Работа социального педагога с неблагополучными семьями в общеобразовательном учреждении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 18:16, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: проанализировать социально – педагогическую деятельность с неблагополучной семьёй.
Объект: семья как социальный институт воспитания.
Предмет: деятельность социального педагога с неблагополучными семьями в общеобразовательном учреждении.
Задачи исследования:
1.Проанализировать педагогическую, психологическую и социологическую литературу по проблеме исследования.
2.Выявить проблемы неблагополучной семьи в современных условиях.
3.Определить методы и формы работы социального педагога с неблагополучной семьёй в общеобразовательном учреждении.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты работы социального педагога с неблагополучной семьей
1.1 Понятие «семьи» и виды семей
1.2 Неблагополучная семья и её проблемы
1.3 Общие концептуальные основы работы социального педагога с неблагополучной семьей
Глава 2. Изучение практики социально – педагогической деятельности школы с неблагополучными семьями
2.1 Анализ работы социального педагога школы с неблагополучными семьями
2.2 Профилактическая и коррекционная работа социального педагога школы с неблагополучными семьями
Заключение
Используемая литература
Приложения

Файлы: 1 файл

Rabota_sotsialnogo_pedagoga_s_neblagopoluchnymi.doc

— 200.00 Кб (Скачать файл)

Факторы, скрепляющие  семью:

- эмоциональная близость;

- физическая близость;

- совместное проживание, ведение домашнего хозяйства  и воспитание детей;

- юридическая фиксация брака;

-духовная близость и  освещение брака церковью. 
Наиболее хрупкой является семья как «пустая оболочка».

Она отмечается у 60 % всех семей, когда сохраняется общее хозяйство, вместе воспитываются дети, но родители не имеют ни физической, ни эмоциональной близости.

Семья «группы риска» является одной из разновидностью дезорганизованных семей. Под семьей «группы риска» Л.И. Захарова понимает наличие в семье нарушения взаимоотношений, затрудняющего нормальное психическое развитие членов семьи. В это понятие мы вкладываем и разные характеристики осложненного поведения членов семьи, которые порождают трудности адаптации в обществе, создавая социальный риск.

Семья «группы  риска» — это неблагополучная  семья, в которой существует два вида риска. Первый вид риска связан с опасностью для общества. Такая семья представляет опасность для общества своими ценностями, нормами, правилами, особым направлением воспитания детей, чаще всего асоциальным. Второй вид риска связан с трудностями социализации членов семьи, особенно детей, которые не могут развиваться нормально, так как в семье отсутствуют условия для нормального психического и физического развития ребенка. В таком случае сама семья и специалисты, работающие с ней, справиться с ее социализацией не могут. В результате ребенок из семьи изымается, а родителей лишают родительских прав по отношению к детям. При наличии одного вида риска в семье, при своевременном оказании помощи можно преодолеть ситуацию семейного неблагополучия и семья социализируется.

Как утверждает, В.М. Целуйко  вторую группу составляют внешне респектабельные  семьи, однако ценностные установки  и поведение родителей является антиобщественным с точки зрения морали. К ним относятся:

«Недоверчивая семья»: характерная черта такой семьи — повышенная настороженность по отношению к окружающим (соседям, знакомым, товарищам по работе, работникам учреждений, с которыми представителям этой семьи приходится общаться). Члены «недоверчивой семьи заведомо считают всех недоброжелательными или равнодушными, а их намерения — враждебными. Даже в обычном поступке отыскиваются некий умысел, угроза, корысть. Такая семья, как правило, слабо поддерживает контакты с соседями, а отношения членов семьи с родственниками и сослуживцами нередко приобретают остроконфликтный характер. Чаще всего это связано с мнимыми ущемлениями интересов кого-то из членов этой семьи.

В «недоверчивой» семье, если ребенок совершает проступок  или вступает в конфликт с товарищами или учителями, во всех случаях родители считают правым его или, по крайней мере, большую часть вины возлагают на других.. Даже если родители не могут отрицать прямую вину своего сына или дочери, в разговоре они главное внимание уделяют не вине, а своим педагогическим усилиям, которые оказались бесполезными из-за отсутствия поддержки или даже неблагожелательного отношения окружающих. Такая  позиция родителей формирует у ребенка тоже недоверчиво-враждебное отношение к людям. У него развиваются подозрительность, агрессивность, ему все труднее вступать в дружеские контакты со сверстниками. В школе ребенок из такой семьи начинает конфликтовать с учителями и воспитателями, никогда не признает своих ошибок и отрицает свою вину, а родители встают на его сторону. Получается замкнутый круг: конфликты эти, с одной стороны, порождаются взглядами, воспринятыми ребенком в семье, с другой - еще больше усиливают недоверчивость самой семьи, обостренность ее отношений с социальным окружением. довольно часто конфликты ребенка со сверстниками или школьными учителями становятся главным содержанием жизни членов «недоверчивой семьи», основной темой бесконечных разговоров родителей о том, какие все плохие.

