Раннее материнство как социальная проблема

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2015 в 01:04, контрольная работа

Описание работы

Ценность семейной жизни определяется особой значимостью семьи как фундаментального механизма воспроизводства общества, формирования культуры гендерных отношений, развития духовно-нравственного потенциала в совместной жизни мужчины и женщины. Именно на этой основе возможно успешное воспитание детей. В условиях разрушения традиционных ценностей и поиска новых ориентиров во взаимоотношениях полов значительное место начинают занимать ранние и беспорядочные половые связи и как следствие – ранняя беременность.

Содержание работы

Введение………………………………………………………..………………….3
Проблема раннего материнства.
1. История вопроса и правовое положение несовершеннолетних родителей сегодня…………………………………………………………………………......5
2. Причины и последствия раннего брака и материнства………………………8
3. Раннее материнство как социально-психологическая проблема…………..14
Заключение………………………………………………………………….……19
Список литературы………………………………………………………………21

Файлы: 1 файл

социология семьи.doc

— 120.00 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Российский государственный профессионально-педагогический университет»

Факультет социологии и права

Кафедра социологии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине

«Социология семьи»

на тему «Раннее материнство как социальная проблема»

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил студент

гр. ЗСЦс-516

 

Проверил:

 

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург  
2015

Содержание

Введение………………………………………………………..………………….3

Проблема раннего материнства.

1. История вопроса и правовое положение несовершеннолетних родителей сегодня…………………………………………………………………………......5

2. Причины и последствия раннего брака и материнства………………………8

3. Раннее материнство как социально-психологическая проблема…………..14

Заключение………………………………………………………………….……19

Список литературы………………………………………………………………21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Ценность семейной жизни определяется особой значимостью семьи как фундаментального механизма воспроизводства общества, формирования культуры гендерных отношений, развития духовно-нравственного потенциала в совместной жизни мужчины и женщины. Именно на этой основе возможно успешное воспитание детей. В условиях разрушения традиционных ценностей и поиска новых ориентиров во взаимоотношениях полов значительное место начинают занимать ранние и беспорядочные половые связи и как следствие – ранняя беременность.

В связи с неуклонным ростом распространенности подростковой беременности в большинстве стран мира за последние десятилетия наблюдается увеличение рождаемости у женщин в возрасте от 14 до 19 лет. Сегодня по всему земному шару рожают более 15 миллионов подростков, а еще пять миллионов вынуждены прибегать к прерыванию беременности. 

До последнего времени матери-подростки никогда не выделялись в отдельную категорию социально незащищенных, никогда не выступали в качестве объекта специального внимания и воздействия с целью поддержки и реабилитации со стороны государственных органов. Тот факт, что эта проблематика приобретает особую актуальность в ХХI веке не случаен. Дело в том, что в современном мире, когда темпы общественного и технического развития приобрели невиданный размах, особую, с точки зрения социальной успешности, роль начинает играть уровень и качество образования, а также наличие так называемой активной жизненной позиции. А их, в силу ряда обстоятельств, юным мамам трудно сформировать.

В современном обществе традиционная модель материнства и детства претерпевает серьезные изменения, соответствующие изменениям в общественных отношениях. Ситуацию можно охарактеризовать как создание или поиск новых моделей, основанных на осознании как потребностей матери, так и особенностей психического развития ребенка1.

С одной стороны, это создает предпосылки для пересмотра стереотипов, для более дифференцированного и толерантного отношения к «нестандартным» формам материнства, в том числе к подростковому материнству. С другой стороны, существует связь между общественными потребностями и мерой материнской ответственности за рождение ребенка: «Если общество заинтересовано в сохранении здоровья и воспитании ребенка, то его внимание направляется на мать. Она становится лучшей или худшей матерью в зависимости от того, ценится или же обесценивается в обществе материнство».2

Чтобы предотвратить появление раннего материнства, работу с юными беременными необходимо начинать задолго до того, как они станут мамами. И эту деятельность можно разделить, согласно рекомендациям Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), на 2 этапа. Первый этап - это разъяснительная работа среди подростков по вопросам контрацепции, последствий абортов, планирования семьи, консультирование по вопросам интимных отношений. Второй - выявление и работа с юными беременными, а именно: психологическая и физическая подготовка к предстоящему материнству; помощь в решении кризисных социальных ситуаций, связанных с беременностью; подготовка к безопасным родам; обучение уходу за новорожденными и т.д.3

 

 

 

 

  1. История вопроса и правовое положение несовершеннолетних родителей сегодня

Исторически беременность в юном возрасте была вариантом (в некоторых обществах – эталоном) нормы, в XVIII – XIX вв. она стала предметом регуляции со стороны общества и родителей. В нашей стране раннее материнство существует уже более 4-х столетий, так как ранние браки на территории России  400 лет назад были повсеместным явлением. А основным и главным содержанием браков было рождение детей.

