Работа с пожилыми людьми

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 00:13, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы работы: Изучить проблемы пожилых и старых людей и рассмотреть основные направления социальной работы с ними.
С целью курсовой работы можно определить следующие задачи:
1) Выявить основные социальные проблемы пожилых и старых людей.
2) Рассмотреть психологические особенности пожилых и старых людей.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………...................3
Глава 1. Основные социальные и психологические проблемы пожилых и старых людей……………………………………………………………………...6
§1.1 Пожилые люди как социальная общность…………………………………6
§1.2 Психологические особенности пожилых и старых людей………………11
Глава 2. Особенности социальной работы с пожилыми и старыми людьми..19
§2.1 Законодательно-правовая база социальной работы……………………...19
§2.2 Основные направления социальной работы с пожилыми и старыми людьми……………………………………………………………………………22
Заключение…………………………………………………………………….....32
Библиографический список …………………………………………………….35

Файлы: 1 файл

Теория Соц раб. КУРСОВИК.docx

— 67.66 Кб (Скачать файл)

Вместе  с тем накапливаются материалы, которые приводят ученых к пониманию  старения как чрезвычайно сложного, внутренне противоречивого процесса, для которого характерно не только снижение, но и усиление активности организма.

Заметно усиление и специализация действия закона гетерохронии (неравномерности); в результате этого более продолжительно сохраняется и даже улучшается работа одних систем организма и параллельно  с этим происходит ускоренная, с  разными темпами инволюция других систем, что объясняется той ролью, значимостью, которую они играют в основных, жизненно значимых процессах.

Сложный и противоречивый характер старения человека как индивида связан с количественными  изменениями и качественной перестройкой биологических структур, включая  и новообразования. Организм адаптируется к новым условиям; в противовес старению развиваются приспособительные  функциональные системы; активизируются различные системы организма, что  сохраняет его жизнедеятельность, позволяет преодолевать деструктивные (разрушительные, отрицательные) явления  старения. Все это формирует вывод, что период позднего онтогенеза является новым этапом развития и специфического действия общих законов онтогенеза, гетерохронии и структурообразования. Учеными доказано, что существуют различные пути повышения биологической  активности различных структур организма (поляризация, резервирование, компенсация, конструирование), которые обеспечивают его работоспособность целом  после завершения его репродуктивного периода.10

Наряду  с этим возникает необходимость  усиления сознательного контроля и  регуляции биологических процессов. Это осуществляется с помощью  эмоциональной и психомоторной  сферы человека. Ведь общеизвестно, что определенной системой тренировок можно улучшать функции дыхания, кровообращения и мышечную работоспособность  у лиц пожилого возраста. Центральным  механизмом сознательной регуляции  является речь, значение которой существенно  возрастает в период геронтогенеза. Б. Г. Ананьев писал о том, что  «речемыслительные, второсигнальные  функции противостоят общему процессу старения и сами претерпевают инволюционные  сдвиги значительно позже всех других психофизиологических функций. Эти  важнейшие приобретения исторической природы человека становятся решающим фактором онтогенетической эволюции человека».

Таким образом, различного рода изменения человека как индивида, происходящие в пожилом  и старческом возрасте, направлены на то, чтобы актуализировать потенциальные, резервные возможности, накопленные  в организме в период роста, зрелости и формирующиеся в период геронтогенеза  должно усиливаться.

По данным исследования отечественных и зарубежных ученых, разнородный характер процесса старения присущ и таким психофизиологическим функциям человека, как ощущения, восприятие, мышление, память и др. При обследовании памяти у лиц в возрасте 70-90 лет  обнаружилось следующее: особенно страдает механическое запечатление; лучше всего  сохраняется логическая память; образная память ослабевает больше, чем смысловая, но при этом запоминаемое сохраняется  лучше, чем при механическом запечатлении; основой прочности в старческом возрасте являются внутренние и смысловые  связи; ведущим видом памяти становится логическая память.11

Пожилые и старые люди не составляют монолитной группы. Дальнейшие изменения в период геронтогенеза зависят от степени  зрелости конкретного человека как  личности и субъекта деятельности. Имеются многочисленные данные о  сохранении высокой жизнеспособности и работоспособности человека не только в пожилом, но и в старческом возрасте. Большую положительную  роль в этом играет множество факторов: уровень образования, род занятий, зрелость личности и др. Особое значение имеет творческая деятельность личности как фактор, противостоящий инволюции человека в целом.

