Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2015 в 12:15, контрольная работа
Ни одна сфера жизни человека не свободна от конфликтов. Конфликт — это столкновения, серьезные разногласия, во время которых человека обуревают неприятные чувства или переживания. В конфликтной ситуации всегда есть по крайней мере два пути, два варианта поведения; причем один из них или оба могут оказаться приемлемыми (или неприемлемыми). Конфликты неистребимы, они появляются при любых жизненных обстоятельствах и сопровождают нас от рождения до самой смерти.
Конфликт - это отношения между субъектами социального взаимодействия, которые характеризуются противоборство за наличия противоположных мотивов, таких как: потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений, или суждений,таких как: мнений, взглядов, оценок и т. п..
Глава 1Общее определение конфликта.
1.1Конфликтная ситуация ..........................................................................................4
1.2Конфликтное взаимодействие...............................................................................6
Глава 2.Основные разновидности конфликта
1.1Субъекты конфликта...............................................................................................9
1.2Виды конфликтов..................................................................................................14
1.3Динамика протекания конфликта........................................................................16
1.4Типы конфликта…................................................................................................20
Заключение.................................................................................................................22
Список используемой литературы...........................................................................23
Именно такое осознание и определение ситуации, как конфликтной , становится своеобразным пусковым психологическим механизмом, который отсекает все стратегии и формы поведения, которые не соответствуют состоянию конфликта, и «включает» тот запас стратегий поведения, который помогает достичь цели, решить проблему.
На этой стадии, которая вызывает различные эмоции, неодинаковое отношение к конфликту оппонентов, предлагаются некоторые варианты, формы совместных действий:
Для того, чтобы достичь максимума желаемого, разрабатываются и предлагаются определенные формы действий:
Этап решения межличностного конфликта, является самой сложной задачей для его участников, он требует проявления творчества.
Именно межличностный уровень в первую очередь требует вникнуть в психологическую сущность разногласий между сторонами, которые конфликтуют, не отдавая предпочтения тому или иному оппоненту.12 Исходя из этого, предлагается немало практических рекомендаций и по предупреждению конфликтов, и в отношении его профилактики или ослабления.
При этом выбор способов и методов преодоления конфликта зависит как от объективной ситуации, психического состояния оппонентов, так и от направленности конфликта, то есть будет ли он способствовать более глубокому пониманию проблемы, а следовательно и развитию элементов кооперативного взаимодействия внутри конфликта, или, наоборот, приведет к расшатыванию и несогласованности взаимодействия.
1.4. Типы конфликта
Социальная психология сосредоточивает свое внимание на двух разновидностях конфликта: деструктивные и продуктивные.
Определение деструктивного конфликта в большей степени совпадает с обыденным представлением. Именно такого типа конфликт ведет к рассогласованию взаимодействия, к его расшатыванию. Деструктивный конфликт чаще становится не зависимым от причины, его породившей, и легче приводит к переходу «на личности», чем и порождает стрессы. Для него характерно специфическое развитие, а именно расширение количества вовлеченных участников, их конфликтных действий, умножение количества негативных установок в адрес друг друга и остроты высказываний («экспансия» конфликта). Другая черта – «эскалация» конфликта означает наращивание напряженности, включение все большего числа ложных восприятий как черт и качеств оппонента, так и самих ситуаций взаимодействия, рост предубежденности против партнера. Понятно, что разрешение такого типа конфликта особенно сложно, основной способ разрешения – компромисс – здесь реализуется с большими затруднениями.
Продуктивный конфликт чаще возникает в том случае, когда столкновение касается не несовместимости личностей, а порождено различием точек зрения на какую-либо проблему, на способы ее решения. В таком случае сам конфликт способствует формированию более всестороннего понимания проблемы, а также мотивации партнера, защищающего другую точку зрения – она становится более «легитимной». Сам факт другой аргументации, признания ее законности способствует развитию элементов кооперативного взаимодействия внутри конфликта и тем самым открывает возможности его регулирования и разрешения, а значит, и нахождения оптимального решения дискутируемой проблемы.
Представление о двух возможных разновидностях конфликтного взаимодействия дает основание для обсуждения важнейшей общетеоретической проблемы конфликта: пониманию его природы как психологического феномена. В самом деле: есть ли конфликт лишь форма психологического антагонизма (т.е. представленное противоречия в сознании) или это обязательно наличие конфликтных действий. Подробное описание различных конфликтов в их сложности и многообразии позволяет сделать вывод о том, что оба названные компоненты есть обязательные признаки конфликта.
