Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 12:52, доклад
Конфликт – противоречия, возникающие в процессе взаимодействия людей в
связи с решением тех или иных вопросов социальной и личной
жизни.
Объект конфликта: какой-либо предмет материального мира или социальной
реальности, обладающий свойствами неделимости.
Предмет конфликта: противоречие или внутренняя причина, в роли которой
могут выступать проблема власти, обладание ценностя-
ми, угроза достоинству или престижу.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БРАТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра
Доклад
На тему: Психологические аспекты конфликтов и способы их разрешения
Выполнил:
студент гр. УПз-10 Евдокимова О. А.
Проверил:
Братск 2012
Природа и понятие конфликта.
Конфликт – противоречия, возникающие в процессе взаимодействия людей в
связи с решением тех или иных вопросов социальной и личной
жизни.
Объект конфликта: какой-либо предмет материального мира или социальной
Предмет конфликта: противоречие или внутренняя причина, в роли которой
Роль конфликтов и способы управления ими в современном обществе так велики, что во второй половине ХХ в. выделилась особая область знания – конфликтология.
Конфликты являются естественным, неизбежным и необходимым явлением, т.к. представляют собой одно из проявлений закона диалектического развития – единства и борьбы противоположностей.
В большинстве случаев конфликты создают неблагоприятный морально-психологический климат в коллективе, отвлекают внимание сотрудников от непосредственной работы на «выяснение отношений», что тяжело отражается на нервно-психическом состоянии людей. Тем не менее, конфликты могут обладать не только разрушительной силой, если их разрешение ведет к улучшению условий труда, внедрению новых производственных и управленческих технологий.
Классификация конфликтов, их функции.
1. По источникам возникновения.
а) объективно обусловленные - связанные с объективными причинами, не зависящими от взаимоотношений сотрудников (плохие условия труда).
б) субъективно обусловленные – возникают в связи с личными особенностями конфликтующих.
2. По природе возникновения.
а) социальные – порождаются объективными причинами и представляют собой наивысшую стадию развития противоречий в системе отношений социальных групп.
б) организационные – следствие организационного регламентирования деятельности личности.
в) эмоциональные – вызываются неудовлетворением интересов отдельной личности.
3. По длительности протекания.
а) кратковременные – следствие взаимного непонимания или ошибок, которые быстро осознаются.
б) затяжные – связаны с объективными причинами или глубокими нравственно-психологическими травмами людей.
На длительность конфликта влияют как предмет противоречий, так и черты характера конфликтующих людей.
4. По направленности воздействия.
а) вертикальные – определяет разные стартовые условия у конфликтующих
субъектов, обусловленные распределением власти сверху вниз.
б) горизонтальные – взаимодействуют разные по объему власти и иерархическому уровню субъекты.
5. По степени выраженности.
а) открытые – характеризуются явно выраженным столкновением сторон в виде ссор, споров, драк.
б) скрытые – внешние агрессивные действия между конфликтующими сторонами отсутствуют, но применяются косвенные способы воздействия.
6. По количеству участников.
а) внутриличностные – столкновение противоположно направленных, но равных по силе мотивов, потребностей, интересов внутри личности.
б) межличностные – возникают из-за притязаний на ограниченные ресурсы, вакантную должность, из-за несовместимости, несходства характеров.
в) межгрупповые – конфликты внутри групп: формальных, неформальных, а также между формальными и неформальными группами.
г) личность и группа – противоречие между ожиданиями или требованиями отдельной личности и сложившимися в группе нормами поведения.
7. По способу разрешения.
а) антагонические – способ решения противоречий в виде крушения структур всех конфликтующих сторон, либо в виде отказа всех сторон, кроме одной, от участия в конфликте.
б) компромиссные – могут быть решены несколькими путями за счет взаимного соглашения конфликтующих сторон.
