Прогнозное социальное проектирование в системе управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 10:11, контрольная работа

Описание работы

Целью исследования является анализ социального прогнозирования в управлении. Цель определяет решение следующих задач:
1. Рассмотреть сущность и понятие социального прогнозирования.
2. Выявить методы прогнозирования и изучить их применение в управлении.
3. Изучить прогнозное социальное проектирование в системе управления.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
1. Сущность и понятие социального прогнозирования…………………….4
2. Методы прогнозирования и их применение в управлении………………8
3. Прогнозное социальное проектирование в системе управления……….14
Заключение……………………………………………………………………17
Список используемой литературы………………

Файлы: 1 файл

Социология управления.docx

— 1.15 Мб (Скачать файл)

Метод экономического и социального  прогнозирования – это совокупность приемов и образов мышления, которые  позволяют на основе анализа ретроспективных  данных, экзогенных (внешних) и эндогенных (внутренних) связей объекта прогнозирования, а также их измерений в пределах исследуемого явления или процесса вывести суждение определенной достоверности  относительно его (объекта) будущего развития

За степенью формализации (за первым классификационным признаком) методы экономического прогнозирования  можно поделить на (Рис. 1):

- интуитивные;

- формализованные.

 

 

Рисунок 1 – Классификационная  схема методов прогнозирования

Интуитивные методы прогнозирования  используются в тех случаях, когда  возможное влияние многих факторов из-за значительной сложности объекта  прогнозирования. В этом случае используются оценки экспертов.

При этом различают:

- индивидуальные экспертные оценки;

- коллективные экспертные оценки.

К индивидуальным экспертным оценкам относятся:

- метод «интервью», при  котором осуществляется непосредственный контакт эксперта со специалистом по схеме: «вопрос – ответ»;

- аналитический метод, при котором осуществляется логический анализ какой-нибудь прогнозируемой ситуации, составляются аналитические докладные;

- метод написания сценария, который основывается на определении логики процесса или влияния во времени при разных условиях.

Методы коллективных экспертных оценок включают:

- метод «комиссий», «коллективной генерации идей» («мозговая атака»);

- метод «Дельфи»;

- матричный метод. Эта группа методов основана на том, что при коллективном мышлении высшая точность результата; при обработке индивидуальных независимых оценок, которые выносятся экспертами, по меньшей мере, могут возникнуть продуктивные идеи.

В группу формализованных  методов входят две подгруппы:

- экстраполяции;

- моделирование.

К первой подгруппе относятся  методы наименьших квадратов, экспоненциального  сглаживание, скользящих средних. Ко второй – структурное, сетевое, матричное  моделирование.

Рассмотренные классы интуитивных  и формализованных методов похожие  за своим составом с экспертными  и «фактографическими» методами. Фактографические методы основаны на фактически существующей информации об объекте прогнозирования и его  прошлое развитие, экспертные базируются на информации, полученной по оценкам  специалистов-экспертов.

К классу экспертных методов  прогнозирования входит метод эвристического прогнозирования (эвристика – наука, которая изучает продуктивное, творческое мышление).

Это аналитический метод, суть которого состоит в построении и дальнейшем усечении «древа поиска»  экспертной оценки с использованием какой-нибудь эвристики. При этом методе осуществляется специализированная обработка  прогнозных экспертных оценок, полученных путем систематизированного опрашивания  высококвалифицированных специалистов. Он применяется для разработки прогнозов  научно-технических проблем и  объектов, анализ развития которых  полностью или частично не подвергается формализации.

Структура метода эвристического прогнозирования включает в качестве основных элементов:

- синтез граф модели объекта;

- формирование экспертных бригад и оценку компетентности экспертов;

- формирование вопросов и разработку экспертных оценок;

- анализ работы экспертов;

- алгоритмы обработки таблиц экспертных оценок;

- образ вариации полученных прогнозов;

- синтез прогнозных моделей. [6]

Особое место в классификации  методов экономического прогнозирования  занимают так называемые комбинированные методы, которые объединяют разные другие методы. Например, коллективные экспертные оценки и методы моделирования или статистические методы и опрашивание экспертов.

