Работа социального педагога с различными категориями семей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 06:05, контрольная работа

Описание работы

В процессе достижения целей анализируются теоретические основания практической деятельности по социальной защите различных социальных групп, её основные приёмы, технологии, методы и принципы. Подобный подход позволяет рассматривать социально-педагогическую деятельность как единую, систему деятельности, предполагающей серьёзную и глубокую профессиональную подготовку.
Семья — малая социальная группа, основанная на браке, кровном родстве или индивидуальных потребностях людей в союзе друг с другом. Ее отличают единое экономическое основание, общность быта, взаимно зависимый образ жизни ее старших и младших членов, определенная структура ролей и норм взаимодействия, эмоционально-нравственные связи, отношения помощи, поддержки и защиты.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………3

1 Социальная работа с семьей как социальная проблема………………..5

2 Методики социально-педагогической работы с семьей………………...7

3 Методика социального патронажа и надзора……………………………12

4 Работа социального педагога с различными категориями семей……….16

Заключение……………………………………………………………………19

Список использованной литературы ……………………………………….21

Файлы: 1 файл

СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА.docx

— 41.57 Кб (Скачать файл)

 

Содержание 
 
Введение……………………………………………………………………3 
 
1 Социальная работа с семьей как социальная проблема………………..5 
 
2 Методики социально-педагогической работы с семьей………………...7 
 
3 Методика социального патронажа и надзора……………………………12 
 
4 Работа социального педагога с различными категориями семей……….16 
 
Заключение……………………………………………………………………19 
 
Список использованной литературы ……………………………………….21 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

В нынешних условиях наиболее востребованы обществом специалист по социальной работе с семьей, оказывающий разностороннюю помощь вне стен какого-либо учреждения. 
   Составляющими «семейной» специализации социального педагога являются:  планирование семьи, укрепление семейных взаимоотношений, воспитание, развитие, образование, социальная защита детей, укрепление их здоровья, уход за детьми, ведение домашнего хозяйства, организация семейного досуга, повышение культурного и образовательного уровня родителей; 
помощь в преодолении семейных конфликтов, в оформлении опекунства, усыновления, в заботе о детях с отклонениями в умственном и физическом развитии;  вмешательство в случае жестокого обращения с детьми, физического или психического насилия над ними работа с неблагополучными семьями; помощь семьям в кризисных ситуациях (развод, воспитание в неполной семье, повторный брак, появление нежеланного ребенка, насилие в семье, бедность, безработица, неспособность родителей к воспитанию, пьянство, наркотическая зависимость, проституция, рэкет в отношении семьи, принуждение неблагополучной семьи к продаже квартиры за долги); 
помощь семьям, имеющим межэтнические, меж поколенные проблемы, проблемы на религиозной почве.

Во-первых, раскрыть содержание и сущность технологий социальной работы, определить их место в системе  социальных технологий, описать специфику, объект и предмет воздействия, основные элементы и составные части технологий социальной работы. Во-вторых, классифицировать технологии социальной работы по степени общности и масштабам воздействия на социальные объекты различной степени сложности, раскрыв внутреннюю структуру каждого из выделенных классов. В-третьих, проанализировать технологии социальной поддержки и помощи тех общественных слоёв и групп, которые рассматриваются общественным и массовым сознанием как первоочередные и безусловные объекты такой деятельности.

В процессе достижения целей  анализируются теоретические основания  практической деятельности по социальной защите различных социальных групп, её основные приёмы, технологии, методы и принципы. Подобный подход позволяет  рассматривать социально-педагогическую деятельность как единую, систему  деятельности, предполагающей серьёзную  и глубокую профессиональную подготовку.

Семья — малая социальная группа, основанная на браке, кровном  родстве или индивидуальных потребностях людей в союзе друг с другом. Ее отличают единое экономическое основание, общность быта, взаимно зависимый  образ жизни ее старших и младших  членов, определенная структура ролей  и норм взаимодействия, эмоционально-нравственные связи, отношения помощи, поддержки  и защиты. 

