Психология социальной работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 22:42, реферат

Описание работы

Объективные трудности трансформации российского общества, становление демократического правового государства, социально ориентированной рыночной экономики, усложненные просчетами в реформировании страны, привели к тому, что значительная часть населения оказалась за чертой бедности, пополнила ряды малообеспеченных, слабозащищенных, уязвимых социальных групп.

Файлы: 1 файл

психология соц работы.doc

— 108.50 Кб (Скачать файл)

Российский Государственный Социальный Университет

 

 

 

 

Реферат по предмету: "социология социальной работы"

Тема: "Психология социальной работы"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Студентки 3 курса,групппы пси-дб-3

каба Малинюмы Даудаевны

 

Содержание

 

 

Введение

 

Объективные трудности трансформации  российского общества, становление  демократического правового государства, социально ориентированной рыночной экономики, усложненные просчетами в реформировании страны, привели к тому, что значительная часть населения оказалась за чертой бедности, пополнила ряды малообеспеченных, слабозащищенных, уязвимых социальных групп. Эти группы - пожилые, пенсионеры, инвалиды, безработные, мигранты и др. - наряду с активной материально - экономической поддержкой нуждаются в социально - психологической помощи. Сложность, противоречивость, в определенной мере нестабильность, непредсказуемость социально-экономической и политической ситуации в стране, проблемы социальной и личной безопасности в обществе, в том числе, и среди более обеспеченных слоев населения также вызывает потребность в социально-психологической поддержке.

Социальные работники, имеющие  дело с людьми, находящимися в сложных жизненных ситуациях, в группах риска, поэтому должны быть достаточно грамотными в вопросах психического здоровья, социально - психологической природы человека, ее особенностей у отдельных групп, в частности, в проблемах типологии личности, темперамента, характера, общения и т.д. (3)

 

Взаимосвязь психологии и социальной работы

 

Если исходить из положения о  том, что среди профессиональных функций социальных работников важнейшими следует считать оказание психологической  поддержки, выполнение посреднических функций путем взаимодействия с конкретными специалистами (психологами, психотерапевтами, психиатрами, педагогами, социологами, юристами и др.), то психологическая подготовка должна включать изучение как общих тенденций психических проявлений, так и специальных (в зависимости от возраста, пола, профессии, социального статуса и т.д.).

Необходимость достаточно высокой  психологической компетенции обуславливается  тем, что социальный работник, во-первых, должен постоянно сотрудничать с  профессиональными психологами, психотерапевтами и находить в ними взаимопонимание; во-вторых, различать те случаи, когда под "маской" социальной проблемы скрывается проблема психологическая или даже психиатрическая и направлять клиента к соответствующему специалисту; в-третьих, уметь оказать первичную социальную поддержку нуждающимся в ней людям; в-четвертых, постоянно общаясь с людьми, обремененными психологическими проблемами, он должен владеть принципами психологически правильного общения с ними.

Особая взаимосвязь психологии и социальной работы прослеживается в том, что обе научные области знаний имеют прикладной, практический характер. Более того, у обеих наук имеется и общий объект воздействия - человек. Известно, что человек не только выступает как объект социальных отношений, но и является их субъектом. При этом формируются различные жизненные стратегии. Являясь объектом социального действия, индивид занимает пассивные общественную и личностную позиции. Психологически это проявляется как стремление к детерминированности своей жизненной стратегии, исполнительности, отказу от самостоятельного принятия решений, преобладанию поведенческих стереотипов, ригидности мышления, монопараметричности существования, эстернальности. Подлинную активность, тенденции к саморазвитию, самоактуализации, интернальности, целенаправленности, креативности может проявить личность, лишь будучи субъектом социальной деятельности.

Ослабление личностной, индивидуальной субъектности ставит человека в определенного  рода зависимость и мешает его  способности самозащиты, самосовершенствования. Возникает ряд проблем, связанных с возможностью реализовать свою субъектность. Поэтому одна из главных целей и психологии, и социальной работы состоит в создании условий для проявления жизненных сил и социальной субъектности, в оказании помощи человеку, желающему измениться, решить проблемы, тормозящие его развитие. Это возможно сделать многими путями. Именно вопросы, связанные с практическими аспектами психологии и социальной работы, оказываются в данном случае в центре внимания. Прежде всего возникают вопросы: какое место должна занимать прикладная психология в системе социальной работы с населением? какие функции она выполняет? какую помощь оказывает практикующему социальному работнику? Значение психологических знаний для социальной работы рассмотрим на следующих двух примерах.