«Легкомысленная семья» отличается беззаботным отношением к будущему, стремлением жить исключительно сегодняшним днем, не заботясь о том, какие последствия сегодняшние поступки будут иметь завтра. Члены такой семьи тяготеют к сиюминутным удовольствиям, планы на будущее у них, как правило, неопределенны даже если кто-то и выражает неудовлетворенность настоящим и желание жить иначе, то не задумывается всерьез о том, как это можно сделать. В такой семье не любят рассуждать о том, что и как следовало бы изменить в своем быту, больше склонны притерпеться к любым обстоятельствам, не способны и не желают преодолевать трудности. Семья живет по инерции, не предпринимая попыток что-либо изменить. Даже при хорошем заработке родителей мебель старая и случайная, не хватает многих нужных вещей, покупка которых все время откладывается. Квартира нуждается в ремонте, но этим как-то все некогда заняться. Выбор места работы или учебы членов семьи нередко довольно случаен: пошел, куда приняли, поступил туда, где был меньше конкурс. Здесь, как правило, не умеют, да и не стремятся интересно организовать свой досуг. Предпочтение отдается занятиям, не требующим каких-либо усилий. Главные развлечения – телевизор, вечеринки, застолье. Выпивка как наиболее легкое и доступное средство для получения сиюминутного удовольствия легко приживается в семьях такого типа.

В «хитрой семье» в качестве важных черт, прежде всего, ценят предприимчивость, удачливость и ловкость в достижении жизненных целей. Главным считается умение добиваться успеха кратчайшим путем, при минимальной затрате труда и времени. При этом члены такой семьи порой легко переходят границы дозволенного. Законы и нравственные нормы для них нечто относительное, то, что при умении можно обойти. Члены семьи могут заниматься различными видами деятельности сомнительной законности.

Еще одна характерная  особенность такой семьи —  стремление использовать окружающих в  своих целях. Эта семья умеет  произвести впечатление на нужного  человека, и озабочена тем, как  создать себе широкий круг полезных знакомых.

К таким качествам, как трудолюбие, терпение, настойчивость, отношение в подобной семье скептическое, даже пренебрежительное. Считается, что  качества эти нужны лишь тем, кто  не умеет жить, кто недостаточно умен, энергичен и, следовательно, вынужден идти к цели самым длинным путем. Эту особенность психологии семьи легче всего заметить, когда речь заходит о трудовой деятельности взрослых членов семьи, о планах на будущее для детей. Вот и выискиваются кратчайшие пути и нужные знакомства. «Хитрые» родители и у детей своих пробуждают дух авантюризма. Нравственные оценки поступков детей в такой семье, как правило, сдвину ты. Если ребенок нарушил правила поведения или правовые нормы, родители склонны осуждать не само нарушение, а его последствия в результате такого воспитательного отношения у ребенка формируется та же установка: главное — не попадаться.

Конечно, этим перечнем не исчерпывается типология внутренне  неблагополучных семей. Существует множество разновидностей семейного  уклада, где эти признаки сглажены и последствия неправильного воспитания не так заметны. Но все же эти последствия есть. Пожалуй, одно из самых заметных — это душевное одиночество детей в таких семьях.

Итак, резкие перемены в экономике, политике и социальной сфере породили число неблагополучных семейных союзов. Возрос уровень семей, в которых падает ее педагогический потенциал, разрушается семейный быт, растет число разводов,  ухудшается состояние членов семьи, особенно детей. Эти и другие причины дезорганизации семьи свидетельствуют о кризисности современной семьи и увеличении количества неблагополучных семей.

Подобные проблемы можно перечислять до бесконечности, к тому же в каждой семье они  приобретают свой особый характер. Тем не менее, не всякая семья, сталкивающаяся с трудностями, становится неблагополучной. Большинство семей довольно успешно преодолевает невзгоды, что в конечном итоге объединяет, сплачивает ее членов. Но бывает и так, что, потеряв уверенность в себе, взрослые впадают в апатию, снижается их социальная активность, появляется безразличие не только к своей судьбе, но и к судьбе детей, что негативно сказывается как на семье в целом, так и на воспитывающихся в ней детях.

 

 

 

 

    1. Общие концептуальные основы работы социального педагога с неблагополучной семьей

Согласно А.В. Мудрик, социальный педагог- это педагог, исследующий социальное воспитание в контексте социализации, т.е. воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей, осуществляемое как в организациях специально созданных для этого, так и в организациях, для которых воспитание не является основной функцией (например, предприятия)

Цель его  работы - создание благоприятных условий для личностного развития ребёнка (физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального), оказание ему комплексной социально-психологической помощи, а также защита ребёнка в его жизненном пространстве. Социальный педагог выступает посредником между ребёнком и взрослым, ребёнком и его окружением, а также в роли наставника при непосредственном общении с ребёнком или его окружением.

Он проводит социальную диагностику семей, составляет программу  помощи семье, просвещает родителей  в вопросах воспитания детей.

Социальный педагог  по своему профессиональному назначению стремится по возможности предотвратить  проблему, своевременно выявить и устранить причины, порождающие ее, обеспечить превентивную профилактику различного рода негативных явлений (социального, физического, социального и т. п. плана). Социальный педагог не ждет, когда к нему обратятся за помощью. В этической форме он сам «выходит» на контакт с семьей.

