Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 00:13, курсовая работа
Цель курсовой работы работы: Изучить проблемы пожилых и старых людей и рассмотреть основные направления социальной работы с ними.
С целью курсовой работы можно определить следующие задачи:
1) Выявить основные социальные проблемы пожилых и старых людей.
2) Рассмотреть психологические особенности пожилых и старых людей.
Введение………………………………………………………………...................3
Глава 1. Основные социальные и психологические проблемы пожилых и старых людей……………………………………………………………………...6
§1.1 Пожилые люди как социальная общность…………………………………6
§1.2 Психологические особенности пожилых и старых людей………………11
Глава 2. Особенности социальной работы с пожилыми и старыми людьми..19
§2.1 Законодательно-правовая база социальной работы……………………...19
§2.2 Основные направления социальной работы с пожилыми и старыми людьми……………………………………………………………………………22
Заключение…………………………………………………………………….....32
Библиографический список …………………………………………………….35
Вместе
с тем накапливаются материалы,
которые приводят ученых к пониманию
старения как чрезвычайно сложного,
внутренне противоречивого
Заметно
усиление и специализация действия
закона гетерохронии (неравномерности);
в результате этого более продолжительно
сохраняется и даже улучшается работа
одних систем организма и параллельно
с этим происходит ускоренная, с
разными темпами инволюция
Сложный
и противоречивый характер старения
человека как индивида связан с количественными
изменениями и качественной перестройкой
биологических структур, включая
и новообразования. Организм адаптируется
к новым условиям; в противовес
старению развиваются приспособительные
функциональные системы; активизируются
различные системы организма, что
сохраняет его
Наряду
с этим возникает необходимость
усиления сознательного контроля и
регуляции биологических
Таким образом,
различного рода изменения человека
как индивида, происходящие в пожилом
и старческом возрасте, направлены
на то, чтобы актуализировать
По данным исследования отечественных и зарубежных ученых, разнородный характер процесса старения присущ и таким психофизиологическим функциям человека, как ощущения, восприятие, мышление, память и др. При обследовании памяти у лиц в возрасте 70-90 лет обнаружилось следующее: особенно страдает механическое запечатление; лучше всего сохраняется логическая память; образная память ослабевает больше, чем смысловая, но при этом запоминаемое сохраняется лучше, чем при механическом запечатлении; основой прочности в старческом возрасте являются внутренние и смысловые связи; ведущим видом памяти становится логическая память.11
Пожилые и старые люди не составляют монолитной группы. Дальнейшие изменения в период геронтогенеза зависят от степени зрелости конкретного человека как личности и субъекта деятельности. Имеются многочисленные данные о сохранении высокой жизнеспособности и работоспособности человека не только в пожилом, но и в старческом возрасте. Большую положительную роль в этом играет множество факторов: уровень образования, род занятий, зрелость личности и др. Особое значение имеет творческая деятельность личности как фактор, противостоящий инволюции человека в целом.
К сожалению,
типичными личностными
Фундаментальные исследования отечественных и зарубежных учёных свидетельствуют, однако, о многообразных проявлениях положительного отношения старого человека к жизни, к людям, к себе.
К. И. Чуковский писал в своём дневнике: «…Никогда я не знал, что так радостно быть стариком, что ни день - мои мысли добрей и светлей».
Психическое старение многообразно, диапазон его проявлений широк. Поэтому психологи выделяют различные типы пожилых и старых людей.
В типологии Ф. Гизе выделяются три типа стариков и старости:
1) старик - негативист, отрицающий у себя какие - либо признаки старости;
2) старик
- экстравертированный,
3) интровертированный тип, для которого характерно острое переживание процесса старения.
И. С. Кон выделяет следующие социально - психологические типы старости:
1) активная
творческая старость, когда ветераны
продолжают участвовать в
2) пенсионеры
занимаются делами, на которые
у них раньше не хватало
времени: самообразованием, отдыхом,
развлечениями и т. д. Для
этого типа также характерна
хорошая социальная и
3) данную
группу составляют
люди, смыслом жизни которых становится забота о собственном здоровье: с этим связаны и разнообразные формы активности, и моральное удовлетворение. Вместе с тем обнаруживается склонность (чаще у мужчин) к преувеличению своих действительных и мнимых болезней, повышенная тревожность.
