Противодействие коррупции на примере Саратовской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 10:34, курсовая работа

Описание работы

Проблема борьбы с коррупцией неизменно остается актуальной, поскольку человеческие слабости мало зависят от эпохи или места жительства людей. Не случайно первыми попытками подкупа считаются ритуалы жертвоприношения богам. Кстати, по российской Конституции права потерпевших от злоупотреблений властью охраняются законом, но, как показывает практика, наше законодательство далеко от совершенства. Порой должностные полномочия беззастенчиво эксплуатируются исключительно в корыстных целях, а покарать это зло не в силах не только простые граждане, но и компетентные ведомства.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..с. 3-4

Глава 1. Понятие и сущность коррупции.

§ 1.1 Понятие коррупции. Правовое регулирование в Российской Федерации ………..............................................................................................5-7

§ 1.2 Внедрение механизмов противодействия коррупции в органах государственной власти……………………………………………………….7-10


Глава 2. Борьба с коррупцией в системе государственной службы в Российской Федерации

§ 2.1 Перспективы антикоррупционной политики в России……11-13
§ 2.2 Основные направления совершенствования деятельности органов государственной власти по противодействию коррупции в Российской Федерации……………………………………………………………………14-18

Глава 3. Противодействие коррупции на примере Саратовской области………………………………………………………………………..19-24

Заключение………………………………………………… ........…………25-26
Список литературы......................................................................................27-29

Файлы: 1 файл

курсовая 1 курс пагс Развитие противодействия коррупциив ОГВ на примере саратовской области.doc

— 131.00 Кб (Скачать файл)

 

13. В целях  создания административно-правового  механизма, не позволяющего государственному служащему осуществлять трудовую деятельность в коммерческой организации по истечении двух лет с момента увольнения со службы, необходимо предусмотреть меры гражданско-правовой ответственности. Эти меры могут состоять в виде пожизненного лишения льгот, которые предоставлены гражданину в связи со статусом государственного служащего. Кроме того, вполне возможно предусмотреть исключение из общего трудового стажа государственной службы. Количество времени, которое может быть вычтено из стажа государственной службы, должно носить дифференцированный характер. Названные санкции должны применяться судом.

 

14. Особенности  военной службы и службы в  правоохранительных органах обусловливают  необходимость формирования специальных административно-правовых средств предупреждения и пресечения коррупции, которые могут состоять в создании специализированных структур по предупреждению и пресечению коррупции в данных видах государственной службы. Процедуры согласования кандидатур при назначении на вышестоящие должности с органами собственной безопасности в системе правоохранительной службы должны проходить гласно, информация о согласовании должна быть официально доведена до всеобщего ознакомления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Противодействие коррупции на примере Саратовской области.

По данным опроса общественного мнения, проведённого в декабре 2011 года в Саратовской  области Центром социальных исследований «РОСС-ХХI век», по ряду направлений  в обществе имеются положительные  сдвиги, однако по-прежнему распространены негативные оценочные позиции в отношении проблемы коррупции. Так, серьёзную обеспокоенность населения проблемами коррупции показывает тот факт, что 30% опрошенных (по сравнению с 26% в 2010 году) считают, что масштаб коррупции представляет угрозу национальной безопасности страны.

  Наблюдается некоторый рост положительной оценки населением уровня эффективности следующих нормативных правовых актов и организационных мероприятий по реализации антикоррупционной политики:

- антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов – с 20 % в 2010 году до 23 % в 2011 году;

- муниципальных  программ по противодействию  коррупции – соответственно, с  10 % до 13 %;

- планов органов  исполнительной власти области  по противодействию коррупции  – с 15 % до 16 %;

- областной  целевой программы «Противодействие  коррупции в Саратовской области на 2007 – 2011 годы» - с 23 % до 29 %.

 Положительной  является тенденция изменения  отношения населения к вопросу  о поведении человека в ситуации, когда у него вымогают взятку. 33% опрошенных считают, что в  этом случае необходимо не  давать взятку и добиваться соблюдения закона  (в 2010 году такого мнения придерживались 25% опрошенных).  В целях минимизации условий для проявлений коррупции, в рамках реализации антикоррупционной политики в 2011 году дополнительно приняты два закона области - «Кодекс этики и служебного поведения государственных гражданских служащих Саратовской области» и «Кодекс этики и служебного поведения муниципальных служащих Саратовской области», а также постановление Правительства области от 26 августа 2011 года № 460-П «О  долгосрочной  областной целевой  программе  «Противодействие коррупции в Саратовской области» на 2012 - 2014 годы». Два названных закона области, проекты которых были разработаны в Правительстве области, включают в себя, в том числе,  профессионально-этические антикоррупционные стандарты поведения государственных и муниципальных служащих.

