Работа социального педагога с неблагополучными семьями в общеобразовательном учреждении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 18:16, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: проанализировать социально – педагогическую деятельность с неблагополучной семьёй.
Объект: семья как социальный институт воспитания.
Предмет: деятельность социального педагога с неблагополучными семьями в общеобразовательном учреждении.
Задачи исследования:
1.Проанализировать педагогическую, психологическую и социологическую литературу по проблеме исследования.
2.Выявить проблемы неблагополучной семьи в современных условиях.
3.Определить методы и формы работы социального педагога с неблагополучной семьёй в общеобразовательном учреждении.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты работы социального педагога с неблагополучной семьей
1.1 Понятие «семьи» и виды семей
1.2 Неблагополучная семья и её проблемы
1.3 Общие концептуальные основы работы социального педагога с неблагополучной семьей
Глава 2. Изучение практики социально – педагогической деятельности школы с неблагополучными семьями
2.1 Анализ работы социального педагога школы с неблагополучными семьями
2.2 Профилактическая и коррекционная работа социального педагога школы с неблагополучными семьями
Заключение
Используемая литература
Приложения

Файлы: 1 файл

Rabota_sotsialnogo_pedagoga_s_neblagopoluchnymi.doc

— 200.00 Кб (Скачать файл)

-помощь в решении медико-социальных проблем членов семьи, например   побуждение родителей к лечению от алкоголизма, наркомании, соматических заболеваний и содействие в его организации, оздоровление детей;

-содействие родителям  в восстановлении социального  статуса, трудоустройство, помощь в профессиональном самоопределении, укрепление родительского статуса;

- правовая поддержка, предоставление информации о правах и льготах, помощь в их получении;

- содействие в создании  более благоприятных условий  для жизни и развития детей, помещение в социально-реабилитационный центр, различные виды материально-бытовой помощи и т.д.;

- психологическое оздоровление  семьи, коррекция внутрисемейных  отношений, преодоление проблем  членов семьи в общении.

После проделанной работы, социальный педагог должен провести анализ этой работы, восстановился контакт в семье с её окружающими или нет, снизилось ли употребление алкоголя в семье, улучшилась посещаемость ребенка в школе или нет, разрешены ли другие специфические проблемы.

Эффективность работы с семьей зависит от использования социальным педагогом возможностей окружающего социума, различных государственных и общественных структур, направленных на поддержку семьи и ребенка.

В ходе исследования, проведенного нами на базе МОУ «СОШ №10», мы выяснили, что работа, проводимая социальным педагогом  в школе, включает в себя различные мероприятия, направленные на неблагополучные семьи. Ввиду того, что данное направление деятельности социального педагога является необходимым, мы предлагаем в рамках школы проводить следующие мероприятия:

    1. Проводить информационно-профилактическую работу;
    2. Организовывать походы в кинотеатр, театр;
    3. Организовать экскурсии по кружкам, секциям города;
    4. Создание в  школе  микрогрупп специалистов, занимающихся привлечением родителей  к работе  с неблагополучными семьями;
    5. Оказание помощи неблагополучным семьям специалистами района и школы;
    6. Вовлечение родителей во внеурочную деятельность.

Основным направлением работы социального педагога с неблагополучной  семьей является комплексный подход, т.к. помощь, направленная лишь на один фрагмент не решает проблемы, а ведёт к ее сдвигу в другую сторону.

 

 

 

Заключение

Семья – важнейший  социальный институт общества, микрогруппа, в которой происходит физическое и духовное воспроизводство человека. Она является объектом изучения очень многих общественных наук.

Проблемы семейного  неблагополучия для нашей страны очень актуальны. На сегодняшний  день нет четких статистических данных  о том, сколько детей воспитывается  в семьях находящихся в социально опасном состоянии.

Проанализировав педагогическую, психологическую и  социологическую литературу, мы попытались в своем исследовании определить основные причины неблагополучия семьи, какая работа ведется с данными  семьями в общеобразовательном  учреждении.

Так, на базе МОУ  СОШ №10 нами была проведена беседа, целью которой было выяснение  взаимоотношений в семье. В ходе работы мы сделали анализ документации по работе с неблагополучными семьями, наблюдение за деятельностью социального  педагога, беседа с детьми из неблагополучных семей, мы изучили основную специфику работы с данными семьями.

Кроме этого, нами был собран материал о деятельности социального педагога с неблагополучными семьями.

За 2009г. Социальным педагогом СОШ №10 было проведено 46 посещений семей, находящихся в социально-опасном положении, проведено 4 заседания Совета профилактики, проведены индивидуальные беседы социальным педагогом; индивидуально-коррекционные занятия педагогом-психологом.

Так же в течение  учебного года проводилось:

  1. изучение психолого-медико-педагогических особенностей личности обучающихся и своевременное оказание им социальной помощи.
  2. осуществление посредничества между личностью обучающегося и школой, семьей, специалистами внешкольных социальных служб и административных органов.
  3. взаимодействие с учителями, родителями, лицами, их заменяющими, специалистами внешкольных социальных служб в оказании помощи обучающимся.
  4. Организация и ведение работы с многодетными и малообеспеченными семьями.
  5. выявление случаев жестокого обращения с детьми.

Итак мы выяснили, что среди учащихся есть дети из неблагополучных семей, родители которым не уделяют нужного внимания. Взаимоотношения в семье- один из главных факторов воспитания детей, задача социального педагога изучить семью , её проблемы и помочь своевременно преодолеть проблемы не только своими силами, но и привлечением квалифицированных специалистов: социальных работников, юристов, психологов, педагогов и т.д. Лишь только в таком случае семья останется единой, полной и благополучной.

