Психология Хорни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 21:31, доклад

Описание работы

Карен Хорни (1885-1952) в философско-психологической мысли XX века отведена роль классика неофрейдизма, возникшего на волне критики и модернизации учения Зигмунда Фрейда. Постфрейдовское развитие психоанализа привело к появлению нескольких ответвлений в рамках учения, одно из которых возглавила Хорни. Сущность её концепции сводилась к выявлению значения культуры в жизни общества и человека, исследованию проблемы личности и культуры, влиянию культуры на психическое здоровье и зависимость типа неврозов от особенностей культуры. Таким образом, культура является одним из центральных понятий в исследованиях Хорни, что позволяет отнести её к культурософской традиции (традиции философии культуры).

Файлы: 1 файл

социология.docx

— 30.26 Кб (Скачать файл)

Фрейд связывал появление  невроза с подавлением сексуальных  влечений в детстве. Хорни уточнила, что детский невротизм следует учитывать лишь в широком социально-культурном аспекте. Так в одном типе культуры дети плавно включались в культуру взрослых, а в другом два возрастных пласта резко расходились (городское промышленное общество).

 Хорни отмечает факты отчуждения детей и взрослых в европейской и американской культурах, при этом принимая позицию детей. Ребенок беззащитен. Он испытывает чувство собственной вины, появляется страх перед враждебным обществом вокруг него. Возникает опасение и недоверие к миру взрослых. Мир детства не так безоблачен, как он существует в традиционном представлении. Надежды ребенка на добро и любовь часто обманываются, а уязвимая психика и повышенная чувствительность оставляет глубокие отпечатки в сознании детей, воздействуя на становление личности и развитие её в последующем. Детские страхи проявляются в любом возрасте. Жизненные тревоги и опасности, связанные с экономической и социальной неустойчивостью, накладываются на эту бессознательную основу, усугубляя прежние страхи и вызывая неврозы у взрослого человека. Главной причиной неврозов, по Хорни, являются противоречия самой культуры, конфликт систем ценностей. Она задается вопросом: “Какие условия в нашей культуре ответственны за то, что неврозы сосредоточиваются вокруг тех специфических конфликтов, которые я описала, а не вокруг других? Фрейд лишь вскользь коснулся данной проблемы”.

 В рамках одной  культуры ценности согласованы,  не вызывая проблемы выбора. Столкновение  ценностей происходит лишь при  взаимодействии разных культурных  традиций, например, буржуазной и  христианской, что очень характерно  для современных развитых обществ.  Это порождает конфликты. Также  неврозы угрожают тем, кто меняет  культурную обстановку (переселенцы). Адаптация к новым культурным  формам создает ряд психических  проблем.

Невроз создает  опасность тем, кто продвигается в социальном плане, резко меняя  свою собственную среду, так как  в этом случае существенно меняется система ценностей различных  социальных прослоек. Невроз - следствие  противоречий культуры, которые воздействуют на каждого человека, но здоровые люди легче переносят их влияние, справляясь с трудностями жизни. Невротик не может вынести груз культурного  давления.

Хорни старается избегать выработки рецептов лечения людей. Она признает естественный характер трагизма человеческого бытия, но при этом оставляет за человеком возможность быть счастливым.Важной философской мыслью Хорни является понимание двойственности человеческой природы: стремление к счастью и одновременно невыполнимость в полной мере этого стремления, в силу ограниченности человека, его зависимости от трагических моментов в мире. И даже при отсутствии конкретных страданий остаются болезнь, увядание, смерть. Спокойное состояние человека нельзя считать нормой. Переживание страданий естественно. Конфликты являются составляющей частью жизни человека. В этой связи Хорни выводит понятие “базовой тревоги”. Состояние тревоги является нормой для человека, или по-другому: состояние покоя не является нормой. Ряд выдающихся философов (например, Кьеркегор, Шопенгауэр, Ницше и др.) связывали с развитым человеком чувство беспокойства, неудовлетворенности. “Человек, взятый относительно, есть самое неудачное животное, самое болезненное, уклонившееся от своих инстинктов самым опасным для себя образом, - но, конечно, со всем этим и самое интереснейшее!”. Более того, по большому счету человек никогда не сможет удовлетвориться и успокоиться - развитый человек обречен на вечное искание. Для Кьеркегора страх и отчаяние более естественны, чем удовлетворение и покой. Экзистенциалисты говорят, что человек обречен на свободу, и его жизнь - постоянная тревога, имеющая естественный характер.

