Противодействие коррупции на примере Саратовской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 10:34, курсовая работа

Описание работы

Проблема борьбы с коррупцией неизменно остается актуальной, поскольку человеческие слабости мало зависят от эпохи или места жительства людей. Не случайно первыми попытками подкупа считаются ритуалы жертвоприношения богам. Кстати, по российской Конституции права потерпевших от злоупотреблений властью охраняются законом, но, как показывает практика, наше законодательство далеко от совершенства. Порой должностные полномочия беззастенчиво эксплуатируются исключительно в корыстных целях, а покарать это зло не в силах не только простые граждане, но и компетентные ведомства.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..с. 3-4

Глава 1. Понятие и сущность коррупции.

§ 1.1 Понятие коррупции. Правовое регулирование в Российской Федерации ………..............................................................................................5-7

§ 1.2 Внедрение механизмов противодействия коррупции в органах государственной власти……………………………………………………….7-10


Глава 2. Борьба с коррупцией в системе государственной службы в Российской Федерации

§ 2.1 Перспективы антикоррупционной политики в России……11-13
§ 2.2 Основные направления совершенствования деятельности органов государственной власти по противодействию коррупции в Российской Федерации……………………………………………………………………14-18

Глава 3. Противодействие коррупции на примере Саратовской области………………………………………………………………………..19-24

Заключение………………………………………………… ........…………25-26
Список литературы......................................................................................27-29

Файлы: 1 файл

курсовая 1 курс пагс Развитие противодействия коррупциив ОГВ на примере саратовской области.doc

— 131.00 Кб (Скачать файл)

На основе возможных  механизмов противодействия коррупции  должны выстраиваться технологии противодействия  коррупции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Борьба с коррупцией в системе  государственной службы в Российской Федерации

§2.1 Перспективы антикоррупционной политики в России

  Чтобы понять и оценить возможности борьбы с коррупцией в России, необходимо проанализировать возможное участие в решении этой проблемы основных партнеров: органов власти, ключевых компонентов гражданского общества (предпринимательства, независимых средств массовой информации, общественных институтов) и общества в целом.  Средства массовой информации, с одной стороны, давно и прочно стали основной ареной, на которой разворачиваются баталии вокруг коррупционных сюжетов. Они хорошо подаются и пользуются спросом. Не существует исключительной групповой монополии на негосударственные СМИ, следовательно, пока эта тема не может быть снята с повестки дня.

 С другой  стороны, деловая элита осознала  могущество СМИ и то обстоятельство, что политическая рентабельность серьезных вложений в них может иметь полезные экономические последствия. В результате, происходит борьба между экономическим кланами за информационные каналы (в широком смысле этого слова). Неурегулированность юридических и экономических отношений между журналистами и их «хозяевами» влечет широкое распространение теневых и даже коррупционных отношений в этой сфере. В итоге негосударственные СМИ рискуют превратиться из мощного отряда гражданского общества в инструмент борьбы между экономическими и бюрократическими кланами.

   Российский бизнес целесообразно рассматривать состоящим из трех неравных частей. К первой и много меньшей относятся основные финансовые группы, выросшие на бюджетных деньгах и доступе к административным ресурсам. С одной стороны, пока эти группы ожесточенно конкурируют и к ним добавляются новые, России не грозит полностью стать олигархическим государством. Антикоррупционные взаимные удары стали в последнее время важным средством борьбы групп, обнажая многое для граждан и готовя их к более серьезным фазам борьбы с коррупцией. Кроме того, борьба по таким правилам воспитывает страх перед использованием, по крайней мере, самых наглых коррупционных действий; помогает естественному отбору и в чиновничьей среде, и в методах достижения успеха в бизнесе; работает на (пока слабые) антикоррупционные усилия властей.

 

 С другой  стороны, «игры с огнем», которыми  занимаются кланы, поражая друг  друга вбросами компромата, могут  иметь неожиданные последствия:  гибель мощных (по нашим масштабам) финансовых империй; проявление «эффекта бумеранга», когда жертвой становится тот, кто первый поднимает оружие; впечатляющий крах эффектных чиновничьих карьер. Все это либо уже происходит, либо близко к осуществлению. Но в относительно нестабильной политической ситуации возможны более серьезные последствия: крах правительства и откат от реформистской политики. Страх перед подобными возможностями подталкивает различные группировки к консолидации во имя самосохранения. Подобная консолидация может стать препятствием для борьбы с коррупцией.

