Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 12:10, реферат
Вопрос психологии денег определяется, с одной стороны, существенными изменениями, происходящими в экономике страны, и требованиями к высокой экономической эффективности граждан, а с другой - необходимостью учитывать социально-психологические феномены отношения к деньгам, поскольку эти отношения во многом определяют экономическое поведение. Отношение к деньгам является важным компонентом экономического сознания групп и конкретных людей. От экономических представлений о всеобщей эквивалентности денег гуманитарные науки переходят к изучению специфических особенностей отношения людей к деньгам. В социальной психологии такими особенностями являются монетарные ценности, потребности, мотивы, социальные установки, а также экономическое мышление и экономические представления (А.Л. Журавлев, А.Б. Купрейченко, В.П. Позняков).
Введение
. Сущность понятия «психология денег»
. Социально-психологические установки по отношению к деньгам
. Психология богатства и бедности
. Деньги в жизни современного гражданина России
Заключение
Литература
Содержание
Введение
. Сущность понятия «психология денег»
. Социально-психологические
установки по отношению к
. Психология богатства и бедности
. Деньги в жизни современного гражданина России
Заключение
Литература
Введение
Вопрос психологии денег определяется, с одной стороны, существенными изменениями, происходящими в экономике страны, и требованиями к высокой экономической эффективности граждан, а с другой - необходимостью учитывать социально-психологические феномены отношения к деньгам, поскольку эти отношения во многом определяют экономическое поведение. Отношение к деньгам является важным компонентом экономического сознания групп и конкретных людей. От экономических представлений о всеобщей эквивалентности денег гуманитарные науки переходят к изучению специфических особенностей отношения людей к деньгам. В социальной психологии такими особенностями являются монетарные ценности, потребности, мотивы, социальные установки, а также экономическое мышление и экономические представления (А.Л. Журавлев, А.Б. Купрейченко, В.П. Позняков).
С тех пор, как человечество изобрело деньги, как всеобщий эквивалент, они играют очень важную роль в жизни и общества и каждого человека в отдельности. На протяжении веков деньги были причиной войн, коварных преступлений, ради обладания ими плелись утонченные интриги.
На протяжении истории отношение к деньгам колебалось от одного полюса к другому. Еще в античном мире, а позже в капиталистическом обществе отношение к деньгам и к богатству было благосклонном. Но богатство порицалось и искоренялось государством как, например, при социализме. В Советском Союзе строили коммунизм, при котором деньги не будут нужны, а пока идет его строительство, деньги воспринимались как неизбежное зло, в обмен на них не полагалось ничего кроме самого необходимого. Отсутствие денег не унижало, а их наличие не служило предметом гордости.
Деньги в том виде, в котором они выступают в последние десятилетия - новая реальность для нашей страны. Порой начинает казаться, что вокруг денег крутится весь мир. Постоянные сообщения об изменении курса валют, взлетах и падениях фондовых рынков, предстоящих обменах денежных знаков, призывы быстро обогатиться множеством способов, бесконечная реклама, даже интеллектуальные игры «на деньги» - агрессивная экспансия денег с телеэкрана. Деньги стали мифом постсоветского общества, а многие ощущают на себе их жестокую месть.
Деньги - явление исключительно социальное, они необходимы только в обществе, а в сибирской тайге, где не встретишь человека, деньги не только бесполезны, но представляют собой лишний груз. Кроме того, ценность денег имеет выраженный конвенциальный характер (когда люди договариваются об их стоимости), в стабильном западном мире ценность денег меняется мало, в отличие от России, где их ценность постоянно меняется.
Влияние денег заметно во всех сферах жизни человека. В семьях очень часты ссоры из-за денег: кто их зарабатывает, кто распоряжается семейным бюджетом, даже распределение ролей в семье очень часто зависит от денег.
В воспитании детей тоже появляется много сложностей, связанных с деньгами и финансовым положением в семье. Дети в семье постоянно слышат о деньгах и о проблемах, связанных с ними, и от родителей, и в телевизионных программах, и в семьях друзей, родственников, в детских садах и школах, что влияет на становление личности ребенка, а потом отражается на поведении, образе жизни, поступках, характере и на взаимоотношениях с другими людьми. Во взаимоотношениях людей деньги сейчас тоже играют большую роль. Прошли те времена, когда о человеке судили по его поступкам, сейчас больше оценивают его финансовое положение. «Скажи мне, сколько ты стоишь, и я скажу, кто ты!» или «Скажи мне, во что ты одет, на какой машине ездишь, в каком доме, районе, стране живешь… и т.д.» - это все главные лозунги настоящего времени, которое Н.С. Пряжников называет «эпохой продажности». В таких лозунгах и мировоззренческих позициях человек (как личность) и деньги как бы меняются местами: не деньги, а сама личность превращается в разменную «монету» для приобретения сначала денег, а потом - благ. Но деньги позволяют перераспределять блага между людьми, к сожалению, далеко не всегда справедливо, и таким образом, также выступают в качестве важнейшего ориентира для людей, стремящихся к утверждению собственного достоинства.