 

 

 

 

 

1. Социальная работа с семьей как социальная проблема 

Общеизвестно, что семья  является уникальным социальным созданием  человечества. Фактически, это является первый вид общения людей. В то же время как социальная система  семья имеет черты социального  института и одновременно малой социальной группы. 
    Черты семьи как социального института заключены в социальных нормах, санкциях и образцах поведения, регламентирующих взаимоотношения между супругами, родителями, детьми и другими родственниками. Как малую группу, основанную на браке или кровном родстве, ее характеризуют общность быта всех членов семьи, взаимная моральная ответственность и взаимопомощь. 
     Являясь социальным образованием, семья имеет определенные социальные функции, которые являются отражением как общественных потребностей в ее жизнедеятельности, так и индивидуальных потребностей членов семейной группы. 
     В научно-педагогической литературе по проблемам семьи к важнейшим функциям семьи относят генеративную (воспроизводство людей, поскольку, как правило, здоровые дети рождаются в семье), рекреативную (физическая, материальная, моральная, психологическая взаимопомощь, организация досуга), коммуникативную, регулятивную, фелицитологическую (ощущение счастья в семье), экономическую и хозяйственно-бытовую. Главной функцией семьи называется функция первичной (или базисной) социализации ребенка, его формирования. 
     Весьма существенно нынешняя семья отличается от семьи прошлых времен коренными изменениями и в своих эмоционально-психологических проявлениях. Эмоциональная привязанность родителей и детей друг к другу — сравнительно недавнее приобретение человечества. 
     Отношения детей и родителей в последние десятилетия начинают определяться глубиной и привязанностью друг к другу, так как для большинства людей дети становятся одной из главных ценностей. Однако, это усложняет отношения в современной семье. Причины здесь заключены в том, что меняются привычные позиции родителей. Отец в большей части перестал быть экономическим главой семьи, часто эту функцию выполняет мать, не работает как было ранее авторитет родительской власти. На смену ему приходит авторитет личности родителей. Дети сейчас часто лучше образованы, чем родители 
    Все менее контролируемыми и реализуемыми становятся запреты родителей. Порою родители и сами не могут решить, что следует разрешать, а что необходимо запрещать. Это делает позиции отца и матери в отношениях с детьми нередко драматичной [2, 23-25]. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Методики социально-педагогической  работы с семьей  

Диагностика семьи — постоянно  присутствующий элемент деятельности социального педагога. Учитывая сложность  проблем которые переживает современная семья, постоянную изменчивость ее структуры и характеристик, в настоящее время необходимо перейти от единичных диагностических процедур к осуществлению социально-педагогического мониторинга семьи. 
      Социально-педагогический мониторинг семьи — это научно обоснованная система периодического сбора, обобщения и анализа социально-педагогической информации о процессах, протекающих в семье, и принятие на этой основе стратегических и тактических решений. 
     Основные принципы мониторинга: достоверность, полнота, системность информации; оперативность получения сведений и их систематическая актуализация; сопоставимость получаемых данных, которая обеспечивается единством избранных позиций при сборе и анализе информации; сочетание обобщающих и дифференцированных оценок и выводов [1, 158-159]. 
    В практике работы социальных педагогов сложился опыт социально-педагогической паспортизациисемей. «Паспорт» выступает одной из форм «карты семьи», позволяющей систематизировать базовую информацию о семье в лаконичной (стандартизированной) форме (см. приложение). В отличие от «карты» он не предполагает регулярного обновления (за исключением каких-либо кардинальных изменений в структуре и характеристиках семьи). Основное назначение диагностики и мониторинга (как системной формы) — составление заключения о состоянии конкретной семьи и тенденциях, свойственных семьям, обслуживаемым социальным педагогом. Используемые диагностические методики традиционны: наблюдение, анкетирование, опросы, тестирование и т.п. 
    На основе полученной информации осуществляется дифференциация семей, позволяющая разработать стратегию и тактику социально-педагогической работы в отношении конкретной семьи и с семьями в целом, обеспечить адресность и результативность социально-педагогической поддержки и помощи [1, 161]. 
Адаптационное поведение - процесс взаимодействия субъекта и социальной среды, в ходе которого согласовываются взаимные требования и ожидания и реализуются определённые механизмы социальной адаптации.

Адаптация социальная - процесс  взаимодействия субъекта соц. средой, в ходе которого согласовываются  требования и ожидания его участников.

Вторичная система ограничений  жизнедеятельности ребёнка - совокупность ряда социально обусловленных факторов, приводящих к ограничениям прав и  возможностей ребёнка.

Дети безнадзорные - дети, лишённые родительского присмотра, внимания и заботы, позитивного влияния  со стороны взрослых.

Дети беспризорные - дети, не имеющие родительского или  гос. попечения, постоянного места жительства, соответствующих возрасту позитивных занятий, нбх ухода, систематического обучения и развивающего воспитания.

Дети дезадаптированные – дети, для которых характерно нарушение процессов социализации, соц. функционирования и социального развития.

Диагноз социальный - чётко  обозначенный и названный перечень проблем конкретного субъекта в  их взаимосвязи, взаимозависимости  и иерархии.