К сожалению, типичными личностными проявлениями старого человека принято считать: снижение самооценки, неуверенность  в себе, недовольство собой; опасение одиночества, беспомощности, обнищания, смерти; угрюмость, раздражительность, пессимизм; снижение интереса к новому -отсюда брюзжание, ворчливость; замыкание  интересов на себе - эгоистичность, эгоцентричность, повышенное внимание к своему здоровью; неуверенность  в завтрашнем дне - всё это делает стариков мелочными, скупыми, сверхосторожными, педантичными, консервативными, малоинициативными  и т. п.

Фундаментальные исследования отечественных и зарубежных учёных свидетельствуют, однако, о многообразных  проявлениях положительного отношения  старого человека к жизни, к людям, к себе.

К. И. Чуковский  писал в своём дневнике: «…Никогда  я не знал, что так радостно быть стариком, что ни день - мои мысли  добрей и светлей».

Психическое старение многообразно, диапазон его  проявлений широк. Поэтому психологи  выделяют различные типы пожилых  и старых людей.

В типологии  Ф. Гизе выделяются три типа стариков и старости:

 

1) старик - негативист, отрицающий у себя  какие - либо признаки старости;

2) старик - экстравертированный, признающий  наступление старости через внешние  влияния и путём наблюдения  за изменениями;

3) интровертированный  тип, для которого характерно  острое переживание процесса старения.

И. С. Кон  выделяет следующие социально - психологические  типы старости:

1) активная  творческая старость, когда ветераны  продолжают участвовать в общественной  жизни, в воспитании молодёжи  и т. п.;

2) пенсионеры  занимаются делами, на которые  у них раньше не хватало  времени: самообразованием, отдыхом,  развлечениями и т. д. Для  этого типа также характерна  хорошая социальная и психологическая  приспособляемость, гибкость, адаптация,  но энергия направлена главным  образом на себя;

3) данную  группу составляют преимущественно  женщины, которые находят главное  приложение своих сил в семье,  в домашнем хозяйстве; удовлетворённость  жизнью у этой группы ниже, чем у первых двух;

люди, смыслом  жизни которых становится забота о собственном здоровье: с этим связаны и разнообразные формы  активности, и моральное удовлетворение. Вместе с тем обнаруживается склонность (чаще у мужчин) к преувеличению  своих действительных и мнимых болезней, повышенная тревожность.

Наряду  с благополучными типами старости И. С. Кон обращает внимание и на отрицательные  типы развития:

а) агрессивные  старые ворчуны, недовольные состоянием окружающего мира,

критикующие всех, кроме себя, всех поучающие  и терроризирующие окружающих бесконечными претензиями;

 

б) разочарованные в себе и собственной жизни, одинокие и грустные неудачники, постоянно  обвиняющие себя за действительные и  мнимые упущенные возможности, делая  себя тем самым глубоко несчастными.12

Довольно  широко в мировой психологической  литературе поддерживается классификация, которую предложила Д. Б. Бромлей. Она  выделяет пять типов приспособления личности к старости:

1) конструктивное  отношение человека к старости, при котором пожилые и старые  люди внутренне уравновешены, имеют  хорошее настроение, удовлетворены  эмоциональными контактами с  окружающими людьми;

2) отношение  зависимости, когда старый человек  в материальном или эмоциональном  плане зависит от супружеского  партнёра или от своего ребёнка;

3) оборонительное  отношение, для которого характерны  преувеличенная эмоциональная сдержанность, некоторая прямолинейность в  своих поступках, неохотное принятие  помощи от других;

4) отношение  враждебности к окружающим. Люди  с таким отношением агрессивны, взрывчаты и подозрительны, стремятся  переложить вину за свои неудачи  на других, враждебно относятся  к молодёжи, замкнуты, подвержены  страхам;

5) отношение враждебности к самому себе. Люди такого типа избегают воспоминаний, потому что в их жизни было много неудач и трудностей. Они пассивны, страдают депрессией, испытывают чувство одиночества, собственной ненужности.

Все классификации  типов старости и отношения к  ней условны, носят ориентировочный  характер, с тем, чтобы составить  некоторую базу для конкретной работы с людьми пожилого и старого возраста.

