Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 06:05, контрольная работа
В процессе достижения целей анализируются теоретические основания практической деятельности по социальной защите различных социальных групп, её основные приёмы, технологии, методы и принципы. Подобный подход позволяет рассматривать социально-педагогическую деятельность как единую, систему деятельности, предполагающей серьёзную и глубокую профессиональную подготовку.
Семья — малая социальная группа, основанная на браке, кровном родстве или индивидуальных потребностях людей в союзе друг с другом. Ее отличают единое экономическое основание, общность быта, взаимно зависимый образ жизни ее старших и младших членов, определенная структура ролей и норм взаимодействия, эмоционально-нравственные связи, отношения помощи, поддержки и защиты.
Введение……………………………………………………………………3
1 Социальная работа с семьей как социальная проблема………………..5
2 Методики социально-педагогической работы с семьей………………...7
3 Методика социального патронажа и надзора……………………………12
4 Работа социального педагога с различными категориями семей……….16
Заключение……………………………………………………………………19
Список использованной литературы ……………………………………….21
4 Работа социального педагога
с различными категориями
В современной науке существует
множество типологий семьи. Объектом
социальной поддержки может стать
семья любого типа. Однако степень
нуждаемости в социальной поддержке
будет различна, как различно и
ее конкретное содержание, те виды помощи,
в которых нуждаются или могут
нуждаться семьи, относящиеся к
различному типу.
Типология, в основе
которой способность семьи решить возникающие
перед ней нормативные и ненормативные
кризис.
Типология семьи,
учитывающая специфику десоциализирующего
влияния, оказываемого семьей на своих
членов.
Семьи с прямым десоциализирующим
влиянием демонстрируют асоциальное
поведение и антиобщественные ориентации,
выступая, таким образом, институтами
десоциализации. Это криминально-аморальные
семьи, в которых преобладают криминальные
факторы риска, и асоциально-аморальные
семьи, которые характеризуются антиобщественными
установками и ориентациями.
Семьи с косвенным десоциализирующим
влиянием испытывают затруднения социально-психологического
и психолого-педагогического характера,
выражающиеся в нарушениях супружеских
и детско-родительских отношений. Сюда
относятся конфликтные и педагогически
несостоятельные семьи.
Наиболее распространенными
являются педагогически несостоятельные
семьи, в которых при относительно благоприятных
условиях (здоровая семейная атмосфера,
ведущие правильный образ жизни и проявляющие
заботу о детях родители) неправильно
формируются взаимоотношения с детьми,
совершаются серьезные педагогические
просчеты, приводящие к различным асоциальным
проявлениям в сознании и поведении детей.
Педагогически несостоятельные и конфликтные
семьи не оказывают на детей прямого десоциализирующего
влияния. Формирование антиобщественных
ориентации у детей происходит потому,
что из-за педагогических ошибок, тяжелой
морально-психологической атмосферы здесь
утрачивается воспитательная роль семьи.
Получаемые в результате разнообразных
диагностических действий доказательства
принадлежности семьи к тому или иному
типу облегчают выбор наиболее эффективного
направления социально-педагогической
работы с ней, но они относительны и не
могут застраховать от возможных просчетов
и ошибок. Значительная роль принадлежит
педагогическому мастерству и такту социального
педагога. Так, организуя работу с семьей,
вне зависимости от ее типа необходимо
учитывать следующее:
- любому родителю неприятно слышать плохое
о своих детях, поэтому необходимо научиться
не только жаловаться, но и хвалить ребенка,
видеть хорошее;
- не стоит ради красного словца или поучительного
примера предавать огласке различные
негативные стороны семейного воспитания.
Примеры типичных педагогических ошибок
в семье должны быть всегда анонимными;
- не рекомендуется относиться к трудным
подросткам с позиции силы или страха;
необходимо научиться самому и учить трудных
детей видеть радостные перспективы будущей
жизни;
- не стоит злоупотреблять доверием подростка
и его родителей;
-никогда не следует ставить окончательный
и безнадежный диагноз, так как ни один
из методов диагностики не дает бесспорной
и окончательно верной информации.
Традиционными категориями семей, с которыми
работает социальный педагог, являются
малообеспеченные семьи, семьи безработных,
многодетные семьи.
К основным направлениям
работы социального педагога с такими
семьями можно отнести:
-выявление такого рода семей
- оказание юридической помощи
-направление в случае необходимости в
службу психологической помощи
- организацию досуга и отдыха детей
-оказание помощи в трудоустройстве
-трудоустройство несовершеннолетних
- помощь в создании ассоциаций, объединений,
групп самопомощи
-помощь в организации различных курсов
- создание специальных фондов [1, 162-168].