 В сфере  борьбы с коррупцией значительная  работа проведена правоохранительными  органами области. По данным  опроса общественного мнения, проведённого  в декабре 2011 года в Саратовской области Центром социальных исследований «РОСС-ХХI век», наиболее часто факты коррупции, по оценкам опрошенных, имеют место: при решении проблем с сотрудниками ГИБДД лечении в больнице, поступлении и обучении в вузах, устройстве ребёнка в детский сад, решении проблем в военкоматах в связи с воинским учётом и призывом на военную службу. Так, из числа опрошенных сообщили о том, что располагают информацией о фактах коррупции:

-  при решении  проблем с сотрудниками ГИБДД  – 54 %;

-  при лечении  в больнице – 45 %;

-  при обучении  в вузах – 37 %;

-  при устройстве  ребёнка в детский сад –  36 %;

-  при решении  проблем в военкоматах -  32 %;

-  при поступлении  в вузы – 30 %.

 По данным  информационного центра ГУ МВД  России по Саратовской области  и прокуратуры Саратовкой области в 2011 году  правоохранительными органами области выявлено 801 преступление коррупционной направленности (в 2010 году - 786), в том числе, предусмотренных:

 статьёй  290 УК РФ (получение взятки) – 124 (в 2010 году - 118) ;

 статьёй 291 УК РФ (дача взятки) – 83 (в 2010 году - 77).

  По показателю выявленных фактов наиболее характерного преступления коррупционной направленности - получения взятки (статья 290 УК РФ) область остаётся на средних позициях в Приволжском федеральном округе, занимая 6 место.

 В 2011 году  Правительством области продолжена  работа по реализации антикоррупционной  политики. В 2011 году закончено  действие областной целевой программы  «Противодействие коррупции в  Саратовской области на 2007 – 2011 годы». В связи с необходимостью оптимизации бюджетных расходов финансирование Программы было значительно сокращено. Однако даже при таких условиях реализация Программы позволила, в том числе:

- провести в 2007 году, ещё до принятия Федерального закона «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», независимую антикоррупционную экспертизу 312 действующих нормативных правовых актов области, в том числе, всех принятых законов области за период с 1996 года по июль 2007 года;

 - провести 7 социологических исследований по вопросам противодействия коррупции;

 - обеспечить выделенную телефонную линию для «телефона доверия» отдела по противодействию коррупции при Правительстве области;

- обеспечить публикацию 20 статей в СМИ и выпуск 11 телесюжетов заданной тематики информационно-пропагандистской направленности;

 - подготовить 5 тематических видеороликов социальной рекламы антикоррупционной направленности и реализовать  более 250 их прокатов на различных телевизионных каналах;

 - издать общим тиражом 12 тыс. экземпляров и распространить бесплатно в г.Саратове и области: брошюру, направленную на профилактику коррупционных правонарушений при проведении капитального ремонта многоквартирных домов в рамках Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», брошюры «Если у вас вымогают взятку» и «Если вам угрожает рейдерство».

 Предусмотренные  Программой мероприятия сами  по себе не решают проблему  коррупции. Однако они являются  важной составной частью антикоррупционной политики, которая имеет комплексный характер и не сводится к какому-то одному универсальному мероприятию.

 В 2011 году  подготовлена и утверждена постановлением  Правительства области от 26 августа  2011 года № 460-П долгосрочная  областная целевая программа  «Противодействие коррупции в Саратовской области» на 2012 - 2014 годы. При формировании списка программных мероприятий учтены положения Национального плана противодействия коррупции.

  Во исполнение требований федерального и областного законодательства отделом по противодействию коррупции при Правительстве области на постоянной основе проводится антикоррупционная экспертиза правовых актов области и из проектов. В 2011 году отделом проведено 1637 антикоррупционных экспертиз. При этом в 75 случаях даны заключения о наличии коррупциогенных факторов. Всего же с 2007 года отделом проведено более 6400 экспертиз, из которых более 500 – с заключениями о наличии коррупциогенных факторов. Результаты экспертизы учтены разработчиками, коррупциогенные факторы исключены.

 В целях  обеспечения соблюдения требований  нормативных правовых актов, регламентирующих  проведение названной экспертизы, Правительством области в мае  2011 года направлены руководителям  органов местного самоуправления  области методические рекомендации по оптимизации антикоррупционной экспертизы, включая образцы заключений. Соответствующие материалы размещены на Интернет-странице отдела по противодействию коррупции при Правительстве области.

