Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2015 в 00:19, научная работа
Цель исследования – исследование психологических проблем студентов.
Исследовательские задачи:
1)теоретический анализ психологических проблем, проблем студентов;
2)формирование списка исследовательских факторов через применение контент-анализа;
3)составление исследовательской анкеты;
4)проведение опроса;
5)обработка эмпирического результата;
6)описание полученного эмпирического результата;
7)формулирование списка литературы.
Объект исследования: психологические проблемы студентов.
ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ 5
РАЗДЕЛ 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ 10
2.1. Методология и методика эмпирического исследования 10
2.2. Результаты исследования 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 27
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ДИЗАЙНА И ТЕХНОЛОГИИ
ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНОЙ ИНЖЕНЕРИИ
КАФЕДРА «СОЦИОЛОГИЯ И СОЦИАЛЬНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ»
______________________________
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
«СОЦИОЛОГИЯ»
НА ТЕМУ:
«Психологические проблемы студентов»
Выполнила:
Лебенкова Вероника Витальевна
Научный руководитель:
к.пед.н. Булков Андрей Алексеевич
Москва 2015
СОДЕРЖАНИЕ
Цель исследования – исследование психологических проблем студентов.
Исследовательские задачи:
1)теоретический анализ психологических проблем, проблем студентов;
2)формирование списка исследовательских факторов через применение контент-анализа;
3)составление
4)проведение опроса;
5)обработка эмпирического результата;
6)описание полученного эмпирического результата;
7)формулирование списка литературы.
Объект исследования: психологические проблемы студентов.
Предмет исследования: знание студентов о психологических проблемах.
В работе использованы следующие методы социологического
исследования:
- теоретические методы:
1)анализ;
2)реферирование;
3)систематизирование;
4)обобщение;
- эмпирические методы:
1)контент-анализ;
2)опрос.
За последние годы произошли серьѐзные изменения в социальной, экономической и культурной жизни нашей страны. Активно перестраивается система ценностей, охватывающая сферу как материальной, так и духовной жизни людей, всѐ острее становятся проблемы личностного выбора, требующие осознания своей позиции и принятия того или иного ответственного решения в условиях усложнения системы отношений. В новых экономических условиях, в которых оказалась современная Россия, всѐ больше и больше молодых людей приходит к пониманию того, что от самоопределения, уровня образованности, самооценки и собственных волевых усилий напрямую стало зависеть не только их благополучие как материальное, так и психологическое, но также и вся их дальнейшая жизнь. Для построения системы качества подготовки специалистов необходимо решить ряд задач, связанных с психологическим обеспечением учебного процесса в вузе. Проблема психологической помощи или сопровождения студентов является на современном этапе развития высшей школы одной из наиболее интересных значимых, требующих воплощения идеи личности в практико-ориентированных исследованиях.1 Не представляет сомнения, что психологическое состояние студента, его внутреннее самоощущение, отношение к жизни, к окружающим людям исключительно важно. Будет ли отличаться чем-то поведение гармоничного, уверенного в себе студента, легко устанавливающего контакты с людьми, адекватно воспринимающего окружающую действительность и прекрасно к ней адаптированного, умеющего извлекать положительные моменты из любой, даже стрессовой ситуации, от поведения студента замкнутого, имеющего трудности в межличностных отношениях, неуверенного в себе и других? Несомненно, отличия будут и не в пользу последнего. Более того, успешность в учебе, карьере во многом зависит от таких психологических факторов, как самооценка, личное развитие, жизненные цели. Очень часто талантливые молодые люди добивались в жизни гораздо меньшего, чем могли бы, именно из-за невозможности самостоятельного решения психологических проблем. Как известно, квалифицированная психологическая консультация в настоящее время стоит достаточно дорого, и не каждый студент может себе ее позволить.2 А потому создание в вузе бесплатной психологической помощи поможет студентам во многом справиться с такими возникающими проблемами как: -трудности в межличностном общении; -проблемы в учебе; -конфликты внутри группы; -интерес к самопознанию, самораскрытию, психологии и т.д.Во многих вузах России существуют кабинеты психологической помощи. А что вы думаете об этом? На I курсе перед преподавателем стоит нелегкая задача: построить учебный и воспитательный процесс, ориентируясь на разные возможности, разные индивидуальные качества студентов. Зная эти возможные действия, куратор всегда сможет выделить те из них, которые нужны ему для решения конкретной задачи, возникшей в практике работы со студентами. Преподаватель в начале года не знает этих индивидуальных особенностей студентов. Затрудняет это познание и то, что на мне курсе группы студентов довольно большие и ориентировка кураторов в их возможностях и способностях обычно идет довольно медленно - по мере выполнения студентами контрольных заданий, выступлений на семинарах и т.