В качестве информации используются фактографические и экспертные данные.

При классификации методов  прогнозирования необходимо иметь  в виду, который содержательный систематизация методов прогнозирования должна определяться самым объектом прогнозирования, экономическими процессами развития и  их закономерностями.

С точки зрения оценки возможных  путей и результатов прогнозное научно-технического развития прогнозы можно классифицировать за тремя  этапами:

- исследовательским;

- программным;

- организационным.

Задачам исследовательского прогноза является определения возможных  результатов будущего развития и  выбор из множества возможных  вариантов одного или нескольких положительных результатов.

Специфические подходы и  методы экономического прогнозирования  целиком и полностью связаны  с экономической прогностикой. [7]

3. Прогнозное социальное проектирование в системе управления

          Проблема прогнозного социального проектирования получила в последние годы разработку в работах Л.П.Владимировой, В.И. Курбатова, О.В. Курбатовой, В.А. Лукова, Т.Т. Морозовой, Е.А. Черныш и других авторов.

Прогнозное социальное проектирование предполагает:

- особый способ сбора социально значимой информации и организации полученных данных на социально-диагностическом этапе;

- особый способ «вмешательства науки» (точнее, ученых) непосредственно в процесс выработки решений через «вторжение» в механизм ныне в значительной мере разрушенной социальной коммуникации путем налаживания диалога «по горизонтали» (между учеными разной специализации) и «по вертикали» (ученых с обывателями, с одной стороны, с инвесторами и должностными лицами — с другой) на конструктивно-коммуникативном этапе.

Прогнозное социальное проектирование в системе управления. Выработка  решений им осуществляется, как правило, применительно к социальным объектам двух типов — комплексам, и включает в себя ряд структурных этапов, ни один из которых не может быть исключен из числа составляющих управленческого цикла без деформации последнего и снижения его эффективности. К числу таких этапов, или стадий, цикла могут быть отнесены, как минимум, следующие:

-поисково-прогнозная деятельность, связанная с созданием вероятностного представления о наметившихся тенденциях развития объекта управления о будущем его состоянии, которое, скорее всего, наступит при условии отсутствия управленческих решений, способных видоизменить или откорректировать неблагоприятные тенденции;

-нормативно-прогнозная деятельность, связанная с определением перспективных социально значимых ориентиров общественного развития и основанная на учете взаимосвязи объективных социокультурных и экологических ограничителей деятельности людей при стремлении последних к свободе выбора, самовыражению и усилий;

- прогнозная социально-проектная деятельность, связанная с диагностикой проблемных жизненных и локальных социальных ситуаций и с оценкой имеющихся резервов, необходимых для выработки (в режиме диалога между заинтересованными сторонами, т. е. с теми, кого затронут последствия нововведения) альтернативных (вариантных) образцов управленческих решений актуальных и перспективных социально значимых проблем, обеспечивающих социальной равновесие и стабильность. Деятельность, опирающаяся на гипотетические прогнозные разработки, результаты конкретных социально диагностических исследований, социальные эксперименты и социальный диалог - необходимое звено управленческого цикла, предписывающее долгосрочным социальным программам и социальным планам определенное «поле выбора» научно обоснованных и обеспеченных как в ресурсном, так и в правовом отношении образцов управленческих воздействий на управляемые объекты. Именно поэтому это звено управленческого цикла может быть названо его прескриптивным (предписывающим) этапом;

- программно-планировочная деятельность, когда программа, если она носит широкомасштабный характер (скажем, касается развития региона), содержит научно обоснованную стратегическую концепцию развития, направленную на известную регламентацию локальных программ развития. Локальные же программы развития, в свою очередь, содержат научно обоснованную концепцию развития «места» и представляют собой комплекс социально-экологических, социокультурных и экономических разработок научно-исследовательского характера, направленных на стимулирование развития локальной ситуации в социально приемлемом направлении;

- исполнительская деятельность, включающая в себя создание «нормативных рамок» и организационных структур; задача — обеспечить материально-техническую базу, ресурсы, кадры, финансовые средства, информационные массивы и т. д.;

- контрольно-корректирующая деятельность, включающая в себя обобщения и анализ результатов управленческого решения.