Работа с разными категориями детей:
малообеспеченные
и многодетные семьи (составление
банка данных, посещение семьи на дому
для составления акта обследования социально-жилищных
условий, обеспечение бесплатным питанием
в школе, оказание материальной и социально-психологической
помощи) [6, 88].
Заключение
Проблемы семьи становятся
Претерпевает глобальные
изменения институт семьи. Идет процесс
формирования семьи нового типа, в значительно
меньшей степени ориентированной на детей
как на ценность. Стабильно высоко число
разводов, что способствует увеличению
числа неполных семей. Дестабилизирующее
влияние оказывают на многие семьи тяжелые
условия современной социально-экономической
жизни. Ситуация усугубляется в случае
алкогольной или наркотической зависимости
родителей. Дезадаптирующее влияние семей
такого типа приобретает критический
характер.
Основные функции семьи
– это преемственность и передача социального
опыта, социализация человека в обществе.
Нарушения в функционировании семьи, как
социального института, пагубно сказывается
на механизмах функционирования общества,
нарушает социальную структуру общества.
Современной семье требуется помощь общества
и государства в восстановлении нормального
функционирования семейных отношений.
Наиболее уязвимыми являются многодетные
семьи в связи с комплексом проблем, которые
сопровождают эту семью на всех этапах
ее развития. Многодетные семьи нуждаются
в значительно более высоком уровне помощи,
чем семьи, воспитывающие одного-двух
детей. Причем, если сам факт наличия детей
осложняет положение семьи и повышает
риск ее малообеспеченности, то наличие
такого числа детей, которое в современной
социальной обстановке может расцениваться
как отклонение, детерминирующее повышенный
уровень социальной уязвимости семьи,
ставит их в особо сложную социальную
ситуацию, обусловленную материальными
и жилищными трудностями, психологическими
проблемами, неадекватной оценкой общественного
мнения.
Для решения
этих задач необходимы совместные усилия
государственных структур и организаций,
общественных объединений, научного и
педагогического сообщества.
Наряду с рассмотренными технологиями социальной работы, обществу необходимы и другие, ориентированные на те социальные слои и группы, которые не входят в систему традиционных представлений об объектах такой деятельности, но испытывают сегодня не меньшие трудности в процессе своего социального и личностного функционирования. Необходимость подобной ориентации обусловлена тем, что в настоящее время из сферы социальной защиты, поддержки и помощи выпадают именно те общественные слои и группы, которые являются наиболее активными участниками социальной деятельности и трудом которых создаётся наибольшее число социальных благ, как материального, так и духовного характера.
Формирование и развитие
таких социальных технологий позволит
не только расширить сферу социальной
защиты, но сыграет значительную роль
в деле гармонизации системы социальных
отношений в педагогической деятельности
и отношений в обществе, преодоления
социального негативизма и
Список использованной литературы.
1. Арламов А.А. Трансформация педагогических объектов на основе психологических знаний: Методологический аспект// Человек. Сообщество. Управление. – 2002. – №4. – С. 33-56.
2. Бережнова Е.В. Прикладное исследование в педагогике: Монография. - М.-Волгоград: Перемена, 2003. - 164 с.
3. Бутаков С.А. Структурирование учебного материала в соответствии с принципом восхождения от абстрактного к конкретному: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Магнитогорск, 2001. - 24 с.
4. Волкова Н. Социально – педагогическая
служба школы – направления работы // Социальная
педагогика – 2007 г. - №2.
5. Гуров В.Н., Социальная работа школы с
семьей: Учеб. пoсoбие для студ. ВУЗов –
М.: Педагогическое общество России, 2002
г. – 191 с.
6. Железнова А.К. Вестник психосоциальной
и коррекционно-реабилитационной работы,
№4. – 1998.
7. Кохановский В.П. и др. Философия для аспирантов: Уч. пособие. - Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 448 с.
8. Назарова С. Центр социальной и психологической поддержки: работа с неблагополучными семьями // Социальная педагогика – 2007 г. - №1.
9. Приходько Н.И. Технология воспитания и практической подготовки социальных педагогов // Школьные технологии. - 2000. - №3. - с. 180-185
10. Шакурова М.В. Методика и технология
работы социального педагога: учебное
пособие для студентов высших учебных
заведений, обучающихся по специальности
"Социальная педагогика" - М.: Академия, 2007
г. - 272 с.
11. Шеляг Т.В. Теория и практика социальной
работы: проблемы, прогнозы, технологии.
- М.:1992 г. – 88 с.
Информация о работе Работа социального педагога с различными категориями семей