д., поэтому только к концу года преподаватель может составить какое-то представление о мотивах студентов.3 Ускорить это познание поможет индивидуальный подход. В целях выявления личностных особенностей студентов и ускорения их адаптации в своей студенческой группе полезно проведение социально-психологического тренинга. На основе знания и учета индивидуальных личностных особенностей студентов куратор выбирает и осуществляет требуемые психолого-педагогические воздействия в каждом конкретном случае. В рамках развития психологической помощи, исходя из специфики вуза, адаптации иногородних студентов имеет особое значение. Психологическая адаптация предстаѐт как изменение, перестройка психики индивида под воздействием объективных факторов среды. Процесс адаптации как специфический момент в развитии и становлении личности студента имеет особое значение. Во-первых, потому, что в ходе адаптации важно дать правильную ориентацию в системе поведения. Ибо подобная ориентация надолго определяет «лицо» студента, судьбу его развития. Во-вторых, потому, что в ходе этого процесса совершается важнейшее событие: формируется социально-психологическая общность студенческого коллектива. В рамках работы по адаптации иногородних студентов можно выделить три направления: 1) адаптация к новому городу, установление новых социальных связей; 2) адаптация к условиям проживания в общежитии; 3) адаптация к учебному процессу в вузе. По каждому из направлений адаптации должны проводиться конкретные действия. По первому - информирование, привлечение общественных организаций, проведение экскурсий и встреч со структурами и заинтересованной общественностью, знакомство студентов с деятельностью клубов по интересам, общественных и волонтерских организаций, которые могли бы привлечь студентов в число своих членов. По второму направлению - выявление с помощью психодиагностических мероприятий лиц наиболее склонных к конфликтам и наиболее трудно адаптирующихся, индивидуальное консультирование таких студентов и проведение с ними групповых тренингов. Их психологическое просвещение через знакомство со специальной литературой, прослушивание лекций и просмотр фильмов. По третьему направлению - проведение индивидуальных психологических консультаций для лиц, которые испытывают затруднения в овладении программой вуза и проведение тренингов по развитию памяти, внимания, мышления для всех желающих. Обучения студентов наиболее эффективным стратегиям подготовки к экзаменам в условиях проживания в общежитии. Проблемы студентов мало чем отличаются от проблем молодежи нашего общества в целом. На сегодняшний день существуют проблемы, связанные с кризисом в стране. Поднялась стоимость обучения, цены на продукты (и самое главное на самые необходимые), медицинское обслуживание, проезд на транспорте. Сократились рабочие места, а значит, многие родители и даже студенты потеряли работу. А отсюда следует, что родители не могут или с трудом могут прокормить, одеть, дать образование своим детям (а студенты, начинают себя ограничивать во всѐм и тоже не могут прокормить родных и близких, себя). Вот и появляются первые проблемы: расстройства, замкнутость, ложь, стресс, депрессия («не поел», «не доспал» и т.п.). Участились случаи суицида, опять же причины разные: из-за несчастной любви, из-за страха в период кризиса (что не смогут выжить и прокормить семью, родных, близких и себя), из-за потери смыла жизни, из-за физического и психического насилия. Увеличилось количество правонарушений. Студенты нарушают законы и правила, потому что им никто вовремя не объяснил, как нужно себя вести в обществе (они ведь берут пример с взрослых, а, как видно, сами взрослые об этом не задумываются); не научил их быть ответственным за свои поступки. Отсюда и появляются сомнительные, мнимые ценности личности. Молодежь быстро вступает в преступные группировки. Не создаются нормальные и полные семьи, потому что молодежь не знает своих ролей, не умеет действовать в рамках заданных жизнью ролях. Не могут и / или не умеют защищаться от физического и психического насилия, от обмана со стороны общества. Многие не могут социально адаптироваться. Неправильно выбирают специальность, не могут найти хороших друзей, не могут решить конфликты в семье или со сверстниками. Чувствуют себя неуверенно, не в безопасности. 4 Психологическая поддержка должна реализовываться через основные потребности: Любовь, безопасность, самоутверждение и содействие в формировании воли, морально-нравственных качеств, интеллекта. Педагогическое содействие социально-ориентированному образованию и обучению должно заключатся в выстраивании педагогического взаимодействия со студентами. Для этого необходимо: 1.Быть со студентом на равных. 2.Всегда вести диалог. 3.Помогать студенту в выявлении, развитии и формировании открытого интереса. 4.Помогать семье в выявлении интереса профессиональной направленности студента. 5.Ориентировать на развитие способности к самопознанию, самоопределению, самовоспитанию, самообразованию. 6.Помогать студенту в осознании преобразующей̆ роли ценностных ориентаций, самооценки, жизненных целей̆, становлении личности. 7.Компенсировать неудачи в учебе ситуациями успеха в досуговой деятельности. 8.Давать любовь и уважение, относиться с терпением к каждому студенту, хвалить при всех, наказывать осторожно (индивидуально).5
Цель эмпирического исследования: исследование психологических проблем студентов.