Наряду с благополучными типами старости И. С. Кон обращает внимание и на отрицательные типы развития:
а) агрессивные старые ворчуны, недовольные состоянием окружающего мира,
критикующие всех, кроме себя, всех поучающие и терроризирующие окружающих бесконечными претензиями;
б) разочарованные в себе и собственной жизни, одинокие и грустные неудачники, постоянно обвиняющие себя за действительные и мнимые упущенные возможности, делая себя тем самым глубоко несчастными.12
Довольно широко в мировой психологической литературе поддерживается классификация, которую предложила Д. Б. Бромлей. Она выделяет пять типов приспособления личности к старости:
1) конструктивное отношение человека к старости, при котором пожилые и старые люди внутренне уравновешены, имеют хорошее настроение, удовлетворены эмоциональными контактами с окружающими людьми;
2) отношение
зависимости, когда старый
3) оборонительное
отношение, для которого
4) отношение
враждебности к окружающим. Люди
с таким отношением агрессивны,
взрывчаты и подозрительны,
5) отношение враждебности к самому себе. Люди такого типа избегают воспоминаний, потому что в их жизни было много неудач и трудностей. Они пассивны, страдают депрессией, испытывают чувство одиночества, собственной ненужности.
Все классификации типов старости и отношения к ней условны, носят ориентировочный характер, с тем, чтобы составить некоторую базу для конкретной работы с людьми пожилого и старого возраста.
Основными
стрессорами людей пожилого и
старческого возраста можно считать
отсутствие четкого жизненного ритма;
сужение сферы общения; уход от активной
трудовой деятельности; синдром «опустошения
гнезда»; уход человека в себя; ощущение
дискомфорта от замкнутого пространства
и многие другие жизненные события
и ситуации. Наиболее сильным стрессором
является одиночество в старости.
Понятие это далеко не однозначное.
Если вдуматься, то термин «одиночество»
имеет социальный смысл. У человека
нет родственников, сверстников, друзей.
Одиночество в старости может
быть связано и с отдельным
проживанием от молодых членов семьи.
Однако более существенными в
старости оказываются психологические
аспекты (изоляция, самоизоляция), отражающие
осознание одиночества как
Многие из стрессоров людей пожилого и старого возраста можно предупредить или относительно безболезненно преодолеть именно за счет изменения отношения к старикам и к процессу старения в целом.
Вывод.
Пожилые и старые люди представляют собой особую категорию населения, которая крайне неоднородна по возрастным и другим характеристикам. Они больше, чем кто-либо, нуждаются в поддержке и участии. Именно в связи с данными обстоятельствами пожилые люди как особая социальная группа нуждаются в повышенном внимании общества и государства и представляют собой специфический объект социальной работы.
Для того, чтобы работать с пожилыми и старыми людьми, нужно четко представлять социальные и психологические проблемы пожилых и старых людей. В этой работе необходимо опираться на такие науки как, например, социологию, социальную геронтологию, гериатрию, психологию; опираться на данные социологических, психологических, социально-экономических и других видов исследований.
Глава 2. Особенности социальной работы с пожилыми и старыми людьми.
2.1 Законодательная база социальной работы
Проблема
социальной работы с пожилыми людьми
имеет общегосударственное
1) Конституция Российской Федерации
В России, как в социальном государстве право граждан на социальную защиту гарантировано Конституцией и регламентировано законодательством Российской Федерации
2) Законы:
«О государственном пенсионном
обеспечении в РФ» (декабрь
2001года); «О трудовых пенсиях в
Российской Федерации» (ноябрь 2001г.);
«О социальной защите
3) Большое
значение для решения проблем
пожилых и инвалидов имеют
указы Президента Российской
Федерации: «О мерах по