Психологические проблемы «несовпадения ожиданий», связанных с выходом на пенсию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2015 в 17:12, контрольная работа

Описание работы

Пенсионный период жизни часто рассматривается зарубежными и отечественными авторами как кризисный, так как предполагает значительное изменение жизненной ситуации, которая связана как с внешними факторами (официальный выход на пенсию, появление свободного времени, ранее занятого работой, изменение социального статуса и др.), так и с внутренними (осознание возрастного снижения физической и психической силы, пассивно-зависимое поведение от общества и семьи, что влечет за собой формирование нового психосоциального статуса пожилого человека).

Файлы: 1 файл

адаптация к пенсионному периоду жизни.docx

— 39.21 Кб (Скачать файл)

Одна из наиболее важных задач пожилого возраста заключается в приспособлении к выходу на пенсию. Таким образом, насколько человек приспосабливается к новым условиям, зависит от целого ряда факторов: физического здоровья, экономического статуса, отношения к другим людям и потребности в удовлетворении от труда.

    1. Психологические проблемы «несовпадения ожиданий», связанных с выходом на пенсию

При кризисе, связанном с уходом на пенсию, прежде всего на состоянии человека негативно сказывается нарушение привычного режима и уклада жизни, нередко сочетающееся с острым ощущением противоречия между сохраняющейся трудоспособнос- тью, возможностью принести пользу и их невостребованностью. Человек оказывается как бы «выброшенным на обочину» текущей уже без его деятельного участия общей жизни. Снижение своего социального статуса, потеря сохранявшегося десятилетиями жизненного ритма иногда приводят к резкому ухудшению общего физического и психического состояния, а в отдельных случаях даже к сравнительно быстрой смерти.

Кризис ухода на пенсию часто усугубляется тем, что примерно в это время вырастает и начинает жить самостоятельной жизнью второе поколение — внуки, что особенно болезненно отражается на женщинах, посвятивших себя в основном семье.

Выход на пенсию — это важное событие не только для человека, но и для окружающих его лиц. Именно поэтому процесс адаптации человека к новому положению протекает двояко: с одной стороны, он приспосабливается к своему социальному микроокружению, с другой — последнее также приспосабливается к его новому социальному положению, роли.

Пенсионерам, еще продолжающим работу, задавались два косвенных вопроса: «Как Вы считаете, что изменяется к лучшему в жизни пожилых людей после их ухода на пенсию?»; «Что изменяется в их жизни к худшему?» Ответы на первый вопрос показывают, что в представлениях пожилых людей выход на пенсию создает большие возможности для отдыха, досуга, общественной работы, общения. Как положительный 8 момент некоторые опрошенные отмечают усиление внутрисемейной деятельности и улучшение самочувствия. Главное ожидание связано с лучшими условиями для отдыха и поддержания здоровья—такое суждение высказала треть опрошенных.

К негативным изменениям, сопровождающим выход на пенсию, опрошенные относят ухудшение здоровья, появление материальных затруднений, отсутствие занятий, невозможность приносить пользу людям, обществу, чувство одиночества. Некоторые представления о негативных моментах связаны с семьей: увеличение нагрузки в домашнем хозяйстве, появление материальной зависимости от родственников, уменьшение авторитета. Главными из этих отрицательных «последствий» прекращения работы пенсионеры считают ухудшение самочувствия и благосостояния, ощущение бесполезности и изолированности.

«Оптимисты» (назовем так людей, чьи ожидания связаны с позитивными сторонами ухода на пенсию) и «пессимисты» (видящие в уходе на пенсию прежде всего негативные моменты) дают разные оценки изменениям в состоянии здоровья после прекращения работы. Первые считают, что оно улучшается, вторые — что ухудшается, причем позитивных оценок почти в четыре раза меньше, чем негативных.

По-разному оценивают пенсионеры и изменения их семейных функций, наступающие вследствие прекращения работы. Если для одних уход на пенсию означает «возможность приносить больше пользы семье», то другие считают, что пенсионерам «приходится больше заниматься домашними делами». Таким образом, пожилые люди расценивают предстоящее расширение семейно-бытовых занятий либо позитивно, как «возможность» помогать семье, либо негативно, как мало привлекательную для них деятельность, которой они вынуждены заниматься.

