Психология Хорни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 21:31, доклад

Описание работы

Карен Хорни (1885-1952) в философско-психологической мысли XX века отведена роль классика неофрейдизма, возникшего на волне критики и модернизации учения Зигмунда Фрейда. Постфрейдовское развитие психоанализа привело к появлению нескольких ответвлений в рамках учения, одно из которых возглавила Хорни. Сущность её концепции сводилась к выявлению значения культуры в жизни общества и человека, исследованию проблемы личности и культуры, влиянию культуры на психическое здоровье и зависимость типа неврозов от особенностей культуры. Таким образом, культура является одним из центральных понятий в исследованиях Хорни, что позволяет отнести её к культурософской традиции (традиции философии культуры).

Файлы: 1 файл

социология.docx

— 30.26 Кб (Скачать файл)

Психология Хорни.

Философский аспект учения Карен Хорни

Введение

 Карен Хорни (1885-1952) в философско-психологической мысли XX века отведена роль классика неофрейдизма, возникшего на волне критики и модернизации учения Зигмунда Фрейда. Постфрейдовское развитие психоанализа привело к появлению нескольких ответвлений в рамках учения, одно из которых возглавила Хорни. Сущность её концепции сводилась к выявлению значения культуры в жизни общества и человека, исследованию проблемы личности и культуры, влиянию культуры на психическое здоровье и зависимость типа неврозов от особенностей культуры. Таким образом, культура является одним из центральных понятий в исследованиях Хорни, что позволяет отнести её к культурософской традиции (традиции философии культуры).

I. Неофрейдизм К.Хорни. Полемика с Фрейдом.

  Социо-культурная ориентация Хорни вызывала разногласия с фрейдистами. Хорни выступала против анатомической обусловленности женской психологии, эдипова комплекса и неизбежной для всех последовательности развития стадий либидо. В противоположность фрейдовскому биологизму Хорни подчеркивала значимость культурной основы и социальных отношений. Хорни одна из первых оценила значимость общих социо-культурных условий в развитии личности и её неврозов.

   В своей  психоаналитической практике Хорни во многом сохраняла технику Фрейда, с её рационализмом и дистанцией между врачом и пациентом. Но нельзя не отметить ряд существенных различий во взглядах этих психологов, имеющих мировоззренческий характер. Фрейд подчеркивал негативные стороны человеческой природы, мало учитывая моральные и интеллектуальные аспекты. Человеком движет не стремление к самосовершенствованию, а стремление к удовольствию. Духовный и нравственный прогресс обусловлен действиями инстинктов, адаптацией к среде, давлением социальных норм. Сфера творчества и морали - сублимация природных позывов человека.

  Природу человека  Фрейд определял эгоистичной  и агрессивной, а доброта выступает  лишь как сдерживающее начало  этой агрессивности. Хорни выступает против этой установки, признавая за искренней добротой и щедростью естественный характер, наряду с естественностью эгоизма и агрессивности.

 Фрейд видел  причины неврозов взрослого человека  в установках, возникших в детстве.  Он полагал, что ничего принципиально  нового не может развиться  в человеке после пяти лет.  Все последующие тревоги лишь  воспроизводят первую, возникшую  однажды в детстве.

   Хорни подвергла критике ориентацию Фрейда на детское и патологическое, отвергла универсальность эдипова комплекса, сексуальную теорию неврозов, идеи женской неполноценности и непреходящего конфликта между природой и культурой. “Большую часть вины за наши несчастья несет наша так называемая культура; мы были бы несравнимо счастливее, если бы от неё отказались и вернулись к первобытности. Я называю это утверждение поразительным, поскольку, как бы мы ни определяли понятие культуры, все же не вызывает сомнений, что все наши средства защиты от угрожающих страданий принадлежат именно культуре”.

  Фрейд подчеркивал  природное начало в человеке. Хорни - социальное. Фрейд не допускал, что человеческие общества могут существенно отличаться друг от друга: то, что считается в одном обществе неврозом, в другом выглядит как ценное качество характера. Хорни приступила к обновлению психоанализа в контексте новых научных данных. Открытия в этнографии, социологии, истории приводили к выводу о множественности и разнообразии культур, при том, что человеческая природа в разных культурах оставалась единой.

 Следовательно,  особенности личности, черты коллективной  психологии и типы неврозов  зависят, главным образом, от  культуры, её ценностей и противоречий. Учитывая последние изменения,  Хорни небезосновательно полагала, что учение Фрейда является несколько устаревшим, механистическим, обездушенным.