Таблица 1. Основные функции конфликтов
Позитивные | Негативные |
Движение вперед, стимулирующее изменения и развитие | Увлечение конфликтной ситуацией в ущерб работе |
Разрядка напряженности между конфликтующими сторонами | Большое эмоциональное напряжение, возможные материальные затраты на участие в конфликте |
Получение доп. сведений об оппонентах, анализ их возможностей | Уменьшение степени сотрудничества между конфликтующими сторонами |
Формирование новых отношений, коррекция взаимодействия сторон | Увольнение сотрудников, ухудшение социально-психологического климата в коллективе, снижение дисциплины |
Создание необходимого уровня напряженности, стимулирующего творческую активность в коллективе | Независимость конфликта от исходных причин в случае его эскалации (устранение причин не прерывает конфликта) |
Групповая интеграция, рост сплоченности, солидарности группы при при противоборстве с внешним врагом | Сложное восстановление деловых отношений после конфликта |
Снятие синдрома покорности у подчиненных при обоснованном конфликте с руководителем | Представление «победителей» конфликта о «побежденных» как о врагах, убеждение в том, что «победа» важнее решения проблемы |
Причины возникновения конфликтов
К основным причинам конфликтов в организациях относятся:
1. Ограниченность ресурсов, распределяемых в организации (то, что является препятствием в получении доступа к ресурсам – причина конфликта)
2. Взаимозависимость задач (неудовлетворение взаимных требований приводит к конфликтам)
3. Различия в целях
4. Различия во взглядах и представлениях (каждый отстаивает свою точку зрения, считая ее единственно верной, а своего оппонента может принимать за врага)
5. Неудовлетворительные коммуникации (неточная, неполная передача информации, ее отсутствие, неверное толкование)
6. Обманутые надежды (обещания, данные людям, не выполняются)
7. Различия в психологических особенностях людей (различия в темпераменте, характере, потребностях, мотивах)
Каждый человек по своему уникален и своеобразен. С одной стороны, различия в характерах дополняют партнеров по общению. С другой стороны, отдельные качества личности для совместимости людей, требуют подобия.
Для обеспечения совместимости с другими людьми человек должен обладать тремя основными качествами:
а) способностью критически относится к себе
б) терпимостью к другим
в) доверием к другим
Конфликтогены – это слова, действия или бездействие, которые могут
Разжиганию конфликтов способствует эскалация конфликтогенов, когда на какой-либо конфликтоген в адрес человека он старается ответить сильным конфликтогеном для того, чтобы сильнее, больнее проучить обидчика.
Пути предотвращения конфликтов:
1) неприменение конфликтогенов (не говорите и не делайте того, что может обидеть человека
2) неиспользование ответных конфликтогенов
3) проявление эмпатии к человеку (попытка понять его эмоциональное состояние в момент общения)
4) проявление благожелательности в обращении к человеку (улыбка, поддержка, уважительное отношении, сочувствие, похвала)
Большинство конфликтогенов имеют следующие источники возникновения: а) стремление к превосходству (приказ, угроза, критика, обвинение,
издевательство, насмешка, снисходительный тон общения, перебива-
ние, обман, шантаж)
б) проявление агрессивности
в) проявление эгоизма
Рассмотренные выше причины возникновения конфликтов относятся в основном к внутренней среде организации. Что касается внешней среды, то здесь можно выделить след. основные причины конфликтов:
1) Социально-экономические, возникающие в обществе из-за объективно существующих социально-экономических противоречий;
2) Социально-психологические, связанные с потребностями, мотивами, целями деятельности и поведение различных людей, влияющих на организацию извне;
3) Социально-демографические, обусловленные принадлежностью людей к различным национальным образованиям, их полом, возрастом.
Разрешение конфликтов.
В целях устранения конфликтов в организации используются две группы методов – структурные и межличностные.
К структурным воздействиям на конфликты относятся:
1) Четкая формулировка и разъяснение требований к работе.
2) Использование координационных и интеграционных механизмов;
3) Установка общеорганизационных целей;
4) Создание системы поощрений.