Ожидания, связанные с предстоящим выходом на пенсию, заметно различаются у мужчин и женщин. Так, женщины чаще, чем мужчины, предполагают, что здоровье улучшится, появится больше времени для отдыха. Зато мужчины вдвое чаще, чем женщины, считают, что позитивной стороной выхода на пенсию являются большие возможности для любительских занятий и общественной работы. Существенны различия в ответах обеих групп и на вопрос о негативных последствиях прекращения работы. Мужчин значительно чаще, чем женщин, настораживают перспективы ухудшения самочувствия, бездеятельности, бесполезного существования, скуки. Женщины же почти вдвое чаще мужчин ожидают увеличения нагрузки по дому. В целом мужчины группы «оптимистов» больше, чем женщины, ориентированы на активный досуг. Соответственно мужчины-пессимисты» гораздо 9 больше, чем женщины, озабочены, что не смогут найти общественно полезное занятие или вообще чем-то занять свое время.

Сопоставление распределений позитивных и негативных изменений, вызванных выходом на пенсию, как они видятся людям, находящимся накануне этого события, показывает, что опрашиваемые более ясно представляют себе отрицательные стороны жизни на пенсии.

Оказалось, что лишь у весьма незначительной части работающих пенсионеров сложилась установка на полное прекращение работы. Большинство же придерживается мнения, что следует продолжать работу; при этом они склонны к переходу на другую работу: такой путь решения проблемы представляется пенсионерам более приемлемым и легче осуществимым, чем повышение квалификации до уровня новых требований. Установка на продолжение работы у мужчин отмечается чаще, чем у женщин. Что же касается ухода на пенсию, то обе группы отвергают эту альтернативу в равной мере. Готовность продолжить работу чаще характерна для работников умственного труда и руководителей, чем для работников физического труда и исполнителей. Отметим также, что две последние группы реже склоняются к тому, чтобы продолжать работу на прежнем месте, повысив уровень своих профессиональных знаний.

Таким образом, предрасположенность к выходу на пенсию определяется не только тем, что приобретает пожилой человек, становясь пенсионером, но и тем, что он теряет, переступая эту грань. Возможность и дальше работать по своей специальности, сохраняя в той или иной мере высокий профессиональный уровень, является сильнейшим фактором, удерживающим от ухода на пенсию. Чем выше служебное положение и квалификация, глубже и разностороннее содержание труда, больше возможностей для творческого поиска, тем решительнее отвергается переход к пенсионному образу жизни и на более поздние сроки переносится момент окончательного ухода на пенсию.

    1. Подготовка к выходу на пенсию как важное условие перехода к пенсионному статусу

Для преодоления неопределенности отношения к выходу на пенсию, для активного формирования в сознании пожилого человека положительно-определенного типа 10 отношения к выходу на пенсию предлагается специальная подготовка. Подготовка к выходу на пенсию может устранить многие проблемы, которые возникают в процессе адаптации пожилых людей к статусу пенсионера.

Анализ имеющегося опыта такой подготовки позволил, в свою очередь, выделить три ее формы (5, с.128):

1. массовое обучение по специальной литературе (брошюры, памятки, инструкции);

2. организация индивидуальных  консультаций по различным вопросам  подготовки к выходу на пенсию;

3. создание подготовительных  групп по специально разработанным  программам.

Каждая из этих форм имеет свои преимущества и недостатки. Хотя первая наиболее доступна, отсутствие контроля за подготовкой и невозможность индивидуального подхода снижают ее эффективность, поэтому она может быть рекомендована только в сочетании с другими методами. Основным достоинством второго метода является индивидуальный подход и устная форма подачи материала, которая, как известно, имеет ряд преимуществ по сравнению с письменной. Только третья форма подготовки обеспечивает оптимальность этого процесса благодаря ряду социально-психологических феноменов, возникающих в группе. Кроме того, эта форма создает предпосылки интеграции будущих пенсионеров в коллективы, благотворно влияющие на процесс адаптации. В связи с этим возникает важная проблема формирования подготовительных групп и определения основных принципов их комплектования (6, с.36).

Во многих странах, в частности в Нидерландах, США, Великобритании и др., подготовка к пенсионному периоду осуществляется на некоторых фирмах и предприятиях. Такой принцип создания подготовительных групп можно определить как производительный. Он обеспечивает организацию мероприятий и облегчает первый этап обучения, связанный со знакомством членов группы друг с другом. Вместе с тем, у него есть ряд слабых сторон, т.к. обучающиеся лишены возможности расширить круг общения, завязать новые социальные связи.

