Психология денег

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 12:10, реферат

Описание работы

Вопрос психологии денег определяется, с одной стороны, существенными изменениями, происходящими в экономике страны, и требованиями к высокой экономической эффективности граждан, а с другой - необходимостью учитывать социально-психологические феномены отношения к деньгам, поскольку эти отношения во многом определяют экономическое поведение. Отношение к деньгам является важным компонентом экономического сознания групп и конкретных людей. От экономических представлений о всеобщей эквивалентности денег гуманитарные науки переходят к изучению специфических особенностей отношения людей к деньгам. В социальной психологии такими особенностями являются монетарные ценности, потребности, мотивы, социальные установки, а также экономическое мышление и экономические представления (А.Л. Журавлев, А.Б. Купрейченко, В.П. Позняков).

Содержание работы

Введение
. Сущность понятия «психология денег»
. Социально-психологические установки по отношению к деньгам
. Психология богатства и бедности
. Деньги в жизни современного гражданина России
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

психология денег.doc

— 83.00 Кб (Скачать файл)

Деньги, подобно  волшебной палочке, представляют собой  такие же концентрированные возможности. По-видимому, возможности денег в сравнении с волшебной палочкой несколько более ограничены, но эти ограничения не столь велики, как хотелось бы полагать тем, кто на словах отказывается от желания обладания ими. Потому что здесь, как и во многих других ситуациях, связанных с острыми психологическими проблемами, надежнее полагаться на мнение тех, кто лично пережил опыт решения проблемы и знает о ней не понаслышке.

Обладание большими деньгами, прежде всего, проявляет свойства того человека, который ими распоряжается. Причем далеко не только те свойства, которые он знает в себе, но и те, о существовании которых он, возможно, и не подозревал. Используя терминологию К. Юнга, деньги, как и власть, способны проявить для человека его «тень», ту скрытую от осознания часть его личности, которая содержит все вытесняемые и не признаваемые им самим догадки о себе.

Деньги не зря  в течение веков ассоциировали  со злом и влиянием сатанинских сил  или дьявольским искушением. Деньги - действительно дьявольское порождение в том смысле, о котором Юнг говорил, что дьявол существует не вовне, но живет в природе человека и что это он сам, та его часть, которая скрыта в «тени» и проявляется только в экстремальных обстоятельствах. Обладание же деньгами может стать одним из таких экстремальных испытаний для человека.

Встреча со своей  «тенью» всегда непроста и неприятна. Человек, который хочет объективно понимать себя, должен быть готов к  осознанию и этой сферы своего «Я». Но неподготовленность к этой встрече  может стать по-настоящему опасной.

И ощущение «пустоты», или «бездны», возникает как раз  в тот момент, когда человек  внезапно обнаруживает, что казавшаяся ему важной и ключевой цель достигнута, но нет не только ожидаемого удовлетворения, но, что гораздо страшнее, нет  и его самого. Есть другие люди, точнее, их представление о должном, есть необходимая атрибутика успешного человека, но все это внезапно перестает представлять интерес (потому что уже в основном достигнуто и получено), а вокруг нет ничего интересного, привлекательного, того, что радовало бы сердце или звало бы вперед.

Если говорить о полярно противоположном финансовом состоянии - бедности и ее психологического аспекта, то следует отметить, что  в литературе не только существует такое понятие, как «психология  бедности», но и проводятся исследования по данному вопросу. Бедные люди отрицательно относятся к «выскочкам» - людям с творческой жилкой, стремящимся внести изменения в рутину жизни. Среда бедняков использует все возможные средства давления, чтобы никому не дать подняться выше их уровня. Инстинктивный конформизм приводит к тому, что они стремятся соответствовать достижимым для их уровня обеспеченности стандартам, к тому же навязываемым средствами массовой информации. Все это создает фактор инертности, увековечивающий бедность. Даже маленькие дети равняются на менее одаренных. В этом возрасте в них уже заложена социальная норма, запрещающая «выделяться», быть «другими». Для них типичен конформизм - Как все, так и я! Вот характерные для них убеждения: синица в руке лучше журавля в небе; ищи надежную и не очень трудную работу - чтобы хватало на жизнь; судьба каждого предопределена - лучше смириться с ней и не суетиться; чем меньше ждешь от жизни, тем больше доволен тем, что получаешь. Кроме того: скромность украшает человека, а деньги сами по себе не приносят счастье, поэтому не стоит о них думать, учиться зарабатывать, сохранять и приумножать.

На другую сторону  бедности обращают внимание К. Маданес  и К. Маданес (1998): «Бедность превращается в источник власти человека над теми, кто за него беспокоится. Если у меня ничего нет, я не только не могу ничего дать, но всегда должен получать».

Бедность ведет  к пассивному насилию над окружающими  людьми, к жесткому манипулированию  ими. И бедность унизительна. Это  показатель несостоятельности, тотального жизненного проигрыша.

 

4. Деньги  в жизни современного гражданина  России

 

Что же значат деньги для современного гражданина России? Приведем перечень утверждений, что  же значат деньги в жизни современного российского интеллигентного человека, полученный при опросе наших соотечественников.

