Психологические особенности конфликта как типа взаимодействия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2015 в 12:15, контрольная работа

Описание работы

Ни одна сфера жизни человека не свободна от конфликтов. Конфликт — это столкновения, серьезные разногласия, во время которых человека обуревают неприятные чувства или переживания. В конфликтной ситуации всегда есть по крайней мере два пути, два варианта поведения; причем один из них или оба могут оказаться приемлемыми (или неприемлемыми). Конфликты неистребимы, они появляются при любых жизненных обстоятельствах и сопровождают нас от рождения до самой смерти.
Конфликт - это отношения между субъектами социального взаимодействия, которые характеризуются противоборство за наличия противоположных мотивов, таких как: потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений, или суждений,таких как: мнений, взглядов, оценок и т. п..

Содержание работы

Глава 1Общее определение конфликта.
1.1Конфликтная ситуация ..........................................................................................4
1.2Конфликтное взаимодействие...............................................................................6
Глава 2.Основные разновидности конфликта
1.1Субъекты конфликта...............................................................................................9
1.2Виды конфликтов..................................................................................................14
1.3Динамика протекания конфликта........................................................................16
1.4Типы конфликта…................................................................................................20
Заключение.................................................................................................................22
Список используемой литературы...........................................................................23

Файлы: 1 файл

Социология.docx

— 51.07 Кб (Скачать файл)

Именно такое осознание и определение ситуации, как конфликтной , становится своеобразным пусковым психологическим механизмом, который отсекает все стратегии и формы поведения, которые не соответствуют состоянию конфликта, и «включает» тот запас стратегий поведения, который помогает достичь цели, решить проблему.

На этой стадии, которая вызывает различные эмоции, неодинаковое отношение к конфликту оппонентов, предлагаются некоторые варианты, формы совместных действий:

    • уход от конфликтной ситуации (осознав ситуацию как конфликтную, оценив ее возможные результаты, один из оппонентов может принять решение о выходе из системы отношений, что сложилась);
    • переговоры или «торг», поиски компромиссов. В форме открытого конфликта каждая из сторон расценивает собственные ресурсы как значительные и считает, что есть резерв их усиления.

Для того, чтобы достичь максимума желаемого, разрабатываются и предлагаются определенные формы действий:

    • демонстрация усиления собственных ресурсов (тактика заключается в том, что одна из сторон дает понять своим оппонентам, что у нее есть реальная возможность увеличить свои ресурсы таким образом, что они значительно перекроют ресурсы другой стороны; безусловно, на такое действие оппонент может реагировать по - разному, а именно: он выходит из конфликтной ситуации, ведь собственные возможности могут показаться меньшими; мобилизует дополнительный потенциал, отыскивает пути усиления собственных ресурсов);
    • выжидания, сохранение предыдущего состояния (эта тактика часто применяется, чтобы получить дополнительную информацию от оппонентов, их ресурсы и т.д.);
    • риск (сторона, которая использует подобную тактику, применяет серию быстрых, непрерывных, максимально эффективных действий, на которые невозможно не ответить, создавая тем самым своему оппоненту условия неожиданности, дефицита времени, которые в соотношении с дефицитом информации заставляют делать грубые промахи и ошибки) ;
    • принуждение (тактика используется сильной стороной и стороной, которая имеет больше возможностей для усиления  ресурсов).

Этап решения межличностного конфликта, является самой сложной задачей для его участников, он требует проявления творчества.

Именно межличностный уровень в первую очередь требует вникнуть в психологическую сущность разногласий между сторонами, которые конфликтуют, не отдавая предпочтения тому или иному оппоненту.12 Исходя из этого, предлагается немало практических рекомендаций и по предупреждению конфликтов, и в отношении его профилактики или ослабления.

При этом выбор способов и методов преодоления конфликта зависит как от объективной ситуации, психического состояния оппонентов, так и от направленности конфликта, то есть будет ли он способствовать более глубокому пониманию проблемы, а следовательно и развитию элементов кооперативного взаимодействия внутри конфликта, или, наоборот, приведет к расшатыванию и несогласованности взаимодействия.

1.4. Типы конфликта

Социальная психология сосредоточивает свое внимание на  двух разновидностях конфликта: деструктивные и продуктивные.

Определение деструктивного конфликта в большей степени совпадает с обыденным представлением. Именно такого типа конфликт ведет к рассогласованию взаимодействия, к его расшатыванию. Деструктивный конфликт чаще становится не зависимым от причины, его породившей, и легче приводит к переходу «на личности», чем и порождает стрессы. Для него характерно специфическое развитие, а именно расширение количества вовлеченных участников, их конфликтных действий, умножение количества негативных установок в адрес друг друга и остроты высказываний («экспансия» конфликта). Другая черта – «эскалация» конфликта означает наращивание напряженности, включение все большего числа ложных восприятий как черт и качеств оппонента, так и самих ситуаций взаимодействия, рост предубежденности против партнера. Понятно, что разрешение такого типа конфликта особенно сложно, основной способ разрешения – компромисс – здесь реализуется с большими затруднениями.

Продуктивный конфликт чаще возникает в том случае, когда столкновение касается не несовместимости личностей, а порождено различием точек зрения на какую-либо проблему, на способы ее решения. В таком случае сам конфликт способствует формированию более всестороннего понимания проблемы, а также мотивации партнера, защищающего другую точку зрения – она становится более «легитимной». Сам факт другой аргументации, признания ее законности способствует развитию элементов кооперативного взаимодействия внутри конфликта и тем самым открывает возможности его регулирования и разрешения, а значит, и нахождения оптимального решения дискутируемой проблемы.