Советские психологи практически не изучали тему «деньги», отношение к ним, их влияние на формирование личности, на поведение человека. Наверное, в этом и не было необходимости. Однако сейчас мы живем в мире денег и потребления, где действуют другие правила и ценности. Н.С. Пряжников пишет, «и все-таки можно выделить ценность, на которую ориентируется большинство людей независимо от вероисповедания, от знания или незнания правовых документов и т.п. - это деньги, и, прежде всего, доллары, как самая главная валюта и общепризнанный символ жизненного успеха».
Готовность
обладать деньгами и тратить их у
всех людей разная, разное отношение
к деньгам, к их наличию и отсутствию.
Неожиданное богатство или
Отечественные психологи в последнее время тоже начали заниматься исследованиями в этой области.
1. Сущность понятия «психология денег»
Проблема психологии денег мало разработана даже на Западе, не говоря уже о России. Некоторое внимание деньгам уделялось в разделах социальной, промышленной психологии. Сегодня все чаще к этой теме обращается психология менеджмента. Но единой теории по психологии денег нет. Современные зарубежные исследования в области психологии денег условно можно разделить на четыре основных направления (Furnham & Argyle, 1998; А. Фенько, 2001): базовые установки по отношению к деньгам, их получению и использованию; повседневное экономическое поведение; психические расстройства, связанные с деньгами и психические особенности богатых людей.
Современные исследования в России, посвященные психологическим аспектам отношения к деньгам, представлены несколькими направлениями. ИП РАН разрабатывает тематику социально-психологических изменений экономического сознания и самосознания личности и его составляющих под влиянием смены форм и отношений собственности (А.Л. Журавлев, В.П. Позняков, В.А. Хащенко). Отношение к деньгам рассматривается как один из эмпирически выделенных компонентов экономического сознания. Осуществляется мониторинг отношения к деньгам в среде предпринимателей (О.С. Дейнека и др.). На основе изучения особенностей этнического мышления, концепции социального мышления (Е. Дрозд-Сенковска), модели индивидуального сознания (К.А. Абульханова-Славская) предпринимаются попытки исследования личностного отношения к деньгам (Г.Э. Белицкая), проводятся кросс-культурные исследования (О.С. Дейнека и др.). В.В. Новиков, С.И. Ерина и др. проводят многолетние комплексные исследования отношения к деньгам.
Кроме того, исследования по проблеме психологии денег в России представлены следующими направлениями: исследование денег в структуре ценностных ориентаций, так как предполагается, что существует единый механизм работы сознания личности как адаптационный, обеспечивающий процесс интеллектуального освоения социальной действительности (С.И. Ерина, О.С. Дейнека, Г.Э. Белицкая); социально-психологические особенности фактора удовлетворенности/ неудовлетворенности экономическим положением (Е.А. Угланова); деньги как символический объект (Е.В. Козлова, Е.А. Угланова); педагогические аспекты формирования монетарных отношений (С.Ю. Буренина).
Деньги являются многомерным объектом, связанным с культурой, и играют важную роль в человеческой деятельности. Рассматриваются различные значения денег, проявляющиеся в установках к деньгам и в характеристиках, связанных с ними (культура, социальное положение, пол и т.п.). Как отмечает В.В. Новиков, в качестве методологической основы понимания монетарных отношений используются различные психологические парадигмы: психоаналитические теории, теория развития Пиаже, бихевиоризм и методы и концепции социальной психологии.
Под отношением к деньгам
О.С. Дейнека понимает «осознанное
и субъективно-избирательное
Итак, можно сделать вывод о том, что монетарные отношения могут конкретизироваться в монетарных ценностях, монетарных потребностях, мотивах получения и использования денег, монетарных социальных установках. Указанные психологические образования выступают в роли регуляторов экономического поведения. В работе обосновывается правомерность использования данных понятий и даются их определения. В качестве структуры потребностей использована модель, предложенная А. Маслоу.
Таким образом, можно сказать, что психология денег - направление психологии <#"justify">2. Социально-психологические установки по отношению к деньгам
Мимолетный взгляд на отношение к деньгам и богатству в истории позволяет обнаружить еще несколько примечательных особенностей, главная из которых - это подобные качелям колебания от одного полюса отношений к другому. Вполне благосклонное отношение к деньгам в античности, где богатство почиталось как милость богов, сменяется порицанием сочности и любви к деньгам в эпоху средневековья, вновь возрождается в виде «капиталистического стяжательства», а затем снова порицается и искореняется государствами в ходе больших социальных экспериментов. Будь то распределительные системы стран «развитого социализма» или относительно меньшие по масштабам общества благоденствия в израильских кибуцах.