  В соответствии с распоряжением Правительства области от 29 декабря 2007 года № 377-Пр отделом по противодействию коррупции при Правительстве области каждое полугодие проводился анализ выполнения Плана мероприятий органов исполнительной власти области по реализации антикоррупционной политики на 2007 - 2011 годы. Кроме того, в январе 2011 года проведён комплексный анализ реализации антикоррупционной политики органами исполнительной власти области. Результаты его рассмотрены на постоянно действующем совещании у Губернатора области 7 февраля 2011 года. Проведённая комиссией проверка показала, что органами исполнительной власти области выполняются в установленном порядке все запланированные мероприятия.

 Отдельное  внимание в ходе указанной  проверки уделено реализации  контрольных и надзорных полномочий органами исполнительной власти области. Такие полномочия имеют повышенные коррупционные риски. В связи с этим, во исполнение решения постоянно действующего совещании у Губернатора области, руководителям органов исполнительной власти области, наделённых названными полномочиями, направлены подготовленные отделом по противодействию коррупции при Правительстве области рекомендации по определению и осуществлению порядка контроля за деятельностью государственных гражданских служащих области, реализующих контрольные, разрешительные, инспектирующие функции. В 2011 году органами исполнительной власти области проведён анализ их нормативных правовых актов, регламентирующих порядок соответствующего контроля на предмет полноты правового регулирования, и в необходимых случаях внесены изменения и дополнения в соответствии с представленными рекомендациями.

 В связи  с окончанием в 2011 году срока  действия названного Плана,  с  учётом актуальных требований  антикоррупционного законодательства  распоряжением Правительства области от  10 февраля 2012 года № 54-Пр утверждён соответствующий план на период с 2012 по 2014 годы.

 В целях  совершенствования разъяснительной  профилактической работы среди  государственных служащих, в 2011 году  отделом по противодействию коррупции  при Правительстве области разработаны рекомендации по тематике и методике проведения разъяснительно-профилактических мероприятий. С учётом этих рекомендаций органами исполнительной власти области утверждены и реализуются планы ежемесячного проведения разъяснительно-профилактической работы антикоррупционной направленности.

 

 В Правительстве  области созданы условия для  обращения граждан, в том числе  анонимно, с жалобами на действия  коррупционного характера. В 2012 году отделом по противодействию коррупции при Правительстве области рассмотрено 118 таких обращений. Поступавшие обращения касались в основном нарушений, не связанных с проявлениями коррупции, и содержали вопросы гражданско-правового характера. Тем не менее, все поступившие обращения рассмотрены в соответствии с действующим законодательством. В случае необходимости гражданам, обратившимся по «телефону доверия», давались непосредственно по телефону консультации по существу обращения.

 Во исполнение  требований статьи 9 Федерального  закона «О противодействии коррупции» во всех органах исполнительной власти области обеспечены условия для реализации обязанности государственных служащих уведомлять представителя нанимателя в установленном порядке об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений. В 2011 году впервые отмечены факты таких уведомлений: в комитете охраны окружающей среды и природопользования области и в министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства области. Аналогичное уведомление в установленном порядке поступило также в администрации Лысогорского муниципального района области. По результатам работы комиссий по проверке сведений, содержавшихся в уведомлениях, материалы соответствующих проверок направлены в правоохранительные органы.

 Отделом  по противодействию коррупции при Правительстве области в течение 2012 года проводился анализ реализации антикоррупционной политики органами местного самоуправления области с изучением состояния работы на местах. По результатам анализа должностным лицам, ответственным за проведение мероприятий антикоррупционной направленности, даны рекомендации по оптимизации проводимой работы и устранению отмеченных недостатков.

 Правительством  области реализуются и иные  мероприятия антикоррупционной  направленности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Действующее законодательство и система борьбы с коррупцией в Российской Федерации не позволяют  вести действенную борьбу с этим социальным явлением, которое угрожает не только осуществлению конституционных, демократических принципов построения правового государства, но и экономической и национальной безопасности страны. Необходимо совершенствование действующего законодательства, выработка единого понятийно механизма и принятие новых законодательных актов. Борьба с коррупцией должна быть освобождена от бюрократических пут. Следует ввести принцип: если чиновнику предъявляется обвинение в коррупции, и доказывается факт коррупции, он несёт ответственность по предъявленному обвинению с обязательным увольнением с должности и невозможностью его работы на аналогичных должностях в органах государственной власти в дальнейшем. Эта мера наказания должна быть обязательной по всем видам коррупции, в том числе – административным и дисциплинарным нарушениям. Выявление коррупционных правонарушений – это обязанность органов исполнительной власти, на которые возложено осуществление оперативно-розыскной деятельности.

Информация о работе Противодействие коррупции на примере Саратовской области