 Фрейд предостерегал  от оценочных суждений в психоанализе, от моральных оценок. Хорни придерживалась иной точки зрения: психолог не машина, не физик, работающий с бездушной материей, поэтому моральные суждения неизбежны.

 Хорни верила в способность человека развивать себя, владеть своими силами, верила в доброту и бескорыстие человека. Негативные качества вырабатываются у людей вследствие неблагоприятной социально-экономической обстановки, в определенном типе общества.

Таким образом, “отступничество” Хорни от ортодоксальной линии фрейдизма было обусловлено назревшей потребностью обновления этого учения на данном временном этапе.

II. Психология полов  в учении К.  Хорни

 Данная тема  является одной из центральных  в учении К. Хорни. Она считала крайне важным и актуальным исследование специфики мужской и женской психологии, противостояния полов, брачных отношений. Хорни предприняла попытку доказать психическое равноправие мужчин и женщин, в противоположность позиции Фрейда, который видел причины женской пассивности, подражательности, эмоциональности в ощущении женщиной своей физической недостаточности, чувстве зависти, стремлении стать мужчиной.

 Хорни признавала ситуацию “эдипова комплекса”, но лишь как частный, не исчерпывающий случай. Взаимоотношения полов сводились к комплексу проблем, но не к одной только.

 “Фактически, все проявления невротической потребности в любви можно обнаружить в том явлении, которое Фрейд описал как Эдипов комплекс: привязанность к одному из родителей…ревность, чувствительность к отвержению… Наблюдения позволяют усомниться, что Эдипов комплекс - биологически детерминированное явление… История детства невротиков, у которых особенно сильна привязанность к отцу или к матери, всегда полна таких обстоятельств, которые вызывают у ребенка тревогу… Я вовсе не отрицаю существования и важности Эдипова комплекса. Я хотела бы только понять, насколько универсально это явление и до какой степени оно обусловлено невротичностью родителей”.

 Рассматривая  гендерные (культурно-обусловленные) половые отношения, Хорни выделяет ряд моментов. Мужчина почитает женщину как Мать, которая заботится, жертвует собой. Но восхищение женщиной соседствует с завистью тому, что сам мужчина не может (например, деторождение). Эти комплексы компенсируются “рождением” государственных систем, религий, искусства. Это накладывает отпечаток на всю культуру, которая приобретает мужской оттенок. Другой компенсатор комплексов - ущемление женщин, что зачастую закрепляется юридически. Слабая защита законом материнства.

 Часто отношение  мужчины к женщине ассоциируется  со страхом смерти: кто способен  дать жизнь, тот вправе её  отобрать. Мужчина испытывает страх  перед женщиной, как сексуальным  существом, так как женщина  отбирает у него силу во  время контактов. Сексуальность  женщины больше страшит, чем  привлекает мужчину, который опасается  оказаться несостоятельным или  как-то унизиться перед ней. 

 Он предпочел  бы находить в женщине просто  сексуальный объект. Мужчина хотел  бы видеть женщину непорочной, лишенной сексуальных влечений, только в этом случае она  для него вполне безопасна  (культ Девы Марии). Хорни оспаривает позицию естественного принижения женщины, выступает за равенство полов. “Еще не самое худшее, что величайшие умы от Аристотеля до Мёбиуса затратили немало энергии и интеллектуальных усилий на доказательство принципиального превосходства маскулинности. Что действительно плохо - это тот факт, что хлипкое самоуважение “среднего человека” заставляет его снова и снова выбирать в качестве “женственного” типа - именно инфантильность, незрелость и истеричность, и тем самым подвергать каждое новое поколение влиянию таких женщин”.

 Враждебность  полов проявляется и со стороны  женщины. Отчасти недоверие связано  с опытом детства. В детстве  девочка ущемлена больше мальчиков.  Для неё существует больше  запретов, формирующих настороженность,  недоверие, неуверенность, чувство  вины, страх перед физической  силой. Девочка интуитивно чувствует,  то её будущее зависит не  от неё, а от кого-то другого,  от таинственного события, которого  она ждет и которого боится. Компенсация этих переживаний  происходит через уход в мужские  манеры поведения, в “мужскую  роль”. Это отмечается в определенный  период детства. В последующем  мальчишеское поведение исчезает.

 Проблемы взаимоотношений  полов проявляются в любви  и браке. “Глядя на то, как  часто, а лучше сказать - постоянно,  случаются неурядицы в любовных  отношениях, мы должны спросить  себя, не связан ли разлад в  каждом частном случае с какими-то  общими причинами; нет ли общей  основы у той подозрительности, которая возникает между полами  с такой легкостью и регулярностью?”

