План
1.Развитие и социализация
личности в семье
2.Типы семейного воспитания
3.Типичные проблемы воспитания
в семье
Заключение
Литература
Введение
Семья является фундаментальной
социальной ячейкой общества. От ее морального
и физического здоровья зависит эффективность
воспитания. Здоровая семья всецело связана
с множеством других коллективов: трудовыми,
школой, детским садом, институтом, различными
обществами, другими семьями. Чем шире
и глубже связи семьи с другими коллективами,
тем содержательнее, богаче и интереснее
ее жизнь, тем крепче сама семья и прочнее
ее положение в системе общественных отношений.
Дети в ходе жизни познают семью
как важную ячейку общества, основанную
на любви. Семья формируется как дружный
коллектив, живущий богатой духовной жизнью,
организующий быт, удовлетворение разумных
потребностей. Общественность осознается
благодаря взаимодействию семьи с различными
общественными организациями.
Семья играет определяющую
роль в формировании потребностей и мотивов
деятельности ребенка. В качестве мотивов
деятельности детей на различных стадиях
жизни семьи могут выступать личный интерес,
любовь, желание сделать добро, самолюбие,
здоровое честолюбие, честь семьи.
Цель данной работы показать
семью как комплексное социальное явление,
как субъект педагогического взаимодействия.
2. Развитие и социализация
личности в семье
Семья является важнейшим институтом
социализации личности. Именно в семье
человек получает первый опыт социального
взаимодействия. На протяжении какого-то
времени семья вообще является для ребенка
единственным местом получения такого
опыта. Затем в жизнь человека включаются
такие социальные институты, как детский
сад, школа, улица. Однако и в это время
семья остается одним из важнейших, а иногда
и наиболее важным, факторов социализации
личности. Семью можно рассматривать в
качестве модели и формы базового жизненного
тренинга личности. Социализация в семье
происходит как в результате целенаправленного
процесса воспитания, так и по механизму
социального научения. В свою очередь
сам процесс социального научения также
идет по двум основным направлениям. С
одной стороны приобретение социального
опыта идет в процессе непосредственного
взаимодействия ребенка с родителями,
братьями и сестрами, а с другой — социализация
осуществляется за счет наблюдения особенностей
социального взаимодействия других членов
семьи между собой. Кроме того, социализация
в семье может осуществляться также посредством
особенного механизма социального научения,
который получил название викарное научение.
Викарное научение связано
с усвоением социального опыта за счет
наблюдения научения других.
Изучение влияния стиля родительского
поведения на социальное развитие детей
посвящено множество исследований. В процессе
исследования было выделено три группы
детей. Первую группу составили дети, у
которых отмечался высокий уровень независимости,
зрелости, уверенности в себе, активности,
сдержанности, любознательности, дружелюбия
и умения разбираться в окружающей обстановке
(модель I). Вторую группу образовали дети,
недостаточно уверенные в себе, замкнутые
и недоверчивые (модель II). Третью группу
составили дети, которые менее всего были
уверены в себе, не проявляли любознательности,
не умели сдерживать себя (модель III).
Были рассмотрены четыре параметра
поведения родителей по отношению к ребенку:
контроль, требование зрелости, общение,
доброжелательность. Контроль, то есть попытка
влиять на деятельность ребенка. При этом
определялась степень подчиненности ребенка
требованиям родителей. Требование зрелости: оказание
родителями давления на ребенка с целью
заставить его действовать на пределе
своих умственных возможностей, высоком
социальном и эмоциональном уровне. Общение: использование
родителями убеждения, для того чтобы
добиться от ребенка уступки, выяснение
его мнения или отношения к чему-либо. Доброжелательность: насколько
родители проявляют заинтересованность
в ребенке (похвала, радость от его успехов),
теплоту, любовь, заботу, сострадание по
отношению к нему.
Модель поведения
I
Родители, дети которых следовали
модели поведения I, набрали наибольшее
количество очков по всем четырем признакам.
Они относились к своим детям нежно, с
теплотой и пониманием, доброжелательно,
много с ними общались, контролировали
детей, требовали осознанного поведения.
И хотя родители прислушивались к мнениям
детей, уважали их независимость, они не
исходили только лишь из желания детей.
Родители придерживались своих правил,
прямо и ясно объясняя мотивы собственных
требований. Родительский контроль сочетался
с безусловной поддержкой желания ребенка
быть самостоятельным и независимым. Эта
модель была названа моделью авторитетного
родительского контроля.
Модель поведения
II
Родители, дети которых следовали
модели поведения II, имели более низкие
оценки по выделенным параметрам, они
больше полагались на строгость и наказания,
относились к детям с меньшей теплотой,
меньшим сочувствием и пониманием, редко
общались с ними. Они жестко контролировали
своих детей, легко применяли свою власть,
не побуждали детей выражать свое собственное
мнение. Эта модель была названа властной.
Модель поведения
III
Родители, дети которых следовали
модели поведения III, были снисходительными,
нетребовательными, неорганизованными,
имели плохо налаженный быт. Они не поощряли
детей, относительно редко и вяло делали
замечания, не обращали внимания на воспитание
независимости ребенка и его уверенности
в себе. Эта модель была названа снисходительной.
Любая деформация семьи приводит
к негативным последствиям в развитии
личности ребенка. Можно выделить два
типа деформации семьи: структурную и
психологическую. Структурная деформация
семьи есть не что иное, как нарушение
ее структурной целостности, что в настоящее
время связывается с отсутствием одного
из родителей (когда-то ранее о такой деформации
говорили и при отсутствии в семье бабушек
и дедушек). Психологическая деформация
семьи связана с нарушением системы межличностных
отношений в ней, а также с принятием и
реализацией в семье системы негативных
ценностей, асоциальных установок и т.п.