Деньги - это  возможность жить, не думая о мелочах, это средство к существованию, возможность  обучаться и учить детей, деньги - мощнейший энергетический источник, деньги - это причины конфликтов, войн и междоусобиц. Деньги обеспечивают потребность в безопасности, они же являются мощным источником беспокойства. Деньги оказывают мощный стимулирующий, возбуждающий эффект. Они мотивируют. Деньги - власть, престиж, привилегии, способность действовать, оказывать влияние на других, сопротивляться влиянию со стороны. Деньги - один из главных регуляторов жизни в свободном обществе. Они стимулируют инициативу и информируют о ее социальной ценности. Деньги это то, чего всегда не хватает. Кроме того, в литературе сообщается, что деньги это квинтэссенция мужской доблести. Любые выдающиеся мужские качества блекнут, когда не подтверждаются деньгами. Бедная женщина может вызвать сочувствие, а вот бедный мужчина презрение или, в лучшем случае, снисходительное отношение. Ведь женщина располагает значительно меньшими возможностями для заработка. Традиционно мир женщины - это ее дом, а дом мужчины - это весь мир.

Еще один важный вопрос. А что для вас обозначает отсутствие денег? Вот ответы на него. Отсутствие денег: слабость, зависимость от других, беспомощность, жизненный тупик; глупая, нелепая ситуация.

А вот какое  отношение к деньгам высказывают  зарубежные исследователи. Так Фогт Д.М (1998) пишет: «Я свободен. Я свободен для того, чтобы быть ответственным. Свободен для того, чтобы совершенствоваться духовно. Свободен, чтобы быть дома, когда мои дети придут из школы. Свободен выполнять мою работу потому, что она мне нравится. Свободен для того, чтобы изменить к лучшему жизнь миллионов людей. Свободен носить «слишком длинные» волосы. Я свободен быть лучшим, каким я могу быть, потому что я могу себе это позволить по одной единственной причине - у меня есть деньги!».

Приведем еще  высказывание К. Маданес, К. Маданес. Они  убеждены, что сегодня деньги - главное  отражение материального мира, того «низменного» мира, корни которого уходят в физические потребности нашего тела, в вожделения и страхи. Духовность же - это отражение наших лучших свойств, способности жалеть других, «высшего» мира поисков смысла жизни, стремления к единству и общности. Впрочем, нормальные условия жизни в материальном мире - неотъемлемые условия духовности. В этом мире существует система вознаграждений и наказаний за те или иные виды поведения. Вознаграждением могут быть деньги, власть, любовь или признание. В школе дети получают признание, власть и любовь, но не деньги. С ролью денег, и с тем, как их добывать, дети знакомятся в семье. Источником родительской власти в семье служат деньги - родители могут их давать или не давать. Родители создают потребности у своих детей. Каждый раз, когда родитель делает ребенку подарок, он тем самым пытается создать еще одну потребность. Стабильное финансовое положение семьи часто влечет за собой скуку... Муж становится похож на старый, разношенный башмак: все его разговоры и поступки полностью предсказуемы, все в нем не интересно, ничто не вызывает острых переживаний. Так высказываются эти исследователи денег».

Тема денег - любимая и самая частая тематика разговоров. И все же нам важно  помнить, что деньги - явление чисто  социальное. Они необходимы только в обществе. Далеко в сибирской тайге или в устье великой реки Енисея, где не встретишь человека, деньги не только бесполезны, но представляют собой попросту лишний груз, который с трудом пригоден разве что для разжигания костра. Кроме того, ценность денег имеет выраженный конвенциальный характер. Когда люди договариваются об их стоимости. В стабильном, западном мире ценность денег меняется мало, тогда как в России и других восточных странах их ценность постоянно меняется, то резко возрастая, то падая.

Сегодня каждому  из нас важно определить свое отношение  к деньгам. Здесь возможны разные варианты. Кто-то предпочтет по-прежнему игнорировать значение для него денег. Для другого просто нужно сводить  концы с концами, а так деньги не нужны и даже мешают полноценной жизни. Многие стремятся к жизни обеспеченной, так как это понимается у нас в стране. Впрочем, критерии обеспеченной жизни у нас достаточно низкие. Есть люди, стремящиеся к финансовой независимости. Когда уровень их денежного достатка обеспечивает им свободу и не привязывает к той или иной работе, той или иной форме деятельности. И совсем немногие заявляют о том, что они желают и планируют стать богатыми. Для осознания своего отношения к деньгам жителю нашей страны важен либо глубокий самоанализ либо психологический тренинг.

