудничества профсоюзов с бизнесом имеет под  собой основания, у них есть много  общих проблем - найма, массовых увольнений, продвижения по службе, оплаты труда, поддержания трудовой дисциплины, профтехнической  подготовки рабочих кадров - равно  важных как для профсоюзов и выражающих их интересы работников, так и для  предпринимателей и менеджерского  корпуса.

Профсоюзам и предпринимателям предлагается точнее определить круг задач, в которых они не принимают  участие, и что является исключительной компетенцией другой стороны, тем более, что мировая практика накопила в  этом отношении немалый опыт.

Всяческое стремление к сотрудничеству с бизнесом, что крайне важно для  мирного, без забастовок,  разрешения трудовых разногласий и конфликтов, чревато, однако, потерей для профсоюзов своего лица, понижением общественного  статуса. Статус равного партнера предпринимателю  профсоюзы де-факто могут обрести, лишь сохраняя требовательность, повышая  профессионализм в работе, углубляя знания и компетентность своих функционеров и активистов, пополняя ряды новыми членами, расширяя институциональные  связи и социальную базу5.

Российский предприниматель  не вполне осознает еще ту положительную  роль, которую могут играть профсоюзы  в урегулировании трудовых отношений  на производстве, и потому не проявляют  заинтересованности в создании профсоюзных организаций и обеспечении условий их деятельности. Только на единичных вновь создаваемых предприятиях частного сектора организуются профсоюзы. Менеджеры большинства же предприятий, особенно малого и среднего бизнеса, считают представительные органы работников излишними и даже вредными. Профсоюзам немало предстоит сделать, чтобы переломить эту негативную для себя обструкционистскую позицию бизнеса, доказать на деле свою функциональную значимость.

Повышение своего статуса  профсоюзы не случайно связывают  с участием в политической жизни общества. Из всех ресурсов, к обладанию которыми стремится любой институт, любая организация, наибольшие дивиденды дает ресурс власти. А самый большой объем власти достигается в сфере политики, поэтому приближение к политическим структурам и институтам, приобщение к тем органам, где принимаются важные властные решения, а еще лучше - вхождение в них, составляет главный вектор устремлений лидеров и элитных групп организаций и институтов.

Хотя основные интересы профсоюзов лежат в социально-экономическом  пространстве, и многие профсоюзы  провозгласили свою независимость  от политических партий, занимают позиции  «чистого тред-юнионизма», тем не менее, они не прочь использовать в своих  интересах политические рычаги.

Разумеется, стать абсолютно  политически нейтральными профсоюзы  не могут по определению. Вопрос в  другом - какие политические партии и движения поддерживать и в каких  формах с тем, чтобы не понизить свой и так недостаточно высокий социальный статус. Пока в этом вопросе позиции  российских профсоюзов выглядят крайне неопределенными.

Статус профсоюзов как  института определяется не только его  отношениями с государством, бизнесом и политическими партиями, но его  связями с обществом в целом. Последние получают свое эмпирическое выражение: 1) в информированности общества о профсоюзах; 2) в восприятии обществом профсоюзов; 3) в ожиданиях общества по отношению к профсоюзам.

Причины, по которым общество утратило интерес к профсоюзам и не выказывает потребности иметь о них полную информацию,  влияют на оценку и восприятие людьми профсоюзов. Ко второй группе - эндогенных- факторов можно отнести: 1) количество вовлеченных людей и их активность; 2) организационные структуры и организационные возможности; 3) цели, интересы статусных групп и их позиции по отношению к актуальным проблемам; 4) экономические и финансовые возможности.

 Данные факторы характеризуют  внутриинституциональные связи.

В составе профсоюзов выделяются четыре относительно самостоятельные  статусные группы, которые располагают разным объемом власти, разными возможностями распоряжаться ресурсами, разными ожиданиями по поводу вхождения в состав института, разным престижем. Это: рядовые члены профсоюза; профсоюзные активисты; профсоюзные работники и специалисты; профсоюзные лидеры. Статус профсоюзов двойственен и противоречив. Формально высокие показатели вовлеченности людей в деятельность института, развитости организационных структур, финансового и имущественного состояния и одновременно не до конца определенные отношения с государством, политическими партиями, бизнесом и обществом в целом и, как следствие, неудовлетворяющая это общество результативность деятельности - вот что характерно для современных российских профсоюзов.

 

Заключение

 

 

Проведённое исследование роли профсоюзов в защите трудовых прав работника позволяет нам сделать  следующие выводы:

    1. Основными направлениями деятельности профсоюза являются: влияние на уровень зарплаты его членов (в сочетании с социальным пакетом) и уровень занятости.
    2. Защитная деятельность профсоюзов России охватывает оплату труда, условия труда, занятость. Эти направления являются основополагающими в коллективно-договорном процессе и находят обязательное отражение в соглашениях и коллективных договорах.
    3. Профсоюзной защите подлежат не все права граждан, а только те, защита которых определена профсоюзам законодательством, является их прерогативой.
    4. Подход к профсоюзам как к институту, выполняющему важные общественные функции (а не только как к сумме некоторого количества общественных организаций или общественных объединений), является наиболее подходящим методологическим приемом, который позволяет охватить изучаемый объект в целостности и взаимосвязи с другими общественными явлениями, увидеть динамику его форм и функций.
    5. Формальное изменение статуса и функций профсоюзов не приводит к автоматическому изменению содержания, методов и форм работы, требуется преодоление внешних барьеров, заданных социальной средой, и стереотипов, сложившихся внутри самих профсоюзов.
    6. Имеется рассогласование между содержанием функций, масштабностью целей и задач, выдвигаемых профсоюзами, и реальными возможностями их достижения; основными препятствиями являются неблагоприятный имидж профсоюзов, недоверие к ним со стороны граждан, слабая мотивированность и недостаточная компетентность профсоюзных кадров.
    7. Одним из условий повышения авторитета профсоюзов и активизации их деятельности является профессионализация профсоюзных работников, введение в практику формирования резерва, подбора, продвижения и 
    8. обучения штатных работников профессиограмм как системы требований к кандидату на профсоюзную должность.

Информация о работе Профсоюзы