Основными стрессорами людей пожилого и  старческого возраста можно считать  отсутствие четкого жизненного ритма; сужение сферы общения; уход от активной трудовой деятельности; синдром «опустошения гнезда»; уход человека в себя; ощущение дискомфорта от замкнутого пространства и многие другие жизненные события  и ситуации. Наиболее сильным стрессором является одиночество в старости. Понятие это далеко не однозначное. Если вдуматься, то термин «одиночество»  имеет социальный смысл. У человека нет родственников, сверстников, друзей. Одиночество в старости может  быть связано и с отдельным  проживанием от молодых членов семьи. Однако более существенными в  старости оказываются психологические  аспекты (изоляция, самоизоляция), отражающие осознание одиночества как непонимания  и безразличия со стороны окружающих. Особенно реальным одиночество становится для человека, живущего долго. В центре внимания, дум, размышления старого  человека может быть исключительная ситуация, породившая ограничение круга  общения. Неоднородность и сложность  чувства одиночества выражается в том, что старый человек, с одной  стороны, ощущает увеличивающийся  разрыв с окружающими, боится одинокого  образа жизни; с другой стороны, он стремится  отгородиться от окружающих, защитить свой мир и стабильность в нем  от вторжения посторонних. Практикующие геронтологи постоянно сталкиваются с фактами, когда жалобы на одиночество  исходят от старых людей, живущих  вместе с родственниками или детьми, гораздо чаще, чем от стариков, живущих  отдельно. Одна из очень серьезных  причин нарушения связей с окружающими  кроется в нарушении связей стариков с молодыми людьми. Закрепляется не самая гуманистическая позиция: отсутствие реальной жизненной проекции на будущее ясно как для самого старого человека, так и для  его молодого окружения. Более того, нередким сегодня можно назвать  столь реликтовое явление, как геронтофобия или враждебные чувства по отношению к старым людям.13

Многие  из стрессоров людей пожилого и старого  возраста можно предупредить или  относительно безболезненно преодолеть именно за счет изменения отношения  к старикам и к процессу старения в целом.

 

Вывод.

Пожилые и старые люди представляют собой  особую категорию населения, которая  крайне неоднородна по возрастным и  другим характеристикам. Они больше, чем кто-либо, нуждаются в поддержке  и участии. Именно в связи с  данными обстоятельствами пожилые  люди как особая социальная группа нуждаются в повышенном внимании общества и государства и представляют собой специфический объект социальной работы.

Для того, чтобы работать с пожилыми и старыми  людьми, нужно четко представлять социальные и психологические проблемы пожилых и старых людей. В этой работе необходимо опираться на такие  науки как, например, социологию, социальную геронтологию, гериатрию, психологию; опираться на данные социологических, психологических, социально-экономических  и других видов исследований.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Особенности социальной работы с пожилыми и старыми людьми.

2.1 Законодательная  база социальной работы

 

Проблема  социальной работы с пожилыми людьми имеет общегосударственное значение. Законодательную и правовую основу социальной работы составляют:

1) Конституция  Российской Федерации

В России, как в социальном государстве  право граждан на социальную защиту гарантировано Конституцией и регламентировано законодательством Российской Федерации

2) Законы: «О государственном пенсионном  обеспечении в РФ» (декабрь  2001года); «О трудовых пенсиях в  Российской Федерации» (ноябрь 2001г.); «О социальной защите инвалидов  в РФ» (июль1995г.); «О ветеранах» (январь 1995г.); «Об основах социального  обслуживания в Российской Федерации» (декабрь 1995г.); «О социальном обслуживании  граждан пожилого возраста и  инвалидов» (август 1995г.)

3) Большое  значение для решения проблем  пожилых и инвалидов имеют  указы Президента Российской  Федерации: «О мерах по формирования  доступной для инвалидов среды  жизнедеятельности»; «О дополнительных  мерах государственной поддержки  инвалидов» (октябрь 1992г.); «О научном  и информационном обеспечении  инвалидности и инвалидов» (июль 1992г.) и ряд постановлений Правительства  Российской Федерации: «О федеральном  перечне гарантированных государством  социальных услуг, предоставляемых  гражданам пожилого возраста  и инвалидам государственными  и муниципальными учреждениями  социального обслуживания»; «О  порядке и условиях оплаты  социальных услуг, предоставляемых  гражданам пожилого возраста  и инвалидам государственными  и муниципальными учреждениями  социального обслуживания» (15 апреля 1996г.); «О разработке федеральной  целевой программы «Старшее поколение» (18 июля 1996г.).

Информация о работе Работа с пожилыми людьми