Психология социальной работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 22:42, реферат

Описание работы

Объективные трудности трансформации российского общества, становление демократического правового государства, социально ориентированной рыночной экономики, усложненные просчетами в реформировании страны, привели к тому, что значительная часть населения оказалась за чертой бедности, пополнила ряды малообеспеченных, слабозащищенных, уязвимых социальных групп.

Файлы: 1 файл

психология соц работы.doc

— 108.50 Кб (Скачать файл)

В социальной работе широко применяется  психологическая консультация. К ней прибегают руководители, рядовые работники, педагоги, родители, учащиеся, студенты, молодожены, семейные люди и т.д. По результатам этой работы строиться их индивидуальная и групповая деятельность.

Необходимым метолом социальной работы является психологический отбор. Он применяется для социально-профессионального самоопределения молодежи, определения области переобучения кадров, комплектования групп.

Существенные результаты в социальной работе приносят методы психологической  адаптации. Они выключают реципиентов в социальную деятельность так, что они лучше осознают социальную ситуацию, развивают самооценку, приспосабливаются к меняющимся условиям жизнедеятельности.

Социально-психологический тренинг  и аутотренинг сделались довольно типичными методами социальной работы. Эти методы привлекают оперативным формированием социальных качеств личности, отношений и приемов деятельности. Эффект достигается, если обеспечен перенос сформированных подструктур в реальные условия трудовой, учебной и другой деятельности.

Четко выраженный психологический  характер носят методы коррекции  поведения, мотивации, общения, самооценки: реципиент осознает недостатки в  структуре собственной личности, вырабатывает новые модели поведения  и упражняется в их применении с последующем обобщением и переносом социально-психологических образований в новые условия своей жизнедеятельности.

Углубленный характер по отношению  к личности в целом носят методы психотерапии. Они ориентированы  на психологические преобразования в структуре целостной личности. По этому признаку психологические методы, применяемые в социальной работе в форме тренинга, игр, погружения, отличаются системностью, силой воздействия.

Социальный работник выполняет  множество функций. Осуществляя  их он, он непременно прибегает к  помощи психологии.

Прежде всего надо отметить, что  социальный работник, проводя любые  мероприятия, выступает как лидер. По существу положение не меняется и в том случае, когда в работе с группами, скажем, депривированных, дезадаптированных людей он опирается на их самоуправление. В этих ситуациях он проявляет себя как руководитель нового типа. Этот стиль руководства наиболее эффективно способствует развитию у его клиентов самопомощи.

Социальный работник чаще всего  действует как социальный психолог. Он стремится понять человека, обратившегося к нему за помощью, помогает ему осознать собственное положение, сильные стороны своей личности, чтобы решить стоящие перед ним проблемы. Социальный работник выступает активной стороной, организующей, удерживающей, развивающей контакты. Он развивает мотивацию социально направленной деятельности клиентов, обогащает самодеятельность личности, корректирует поведение, проводит социально-терапевтическую работу.

Социальный работник действует  как практический психолог, поскольку  содержание и методы его деятельности направлены на решение практических проблем жизнедеятельности его клиентов. Обеспечивая успех в сфере выживания, переобучения, перевоспитания, социальный работник обретает у клиентов доверие.

Деятельности социального работника присуща самая глубокая социальная инициатива. Это связано с тем, что социальная психология и педагогика есть теоретический и методологический стержень социальной работы.

Социономическая деятельность носит  комплексный характер, так что  социальный работник по сути своей профессии является педагогом-психологом. Психологическими средствами он диагностирует социономическую ситуацию, состояние ее участников, обосновывает необходимость применения социальный технологий. Педагогическими методами он информирует, создает рабочие группы, организует коллективную работу, убеждает, актуализирует знания, умения и навыки, необходимые для решения проблем преобразования социума и личности. (1)

 

Заключение

 

Таким образом, можно сделать следующие  выводы.

1. Психология  составляет существенную часть содержания теории и практики социальной работы, ибо объект социальной работы индивид или группа индивидов, обладают определенными психологическими особенностями, которые необходимо учитывать в процессе работы с ними.

2. Основная  цель социальной работы - улучшить жизнь клиентов путем изменения их внутреннего мира и внешних обстоятельств, которые влияют на этот мир, поэтому психологические основы социальной работы включают как общетеоретические психологические концепции, так и методы практической психологии.

3. Весь смысл  социальной работы, всех ее принципов,  методов заключается в улучшении  социального положения, лучшей  приспособляемости клиента к  ситуации. Поэтому цель психологической  практики социальной работы также  заключается в развитии оптимальной социализации и вместе с тем социальной адаптации и реабилитации клиента. Совершенствование социализации, социально - психологической адаптации и реабилитации составляют сердцевину всей социальной работы. Отсюда предмет психологии социальной работы, как науки и дисциплины заключается в изучении психологических концепций и методов, используемых их в практической социальной работе с клиентами (индивидами и определенными группами населения) для оптимизации их социализации, социально - психологической адаптации и реабилитации.

Таким образом, психология социальной работы по своей  структуре включает 3 основных блока:

1) общетеоретические  психологические идеи и концепции,  составляющие методологическую  базу психологической практики  социальной работы;

2) конкретные  психотехнологии, т.е. психологические  методы профилактики, диагностики  и разрешения ("лечения") социально-психологических  проблем индивидов и отдельных  групп, их социально-психологической  адаптации и реабилитации.

3) особенности  социально - психологической работы социальных работников с индивидами и разными группами населения, нуждающимися в психосоциальной помощи (что предполагает выявление и учет специфики их социально - психологического поведения, образа мышления и действий). (3)

 

Список литературы

 

  1. Основы социальной работы: Учебник/Отв. ред.П.Д. Павленок. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: ИНФА-М, 2003. - 395 с. (стр.73-79) - (Серия "Высшее образование");
  2. "Теория социальной работы" под ред. Кузиной И.Г. Гор. Владивосток Изд-во ДВГТУ, 2006 (стр.110-111);
  3. Е.В. Кулебякин "Психология социальной работы" Владивосток Издательство Дальневосточного университета, 2004 (стр.8, 11-14);
  4. Дивицына Н.Ф., Миронова Л.К. "Социальная работа в вопросах и ответах": учеб. пособие. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. - 184 с. (стр.17-18);
  5. Теория социальной работы:: Учебник / Под. ред. проф. Е.И. Холостовой. - М.: Юристъ, 1998. - 334 с. (стр.119-124).

Размещено на Allbest.ru


Информация о работе Психология социальной работы