К межличностным воздействиям на конфликты относятся:
1) Уклонение (игнорирование конфликта, его отрицание);
2) Сглаживание (направлено на сохранение или восстановление благоприятных отношений с оппонентом);
3) Принуждение (попытка навязать свою точку зрения в решении проблемы во что бы то ни стало);
4) Компромисс (принятие точки зрения другой стороны, открытое обсуждение мнений и позиций, направленных на поиск решения, приемлемого для обеих сторон);
5) Сотрудничество (форма разрешения конфликта, при которой удовлетворяются интересы обеих конфликтующих сторон).
Методика разрешения конфликта через решение проблемы состоит в следующем:
- определение проблемы конфликта как цели и стоящие за этой проблемой интересы;
- определение решений, приемлемых для обеих сторон;
- концентрация внимания на проблеме, а не на личных качествах другой стороны;
- обеспечение атмосферы доверия, в которой возможен эффективный обмен информацией;
- ведение переговоров в процессе выработки совместного решения при соблюдении принципов и правил делового общения.
Профессиональные конфликтологи считают, что процесс управления конфликтами зависит от многих факторов – взгляды личности, мотивы и потребности индивидов, групп; сложившиеся стереотипы, предрассудки, представления, предубеждения. Поиском таких решений могут заниматься разные службы: руководство организаций, службы управления персоналом, отдел психолога и социолога, профсоюзный комитет, полиция, суды.
Особенности поведения людей в конфликтных ситуациях.
Психологи выделяют пять основных типов личностей:
1) Конфликтные личности демонстрационного типа. Они любят постоянно быть на виду, имеют завышенную самооценку, им присуща бурная деятельность в разнообразных направлениях. В состоянии конфликта они пребывают как «рыба в воде».
2) Конфликтные личности ригидного (косного) типа. Эти люди честолюбивы, болезненно обидчивы, подозрительны, не умеют перестраиваться в соответствии с изменением ситуации и обстоятельств.
3) Конфликтные личности неуправляемого типа. Это универсально-конфликтные типы личностей, которые чувствуют себя естественно только в состоянии конфликта. Они постоянно стремятся спровоцировать и раздуть конфликт, и лишь это приносит им в социальном плане состояние полного удовлетворения.
4) Конфликтные личности сверхточного типа (педанты). Эти личности всегда пунктуальны, придирчивы, зануды, отталкивают от себя людей.
5) Конфликтные личности бесконфликтного типа. Эти личности сознательно уходят от конфликта, беспринципные, стараются переложить ответственность в принятии решения на других даже в тех случаях, когда конфликт нарастает и развязка неизбежна.
К конфликтам в организации могут иметь отношение четыре типичные группы людей:
- лица внутри организации – это владельцы организации, ее руководители,
персонал;
- сторонние лица – партнеры, конкуренты, семьи участников конфликта;
- заинтересованные лица – посредники, представители властей;
- нейтральные лица – лица, симпатизирующие обеим сторонам, либо противники обеих сторон, любопытные, наблюдающие.
Формы конфликтных действий.
• травля – ослабление и компрометация противоположной стороны путем отрицания и замалчивания ее положительных результатов, умаление роли, достоинств и достижений;
• словесная агрессия – дискредитация противника путем выдвижения против него мощных обвинений, нанесение оскорблений, распространения о нем слухов и сплетен;
• бойкот – частичный или полный отказ от совместных действий;
• саботаж – намеренный срыв работы путем полного отклонения от нее или путем умышленно недоброкачественного ее выполнения;
• шантаж – запугивание сотрудника под угрозой разоблачения или разглашения компрометирующих его сведений;
• создание клик – преднамеренное образование группы сотрудников, активно противопоставляющих себя официальной позиции, стремящихся упрочить свое положение или захватить власть в организации;
Информация о работе Психологические аспекты конфликтов и способы их разрешения