 Ко второй  части российского бизнеса следует  отнести представителей «второго  эшелона» бизнеса, не допущенного  (а часто и не рвущегося –  из страха или брезгливости) к  бюджетной кормушке и потому, прежде всего, заинтересованного в нормальных правилах экономической игры. Предприниматели, вставшие на ноги в условиях реальной конкуренции, не заинтересованы в сращивании власти и бизнеса, являющемся питательной средой коррупции. Между тем эта часть российского бизнеса плохо консолидирована и не имеет постоянных эффективных механизмов отстаивания своих интересов. Одновременно власть, по сложившейся традиции, взаимодействует с представителями первого малочисленного отряда бизнесменов, большей частью игнорируя «широкие слои» предпринимателей, которые могли бы стать существенной опорой в антикоррупционных усилиях.

  Наконец, третья группа предпринимательства, обозначаемая часто как «малый и средний бизнес» и являющаяся по демократическим стандартам основой среднего класса, буквально повязана сплошной низовой коррупцией. Последняя не только препятствует бизнесу, но и буквально унижает целый социальный слой. Это становится источником возрастающего социального напряжения в тех группах, которые, как показывает история, являлись движущей силой не только буржуазных революций, но и фашистских переворотов.

 Российское  общество сильно разочаровано  властью. Существенный вклад в  это разочарование вносит устойчивый  стереотип ее коррумпированности. Российское общественное сознание, еще не защищенное укорененностью гражданской ответственности и приверженностью демократическим принципам, весьма склонно поддаться соблазну простых рецептов, из которых один из самых распространенных - «сильная рука». Поэтому крайне тяжело будет обрести доверие граждан и их поддержку при реализации серьезной антикоррупционной программы.

 В то же  время в последние годы резко  выросло число общественных организаций,  которые в гораздо меньшей  степени охвачены ржавчиной коррупции,  чем другие сферы жизни. Эти  институты гражданского общества могут стать серьезным подспорьем при реализации программы по борьбе с коррупцией. Российские власти сами обеспокоены потерей поддержки в обществе. Необходимость продлять свое существование посредством выборов заставляет власти (когда осознанно, когда инстинктивно) заботиться об усилении своей легитимности. Очевидно, что борьба с коррупцией - один из эффективных инструментов решения этой задачи. Антикоррупционная риторика с удовольствием применяется представителями всех частей политического спектра. Однако любые шаги по ограничению коррупции носят до сих пор либо символический, либо фрагментарный характер.

 Запуск и  реализацию системы антикоррупционных  мероприятий тормозит ряд препятствий:

- на достаточно  высоком уровне есть лица, которым  может быть инкриминирована коррупционная деятельность;

- существует  большой пласт чиновников, не  заинтересованных в изменении  сложившейся ситуации;

- во власти  сохранились и преобладают старые  стереотипы, определяющие упрощенные  подходы к решению задач, подобных  борьбе с коррупцией.

  Поскольку ограничение коррупции неотделимо от коренного реформирования всей государственной машины, реализация подобной программы требует серьезного политического обеспечения и специфических политических условий, включая консолидацию большей части властных элит. Для преодоления этих препятствий требуется не меньшая политическая воля, чем та, которая демонстрировалась на самых тяжелых этапах предшествующих преобразований. Между тем сохраняется опасная ситуация, при которой коррупция, являясь актуальной частью политической повестки дня, используется в клановом противостоянии, но реальных мер по борьбе с ней не предпринимается.

 

§2.2 Основные направления совершенствования деятельности органов государственной власти по противодействию коррупции в Российской Федерации:

 

1. В целях  ратификации Конвенции Совета  Европы «О гражданско-правовой  ответственности за коррупцию»  появляется необходимость последовательной  реализации гражданско-правового  механизма взыскания незаконно  полученного имущества или стоимости незаконно предоставленных в результате коррупции услуг с виновного государственного служащего, а также признания сделок недействительными и аннулирования нормативных актов, принятых в результате коррупционных правонарушений. Соответственно, появляется необходимость исключения из ст. 575 ГК РФ предписания, допускающего дарение государственным служащим обычных подарков, стоимость которых не превышает пяти установленных законом минимальных размеров оплаты труда, в связи с их должностным положением или исполнением ими служебных обязанностей.

 

2. Необходимость внедрения  в систему государственной службы  этических стандартов служебного  поведения государственных служащих, закрепленных законом. Такое положение  будет соответствовать международным  и европейским стандартам предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы.

 

3. Находясь на государственной  службе, служащий подпадает под  систему административных запретов  и ограничений, связанных с  ее режимом. В этой связи  для компенсации ограничений правоспособности государственного служащего необходим комплекс административно-правовых средств, которые компенсировали бы государственному служащему систему запретов, обусловленных режимом государственной службы. В настоящее время назрела необходимость усовершенствования механизма работы по совместительству в системе государственной службы. Сделав данный механизм либеральным и прозрачным, по моему мнению, удастся предупредить многие коррупционные проявления в системе государственной службы. Необходимо определить перечень должностей, замещение которых позволяет реализовывать право государственного служащего с разрешения непосредственного руководителя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не влечет возникновения конфликта интересов.