 Вообще для  XX века свойственно беспокойство, чувство неуверенности и психической  напряженности, охватывающей широкие  массы. Неуверенность просачивается  во все сферы жизни. В этом  заключена идея “базовой тревоги”. Тревога отличается от страха  неясностью причин, непонятностью  ситуации.Хорни полагает, что поскольку установки личности соответствуют культурным ценностям, то причину тревожности следует искать в культуре. Чем выше и динамичнее культура, тем больше у человека поводов для беспокойств и тревог. Ощущение тревоги вызывает желание избавиться от неё через вытеснение, то есть невротическим образом. Бегство от тревог заставляет человека отвлекаться на что-то другое, погружаться в работу, “наркотизироваться” в прямом и переносном смыслах.То есть очевидно, что в современных условиях определенный уровень тревожности неизбежен. Выход из этого - привычка. Многое зависит от правильного воспитания. Важно научиться правильно воспринимать естественные процессы в мире.

 В ситуации  базовой тревоги взрослый человек  воспроизводит детские переживания,  такие как неуверенность, беспомощность  и другие. В значительной степени  базовая тревога обусловлена  детскими страхами. Поэтому момент  воспитания и внимания к детям  представляется принципиально важным. Таким образом, учитывая социо-культурную атмосферу в обществе, значительная часть людей, согласно Хорни, обречена на невроз, что становится типичным для нашего времени. Хорни раскрывает идею о тесной взаимосвязи неврозов с типами общения, социальными контактами. Здоровые люди невротизируются в ситуации неудовлетворительного общения, и наоборот, люди, предрасположенные к неврозу, могут развиваться в сторону большего равновесия в случае благоприятных контактов. У каждого человека есть определенного уровня потребности в тех или иных отношениях (дружеских, властных и других), которые реализуются лишь во взаимодействии с другими людьми.

 Невротический  конфликт вызывает в человеке  противоречия, причем невротик не  сознает того, что с ним происходит. Он тратит силы на уход от  конфликта, создание иллюзорной  гармонии, выстраивая защитные механизмы.Уход от конфликта часто приводит к созданию идеализированного образа себя, вымышленного представления о себе, улучшающего свой взгляд на себя самого. Такое восприятие себя ошибочно. Человек здесь предстает выдуманным, а не реальным. Невротик цепляется всеми силами за этот образ. Но чем больше он верит в надуманный образ, тем больше уходит от реальности, что лишь усугубляет невроз.

 Чем выше идеалы  культуры, в которой живет человек,  тем больше людей, их не достигающих.  Это порождает чувство мести,  озлобленности на мир и общество. Идеализированное “я” вступает  в конфликт с социумом. В этой  связи важна психоаналитическая  терапия, помогающая раскрыть  реальное “я” человека. В понятие  психотерапия входит и самоанализ  в том числе. Невротику следует  самому активно работать над  собой, следуя наставлениям врача.  Иногда для этого приходится  менять образ жизни, работу, отношения  с людьми.

 Фрейд считал  причиной невротизма подавление культурой природного начала в человеке. Хорни корректирует это положение: культура действительно навязывает человеку некоторую идеализацию. Культура виновата не в том, что жестока и деспотична, а в том, что слишком щедра и либеральна. Не сама культура создает проблему, а человек неспособен правильно оценить свои силы, сделать нужный выбор. Человек “не дотягивает” до уровня культуры. Поэтому не культура (по Фрейду), а сам человек ответственен за свой невроз. И разрушение иллюзорного “я” является важнейшим шагом на пути устранения невроза. Фрейд считал невроз падением человека в сторону регресса, Хорни же, напротив, трактует невроз как эволюцию человека, как его развитие в лучшую сторону, вверх. Отсюда невротические проблемы интеллектуальной прослойки общества (интеллигенции), идущей с некоторым опережением в культурном развитии и испытывающей конфликт культур в себе самой. “Поднимаясь” высоко, невротик создает идеализированный образ себя, который трудно реализовать. Поэтому следует сближать в себе идеальное и реальное. Идеалы, к которым стремится человек, несомненно, должны присутствовать в жизни и выполнять стимулирующие функции для личностного роста, но не стоит отрываться от действительности и неадекватно оценивать себя. Идеал должен объединять, а не разъединять людей.

Хорни выделяет четыре невротических черты личности. Во-первых, это желание добиться любви, одобрения других. В этом случае невротик тратит много усилий для того, чтобы нравиться, вызывать восхищение. Невнимание вызывает волну переживаний. Обиды появляются даже в тех ситуациях, где сам человек сомневается в своей правоте. Здесь может проявиться обратный эффект: человек настойчиво стремится к контактам, старается понравиться, но это вызывает обратную реакцию невнимания и отторжения. Естественное желание заслужить похвалу превращается в невротическую зависимость от одобрения или неодобрения других.