Задачи эмпирического исследования:
1)формирование списка
исследовательских факторов
2)составление анкеты;
3)проведение опроса;
4)обработка результатов;
5)формирование исследовательских выводов.
Методы эмпирического социологического исследования:
анкетный опрос, контент-анализ.
База исследования: студенты, 25 человек.
Исследовательская выборка: стихийная
Исследовательские факторы:
1.Информированность о психологических проблемах.
2.Информированность о
психологических проблемах
3.Информированность о
причинах психологических
4.Понимание содержания
психологических проблем
5.Содержание психологических проблем студентов.
6.Проблема адаптации.
7.Проблема коммуникации.
8.Проблема взаимодействия.
9.Проблема стресса.
10.Проблема конфликтного поведения.
11.Проблема стратегии
поведения в конфликтной
12.Гендерные проблемы.
13.Способы решения
14.Информированность о влиянии преподавателей и учебного процесса на психологическое состояние студентов.
15.Информированность о
влиянии семьи на
Этапы эмпирического исследования:
1)Подготовительный. На первом этапе проводятся подготовительные работы, важнейший компонент которых – создание общей программы исследования. Подготовительный этап включает:
-теоретический анализ психологических проблем, проблем студентов, причин возникновения данных проблем
2)Оперативно-процедурный. На втором этапе происходит непосредственное воздействие на объект исследования в виде применения определенных процедур с помощью анкетирования студентов, то есть собственно эмпирическое исследование. Главная цель- сбор данных.
Оперативно-процедурный этап включает:
-формирование списка исследовательских факторов;
-составление анкеты;
-проведение опроса.
3)Результирующий. Третий этап составляют обработка, анализ. Обобщение полученных данных, результатов действий, разработка рекомендаций, оценка эффективности использования методов.
Результирующий этап включает:
-обработку результатов;
-формирование
В результате обработки ответов респондентов на вопросы анкеты получены следующие исследовательские материалы.
На первый вопрос «Укажите Ваш пол» ответы респондентов распределились следующим образом (см. рис. 2.2.1):
Рис. 2.2.1. Результаты ответа на вопрос № 1 «Укажите Ваш пол».
Анализ информации, представленной на рисунке 2.2.1, позволяет
утверждать, что в исследовании принимали участие: 28% (7 человек)
респондентов мужского пола и 72% (18 человека) респондентов женского пола.
На второй вопрос «Укажите Ваш возраст» ответы респондентов
распределились следующим образом (см. рис. 2.2.2):
Рис. 2.2.2. Результаты ответа на вопрос № 2 «Укажите Ваш возраст».
Анализ информации, представленной на рисунке 2.2.2, позволяет
утверждать, что в исследовании принимали участие: 0% (0 человек)
респондентов в возрасте менее 18 лет,12% (3 человека) респондентов в возрасте 18 лет, 84% (21 человек) респондентов в возрасте 18-20 лет, 4% (1 человек) в возрасте 20-25 лет и 0% (0 человек) в возрасте более 25 лет.
На третий вопрос «Укажите Ваше образование» ответы респондентов
распределились следующим образом (см. рис. 2.2.3):
Рис. 2.2.3. Результаты ответа на вопрос № 3 «Укажите Ваше образование».
Анализ информации, представленной на рисунке 2.2.3, позволяет
утверждать, что в исследовании принимали участие: 8% (2 человека)
респондентов с средним образованием, 4% (1человек) респондентов с начальным профессиональным образованием, 8% (2 человека) респондентов с средним профессиональным образованием, 80% (20 человек) с неоконченным высшим образованием, 0% (0 человек) респондентов с высшим образованием и 0% (0 человек) с другим выбором ответа.
На четвертый вопрос «Укажите где Вы проживаете» ответы респондентов распределились следующим образом (см. рис. 2.2.4):
Рис. 2.2.4. Результаты ответа на вопрос № 4 «Укажите где Вы проживаете».