 

Используемая литература:

 

  1. Абрамова Г.В. Практическая психология. – М: «Академия», 1996г.
  2. Ананьев Г. Сиротство. // Социальная защита. – 2000г. - № 2.С. 24
  3. Антонов А. И. Социология семьи / Под. ред. А.И. Антонова, В. М. Медкова, – М.: «Nota Bene» 1998г. С. 360
  4. Бурдина Г.С. Новая модель работы с семьей //Социальная работа.-2007.№4. С.44-45
  5. Буянов М, И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки дет. психиатра. –М.: «Просвещение»1988г. С.234
  6. Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи. – М: «Просвещение», 1988г. С.47
  7. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М., Изд.центр «Академия», 2001г. С.43
  8. Вульфов Б. З. Социальный педагог в системе общеобразовательного воспитания  // Педагогика.- М., 1992.
  9. Гончарова Т. Неблагополучные семьи и работа с ними // Народное образование . – 1991. - №4
  10. Гуслякова Л.Г. Основы теории социальной работы. – М.: 1997г. С.25
  11. Дивицына Н. Ф. Социальная работа с неблагополучными семьями и подростками. Конспект лекций.- Ростов на Дону, 2005.
  12. Медведев Г.П. Этика социальной работы. – М., 1999г. С.38
  13. Мудрик А. В. Социальная педагогика. – М. , 2002.
  14. Методика и технологии работы социального педагога: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. / Б.Н. Алмазов, М.А. Беляева.Под. ред. М.А. Галагузовой. 2-е изд., стереотип. – М.: «Академия» 2004г.С.116
  15. Основы социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Под. ред. Н.Ф. Басова.- М.: «Академия», 2004г. С.57
  16. Основы социальной работы: Учеб. Пособие/ Под. ред. Е.В. Ханжина. – М.: «Академия» 2001г. С.144
  17. Шакурова М.В.Методика  и технология работы социального педагога: Учеб. пособие. – М.: «Академия» 2002г. С.66
  18. Шишковец Т.А. Справочник социального педагога.- М.: ВАКО, 2005г. С.115
  19. Шнайдер Л. Б. Основы семейной психологии. – М.: «Академия», 2003г.С.128
  20. Шульга Т. И. Работа с неблагополучной семьей : учеб. пособие   / Т. И. Шульга.– М.: Дрофа, 2005г. С.12

 

Приложение 1

 

Социально – педагогическая помощь







 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 





 


 









 

 

 

 

 

Приложение 3

 

Цель беседы с детьми : выяснить взаимоотношения  в семье

  1. Как часто Вы общаетесь дома с родителями?
  2. Помогают Вам родители в выполнении домашнего задания?
  3. Кричат ли на Вас родители? Как часто?
  4. Ходите ли Вы с родителями на прогулки или в кинотеатр?
  5. Разрешают ли Вам родители гулять до позднего вечера?
  6. Интересуются родители Вашими отношениями в школе?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

Цель беседы с родителями:  выяснить взаимоотношения  в семье

  1. Как часто вы уделяете внимание своему ребёнку?
  2. Всегда ли вы по просьбе ребёнка можете прийти ему на помощь, например, при выполнении домашнего задания?
  3. Обращаете ли вы внимание на эмоциональное состояние вашего ребёнка?
  4. Замечаете ли вы у ребёнка вспышки гнева, раздражения или обиды?
  5. Занимаетесь ли вы с ребёнком как-либо совместной деятельностью в свободное от работы время?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 5

Пожалуйста, прочитайте вопросы и предлагаемы к ним  ответы. Выберете один или несколько  вариантов ответа, который вам  больше подходят, обведите его или впишите свой вариант ответа в любую строчку.

 

Заранее благодарим вас за внимание и участие!

 

Родители:

Мать___________________________

Отец___________________________

Ваш возраст_____________________

Образование_________________________

Какие способности проявляет ваш ребёнок в учёбной деятельности?

-способный

-хороший

-средний

-малоспособный

-труднообучаемый

Отношение к учёбе ребёнка:

-считаю, что  это его дело

-переживаю вместе  с ним неудачи

-радуюсь его  успехам

-систематически  оказываю помощь в подготовке домашних заданий

-осуществляю  контроль над учёбой

Существуют  ли у ребёнка проблемы в образовательном  учреждении?  _________________________

Какие?_____________________

Есть  ли проблемы с обучением?______________________________

Кто занимается с ребёнком дома?  __________________________

Какие затруднения в воспитании детей  вы испытываете (недостаток свободного времени, незнание возрастных особенностей, отсутствие единых требований в воспитании , другие причины? ) ______________________________________

Знаете  ли вы, что в  школе существует социальный педагог?  _____________________

Знаете  ли вы , какую деятельность выполняет  социальный педагог?__________________

Нуждаетесь  ли вы в помощи социального педагога? ________________________

Какую конкретную помощь вы хотели бы получить от социального педагога? _________

Обращались  ли вы за помощью к социальному  педагогу? ________________________

По  какой причине? __________________________________________

Удовлетворены ли вы сотрудничеством с социальным педагогом?

-да

-нет

-отчасти

-Затрудняюсь  ответить

Какие специалисты , по вашему мнению, могут  ещё оказать помощь Вашей семье? _______________________________________________________


Информация о работе Работа социального педагога с неблагополучными семьями в общеобразовательном учреждении