Существует достаточно много
исследований, описывающих влияние фактора
неполной семьи на личность ребенка. Так
установлено, что мальчики гораздо острее
девочек воспринимают отсутствие отца.
В таких семьях мальчики более беспокойны,
более агрессивны и задиристы. Особенно
сильно заметна разница между мальчиками
в семьях с отцами и без них в первые годы
жизни детей. В одном из исследований было
показано, что двухлетние дети, чьи отцы
умерли еще до их рождения, живя с матерями-вдовами,
были менее самостоятельны, проявляли
тревожность и агрессивность в большей
степени, чем дети, у которых были. При
изучении детей старшего возраста выяснилось,
что поведение мальчиков, чье детство
прошло без отцов, оказалось менее мужественным
в сравнении с теми, у кого были отцы. С
другой стороны оказалось, что поведение
и личностные особенности девочек, выросших
только с матерями, мало чем отличается
от тех, кто жил в полной семье. Но в интеллектуальной
деятельности обнаруживается разница.
Долгое время считалось, что
структурная деформация семьи является
важнейшим фактором, ответственным за
нарушение личностного развития ребенка.
Это подтверждалось и статистическими
данными (как зарубежными, так и отечественными),
из которых следовало, что выборки подростков
просоциальной и асоциальной, в том числе
и криминальной направленности существенно
отличаются между собой по критерию "полная-неполная
семья". В настоящее время все большее
внимание уделяется фактору психологической
деформации семьи. Многочисленные исследования
убедительно свидетельствуют, что психологическая
деформация семьи, нарушение системы межличностных
отношений и ценностей в ней оказывают
мощнейшее влияние на негативное развитие
личности ребенка, подростка, приводя
к различным личностным деформациям —
от социального инфантилизма до асоциального
и делинквентного поведения.
2. Типы семейного
воспитания
Типы семейного воспитания
– обобщенная характеристика сложных
отношений внутри отдельно взятой семьи.
Они полностью зависят от родительской
позиции в целом и определяются тремя
основными факторами:
адекватностью – уместностью
применения тех или иных принципов воспитания
к конкретному ребенку с его особенностями;
динамичность – способность
родительской позиции двигаться, меняться,
переориентироваться, когда того требуют
обстоятельства;
прогностичность – примерное представление результата использования тех или иных стилей и типов семейного воспитания.
За основу классификации типов
семей и семейного воспитания берутся
следующие параметры:
Степень эмоционального принятия
и заинтересованности родителей в ребенке.
Проявление заботы, участия.
Последовательность реализации
определенных типов семейного воспитания
ребенка.
Требовательность.
Способность родителей контролировать
свои аффективные проявления.
Уровень тревожности.
Особенности управления внутри
семьи в целом.
Самые распространенные
типы семейного воспитания
Исходя из вышеперечисленных
факторов, можно выделить 576 различных
типов «правильного» и «неправильного»
семейного воспитания, но в реальной жизни
чаще всего встречаются всего 8 основных:
Эмоциональное отвержение – родители скудны в проявлениях
эмоций к ребенку и очень скоро он также
отучается проявлять эмоции по отношению
к ним. Такие дети вырастают замкнутыми, у них чрезвычайно бедная эмоциональная сфера и низкая самооценка.
Жестокое отношение – часто сопровождается эмоциональным
неприятием. Жесткость может проявляться
как в физическом, так и в психологическом
насилии над ребенком. Дети, воспитываемее
таким образом, часто демонстрируют нарушения
личности и высокий уровень агрессии.
Повышенная моральная
ответственность – возложение на ребенка несбывшихся
чаяний и надежд, формальный подход к нему.
Эмоциональная сфера таких детей также
бедна, они теряются в интенсивно эмоционально
окрашенных ситуациях.
Противоречивое воспитание – возникает в случае конфронтации
по поводу стилей воспитания внутри семьи.
Такие дети вырастают тревожными, мнительными, лицемерными.
Гипопротекция – недостаток реального интереса
к жизни ребенка, отсутствие контроля.
«Безнадзорные» дети рискуют попасть
под чужое негативное влияние.
Гиперпротекия – гиперопека, стремление полностью контролировать ребенка и оградить его от внешнего
мира. Часто является следствием нереализованной
потребности родителей в любви. Чрезмерно
опекаемые дети вырастают эгоистичными, не способными нормально влиться в коллектив.
Ипохондричность – развивается в тех семьях,
где ребенок долго болел тяжелым заболеванием.
Вся жизнь семьи завязана на его самочувствии,
все преломляется сквозь призму болезни.
Такие дети эгоцентричны, давят на жалость.
Любовь – идеальный тип семейного
воспитания, когда родители безоговорочно
принимают ребенка, учитывают его интересы,
поощряют инициативу.
3. Типичные проблемы
семейного воспитания
Проблемы воспитания, вызванные мотивацией
родителей
а) воспитание и потребность в эмоциональном
контакте;
У человека как общественного существа
имеется своеобразная форма ориентировки
– направленность на психический облик
другого человека.
Потребность «ориентиров» в эмоциональном
настрое других людей называется потребностью
в эмоциональном контакте. Контакт бывает
двусторонним, когда человек чувствует,
что сам является предметом заинтересованности.
Может случиться так, что цель воспитания
ребёнка оказывается именно в удовлетворении
потребностей эмоционального контакта.
Ребёнок становится центром потребности,
единственным объектом ее удовлетворения.
Примеров здесь достаточно: например,
родители, по тем или иным причинам испытывающие
затруднения в контактах с другими людьми.
Чаще всего при таком воспитании возникают
большие проблемы. Родители бессознательно
ведут борьбу за сохранение объекта своей
потребности, препятствуя выходу эмоций
и привязанностей ребёнка за пределы семейного
круга.