Проявление глобальных социальных изменений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 21:50, реферат

Описание работы

Социальные изменения - одно из наиболее общих и широких социологических понятий. В зависимости от исследовательской парадигмы, под социальным изменением понимается переход социального объекта из одного состояния в другое, смена общественно-экономической формации, существенная модификация в социальной организации общества, его институтах и социальной структуре, изменение установленных социальных образцов поведения, обновление и рост многообразия институциональных форм и др.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 75.10 Кб (Скачать файл)

График, приведенный на рис. 5.1, демонстрирует траекторию L1 линейного, равномерного роста значения показателя S при увеличении времени t. Траектория прямой L2 отражает процесс равномерного уменьшения, снижения показателя S. Для простоты на последующих рисунках будем изображать только процессы роста, подразумевая, что траектории упадка могут быть легко построены по аналогии Кирдина С.Г. Социальные изменения. Социологическая энциклопедия, т.2, 2003, с.480-483..

Понятно, что линейный рост или снижение значения какого-либо показателя не может длиться бесконечно. (Например, для многих индикаторов отрицательные значения не имеют смысла.) Отсюда следует, что за пределами рассматриваемого временного интервала ход процесса должен замедлиться или ускориться и траектория должна перестать быть линейной и приобрести более сложный, нелинейный характер. В линейных моделях скорость (темп изменений) остается постоянной величиной, тогда как скорость течения нелинейных процессов меняется Кирдина С.Г. Институциональные матрицы и развитие России. 2000. (2-е изд, перераб и допол. - 2001). С. 67-69..

Глубокий анализ социокультурных  процессов предполагает изучение не только изменений абсолютных значений данного показателя, но и слежение за скоростью изменения. (Необходимо исследование не только функции S(t), но и ее производной.).

Мы неявно считали, что  показатель S является количественной переменной, что совсем не обязательно. Многие переменные, характеризующие течение социальных процессов, являются качественными, но их траектории также могут быть изображены графически. Более того, многие количественные переменные имеют качественную составляющую. Даже данные официальной статистики могут содержать информацию, полученную на основе экспертных оценок.

Типичный график, отражающий чередование разных этапов, стадий, фаз развития социальной системы  приведен на рис. 5.2.

Процессы роста в социокультурных  системах не обязаныподчиняться только линейной зависимости. Траектория роста  может описываться экспоненциальной кривой типа е (рис. 5.3), квадратичной кривой (рис. 5.4). Значительно более медленный рост показателя S часто отражает логарифмическая траектория (рис. 5.5). Конечно, значение показателя не всегда монотонно возрастает. В ходе процесса возможен и кратковременный спад. На рис. 5.6 изображена кубическая модель подобной траектории (S(t) = а/ + а/+ + а,* + U4).

Большинство реальных процессов  не может расти до бесконечности. Ограниченность имеющихся ресурсов тормозит рост и не позволяет превзойти некоторые предельные значения. Наличие пределов роста или точек насыщения обычно описывается моделями двух типов:

а) насыщение без точек  перегиба (рис. 5.7).

Такие траектории может иметь  функция типа S = А - е~1 или S = aq - 1 / t (гипербола);

б) насыщение с дочкой перегиба (рис. 5.8). Кривая такого типа называется логистической или S-образной. Подобную траекторию имеет функция типа S = Д, / (1+е). Как будет видно из дальнейшего изложения, ход многих социокультурных процессов хорошо описывается именно логистической кривой. Такие процессы сначала растут очень медленно. Затем рост ускоряется, например под действием контура положительной обратной связи. Но после прохождения точки перегиба темп роста начинает замедляться. Под действием контура отрицательной обратной связи процесс сначала замедляется, а затем стабилизируется, не переходя предельно возможное значение А.

Как уже говорилось, наиболее популярной формой социокультурных процессов являемся прямая линия, отражающая линейные представления о ходе социального времени. Однако мыслителей всех времен привлекали также циклическая модель социального времени, предполагающая периодическое повторение определенных фаз развития, рекуррентное возвращение к исходному возвращению к исходному состоянию. Простейшая траектория циклического типа в виде синусоидальной кривой с горизонтальным трендом приведена на рис. 5.9, а с линейно возрастающим трендом - на рис. 5.10. Циклическая траектория количественной переменной не обязательно точно соответствует графику математической синусоиды - период и амплитуда колебаний могут со временем меняться Кирдина С.Г. Институциональные матрицы и развитие России. 2000. (2-е изд, перераб и допол. - 2001). С . 282-285..

Естественно, говорить о  точном следовании синусоиде в случае качественной переменной просто неуместно. Именно качественные переменные, как правило, имеют в виду, рассматривая развитие процесса по спирали. Известно, что образ спирали обладает большой генеративной силой, весьма способствует инсайту, благодаря чему довольно часто фигурирует в трудах обществоведов в качестве одной из базовых метафор социальных изменений. Как геометрический объект спираль изображается в трехмерном пространстве, одной координатой которого является время t, а две другие координаты соответствуют двум показателям S1 и S2, характеризующим эволюцию наблюдаемой системы V. Причем следует обязательно учитывать то, что спираль отражает динамику взаимодействия именно двух взаимосвязанных факторов Гидденс Э. Социология. М: 1999. с. 132-134..