Вообще же на Руси издавна очень трепетно относились к беременной женщине. Благодаря накопленному опыту, народности средней полосы России и Русского Севера обеспечивали своё выживание и здоровье. Наиболее распространённым, если не сказать всенародным мнением было то, что беременную необходимо «поберечи».

 Как только домашние начинали  догадываться о том, что женщина  беременна, вокруг неё сразу же все смягчались: переставали упрекать, если она вздумает «приотдохнуть», старались её не расстраивать, не ругать, особенно наблюдали, чтобы она не «встряхнулась» и «не была зашиблена».

 Явная и даже нарочитая  заботливость домашних, начиная  с момента, когда беременность  становилась заметной, постоянно  нарастала по мере приближения родов и достигала наивысшей точки непосредственно перед ними.

 Все желания беременной исполнялись  беспрекословно. Принимались во  внимание все её странности, брезгливость, прихоти. Если ей хотелось съесть  или надеть что-нибудь особенное, покупали без разговоров. В иных  местах отказать ей в такой прихоти считалось за грех, потому что этого «требует душа младенца». 4

 Беременную женщину старались  предохранить от испуга или  других нервных переживаний и  расстройств. Именно поэтому её  не отпускали одну в лес, отстраняли  от участия в похоронах, не  позволяли смотреть, как забивают скот, уберегали от ссор, старались не раздражать, чтобы не испортился характер ребёнка.

 По древней русской традиции  нельзя таить обиду на беременную. Если беременная просит прощения, было грехом не извинить её. Существовал обычай «прощёных дней», когда все родственники за 1-2 месяца до родов приходили просить прощения у беременной и она в свою очередь просила прощения у них. Считалось, что непрощённая, не снятая с души обида могла привести к несчастью во время родов5.

Однако, здесь необходимо уточнить, что некоторые исследователи связывают понятие «подросток» с формированием индустриального общества. В 18 веке в Европе считалось, что дети 13-16 лет уже готовы к вступлению во взрослую жизнь и могут обеспечить себя и свою семью.6 Но индустриальная революция в начале 19 века породила новые технологии, освоение которых требовало более длительного обучения. Все это приводит к появлению массовой группы населения - учащихся. В это же время социальные и культурные процессы ведут к тому, что период между наступлением половой и экономической зрелости увеличивается. По физическому и эмоциональному развитию подростки уже соотносятся со взрослыми, но экономически они остаются полностью зависимыми от семьи или других взрослых.

В Европе и Америке подростковое материнство стало рассматриваться психологами и социальными работниками как отдельная проблема в 1960–1970-е гг. К этому же периоду относится начало второго демографического перехода, одним из аспектов которого является увеличение возраста рождения первого ребенка. В когорте женщин, родившихся в 1960-е гг., в США средний возраст рождения ими первенца составил 24,5 лет (наиболее низкий по сравнению с Северной и Центральной Европой), а в Нидерландах – почти 29 лет (наиболее высокий). Однако для юга Европы и стран бывшего соцлагеря откладывание рождения ребенка является сравнительно недавней тенденцией.7

До 1960-х гг. проблемой была внебрачная беременность, а с 1970-х гг. фокус общественного внимания переместился на возраст матери. Это произошло уже после пика подростковой рождаемости, поэтому необходимо рассмотреть иные причины выделения подростковой беременности как особой проблемы, помимо ее распространенности.

 

 

2. Причины и последствия раннего брака и материнства

Идея о том, что подростковое материнство – это «всего лишь» социальный конструкт, не нова. Энн Муркотт со своей работой «The Social Construction of Teenage Pregnancy: a Problem in Ideologies of Children and Reproduction» (1980) была одним из первых авторов, проанализировавших социальное конструирование этой проблемы, указав на следующие ее аспекты 8

Во-первых, подростковая беременность является заведомо нелегитимной: она не может наступить в браке, поскольку этому препятствует установленный возраст вступления в брак (поступок становится проблемой постольку, поскольку существует правило, которое он нарушает).