Разработка прогнозных проектов требует привлечения к этому  виду социально-практической деятельности специалистов, имеющих теоретические  и эмпирические заделы в различных  областях специализированного научного знания о человеке, природе и обществе, о ключевых условиях, сферах и механизмах регуляции их взаимовлияния. Они  требуют также постоянной опоры  на механизм социологического и экологического мониторинга, позволяющей перманентно  держать руку на «пульсе» естественной динамики жизненных процессов, адекватным образом оценивая социально значимые последствия от реализации любых  управленческих воздействий на жизненную  среду. Прогнозное проектирование вариантных образцов решений социально значимых проблем опирается на теорию и  практику проблемно-ориентированного социального прогнозирования.

Функция прогнозного проекта  состоит в обеспечении научного фундамента и всесторонней гуманитарной оценки намечаемых на перспективу управленческих мероприятий самого различного свойства. Это сугубо научный, предплановый этап управленческого цикла, объединяющий на основе межотраслевой научной  коммуникации и взаимодействия усилия специалистов разного профиля. Задача такой координации усилий ученых состоит в том, чтобы предварять решения, всесторонне изучая объект управления, выявляя проблемные синдромы, способные тормозить и (или) искажать процессы естественного, органичного ею развития и учитывая ресурсы, которые могли бы обеспечить выход из назревающих проблемных ситуаций с наибольшим социально-культурным и экологическим выигрышем. [8]

 

Заключение

Под прогнозом понимается система научно обоснованных представлений  о возможных состояниях объекта  в будущем, об альтернативных путях  его развития. Прогноз выражает предвидение на уровне конкретно-прикладной теории, в то же время прогноз неоднозначен и носит вероятностный и многовариантный характер.

Процесс разработки прогноза называется прогнозированием.

Прогнозирование - один из важнейших  методов управления.

Прогнозирование в широком  смысле - предвидение, вообще полученной любой информации о будущем. В  узком смысле - специальное научное  исследование, предметом которого выступают  перспективы развития явлений.

Одним из важнейших видов  прогнозирования является социальное прогнозирование - это предвидение  тенденций и перспектив возможного развития социальных систем, объектов, общественных явлений, процессов. Объектом социального прогнозирования могут  быть все социальные системы, все  явления, протекающие в обществе.

Прогнозирование является составной  частью процесса разработки социального  проекта. В отрыве от проектирования прогнозирование теряет свой практический смысл. Социальное прогнозирование  позволяет учитывать различные  варианты движения и развития социальных систем. Выработка верных прогнозов  позволяет сделать более совершенным  управление, эффективным - проектирование.

 

 

Список используемой литературы

1.   Владимирова Л.П.  Прогнозирование и планирование  в условиях рынка. Учебное пособие.  – М.: 2001.

2. Баранов В.А. Общие  вопросы методологии и научного  прогнозирования. Х:2002.

3. Щекин Г.В. Социальная  теория и кадровая политика: Моногр. - К.: МАУП, 2000.

4. Романенко И.В. Социальное  и экономическое прогнозирование:  Конспект лекций. – СПб.: Издательство  Михайлова В.А., 2000 г.

5. Добров Г.М. Рабочая  книга по прогнозированию. - М.: 1998

6. Ядов В.А. Социологическое  исследование: Методология, программа,  методы. - М., 1995

7. Леонтьев В. Экономические  эссе. С. 403

8. Стегний В. Н. Социальное прогнозирование и проектирование: учеб. пособие. — Пермь: Изд-во Перм. гос. техн. ун-та, 2008

 

 


Информация о работе Прогнозное социальное проектирование в системе управления