Пример спирали M, приведенной на рис. 5. 11, показывает, что в простейшем случае спираль можно представить в виде линии, наматываемой на цилиндр (изображен штриховой линией). Ясно, что цилиндр не обязательно расположен горизонтально, он может быть и наклонен.

Чтобы более наглядно представить  ход изменения значений факторов S1 и S2, спроектируем спираль сначала на плоскость (S1; t), a затем на плоскость (S2; t). Получим две траектории синусоидального типа F1 и F2. Если мы попробуем изобразить их на одном графике с общей осью времени, то сразу заметим, что фазы колебаний факторов S1 и S2 не совпадают (рис. 5.12). Чтобы наглядно представить себе взаимосвязь факторов S1 и S2, спроектируем спираль на плоскость (S1; S2). Очевидно, что в этом случае получим круг, изображенный на рис. 5.13.

На рисунке движение по спирали становится движением по кругу по часовой стрелке (в данном случае время t можно рассматривать как параметр*). Чередование фаз изменения факторов S1 и S2 при движении по секторам AB; ВС; CD; DA круга представлено в табл. 5.2.

* Простейшая винтовая  линия в пространстве может  быть представлена в параметрическом  виде: х = acost; у = asint; г = ct.

Таблица 5.2. Чередование фаз

 

Сектор

Изменение фазы

 
 

S1

S2

 

AB

+

+

 

ВС

+

-

 

CD

-

-

 

DA

-

+

 
       

Как видим, в рассматриваемом  случае чередование фаз развития системы в целом и отдельных  ее показателей не является синхронным.

Еще сложнее анализировать  динамику социокультурных процессов, имеющих хаотический характер. Пример такого процесса приведен на рис. 5.14. Динамика хаотических процессов чрезвычайно запутана и трудно прогнозируема. Медленный равномерный рост сменяют «большие скачки», амплитуда и период колебаний меняются самым причудливым образом. Для подобных процессов удается выявить только самые общие тенденции, как это и принято в глобальных теориях социальной эволюции Кирдина С.Г. Институциональные матрицы и развитие России. 2000. (2-е изд, перераб и допол. - 2001). С. 99-103..

Таким образом, каждая социокультурная  система имеет свой жизненный  цикл, который может быть разбит на ряд этапов, стадий, фаз развития. Чередование фаз развития системы  иногда называют системным временем. Ясно, что фаза является качественной единицей измерения времени. Количество фаз, их длительность зависят от избранной типологии и задач исследователя. Однако даже количественная переменная - календарное время - в социальных процессах приобретает качественные характеристики. Так называемое социальное время является формой организации социального опыта, оно может ускоряться и замедляться, зависеть от направления в будущее или в прошлое. Одно время эквивалентно деньгам, другое требуется убить.

Малоизученной проблемой  остается выбор необходимого темпа  социальных изменений, темп перемен  можно ускорить и замедлить, сделать  неравномерным и сконцентрированным.

Что же касается дальнейшего  мирового развития, то это вопрос неоднозначно воспринимается в современном мире. Так, по мнению одних ученых, постоянно  происходит прогресс в обществе, этакое линейное продвижение вперед и вверх, а не назад и вниз. Спрашивается: чего же более? Так нет же, цивилизация, только зародившись, может кануть в  лету вне зависимости ни от каких  условий. Таким образом, концепция  постоянного прогресса - неподходящее решения для данного уравнения.

Если рассматривать всю  мировую историю как чередование  революций и реформ, то можно проследить и положительные тенденции, так  ярко и красочно расписанные историками.

Структура социального  процесса включает следующие элементы:

1. Субъект социальных  действий. Это могут быть личность  или социальная общность, организация,  которые осуществляют действия  для достижения поставленных  целей.

2. Объект социальных  действий. Это социальная система  или социальное явление, на  которые направлены социальные  действия субъекта с целью  изменить их состояние.

3. Условия обитания, в которых осуществлется социальное  действие. Это - микро- и макросреда. Дело в том, что социальные  условия, в которых протекает  процесс, являются внешним фактором, его обусловливающим. Социальный  процесс характеризуется не только  воздействием субъекта на объект (внутреннего фактора), но и социальной  среды, в которой он происходит (внешнего фактора).

4. Целенаправленное  социальное действие.

5. Результат социального  действия - те изменения, которые  произошли в социальном объекте  в результате воздействия на  него субъекта.

2. Закономерности  социального процесса

Социальные процессы протекают, подчиняясь определенным закономерностям. Напомним, что закономерность - это  проявление действия одного или нескольких законов, это законосообразность. Действуя в соответствии с закономерностью, мы реализуем требования объективных  законов.