Пример 1. В социальной работе нередко  приходится иметь дело с социально  дискриминированными людьми и группами, считающими себя несправедливо ущемленными (инвалиды, одинокие престарелые, многодетные семьи, беженцы, безработные, правонарушители, наркоманы и др.). работа с подобными группами очень сложна и не всегда удачна. Но владение социальным работником психологической информацией может ее упростить.

Обычно социально дискриминированные группы ведут себя стереотипно - у них главным образом две линии поведения. Первая из них характеризуется усилением конфликтности в межличностных отношениях, ослаблением внутригрупповых связей, девальвацией внутригрупповых ценностей, общей неудовлетворенностью группой, стремлением ее покинуть. Вторая связана с усилением внутригрупповой солидарности, укреплением межличностных связей, повышением удовлетворенности принадлежности к группе, стремлением возвыситься над другими группами и людьми.

Обе линии поведения носят деструктивный характер. Социальному работнику, знающему о том, что ему придется иметь дело с социально дискриминированными группами, нужно быть готовым к неизбежному проявлению вышеописанного комплекса деструктивных социально-психологических особенностей. При этом необходимо понять, почему возникают столь противоречивые последствия социальной несправедливости. Анализ всех возможных стратегий активности социально депривированных групп для достижения позитивной социальной идентичности дает следующие типы стратегии: индивидуальная мобильность, социальная креативность, социальное соперничество (конкурентность).

Первая группа стратегий характерна для людей, пытающихся повысить свой социальный престиж благодаря своим  личным возможностям (способностям, случайностям, обману и др.). Вторая - связана с изменением критериев социальной оценки. Третья - включает как мирные, демократические, так и агрессивные формы соперничества, нередко приводящие к социальным катаклизмам. Но самое главное заключается в том, что все типы поведения могут не сопровождаться активным действием до тех пор, пока незаконность статусных различий не становится явной, очевидной, тогда возникает и крепчает ощущение несправедливости.

Основываясь на психологических данных, в социальной работе может быть выбран путь снятия напряженности, предварительное устранение объективной несправедливости в отношении притесняемых групп или придание неизбежно возникающим статусным различиям законного правового характера.

психология социальная работа

Пример 2. Значение психологических знаний для социальной работы можно рассмотреть на примере взаимодействия социального работника с людьми, совершившими или пытающимися совершить попытку самоубийства, т.е. суицидальными клиентами. Социальному работнику истинное суицидальное поведение следует отличать от сходных вариантов самоповреждений и демонстративно-шантажных попыток, цель которых - не лишить себя жизни, а продемонстрировать это намерение. Причем следует учитывать тот факт, что нередко такая демонстрация заканчивается смертью из-за не учета реальных обстоятельств.

Причинами суицидальных деяний могут  быть непреодолимые для личности препятствия, имеющие остро выраженную негативную окраску (утраты, разочарования, обиды, измены, просчеты, конфликты, различные  по силе и субъективной значимости для индивида, по внезапности, продолжительности и повторяемости).

Описание этого явления в  категориях психологии показывает, что  человек решает лишить себя жизни  под влиянием тех ли иных обстоятельств  когда, во-первых, его существование утрачивает смысл; во-вторых, происходит переоценка жизни и смерти: терпит поражение все, что удерживало человека на Земле; в-третьих, наиболее сильный удар приходится на нравственные ценности личности; и наконец, принятие суицидного решения - акт проявления морально-психологического выбора, когда в мотивации самоубийства видится определенный смысл, происходит перемещение смысла жизни на смысл смерти (инверсия). Именно инверсия и "запускает" поведенческий механизм добровольного ухода из жизни.

В морально-психологическом аспекте в принятии решения о суицидальном акте важная роль принадлежит свойствам, связанным с индивидуальной и социальной субъектностью. При позициях "протеста", "призыва" или "избегания" и соответствующей им мотивации лишения себя жизни личность моральную ответственность перекладывает на других людей; при позиции "самонаказания" ответственность полностью принимается принимается личностью; при позиции "отказа" она приписывается "судьбе", "року". Суицидальное решение, в условиях психологического кризиса личности, является результатом сложного взаимодействия факторов индивидуального и общественного сознания.