Диагностика социальная –  выявление, обозначение и изучение причинно-следственных связей и взаимоотношений, порождающих комплекс социальных проблем  различного уровня организации.

Изменения социальные –  сознательная, целенаправленная деятельность по трансформации социальной действительности, ведущая к исчезновению старых и  появлению новых социальных характеристик, как системы в целом, так и  отдельных её элементов, а также, результаты этой деятельности.

Инвалид - любое лицо, которое  не может самостоятельно обеспечить полностью или частично свои потребности  нормальной социальной и личной жизни  в силу недостатка физических или  умственных возможностей

Консультирование социальное - метод, обеспечивающий клиента практическими  советами и помощью, как любая  форма оказания клиенту помощи в  отношении содержания, процесса или  структуры решаемой задачи;

- особая профессиональная  служба, оказывающая услуги гражданам  и организациям с помощью специально  обученных и квалифицированных  лиц, которые помогают выявить  соц. проблемы клиента, проанализировать  их, дают рекомендации по их  решению и, при необходимости,  содействуют выполнению принятых  решений и полученных рекомендаций.

Обеспечение социальное - участие  государства в содержании своих  граждан (в том числе и инвалидов), когда они по социально значимым причинам не имеют самостоятельных  средств к существованию, либо получают их в недостаточном для удовлетворения необходимых потребностей количестве.

Обслуживание социальное - деятельность по организации и  осуществлению работы, направленной на удовлетворение потребностей инвалида в различных социальных услугах.

Операция – конкретные действия, направленные на решение  определённой задачи.

Первичная система ограничений  жизнедеятельности ребёнка - совокупность объективных, биологических и психофизиологических факторов, приводящих к формированию неполной самостоятельности ребёнка, его зависимости от взрослых членов общества.

Поддержка социальная –  деятельность, направленная на активизацию  собственных сил и возможностей человека или группы по изменению  своего материального и имущественного положения.

Помощь социальная - единовременные или краткосрочные действия, направленные на ликвидацию или нейтрализацию  критических и негативных жизненных  ситуаций.

Помощь социальная – деятельность, направленная на то, чтобы полностью  или частично решить материальные проблемы субъекта через деятельность соответствующих  учреждений и организаций.

Проблема социальная - несовпадение ожиданий, потребностей, интересов  и т.п. конкретного социального  субъекта с аналогичными характеристиками других социальных субъектов.

Профилактика социальная – сознательная, целенаправленная, социально организованная деятельность по предотвращению возможных социальных, психолого-педагогических, правовых и  других проблем и достижению желаемого  результата.

Процедура – набор определённых и нбх действий, связанных между собой.

Реабилитация социальная – комплекс мер, направленных на восстановление разрушенных или утраченных в  силу каких-либо причин общественных связей и отношений, социально и личностно  значимых характеристик, свойств и  возможностей субъекта.

Ребёнок - лицо в возрасте до 18 лет, если национальным и государственным  законодательством не установлен более  ранний возраст совершеннолетия.

Социальные технологии - система специализированных средств  и методов, использующихся в соц. педагогике, создающих возможности  для рациональной деятельности.

Терапия социальная – комплекс процедур, мероприятий и действий, направленных на решение соц. проблем  различного уровня организации.

Технологии социальной работы - система оптимальных способов преобразования, регулирования социальных отношений  и процессов в жизнедеятельности людей, ориентированных на социальное обслуживание, помощь и поддержку граждан, находящихся в сложной жизненной ситуации.

Технологии социальные - совокупность приёмов, методов и  воздействий на социальный объект обусловленная  необходимостью и потребностью достижения поставленных целей и получения  заданного результата.

Технология - это способ реализации людьми конкретного сложного процесса путём расчленения его на систему  последовательных и взаимосвязанных  процедур и операций, которые выполняются  более или менее однозначно с  целью эффективного достижения поставленной цели.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Методика социального  патронажа и надзора 

