Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 12:53, контрольная работа
Банальная фраза «предупредить проще, чем разрешить» в применении к конфликту не срабатывает. Не срабатывает преимущественно по двум причинам:
не все конфликты надо предупреждать (и нельзя жить вообще без конфликта, свои негативные импульсы мы должны отреагировать)
даже те конфликты, которые необходимо предупредить, очень сложно спрогнозировать, сложно предсказать их развитие и найти способы предупреждения (единственный верный способ – избегание).
Идентификация и обособление - это и есть два равноценно значимых и одновременно диалектически противоречивых элемента пары единого механизма, развивающего личность и делающего ее психологически свободной.
Общая направленность социального развития такова, что в индивидуальном генезисе первоначально возникает готовность к идентификации с другим человеком. Обособление начинает проявляться в социальной ситуации, требующей от индивида отделения от других, отстаивания своего «Я». Так возникает механизм, регулирующий поведение личности в обществе: идентификация и обособление.
Производные от основной пары (конформность - самостоятельность, сопереживание - зависть и др.) получают свое развитие в специфических социальных ситуациях: из ситуативно возникающего поведения в определенных условиях складываются свойства личности.
В структуре личности
превалирующий член пары определяет
личностные характеристики. В крайнем
выражении каждый член пары асоциален.
Развитие личностных качеств на основе
идентификации и обособления об
В обыденной человеческой
жизни идентификация и
Так, во-первых, сензитивный индивид может легко заражаться состоянием другого человека, он как бы начинает смотреть на мир его глазами.
Во-вторых, в одинаковой ситуации с кем-то индивид может идентифицироваться, а от кого-то обособиться и даже отчуждиться; причем
это может происходить на бессознательном и сознательном уровнях. Когда этот выбор для индивида не однозначен, у него возникает чувство тревоги.
В-третьих, у индивида может появиться потребность в идентификации с кем-то в ситуации, когда от него, напротив, требуется оставаться обособленным (отчужденным). В этом случае не только обстоятельства решают за него, как должно поступить, но и сам он берет на себя ответственность за выбор линии поведения. Поступая в соответствии с тем, как «надо», он тревожен, поступая, как ему подсказывают эмоции, он также тревожен.
В сплоченной социокультурной группе ее члены эмоционально идентифицированы, в сфере ценностных ориентаций наблюдается единство; совместная деятельность соединяет членов группы в чистой «радости общения» и в радости совместной деятельности. Здесь, в нормальной ситуации, идентификация и обособление осуществляются без тревоги.
Акцентировка членов пары «идентификация-обособление» имеет сложную обусловленность. Этим объясняется то, что индивид может развиваться в трех направлениях:
1) постоянной
2) обособления (отчуждения) от других индивидов;
3) гармоническое взаимодействие
членов пары в соответствии
с внутренними потребностями
личности и социальной
Развитие личности через механизм идентификации-обособление - сложный противоречивый процесс.
Сама природа человека двойственна. Мы идентифицируемся с животным, растением, игрушкой, но мы же, обособляясь (отчуждаясь), в силу объективных требований бытия человека убиваем животное, срываем растение, перестаем одухотворять игрушку.
Идентификация-обособление для каждого человека имеет разное значение, у каждого - разное содержание переживания в зависимости от того, с кем строятся отношения. С близкими людьми мы идентифицируемся иначе, чем с чужими, но обособляемся, отчуждаемся от своих иначе, чем от чужих.
В разные моменты жизни мы то «теплее», то «холоднее».
Любовь - всегда идентификация в высшей степени. Ненависть - всегда отчуждение. Но человеку несвойственно жить в этих крайних состояниях. Ни один барометр не измерит степени человеческих идентификаций и обособлений. Это постоянно действующий механизм, работающий на бессознательном и сознательном уровнях.
Идентификация-обособление
может функционировать в
3 ОХАРАКТЕРИЗУЙТЕ СОСТОЯНИЕ «ДИПЛАСТИИ»
"Дипластия — это неврологический, или психический, присущий только человеку феномен отождествления двух элементов, которые одновременно абсолютно исключают друг друга. То, что у животных — катастрофа, здесь, в антропогенезе, используется как фундамент новой системы. Следовательно, то, что у животных физиологи традиционно, хотя и навряд ли верно, рассматривают как патологию высшей нервной деятельности, в генезисе второй сигнальной системы преобразуется в устойчивую норму".
Не мало исследователей приближались с разных сторон к пониманию феномена дипластии или сдвоенного послания. Почти одновременно (середина 50-х годов прошлого века) изучали разные его аспекты Поршнев, Бейтсон, Леон Фестингер (Когнитивный диссонанс).
Десятилетием раньше им занимался великий французский психолог Анри Валлон (Les origines de la pensee chez l’enfant. Paris, 1945, t.1-2), использовавший применительно к раннему психическому развитию термин "бинарные операции".
Несколькими годами позже (1962) со своей стороны (теория мышления) к феномену дипластии или сдвоенного послания подошел британский психоаналитик Уилфред Бион, писавший: "ощущение истины переживается, если вид объекта, который ненавидят, может быть соединен с видом того же объекта, когда его любят".
Это все о них, о дипластиях, о сдвоенных посланиях. Любой пересказ своими словами чужого текста, любая шутка - есть всегда "то же, но не то же", или - другими словами - "отождествление двух элементов, которые одновременно абсолютно исключают друг друга".
Человеческая речь в точном смысле слова необходимо включает в себя и конструирование дипластий (сдвоенных посланий) и их расшифровку ("растаскивание дипластий", как назвал такую работу Поршнев). Диалог взрослых, лишенный сдвоенных посланий и их расшифровки, - неполноценный диалог. А ведь психоанализ, психоаналитическая психотерапия опирается именно на диалог двух взрослых людей. Внутренний диалог, который на психоаналитическом жаргоне можно несколько упрощенно назвать диалогом Эго и Супер-Эго не только включает в себя дипластии (сдвоенные послания), но и сам по себе является таковым - для психики, ведущей беседу с самой собой. Такие важные для психоанализа феномены, как интеграция любви и ненависти, как совмещение переживания и наблюдением (наблюдающее Эго, не подавляющее переживания) - все это дипластии.
1 Зеркин Д.П. Основы конфликтологии. — Ростов-на-Дону, 1998.
1 Денисова О.Г. Возможность прогнозирования социальных конфликтов/ Вызовы современности и философия: Материалы «Круглого стола», посвященного Дню философии ЮНЕСКО. Кыргызско-Российский Славянский университет / Под общ. ред. И. И. Ивановой. Бишкек, 2004.
1 Зеркин Д.П. Основы конфликтологии. — Ростов-на-Дону, 1998.