Указанные недостатки могут быть в значительной степени преодолены при формировании групп по территориальному принципу (с учетом места жительства), основное достоинство которого – возможность поддерживания постоянных контактов между людьми, живущими в непосредственной близости друг от друга не только во время обучения, но и в дальнейшем (например, при проведении досуга). Если учитывать «высокую временную устойчивость высших эмоций пожилых людей» (2, с.43) – способность глубоко переживать произведения  искусства, эмоционально реагировать на события в мире, общественные явления, то можно применять групповые методы работы, направленные на интересы людей позднего возраста. Многие геронтологи включают в инструментальный и практический курс адаптации пожилых людей к пенсионному периоду вязание, кулинарию, изготовление различных поделок, изучение искусства или музыки, родного края и т.п.

Целенаправленные и научно обоснованные программы с учетом указанных принципов формирования подготовительных групп (производственного, территориального, по интересам) могут быть разработаны для разных этапов подготовки: предпенсионного и пенсионного. Впервые разработка такой программы была осуществлена в 1992 г. на базе благотворительного фонда «Сопричастность». При этом учитывалось, что отбор и формирование групп проводились из тех пожилых людей, которые характеризовались негативным отношением к выходу на пенсию. Также существует мнение, что подготовка к выходу на пенсию состоит из трех элементов:

- уменьшения количества обязанностей,

- планирования деятельности на пенсии,

- планирования жизни после выхода на пенсию.

На финальном этапе жизни необходимы новые адаптационные стратегии, способствующие овладению социально-психологическими механизмами, блокирующими негативные последствия критических моментов в жизни пожилого человека. Это особенно важно, поскольку переход от одной социальной ситуации существования к другой не может быть чисто формальным, когда внешние события (выход на пенсию, отделение от детей, смена работы, изменение культурной среды) никак не подготовили изменений внутреннего мира личности, тем самым создав почву для возникновения проблем социальной адаптации и личностных кризисов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Выход на пенсию – наиболее значимое изменение статуса в пожилом возрасте. Человек должен решить задачу выбора, выработать методы преодоления трудностей и способы поведения в новой для себя ситуации в соответствии с собственными намерениями. Пенсионный период жизни человека составляют изменения, которые требуют от него 12 переосмысления ценностей, отношения к действительности, к себе, т.е. перестройки своего сознания, поиска новых возможностей и путей реализации своей активности.

Характер выхода на пенсию и приспособление к новым условиям жизни есть результат действия многих факторов: физического здоровья, экономического статуса, отношения к другим людям и потребности в удовлетворении от труда. Одна из наиболее важных задач пожилого возраста заключается в приспособлении к выходу на пенсию. Насколько человек приспосабливается к новым условиям, зависит от целого ряда факторов: физического здоровья, экономического статуса, отношения к другим людям и потребности в удовлетворении от труда.

Выход на пенсию – это важное событие не только для человека, но и для окружающих его лиц. Именно поэтому процесс адаптации человека к новому положению протекает двояко: с одной стороны, он приспосабливается к своему социальному микроокружению, с другой – последнее также приспосабливается к его новому социальному положению, роли.

Предрасположенность к выходу на пенсию определяется не только тем, что приобретает пожилой человек, становясь пенсионером, но и тем, что он теряет, переступая эту грань. Сопоставление распределений позитивных и негативных изменений, вызванных выходом на пенсию, как они видятся людям, находящимся накануне этого события, показывает, что опрашиваемые более ясно представляют себе отрицательные стороны жизни на пенсии.

Для преодоления неопределенности отношения к выходу на пенсию, для активного формирования в сознании пожилого человека положительно-определенного типа отношения к выходу на пенсию должна быть специальная подготовка. Подготовка к выходу на пенсию может устранить многие проблемы, которые возникают в процессе адаптации пожилых людей к статусу пенсионера.

К сожалению, у нас в стране такая подготовка не ведется. Если человек недавно прекратил свою трудовую деятельность, у него появляется масса свободного времени, которое ему нечем занять. Мы предлагаем нашим клиентам активно включиться в жизнь еврейской общины города. Кто-то принимает участие в работе хора, кто-то ходит на занятия кружка «Очумелые ручки» или в клубы по интересам, кто-то становится волонтером. Главное – поддержать человека в трудный для него период жизни, показать новые приоритеты в жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов – СПб: Питер, 2006. (Серия «Учебник нового века»).

2. Медведев В.И. О проблеме  адаптации //Компоненты адаптационного  процесса. Л.: Наука, 1984, - С.3-16

3. Краснова О.В. Социально-психологические  вопросы старения // Журнал практического  психолога. – 1997. - №3. – С.5-21

Информация о работе Психологические проблемы «несовпадения ожиданий», связанных с выходом на пенсию