Представление о двух возможных разновидностях конфликтного взаимодействия дает основание для обсуждения важнейшей общетеоретической проблемы конфликта: пониманию его природы как психологического феномена. В самом деле: есть ли конфликт лишь форма психологического антагонизма (т.е. представленное противоречия в сознании) или это обязательно наличие конфликтных действий. Подробное описание различных конфликтов в их сложности и многообразии позволяет сделать вывод о том, что оба названные компоненты есть обязательные признаки конфликта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Конфликты неистребимы — они появляются при любых жизненных обстоятельствах и сопровождают нас от рождения до самой смерти.

Некоторые достаточно несерьезные конфликты легко разрешаемы. Однако другие, более значительные, требуют применения стратегии для их успешного разрешения либо, в противном случае, они способны привести к натянутости отношений, вызвать неприязнь.

В ходе конфликта люди лучше узнают себя и друг друга, конфликт стимулирует понимание. Иногда полезно даже спровоцировать конфликт, чтобы прояснить обстановку и понять состояние дел; в критических ситуациях, возникающих в конфликтах, выявляются незаметные до того достоинства и недостатки людей, создаются условия для развития личности и формирования лидеров. С другой стороны, конфликт может нанести вред отношениям, он отбирает время, энергию и даже деньги. Затяжной конфликт непременно отражается на психическом и умственном здоровье.

Проблема исследования конфликта имеет много практических приложений в плане разработки различных форм отношения к нему (разрешение конфликта, предотвращение конфликта, профилактика его, ослабление и т.д.) и прежде всего в ситуациях делового общения.

Само слово «конфликт» (от лат. conflictus - столкновение), означает столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений, серьёзные разногласия, приводящие к острым спорам, к борьбе и противостоянию.

Рассматривается конфликт и как обострение противоречий, процесс или ситуация, в которой одна из сторон находится в состоянии противостояния или открытой борьбы с другой, поскольку ее цели воспринимаются как противостоящие собственным. Конфликт можно предотвратить, спокойно выяснив отношения и разрешив проблемы в совещательном тоне.

 

 

Список используемой литературы

1.Андреев В. И. Конфликтология: искусство спора, ведения переговоров, разрешения конфликтов. — ТераСистемс, 2011.

2.Базилева И., Эмерсон П. Консенсус // Новый мир. 2009.

3.Берн Э. Игры, в которые  играют люди. Люди, которые играют  в игры. — М.: Апрель Пресс, ЭКСМО-Пресс, 2011.

4.Боровик С. С. Конфликт  и педагогическое воздействие // Магистр Независимый психолого-педагогический  журнал. 2009. № 6.

5.Вагин И. О. Психология  зла. Практика решения конфликтов. СПб.: Питер, 2011.

6.Вейсс Дж. Подсознательная  работа разума // В мире науки. М., 1990. № 5.

7.Власова Н. Включайся  в конфликт последним // ЭКО. 2011. № 4

8.Доценко Е. Л. Психология  манипуляции. — СПб.: Речь, 2011

9.Ершов А. А. Взгляд психолога  на активность человека. — М., 2011

10.Журавлев В. И. Основы  педагогической конфликтологии. — М.: Российское педагогическое агентство, 2011

11.Хейзинга Й. Игровой элемент современной культуры // Политические исследования. 2011

12.Хасан Б. И. Парадоксы конфликтофобии // Философская и социологическая мысль. 2011. № 6.

13.Сидоренко Е. В. Тренинг влияния и противостояния влиянию. – СПб.: Речь, 2011

14.Рыбакова М. М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. — М., 2011.

15.Преториус Р. Теория конфликта // Политические исследования. — 2011. № 5.

16.Левин К. Типы конфликтов // Психология личности: Тексты. — ЭКСМО. 2011

Конфликтология. Под ред. Кармина А. С. — СПб.: «Лань», 2011

17.Здравомыслов А. Г. Социология конфликта. // учебное пособие. //Просвещение. - 2011

 

 

1 Андреев В. И. Конфликтология: искусство спора, ведения переговоров, разрешения конфликтов. — ТераСистемс, 2011.

2 Базилева И., Эмерсон П. Консенсус // Новый мир. 2009.

3 Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. — М.:

 

4 Боровик С. С. Конфликт и педагогическое воздействие // Магистр Независимый психолого-педагогический журнал. 2009. № 6.

 

5 Вагин И. О. Психология зла. Практика решения конфликтов. СПб.: Питер, 2011.

6 Вейсс Дж. Подсознательная работа разума // В мире науки. М., 1990. № 5.

7 Власова Н. Включайся в конфликт последним // ЭКО. 2011. № 4

8 Доценко Е. Л. Психология манипуляции. — СПб.: Речь, 2011

 

9 Ершов А. А. Взгляд психолога на активность человека. — М., 2011

10 Журавлев В. И. Основы педагогической конфликтологии. — М.: Российское педагогическое агентство, 2011

 

11 Хейзинга Й. Игровой элемент современной культуры // Политические исследования. 2011

 

12 Хасан Б. И. Парадоксы конфликтофобии // Философская и социологическая мысль. 2011. № 6.

 


Информация о работе Психологические особенности конфликта как типа взаимодействия