 Поиск ответа  на этот вопрос приводит Хорни к тому, что любовь является даром, а хороший брак - то искусство, которому можно научиться, те действия, которые нужно последовательно и правильно выстраивать.

Существуют и другие причины неудачи в браке, помимо недоверия полов. Например, неудачный  выбор партнера. Нередко выбор  партнера происходит по подобию матери или отца, что имеет свое объяснение, но не всегда эффективно на практике. Такой  выбор приводит к разочарованию, так как слишком много места  в душе остается незаполненным. Это  приводит к ожесточению отношений.

Обратный выбор - по контрасту с родителями - также  чреват сложностями, поскольку не реализуются  бессознательные ожидания.Причиной враждебности в браке может быть предъявление заранее невыполнимых требований, что может привести к разочарованию и пренебрежительному отношению.

Противоречия брака, согласно Хорни, могут разрешиться либо через развод, либо через “открытый брак”, где супруги свободны друг перед другом, сохраняя формальные отношения, либо через последовательное налаживание отношений.

III. Неврозы. Культурная  обусловленность.

Неофрейдисты предприняли активные попытки объяснения появления неврозов вследствие культурной обусловленности психики, а не биологической (как пытался объяснить неврозы Фрейд). Такому объяснению способствовало смешение национальностей в середине XX века, приводивших к межкультурным проблемам и неврозам. Хорни обнаружила трудности, связанные с социальной адаптацией, с несоответствием культурных норм, что приводило к психическим отклонениям. Главной причиной неврозов было то, что человек не мог реализоваться в данном обществе, и эти симптомы не всегда зависели от вытесненных инстинктов или детских переживаний. “Если мы знаем те культурные условия, в которых живем, у нас имеется очень хорошая возможность достичь намного более глубокого понимания специфического характера нормальных чувств и отношений. А поскольку неврозы являются отклонениями от нормального поведения, также открывается перспектива их более глубокого понимания”.

 Фрейд полагал  человеческую природу как биологическую,  одинаковую и неизменную у  всех людей. На основании этой  единой природы культура постепенно  развивается по принципу целесообразности. Для Хорни человеческая природа более сложна. С одной стороны, деятельность людей определена инстинктами, которые усмиряются воспитанием и нравственными законами. С другой стороны, важно отметить раздвоение сущности человека на “хорошее” и “плохое”. Хорошее последовательно побеждает с помощью позитивных жизненных установок. Другой важный момент человеческой природы - творческие способности людей. Потенциально человек может самореализоваться, если сумеет правильно понять себя и раскрыть свои возможности. В этом смысле задача психоаналитика - помочь личности самореализоваться.

 Хорни раскрывает влияние культуры на природу человека. Культура не позволяет полностью раскрыться природе человека, но создает условия для самораскрытия, поэтому культурные факторы следует считать относительными. У Фрейда эдипов комплекс считается сущностной причиной неврозов. У Хорни сам эдипов комплекс есть порождение неврозов. Развивая эту мысль, Хорни снимает зависимость взрослого от детского опыта.

 Хорни определила невроз как отклонение от нормы, вызывающее у человека чувство вины, страха, неполноценности, что снижает продуктивность личности. Нарушаются общественные связи, не достигаются намеченные цели. Но когда речь идет об отклонении, то следует определить, относительно каких норм это происходит. Что признать за точку отсчета и какой аспект норм выделить? Хорни отмечает культурный аспект как наиболее важный. Неврозы возникают под воздействием культурного давления. Но культурные нормы в разных традициях отличаются друг от друга, и то, что приемлемо в одной культуре, невозможно для другой. То есть о нормах следует говорить применительно к конкретной культуре или социальному статусу. Невроз есть индивидуальный способ приспособления к культуре. Для невротической личности существует проблема выбора. Несложная ситуация выбора из двух вещей может вызвать волну бурных переживаний и неспособность определиться (например, выбор одежды для встречи с начальником). У нормального человека внутренние конфликты быстро решаются и не оставляют осадка в душе. “Противоречия, заложенные в нашей культуре, представляют собой в точности те конфликты, которые невротик отчаянно пытается примирить: склонность к агрессивности и тенденцию уступать; стремление к самовозвеличиванию и ощущение личной беспомощности. Отличие от нормы имеет чисто количественный характер. В то время, как нормальный человек способен преодолевать трудности без ущерба для своей личности, у невротика все конфликты усиливаются до такой степени, что делают какое-либо удовлетворительное решение невозможным”.

Информация о работе Психология Хорни