Вышеизложенное свидетельствует  о том, что для выделения в  социальной работе суицидоопасных людей  и групп недостаточно только формальных социально-демографических признаков. Необходима совокупность содержательных, социально-этических и морально-психологических характеристик жизненных сил и жизненного пространства как отдельных личностей, так и социальной общности, свидетельствующих об их уязвимости.

Значимость психологических знаний для социальной работы усиливается  в связи с необходимостью организации  работ превентивного (предупреждающего, профилактического) характера: с подростками  и молодежью, отличающимися асоциальным  поведением (хулиганство, мелкие кражи, угон автотранспорта, нарко-токсикомании); суицидоопасными людьми; лицами, склонными к частым "кризисным психическим состояниям" и др. В таких случаях социальная поддержка носит преимущественно характер индивидуальной психосоциальной работы. Во всей этой деятельности социальному работнику нужно знать, какие изменения происходят и у индивидов, и в семьях, где они живут, и то, как ослабить влияние таких изменений.

Эти группы нуждаются в социальной и психологической поддержке, выраженной в различных формах: материальной помощи, получении профессии, облегчении социально-психологической адаптации к новым условиям, снятию психической напряженности, стресса и др. (5)

 

Функции психологии в социальной работе

 

Психология явилась одной из первых наук, заложивших методологические основания для социальной работы. (2) В общем случае можно выделить теоретическую и методологическую функции психологии в социальной работе.

Теоретическая функция психологии в социальной работе заключается  в установлении устойчивых связей между целями, задачами, содержанием, путями и средствами решения задач социальной работы, с одной стороны, и индивидуальными, коллективно-психологическими явлениями, процессами, закономерностями, с другой стороны, (1) и реализуется с помощью специальных психологических теорий - теорий личности, гуманистической психологии, когнитивных теорий и т.д. (2)

Методологическая функция психологии социальной работы выражается в ее использовании для исследования социально-педагогических процессов, конструирования методов социализации личности в изменяющихся условиях жизнедеятельности.

В частности, психология в социальной работе выполняет такие функции, как объяснительная, диагностическая, проектирование, прогностическая, социализаторская (социально-терапевтическая), профилактическая. (1,3)

Объяснительная функция психологии в социальной работе заключается  в том, что на ее основе выявляется внутренняя сущность процессов социализации личности. Эти знания позволяют выбирать стратегию и тактику социальной работы.

С помощью психологии раскрываются сущностные характеристики решения социально-педагогических задач, выявляются пути активизации самодеятельности людей в ходе социальной защиты.

Диагностическая функция психологии органически включается в социальную работу по двум позициям - диагностика личности и ее социальных качеств, диагностика групп и их развития. (1)

Диагностическая функция означает анализ социально-психологических  проблем клиентов, выявление их психологических  особенностей (как индивидуальных, так и социально-групповых, возрастных, этнических, профессиональных и т.д.) в их связи с социальной средой. Основная цель такого анализа - установление диагноза, т.е. психологической проблемы и степени психологического дискомфорта, неустроенности, неблагополучия, дезадаптации, неспособности к оптимальной адаптации и социализации.

Особую группу среди дезадаптированных  и плохо адаптированных индивидов  составляют психически больные. Выявление  конкретного диагноза психического заболевания и психологических  отклонений от нормы и соответственно прямое лечение этих лиц является, прежде всего, задачей узких специалистов в области психиатрии.

Социальный работник играет здесь, в основном, вспомогательную роль:

1. он может определить общее  нарушение психики клиента, не  ставя конкретного диагноза и направив его к специалистам,

2. он может и должен формировать  общие социальные и психологические  условия (климат, общение) для  усиленного лечения заболевания,  т.е. социальный работник, выполняя  эти функции, безусловно, должен  быть достаточно ориентирован в общих вопросах физиологии, психологии и психотерапии. (3)

В процессе диагностики личности людей  как субъектов и объектов социальной работы значима их собственная активность. (1)

Профилактическая функция предполагает использование психопрофилактических методов по предотвращению негативных изменений поведения и деятельности клиентов, проведение своего рода профилактических прививок с целью закрепления социально - психологического иммунитета на будущее. (3)

Информация о работе Психология социальной работы