Социальный патронаж— форма наиболее плотного взаимодействия с семьей, когда социальный педагог находится в ее распоряжении 24 часа в сутки, проводит с членами семьи много времени, часто несколько часов в день, входит в курс всего происходящего в семье, оказывая влияние на суть событий. Срок социального патронажа всегда ограничен. В зависимости от конкретных условий он может продолжаться 4 — 9 месяцев. Социальный педагог одновременно патронирует не более двух семей. Одновременно под его наблюдением могут быть семьи, патронируемые им прежде. Социальный педагог поддерживает доброжелательный контакт с ними и подключается к решению отдельных проблем этих семьей [1, 175]. 
   А.К. Железнова предлагает выделить следующие этапы работы социального педагога с семьей в рамках патронажа. 
  1-й этап. Знакомство. Договор с семьей. 
   Работа с семьей начинается с заключения двухстороннего договора между семьей и образовательным учреждением в лице социального педагога. Договор не имеет юридической силы. Его значение состоит в установлении «правил игры», очерчивании круга взаимных обязательств и прав, а также в закреплении в сознании сторон факта вступления во взаимоотношения для достижения общей цели 
2-й этап. Вхождение в семью. Создание и поддержание мотивации к выходу из кризиса. 
     Социальный педагог должен помочь сначала оформить имеющийся позитивный потенциал семьи в планы и намерения членов семьи, а затем способствовать воплощению этих планов и намерений в реальные действия, поступки, отслеживая последовательность целенаправленных действий по выходу из кризиса. 
3-й этап. Сбор информации о семье: 
1.  применение широкого диапазона методов сбора информации; 
2.  сбор информации на протяжении всего времени работы с семьей; 
3. сбор информации, необходимой и достаточной для работы с семьей; 
4.  тщательный отбор объективной информации в местах пребывания членов семьи; 
 сопоставление информации из различных источников. Социальный педагог начинает свою работу со сбора точной, полной, достоверной, объективной информации о членах семьи и их ближайшем окружении в местах ее пребывания. Ему необходимо знать: 
- состав семьи;       
- характеристику внешних и внутренних контактов семьи; 
-нормы, ценности, правила, представления данной семьи; 
- способности и возможности членов семьи; 
- уровень материального обеспечения, особенности организации быта; 
-состояние здоровья, образ жизни и привычки членов семьи. 
     Для сбора информации социальный педагог пользуется большим набором методов. Прежде всего это беседа с членами семьи и лицами из ее ближайшего окружения. Можно использовать такие разновидности беседы, как конструктивное интервью или беседа в расширенном составе (с привлечением других специалистов, особо важных для данной семьи персон 
4-й этап. Анализ информации о семье. 
   Анализ информации о семье социальный педагог осуществляет с целью найти оптимальные подходы к решению проблем семьи и наиболее эффективные способы взаимодействия с ней. При этом он не только предоставляет имеющуюся у него информацию, но и постоянно черпает важную для него информацию о возможных теоретических и практических подходах к решению тех или иных проблем семьи. 
  5-й этап. Выведение семьи из социальной изоляции. План и контракт в работе с семьей. 
   Цели, задачи и перспективы работы социального педагога и семьи находят свое выражение в контракте. Контракт составляется социальным педагогом на основе анализа полученной информации вместе с членами семьи. В нем в краткой форме излагаются намерения сторон, принимаемые ими на себя обязательства по выведению семьи из кризиса, указываются сроки этой работы. 
   Содержание работы с семьей определяется имеющимися у неё проблемами. Социальный педагог организует сеть взаимодействия для решения проблем семьи из лиц, работающих в различных государственных и общественных организациях, связанных с семьей по долгу службы, и частных лиц, связанных с семьей эмоционально. Он координирует усилия различных организаций с тем, чтобы воздействие на семью было согласованным, своевременным и нужной интенсивности, соответствовало потребностям ее развития. Социальный педагог оказывает семье информационную и организационную помощь. 
6-й этап. Выход из семьи. 
   По окончании интенсивного периода работы социальный педагог представляет Карту изменений семьи. Рассматривается вопрос о снятии семьи с социального патронажа и установлении за семьей наблюдения на определенный срок (до года). При этом социальный педагог регулярно информирует МППК, КДНиЗП и членов сети взаимодействия о положении семьи. Он продолжает сообщать семье необходимую информацию, приглашает на оздоровительные, культурные, развивающие мероприятия [3, 28-39]. 
   В деятельности социального педагога используется также надзор,такие его формы, как официальный (формальный) и неофициальный (неформальный). Официальный надзор — это надзор, осуществляемый социальным педагогом по поручению официальных органов (органов опеки и попечительства, органов управления образованием и т.п.), в обязанности которых непосредственно входит контроль за теми или иными социальными процессами и явлениями, за деятельностью соответствующих социальных объектов и лиц. Неофициальный (неформальный) социальный контроль (в данном случае правильнее использовать именно этот термин) представляет собой не что иное, как взаимный контроль участников какого-либо процесса за соблюдением каждым из них формально установленных или добровольно взятых на себя обязанностей, правил поведения. В отличие от патронажа надзор не предполагает активных коррекционно-реабилитационных действий со стороны специалиста [1, 180]. 
 
 

Информация о работе Работа социального педагога с различными категориями семей