Заключение
Конфликты неистребимы — они появляются при любых жизненных обстоятельствах и сопровождают нас от рождения до самой смерти.
Некоторые достаточно несерьезные конфликты легко разрешаемы. Однако другие, более значительные, требуют применения стратегии для их успешного разрешения либо, в противном случае, они способны привести к натянутости отношений, вызвать неприязнь.
В ходе конфликта люди лучше узнают себя и друг друга, конфликт стимулирует понимание. Иногда полезно даже спровоцировать конфликт, чтобы прояснить обстановку и понять состояние дел; в критических ситуациях, возникающих в конфликтах, выявляются незаметные до того достоинства и недостатки людей, создаются условия для развития личности и формирования лидеров. С другой стороны, конфликт может нанести вред отношениям, он отбирает время, энергию и даже деньги. Затяжной конфликт непременно отражается на психическом и умственном здоровье.
Проблема исследования конфликта имеет много практических приложений в плане разработки различных форм отношения к нему (разрешение конфликта, предотвращение конфликта, профилактика его, ослабление и т.д.) и прежде всего в ситуациях делового общения.
Само слово «конфликт» (от лат. conflictus - столкновение), означает столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений, серьёзные разногласия, приводящие к острым спорам, к борьбе и противостоянию.
Рассматривается конфликт и как обострение противоречий, процесс или ситуация, в которой одна из сторон находится в состоянии противостояния или открытой борьбы с другой, поскольку ее цели воспринимаются как противостоящие собственным. Конфликт можно предотвратить, спокойно выяснив отношения и разрешив проблемы в совещательном тоне.
Список используемой литературы
1.Андреев В. И. Конфликтология: искусство спора, ведения переговоров, разрешения конфликтов. — ТераСистемс, 2011.
2.Базилева И., Эмерсон П. Консенсус // Новый мир. 2009.
3.Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. — М.: Апрель Пресс, ЭКСМО-Пресс, 2011.
4.Боровик С. С. Конфликт
и педагогическое воздействие //
Магистр Независимый психолого-
5.Вагин И. О. Психология зла. Практика решения конфликтов. СПб.: Питер, 2011.
6.Вейсс Дж. Подсознательная работа разума // В мире науки. М., 1990. № 5.
7.Власова Н. Включайся в конфликт последним // ЭКО. 2011. № 4
8.Доценко Е. Л. Психология манипуляции. — СПб.: Речь, 2011
9.Ершов А. А. Взгляд психолога на активность человека. — М., 2011
10.Журавлев В. И. Основы педагогической конфликтологии. — М.: Российское педагогическое агентство, 2011
11.Хейзинга Й. Игровой элемент современной культуры // Политические исследования. 2011
12.Хасан Б. И. Парадоксы конфликтофобии // Философская и социологическая мысль. 2011. № 6.
13.Сидоренко Е. В. Тренинг влияния и противостояния влиянию. – СПб.: Речь, 2011
14.Рыбакова М. М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. — М., 2011.
15.Преториус Р. Теория конфликта // Политические исследования. — 2011. № 5.
16.Левин К. Типы конфликтов // Психология личности: Тексты. — ЭКСМО. 2011
Конфликтология. Под ред. Кармина А. С. — СПб.: «Лань», 2011
17.Здравомыслов А. Г. Социология конфликта. // учебное пособие. //Просвещение. - 2011
1 Андреев В. И. Конфликтология: искусство спора, ведения переговоров, разрешения конфликтов. — ТераСистемс, 2011.
2 Базилева И., Эмерсон П. Консенсус // Новый мир. 2009.
3 Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. — М.:
4 Боровик С. С. Конфликт и педагогическое воздействие // Магистр Независимый психолого-педагогический журнал. 2009. № 6.
5 Вагин И. О. Психология зла. Практика решения конфликтов. СПб.: Питер, 2011.
6 Вейсс Дж. Подсознательная работа разума // В мире науки. М., 1990. № 5.
7 Власова Н. Включайся в конфликт последним // ЭКО. 2011. № 4
8 Доценко Е. Л. Психология манипуляции. — СПб.: Речь, 2011
9 Ершов А. А. Взгляд психолога на активность человека. — М., 2011
10 Журавлев В. И. Основы педагогической конфликтологии. — М.: Российское педагогическое агентство, 2011
11 Хейзинга Й. Игровой элемент современной культуры // Политические исследования. 2011
12 Хасан Б. И. Парадоксы конфликтофобии // Философская и социологическая мысль. 2011. № 6.
Информация о работе Психологические особенности конфликта как типа взаимодействия