После радикальных социально-
Деньги являются предметом многих социальных наук: антропологии, экономики, психологии, социологии. Различие в их подходах определяется главным образом их отношением к фундаментальному принципу экономической рациональности. Рациональным с экономической точки зрения является поведение, обеспечивающее максимизацию дохода. Задачей большинства психологических исследований в финансовой области является демонстрация того, что люди вовсе не ведут себя рационально по отношению к деньгам. То, как они их зарабатывают, тратят, делают (или не делают) сбережения, берут в долг и делают подарки, часто совершенно противоречит всем экономическим аксиомам. Часто люди совершают ошибки в силу незнания экономических законов, а иногда, как в случае неврозов и зависимостей, действуют себе в ущерб, хотя и против своей воли, но вполне сознательно.
С точки зрения психологии можно выделить целый ряд негативных установок по отношению к деньгам. На бессознательном уровне деньги, например, могут символизировать зло, болезнь и т. д. И в соответствии с этими представлениями люди строят свое поведении по отношению к деньгам. Кроме того, существуют установки, которые отражают отношение человека не столько к самим деньгам, сколько к окружающей действительности в целом. Так, например, у человека может быть представление о том, что большие деньги можно заработать только тяжелым трудом; повышение уровня благосостояния может испортить отношения с близкими людьми; что большие деньги достаются только нечестным путем и т. д. Как бы человек не стремился на сознательном уровне повысить уровень своего благосостояния, на поведенческом уровне он будет сталкиваться с ситуациями, которые отражают его установки. Деньги могут символизировать любовь, уважение, свободу; а могут на бессознательном уровне быть символом обмана несчастья или даже смерти.
Как показывает практическая работа, источником установок по отношению к деньгам может служить родительская семья человека, его личный опыт, а также опыт значимых для него людей. Особый интерес представляет научное исследование сознательных и бессознательных установок по отношению к деньгам, а также изучение денежного поведения, базирующегося на этих установках.
3. Психология богатства и бедности
При всех многочисленных трудностях, существующих у предпринимателей в отношениях с деньгами, они могут выглядеть как сущий пустяк по сравнению с некоторыми ситуациями, возникающими в тот момент, когда предприниматель, казалось бы, добивается своей цели и получает тот самый «миллион», то есть очень и очень большие деньги, о которых он мечтал изначально.
Следует отметить, что значительная часть предпринимателей проходит через этот этап относительно безболезненно, поскольку весь предыдущий опыт выживания и продвижения к поставленной цели уже закалил их и позволил вполне объективно оценивать свои возможности и силу денег.
И, тем не менее, можно встретить случаи, возникающие, как правило, именно на гребне первых финансовых успехов, о которых сторонние наблюдатели, партнеры или сотрудники предпринимателя обычно говорят: «человек испортился». В среде бизнеса для обозначения того же состояния чаще употребляется короткий и емкий термин «звездная болезнь».
Проявляется эта болезнь на удивление стандартно. «Заболевающий» ею человек становится невыносимо заносчив, не терпит ни малейших противоречий собственному мнению, с удовольствием при случае критикует окружающих, доказывая их полную несостоятельность, швыряет деньги налево и направо, стремясь произвести впечатление на других, часто делает нелепые, но вызывающе роскошные приобретения и т, д. и т. п. Так происходит до тех пор, пока сам он незаметно для себя не оказывается практически в полной изоляции, став невыносимым для других.
Парадоксально, что человек при этом вовсе не выглядит мрачным мизантропом, для которого характерны подобные формы поведения. Как раз наоборот - болеющие «звездной болезнью» зачастую очень живы, улыбчивы, энергичны и при поверхностных контактах привлекают своей энергией и лучащимся оптимизмом.
Все начинается с простейшей проверки неограниченности своих возможностей на примере давних детских неотреагированных желаний: мороженого - ящиками; машины - самой-самой; немедленного романтического путешествия и жадной беспрестанной смены впечатлений. Затем - вовсе не от злобности героя, а просто под влиянием сиюминутных импульсов или от недостатка времени, чтобы подумать над смыслом своих деяний,- встречающиеся на пути люди мимоходом превращаются в ослов, а ослы в людей, затем разрушается или игнорируется все, что пытается образумить героя или привести его в чувство, а, в конце концов, вокруг самого героя образуется настолько извращенная, перевернутая с ног на голову система человеческих отношений, что ему больше всего хочется как можно скорее убежать от нее подальше.