Анализ информации, представленной на рисунке 2.2.4, позволяет
утверждать, что в исследовании принимали участие: 72% (18 человек)
респондентов из Москвы,4% (1 человек) респондентов из ближнего Подмосковья, 24% (6 человек) респондентов из других городов, но в данный момент проживающих в Москве.
На пятый вопрос «Знаете ли Вы о психологических проблемах» ответы респондентов распределились следующим образом (см. рис. 2.2.5):
Рис. 2.2.5. Результаты ответа на вопрос № 5 «Знаете ли Вы о психологических проблемах».
Анализ информации, представленной на рисунке 2.2.5, позволяет
утверждать, что в исследовании принимали участие: 80% (20 человек)
респондентов знающих о психологических проблемах,4% (1 человек) респондентов не знающих о психологических проблемах, 16% (4 человека) респондентов частично знающих о психологических проблемах.
На шестой вопрос «Известны ли Вам психологические проблемы студентов» ответы респондентов распределились следующим образом (см. рис. 2.2.6):
Рис.2.2.6.Результаты ответа на вопрос № 6 «Известны ли Вам психологические проблемы студентов».
Анализ информации, представленной на рисунке 2.2.6, позволяет
утверждать, что в исследовании принимали участие: 84% (21 человек)
респондентов знающих о психологических проблемах студентов,0% (0человек) респондентов не знающих о психологических проблемах студентов, 16% (4 человека) респондентов частично знающих о психологических проблемах студентов.
На седьмой вопрос «Сталкивались ли Вы с психологическими проблемами» ответы респондентов распределились следующим образом (см. рис. 2.2.7):
Рис.2.2.7.Результаты ответа на вопрос № 7 «Сталкивались ли Вы с психологическими проблемами».
Анализ информации, представленной на рисунке 2.2.7, позволяет
утверждать, что в исследовании принимали участие: 68% (17 человек)
респондентов сталкивались с психологическими проблемами,12% (3 человека) респондентов не сталкивались с психологическими проблемами, 20% (5 человек) респондентов частично сталкивались с психологическими проблемами.
На восьмой вопрос «Известны ли Вам причины психологических проблем студентов» ответы респондентов распределились следующим образом (см. рис. 2.2.8):
Рис.2.2.8.Результаты ответа на вопрос № 8 «Известны ли Вам причины психологических проблем студентов».
Анализ информации, представленной на рисунке 2.2.8, позволяет
утверждать, что в исследовании принимали участие: 80% (20 человек)
респондентов знают причины психологических проблем студентов,8% (2 человека) респондентов не знают причины психологических проблем студентов,12% (3 человека) респондентов частично знают причины психологических проблем студентов.
На девятый вопрос «Сталкивались ли Вы с проблемой адаптации» ответы респондентов распределились следующим образом (см. рис. 2.2.9):
Рис.2.2.9.Результаты ответа на вопрос № 9 «Сталкивались ли Вы с проблемой адаптации».
Анализ информации, представленной на рисунке 2.2.9, позволяет
утверждать, что в исследовании принимали участие: 56% (14 человек)
респондентов сталкивались с проблемой адаптации,32% (8 человек) респондентов не сталкивались с проблемой адаптации,12% (5 человек) респондентов частично сталкивались с проблемой адаптации.
На десятый вопрос «Сталкивались ли Вы с проблемой адаптации» ответы респондентов распределились следующим образом (см. рис. 2.2.10):
Рис.2.2.10.Результаты ответа на вопрос № 10 «Сталкивались ли Вы с проблемой коммуникации».
Анализ информации, представленной на рисунке 2.2.10, позволяет
утверждать, что в исследовании принимали участие: 32% (8 человек)
респондентов сталкивались с проблемой коммуникации,28% (7 человек) респондентов не сталкивались с проблемой коммуникации,40% (10 человек) респондентов частично сталкивались с проблемой коммуникации.
На одиннадцатый вопрос «Сталкивались ли Вы с проблемой взаимодействия» ответы респондентов распределились следующим образом (см. рис. 2.2.11):
Рис.2.2.11.Результаты ответа на вопрос № 11 «Сталкивались ли Вы с проблемой взаимодействия».
Анализ информации, представленной на рисунке 2.2.11, позволяет
утверждать, что в исследовании принимали участие: 48% (12 человек)
респондентов сталкивались с проблемой взаимодействия,24% (6 человек) респондентов не сталкивались с проблемой взаимодействия,28% (7 человек) респондентов частично сталкивались с проблемой взаимодействия.
На двенадцатый вопрос «Сталкивались ли Вы с проблемой стресса» ответы респондентов распределились следующим образом (см. рис. 2.2.12):