 Другая черта  невротика - стремление к власти. “Если он не становится лидером,  то чувствует себя полностью  потерянным, зависимым и беспомощным.  Он настолько властен, что все,  выходящее за пределы его власти, воспринимается им как собственное  подчинение. Вытеснение гнева может  привести его к чувству подавленности,  уныния и усталости. Однако  то, что ощущается как беспомощность,  может быть лишь попыткой обходным  путем достичь доминирования  или выразить враждебность из-за  своей неспособности лидировать”.  Стремление к власти у невротика  возникает на основе страха, чувства  неполноценности. Будучи неуверенным  в себе, он боится обнаружения этой неуверенности другими. Этим объясняется его стремление быть правым во всем. В этом случае средством самоутверждения могут служить сексуальные отношения.

 В-третьих, невротической  личности свойственен невротический  уход. Стремление к независимости  от других, подчеркнутое безразличие  к тем оценкам, которые дают  его поступкам.

 В-четвертых, - невротическая  уступчивость. Неуверенность провоцирует  принятие чужого мнения. Человек  уступает внешнему давлению. Подчиняется,  если другой на этом настаивает. Принцип уступчивого невротика заключается в том, что если он подчинится другим, то они не навредят ему.

 Таким образом,  согласно Хорни, самосовершенствование сопряжено с базовым конфликтом, постоянным беспокойством, которые в конечном счете могут обратиться в невротический страх.

 В некотором  смысле культурным противодействием  базового конфликта может выступить  религия, которая создает человеку  некую устойчивую основу, душевное  успокоение. Однако Хорни полагает, что в современном обществе религия уже не имеет почвы для возрождения. Более вероятна возможность самореализации через свое дело, свое призвание. Но современная культура не всегда создает для этого условия. В частности, в культуре Америки культивируется эгоцентризм, индивидуализм. “Индивидуализм в культуре западных “развитых” стран чаще всего определяется как мировоззрение, при котором главными ценностями являются только такие личные способности человека, которые явно превышают уровень, принятый данным обществом в качестве нормы. “Индивидуализм” в этом понимании означает придание чрезмерной ценности особенному (в ущерб всеобщему)… Человек может избежать ощущения собственной неполноценности, только демонстрируя тем или иным способом какую-либо особую способность.” Такая культура способствует развитию “идеализированного я” в ущерб раскрытию “я реального”.

IV. Характеристика самоанализа

Рассматривая взаимоотношения  человека и культуры, Хорни подчеркивает тот момент, что личность является продуктом культуры, испытывая позитивные и патогенные воздействия. Особое внимание Хорни уделяет негативным аспектам, с той перспективой, чтобы наметить правильную психоаналитическую терапию. Самое большое, что от культуры требуется - чтобы она не мешала нормальному развитию личности. Под нормальным развитием понимается реализация способностей, талантов, чувств. При этом силы и возможности для этого находятся в самом человеке.“Любая помощь… необходима в запутанных и сложных условиях цивилизации, в которой все мы живем. Но профессиональная помощь, даже если бы она была доступна более широкому кругу людей, вряд ли могла быть оказана каждому нуждающемуся в ней. Именно поэтому вопрос о самоанализе имеет важное значение. Всегда считалось, что “познать себя” не только полезно, но также и возможно.”. Люди обращаются к психоаналитику со своими проблемами, чувствуя неспособность справиться с жизнью. Психоанализ не может исправить недостатки цивилизации, но он способен прояснить некоторые противоречия, страхи, слабые места в человеке.Хорни строит свою психотерапию на интеллектуальном и моральном воздействии. Врач должен хорошо чувствовать человека, проникнуться его тревогами и заботами. Помощь психоаналитика сравнима с дружеским участием. “Я часто говорила своим пациентам, что в идеале аналитик должен быть всего лишь проводником в их тяжком восхождении в гору, указывающим, какой путь целесообразнее избрать, а какого избегать. Чтобы быть точной, следует добавить, что аналитик - это проводник, который и сам не совсем уверен в маршруте... В силу этого тем более желательна собственная продуктивная психологическая работа пациента…Помимо компетентности аналитика именно собственная творческая активность пациента определяет как продолжительность, так и результат анализа.”

 Согласно Хорни, завершиться анализ не может никогда. Жизнь человека предполагает постоянную борьбу, где психоанализ выступает одним из способов помощи человеку.


Информация о работе Психология Хорни