Заключение

психология  деньги установка население

Изучение психологии денег в нашей стране только начинается. Для исследований в этой области  сейчас открывается обширное поле, т.к. переход России к рыночной экономике можно считать состоявшимся. В жизни каждого жителя постсоветского пространства деньги заняли гораздо более важное место, чем во времена социализма, и играют большую роль, чем для жителей экономически развитых западных стран. Российское общество стало более свободным, но при этом перестали быть гарантированы такие блага, как доход, занятость, многие ранее бесплатные социальные услуги. Отношение к деньгам, потребление и другие виды экономических установок и поведения - важная часть психологии современного человека, без которой невозможно понимание, как отдельных человеческих поступков, так и жизненного мира личности в целом. Явления и процессы, связанные с формированием в России потребительского общества, многообразны. Это и изменение установок по отношению к деньгам у разных групп населения и формирование нового жизненного стиля. Вместе с социально-экономическими установками, а иногда и опережая их, меняются и поведенческие привычки россиян, связанные с ритмом труда и досуга, характером потребления, распределением семейного бюджета и экономических ролей в семье. Советская идеология бытовой скромности и самоотверженного труда на «общее благо» сменяется этикой потребительского общества, с его ценностями профессионализма, высоких заработков и не менее высокого уровня потребления.

Ряд отечественных  и зарубежных психологов обращают внимание на то, что отношение к деньгам  изменяется по мере развития личности и самоактуализации. Таким образом, для психологов в нашей стране открывается широкая перспектива для изучения и исследования, т.к. тема денег и взаимоотношений людей и денег - практически безгранична.

Литература

 

1.Белицкая Г.  Э. Особенности отношения к  деньгам: деньги как предмет  личностного осмысления. - М., 2005.

2.Голофаст В.Б. <http://selfmoney.narod.ru/golof.htm> Люди и вещи // Социологический журнал. 2000. - №5.

.Дейнека О.С. <http://selfmoney.narod.ru/deineka.htm> Экономическая  психология: Учеб. пособие. - СПб, 2000.

.Ежегодник Российского  психологического общества: Материалы  3-го Всероссийского съезда психологов 25-28 июня 2003 года. - СПб., 2003.

.Емельянов Е.  Н., Поварницына С.Е. <http://selfmoney.narod.ru/emel.htm> Психология бизнеса. Часть 6. Психологические  основы этики бизнеса. Глава  18. Отношение к деньгам. - М., 2006.

.Маданес К., Маданес К. <http://selfmoney.narod.ru/madanes.htm> Тайное значение денег/ Пер. с англ. А. Д. Иорданского.- М., 1998.

.Макаров В.В. <http://selfmoney.narod.ru/makarov.htm> Деньги в  профессии и жизни. Лекция №  40 // Макаров В. В. Избранные  лекции по психотерапии. - М., 2000.

.Пястолов С.М., Задорожнюк И.Е. <http://selfmoney.narod.ru/predisl.htm> Психологический прорыв в экономической  теории // Психологический журнал. - 2003. - Т. 24. - № 4.

.Резвова И. Е. Экономическая  психология: установки по отношению  к деньгам. - М., 2005.

.Семенов М. Ю. <http://selfmoney.narod.ru/sem_18.htm> Методы изучения монетарных отношений  (отечественная практика) // Экономическая  психология: актуальные теоретические  и прикладные проблемы: материалы  седьмой научно-практической конференции  для Круглого стола IV Байкальского экономического форума / под. общ. ред. д-ра психол. наук, профессора Карнышева А.Д. - Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2006.

.Семенов М. Ю. <http://selfmoney.narod.ru/semen.htm> Особенности отношения к деньгам  людей с разным уровнем личностной зрелости: Автореф. дис. … канд. психол. наук. - Ярославль, 2004.

.Семенов М.Ю. <http://selfmoney.narod.ru/sem_01.htm> Методический подход к изучению  понятия деньги в структуре  ценностей человека (тезисы доклада). - Омск: ОмГУ, 1999.

.Семенов М.Ю. <http://selfmoney.narod.ru/sem_11.htm> Особенности отношения к деньгам у самореализующихся людей // Управление системой социальных ценностей личности и общества в мире изменений (краткосрочные и долговременные горизонты): Материалы Международного психологического конгресса. Кострома, 23-24 октября 2003 г., Т.2 / Отв. ред.: А.Л. Журавлев, Н.П. Фетискин. - М., 2003.

.Семенов М.Ю. <http://selfmoney.narod.ru/sem_05.htm> Типология материально удовлетворенных  и материально неудовлетворенных  людей // Омский научный вестник (The Omsk scientific bulletin).- Июнь, 2001. - Вып. 15.

.Тугарева Е.В. <http://selfmoney.narod.ru/prog_t.htm> Программа курса лекций «Экономическая  психология» для психологических  факультетов. - М.: Изд-во Институт  психологии РАН, 1998.

.Фенько А. Б. <http://selfmoney.narod.ru/fenko.htm> Проблема денег в зарубежных психологических исследованиях // Психологический журнал, № 1 - 2000.

.Хащенко В.А. Социально-психологический  подход к анализу экономического  самосознания. - М., 2005.

.Шелкопляс Е.В. <http://selfmoney.narod.ru/shel.htm> Деньги, собственность и массовая психология: психолого-экономическая утопия. - М., 2005.

 


Информация о работе Психология денег