В социальных процессах  закономерности (действия объективных  законов) проявляются как тенденции, как результат противоречивого  развития социальных сил. Закономерностями социального процесса являются:

1. Направленность  движения и смена состояний.  Это означает, что социальный  процесс всегда выражает определенную  направленность, целесообразность  деятельности. Его результатом является  смена состояния объекта. Всякая  ненаправленная на конкретный  результат деятельность не является  процессом. Цель деятельности  определяет содержание и структуру  достижения намеченного результата. Конечный результат дает название  процессу. Абстрактных безымянных  процессов не бывает. Например, от  такого конечного результата, как  "сплоченность", произошло название  процесса "сплочение коллектива". От дисциплины - дисциплинирования,  от личности - становления личности, от демократии - демократизация и  т.д.

2. Стадиальность  процессов. Это означает, что каждый  социальный процесс развивается  по определенным стадиям. Без  завершения предыдущей стадии, без  достижения своего конечного  результата (состояния) не может  начаться, наступить стадия последующая.  Стадия - это период, фаза, ступень  процесса формирующая новое состояние.  Стадия - своего рода минипроцесс.  У нее свои, свойственные только  ей количественные накопления, дающие  качественно новое состояние,  новый результат. Исходное состояние  стадии существенно отличается  от ее конечного результата. Возьмем  для примера учебный процесс,  его стадиями являются: планирование, организация, проведение, результат.  Каждая из этих стадий имеет  конкретное содержание и может  квалифицироваться как социальный  процесс. Так, планирование учебного  процесса распадается на такие  стадии как: анализ исходных  данных для планирования; какого  специалиста необходимо подготовить  (его профессиограмму); сколько для  его подготовки отводится учебного  времени; какие дисциплины он  должен изучить, их объем, последовательность  изучения и т.д.; следующая стадия - разработка учебного плана и  учебных программ по дисциплинам. Затем идет согласование разработанных документов с вышестоящими органами и утверждение у соответствующих руководителей. Из приведенного примера видно, что результативность социального процесса будет тем выше, чем четче будут определены его стадии, их содержание и деятельность соответствующих должностных лиц по претворению данного содержания в жизнь.

3. Последовательность. Она характеризует очередность  стадий развития социального  процесса. Нельзя забегать вперед  пока не созданы условия для  последующих действий. Нельзя одновременно  вести работы, когда результат  одной из них является исходной  позицией для другой. Последовательность  определяется целью социального  процесса, его оптимальностью. Изменение  порядка протекания процесса  меняет его характер, а следовательно,  влияет на его результат. Продолжим  рассуждения об учебном процессе. Последовательность его проявляется,  во-первых, в строгом порядке смены  стадий: планирование, организации,  проведения; во-вторых, в распределении  учебных дисциплин по семестрам,  курсам таким образом, чтобы  на младших курсах дать обучаемым  общетеоретическую и методологическую  подготовку для освоения на  старших курсах специальных дисциплин.

4. Многофакторность. Это означает, что социальные  процессы являются результатом  действия многих факторов. Нет  ни одного социального изменения,  движения, даже самого простого, которое осуществлялось бы под  воздействием какой-либо одной  силы. Поскольку в социальном  процессе обязательно есть субъект,  объект, результат, условия в котором  он происходит, то это уже говорит  о его многофакторности. В свою  очередь каждый из перечисленных  элементов может быть многофакторным. Поскольку социальный процесс  есть проявление действия многих  факторов, то его направленность  определяется результирующей воздействующих  сил. Например, если в процессе  развития общества преобладают  демократические силы, то этот  процесс характеризуется как  демократизация.

Таковы основные закономерности социальных процессов. Знания их предопределяет, во-первых, их правильную оценку, понимание сути, возможность учитывать эти закономерности в своей жизнедеятельности; во-вторых, возможность влиять на их протекание, особенно если это связано с профессиональной деятельностью или отношениями  в семье; в-третьих, закономерности являются основой принципов, руководствуясь которыми можно осуществлять влияние  на протекание процессов. Такими принципами являются: целенаправленность, целесообразность, стадиальность, последовательность смены  состояний, подготовленность субъекта, объекта и условий протекания, комплексность оценки факторов. Организация  и осуществление социальных процессов  предполагает руководство этими  принципами.

3. Классификация  социальных процессов

Из всего многообразия социальных процессов можно выделить некоторые общие черты, совокупность которых позволила социологам Р. Парку и Э. Берджесу создать классификацию  основных социальных процессов. Это  процессы кооперации, конкуренции (соперничества), приспособления, конфликта, ассимиляции, амальгамизации. К ним обычно присоединяют два других социальных процесса, которые  проявляются только в группах, - поддержание  границ и систематические связи.

Информация о работе Проявление глобальных социальных изменений