Во-вторых, несмотря на то, что в современном мире детство перестало рассматриваться как подготовка к взрослой жизни и обрело самостоятельную ценность, преемственность между детством и взрослостью отсутствует. Это два взаимоисключающих статуса; и только взрослый может родить и воспитывать ребенка. Подростковая беременность размывает общепринятую концепцию разделения на «ребенка» и «взрослого». Образ ребенка эпохи Просвещения как изначально гармоничного, нуждающегося в защите от неадекватной социализации, сохраняется до сих пор, например, когда поступки несовершеннолетних правонарушителей объясняются исключительно их негативным ранним опытом. Беременность девочки-подростка – это знак потери ею невинности, что символически лишает ее статуса ребенка, но не предлагает никаких альтернатив.

Вступление в половые отношения в подростковом возрасте, как правило, происходит по следующим обстоятельствам: скука, алкогольное опьянение, материальная выгода, желание привлечь к себе внимание и удержать партнера, для самоутверждения, как средство доказать свою взрослость, насилие.

 Наблюдатели полагают, что традиционный  уклад и бедность вынуждают девушек-подростков выходить замуж в раннем возрасте. Статистику ранних браков вести крайне трудно, так как в большинстве случаев 15-16-летние невесты не регистрируются в ЗАГСе, а иногда выполнение обряда бракосочетания берет на себя духовенство. И лишь когда в семье рождается ребенок, и на него нужно оформить свидетельство о рождении, молодые родители приходят в ЗАГС. Обратная сторона раннего замужества - это частые разводы.

С точки зрения социальной антропологии, подростковая беременность угрожает доминирующим представлениям о детстве, так как противоречит ряду запретов и табу современного общества (в том числе и закрепленных в правовых нормах, таких как «возраст согласия»). В знаменитой работе Мэри Дуглас «Чистота и опасность» выделяются различные формы «загрязнения» («social pollution»), две из которых прослеживаются в феномене подростковой беременности: нарушение границ и противоречия в базовых постулатах, заставляющих систему воевать саму с собой. Одно из таких противоречий – снижение возраста наступления половой зрелости и повышение возраста социальной зрелости. Энн Муркотт отмечает, что в современной ситуации впору задаться вопросом, почему беременности и рождение детей у девушек-подростков случаются так редко.9

Еще одна из причин ранних браков именно в том, что основная их причина - стремление сбежать от родителей. В тех семьях, где родители муштруют выросших детей, следят за ними, не уважают их достоинство, да если просто ребенку негде «голову приклонить», нет понимания, нет чувства дома - из таких семей подростки бегут куда угодно. И нередко самым простым выходом кажется ранний брак (причем в силу наших традиций чаще это делают девушки, потому что как правило, жена уходит жить к мужу, но если мальчик может уйти жить в семью жены - то и он может жениться, чтобы спастись от родительского диктата). Следующая причина - выросшие дети убегают от тяжелого климата в семье, от постоянных родительских распрей или от вечной войны между папой и мамой, когда даже в самом убранном и обустроенном доме постоянно ощущается не уют.

Еще одной проблемой раннего брака является так называемая игра в семью: именно потому, что негде научиться собственной семейной жизни, дети заключают такой брак как бы в шутку. Причем стремятся сделать это как можно раньше - чтобы было время в случае чего начать сначала.

Если ранний брак заключается с целью убежать из родительской семьи, поставить эксперимент на себе или на партнере, а то и еще хуже - насолить любимому (или любимой), который(ая) отверг(ла) чувства, - понятно, что из такого брака получится мало чего хорошего, такие браки не долгие.

«Моральная паника» является слишком размытым и оценочным термином, поэтому обратимся к данным исследований. D.M. Kelly выделила следующие три подхода к пониманию подростковой беременности и материнству10, которые разделяются как психологами, так и представителями сфер образования, управления и СМИ.

Патологизирующий подход: «Проблема – в психологическом неблагополучии девушки». Раннее материнство объясняется эгоистической мотивацией или рассматривается как реакция на опыт жестокого обращения, в том числе и сексуального насилия. В любом случае, это – стрессовое и в целом негативное событие в жизни девушки, а помощь сводится к психотерапии и мониторингу выполнения ею родительских обязанностей. Декларируется необходимость толерантного отношения к юным матерям, важность поддержки, но зачастую все это оборачивается попытками жестко контролировать процесс адаптации девушек к материнской роли. 11

Информация о работе Раннее материнство как социальная проблема