Объектом воздействия  социального педагога могут быть ребенок в семье, взрослые члены  семьи и сама семья, в целом, как  коллектив.

Деятельность социального  педагога с семьей включает три основных составляющих социально - педагогической помощи: образовательную, психологическую и посредническую. ( см. приложение 1 )

Образовательная составляющая включает в себя два направления деятельности социального педагога: помощь в обучении и воспитании.

Помощь в  обучении направлена на предотвращение возникающих семейных проблем и формирование педагогической культуры родителей.

Помощь в  воспитании проводится социальным педагогом, в первую очередь, с родителями - путем их консультирования, а так же с ребенком посредством создания специальных воспитательных ситуаций для решения задачи своевременной помощи семье в целях ее укрепления и наиболее полного использования ее воспитательного потенциала.

Психологическая составляющая социально - педагогической помощи включает в себя 2 компонента: социально - психологическую поддержку и коррекцию.

Поддержка направлена на создание благоприятного микроклимата в семье в период кратковременного кризиса.

Коррекция межличностных отношений происходит, в основном, когда в семье существует психическое насилие над ребенком, приводящее к нарушению его нервно - психического и физического состояния. До недавнего времени этому явлению не уделялось должного внимания. К такому виду насилия относится запугивание, оскорбление ребенка, унижение его чести и достоинства, нарушение доверия.

Посреднический компонент социально - педагогической помощи включает в себя три составляющие: помощь в организации, координации и информирование.

Помощь в  организации направлена на организацию семейного досуга, включающую в себя: организацию выставок - продаж поношенных вещей, благотворительных аукционов; клубов по интересам, организацию семейных праздников, конкурсов, курсов по ведению домашнего хозяйства, «клубов знакомств», летнего отдыха и др.

Помощь в  координации направлена на активизацию различных ведомств и служб по совместному разрешению проблемы конкретной семьи и положения конкретного ребенка.

Помощь в  информировании направлена на обеспечение семьи информацией по вопросам социальной защиты. Она проводится в форме консультирования. Вопросы могут касаться как жилищного, семейно-брачного, трудового, гражданского, пенсионного законодательства, прав детей, женщин, инвалидов, так и проблем, которые существуют внутри семьи.

Социальный педагог  при работе с семьей выступает  в трех основных ролях:

Советник - информирует семью о важности и возможности взаимодействия родителей и детей в семье; рассказывает о развитии ребенка; дает педагогические советы по воспитанию детей.

Консультант - консультирует по вопросам семейного законодательства; вопросам межличностного взаимодействия в семье; информирует о существующих методах воспитания, ориентированных на конкретную семью; разъясняет родителям способы создания условий, необходимых для нормального развития и воспитания ребенка в семье.

Защитник - защищает права ребенка в случае, когда приходится сталкиваться с полной деградацией личности родителей (алкоголизм, наркомания, жестокое отношение к детям) и вытекающими из этого проблемами неустроенности быта, отсутствие внимания, человеческого отношения родителей к детям.

Одна из форм работы социального  педагога с семьей - социальный патронаж, представляющая собой посещение семьи на дому с диагностическими, контрольными, адаптационно - реабилитационными целями, позволяющая установить и поддерживать длительные связи с семьей, своевременно выявляя ее проблемные ситуации, оказывая незамедлительную помощь.

Патронаж дает возможность  наблюдать семью в ее естественных условиях. Что позволяет выявить  больше информации, чем лежит на поверхности. Проведение патронажа  требует соблюдения ряда этических принципов: принципа самоопределения семьи, добровольности принятия помощи, конфиденциальности, поэтому следует находить возможности информировать семью о предстоящем визите и его целях.

Патронаж может проводиться со следующими целями:

- диагностические: ознакомление  с условиями жизни, изучение  возможных факторов риска (медицинских,  социальных, бытовых), исследование  сложившихся проблемных ситуаций;

- контрольные: оценка  состояния семьи и ребенка,  динамика проблем (если контакт с семьей повторный); анализ хода реабилитационных мероприятий, выполнения родителями рекомендаций и пр.;

- адаптационно - реабилитационные: оказание конкретной образовательной,  посреднической, психологической помощи.

Регулярные патронажи  необходимы в отношении неблагополучных и прежде всего асоциальных семей, постоянное наблюдение за которыми в какой- то мере дисциплинирует их, а так же позволяет своевременно выявлять и противодействовать возникающим кризисным ситуациям.

Наряду с  патронажем, занимающим важное место в деятельности социального педагога, следует выделить консультационные беседы как одну из форм работы с семьей. Консультирование, по определению, предназначено в основном для оказания помощи практически здоровым людям, испытывающим затруднения при решении жизненных задач.

Социальный педагог, работая  с семьей, может использовать наиболее распространенные приемы консультирования: эмоциональное заражение, внушение, убеждение, художественные аналогии, мини - тренинги и пр.

Информация о работе Работа социального педагога с неблагополучными семьями в общеобразовательном учреждении