 

4. Исследование явления коррупции в системе государственной службы нашей страны позволило прийти к выводу о том, что без постоянного предупреждения и пресечения коррупция имеет свойство разрастаться. Исходя из этого, государству необходим комплекс административно-правовых средств, направленных на предупреждение и пресечение коррупции, а также необходима антикоррупционная политика. Для ее становления необходимо закрепление в Конституции отдельной функции государства – функции предупреждения и пресечения коррупции в органах государственной власти и местного самоуправления. Закрепление в Конституции соответствующего положения заложит основу формирования антикоррупционных норм во всех законодательных и иных нормативных правовых актах, регламентирующих общественные отношения в сфере публичного управления.

 

5. Для снижения  уровня необоснованного административного  усмотрения в вопросе применения  административного принуждения  необходимо установить правовой  механизм, который не будет давать  государственному служащему возможности  выбора между применением мер предупреждения и мер административного наказания в случае выявления соответствующим государственным служащим административного правонарушения. По моему мнению, во всех случаях выявления административного правонарушения к физическим или юридическим лицам должны применяться административные наказания, а не меры организационно-предупредительного характера.

 

6. В качестве  одного из приоритетных направлений  реализации административно-правовых  средств предупреждения и пресечения  коррупции в системе государственной службы Российской Федерации целесообразно определить механизм выявления коррупционных угроз в механизме реализации социально-экономических программ. Для этого необходимо создать институт предварительной экспертизы социально-экономических программ, проектов нормативных правовых актов, а также законодательно закрепить институт антикоррупционного мониторинга.

 

7. Нестабильность  административно-правового положения  государственного служащего любого  вида государственной службы  является одной из причин коррупции. В связи с этим необходимо исключить или как минимум упорядочить практику выведения государственных служащих за штат, а затем их увольнения или понижения в должности при проведении организационно-штатных мероприятий. Находящиеся за штатом или в распоряжении органа государственные служащие имеют реальные возможности совершать коррупционные правонарушения, поскольку их правовой статус детально не определен, а формально они еще относятся к соответствующему органу государственной власти.

 

8. Необходимость распространения запретов, связанных с государственной службой, на работников органов государственной власти, которые не имеют статуса государственного служащего. Отсутствие соответствующего режима создает реальную возможность для коррупционного поведения с их стороны. В связи с этим было бы вполне оправданно распространить некоторые запреты, связанные с режимом государственной службы, на работников, которые не имеют статуса государственного служащего.

 

9. В целях  совершенствования административно-процессуального порядка прохождения государственной службы необходимо оптимизировать процедуры, связанные с ее прохождением: аттестацию, конкурсное замещение должностей, сдачу квалификационного экзамена, прохождение испытательного срока, отстранение от занимаемой должности, предоставление сведений о доходах и имуществе и др.

 

10. Необходимость  сведения к минимуму необоснованных  взаимоотношений государственных  служащих и хозяйствующих субъектов  в процессе осуществления контрольно-надзорных,  а также разнообразных разрешительных мероприятий. Необходимо исключить дублирование функций различных органов исполнительной власти, исключить практику регулирования отношений в системе правоохранительной службы предписаниями закона о государственной гражданской службе.

 

11. Перспективы  совершенствования административно-правовых  средств предупреждения и пресечения  коррупции в системе государственной  службы Российской Федерации,  по моему мнению, должны состоять  в оптимизации зарубежного опыта  борьбы с коррупцией, а также ратификации международно-правовых документов, направленных на предупреждение и пресечение коррупции. Практическая польза изучение зарубежного опыта борьбы с коррупцией может состоять во внедрении в российское законодательство об административных правонарушениях мер ответственности за сообщение заведомо ложной информации о коррупции, данную статью целесообразно было бы поместить в главу 17 КоАП РФ. Кроме того, в законодательстве о государственной службе целесообразно предусмотреть специальные меры дисциплинарной ответственности за непринятие мер в сфере предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы Российской Федерации.

 

12. В законе  о государственной гражданской  службе и законодательных актах,  регламентирующих военную и правоохранительную службу, целесообразно закрепить положение о том, что государственному служащему запрещено заключать гражданско-правовые сделки не под своим именем (псевдонимом), а также с использованием подставных лиц. Такие сделки в соответствии с законом должны признаваться судом недействительными, а служащий привлекаться к дисциплинарной ответственности. Данные предписания будут соответствовать международным стандартам предупреждения и пресечения коррупции.

Информация о работе Противодействие коррупции на примере Саратовской области