Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 19:30, курсовая работа
Целью исследования является выявление условий развития молодёжного самоуправление и выявление типовых структур.
Для достижения цели выделяются следующие задачи:
Рассмотреть теоретические основы исследования молодёжного самоуправления.
Проанализировать организацию молодёжного самоуправления в историческом и социальном дискурсе.
Разработать пути совершенствования структуры молодёжного самоуправления.
ВВЕДЕНИЕ
……………………………………………….................
3
РАЗДЕЛ I.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОЛОДЁЖНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ……………………………….
6
РАЗДЕЛ II.
АНАЛИЗ ИСТОРИЧЕСКОГО И СОВРЕМЕННОГО РАЗВИТИЯ МОЛОДЁЖНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ………..…………..………….
17
РАЗДЕЛ III.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ ИНСТИУТА МОЛОДЁЖНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ…………
26
Заключение
…………………………………………………….........
37
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
.......................................
40
Для достижения этой цели требуется выполнение следующих задач:
– создание системы самоуправления на всех уровнях, что позволит обеспечить оптимальные условия для развития молодежи;
– создание механизма, обеспечивающего эффективное функционирование целостной системы самоуправления на всех уровнях;
– подготовка молодых людей к сознательной и ответственной жизни в демократическом обществе, функционирующем по законам свободного предпринимательства и живущего в четком правовом пространстве22;
– формирование навыков социальной мобильности, воспитание современной электоральной культуры;
– помощь юным гражданам в формировании белорусского государственного самосознания, воспитание любви к Родине, ответственности за будущее страны;
– укрепление физического, душевного и эмоционального здоровья юношей и девушек;
– помощь в выработке воли и
морально-психологических
– содействие государству в отборе, воспитании, образовании, профессиональной подготовке и трудоустройстве молодых людей, обладающих высокими лидерскими качествами и организаторскими способностями;
– образовательная поддержка талантливой молодежи, помощь в профессиональном становлении, достижении высокого уровня социальной зрелости.
Таким образом, молодёжное самоуправление, зародившееся в средние века в качестве органа реализации студенческого контроля и воплощения студенческих инициатив, прошло свой эволюционный путь. В России сложным историческим периодом для молодёжного самоуправления стала эпоха перестройки. Сегодня молодёжное самоуправление является не только социальным и педагогическим феноменом, но и инструментом решения ряда социальных проблем.
РАЗДЕЛ III. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ ИНСТИУТА МОЛОДЁЖНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
На современном этапе развития общества неуклонно возрастает общественная активность молодежи. И, прежде всего, она выражается в развитии молодёжного движения. Это происходит по той причине, что молодые люди все больше чувствуют необходимость объединения для реализации собственных интересов и потребностей, защиты своих прав.
Нам представляется важным необходимость постановки следующих задач перед органами молодёжного самоуправления:
– обеспечение и защита прав и интересов студентов, в частности относительно организации учебного процесса23;
– содействие учебной, научной и творческой деятельности студентов;
– содействие созданию соответствующих условий для проживания и отдыха студентов;
– организация сотрудничества со студентами других учебных заведений и молодежными организациями;
– непосредственное участие студентов в реализации государственной молодежной политики;
– привлечение студентов к трудовой деятельности в свободное от учебы время (совместно с ректоратом, деканатами);
– проведение вечеров отдыха, конкурсов, КВН,
– организация надлежащего быта, отдыха и досуга студентов в общежитиях и содействие соблюдения студентами правил внутреннего порядка вместе с деканатами, отделом воспитательной работы, хозяйственной службой, комендантами общежитий;
– участие в работе по организации соревнований на образцовые комнаты, этажи, общежития;
– представительство позиций
своих членов перед органами государственной
власти и органами местного самоуправления,
руководством университета, общественными
и политическими структурами, которые
имеют влияние на принятие решений,
которые непосредственно
– содействие привлечению студенческой молодежи к активному участию в политической, экономической и социальной жизни университета и города;
– проведение независимых социологических опросов по вопросам, значимым для студенческой молодежи24;
– сотрудничество с государственными органами, органами местного самоуправления, ректоратом университета, общественными объединениями и заключение с ними соглашений;
– содействие трудоустройству выпускников;
– обеспечение выполнения студентами своих обязанностей;
– пропаганда здорового образа жизни, предотвращения совершения студентами правонарушений, употребления ими алкоголя, наркотиков, курения и другое.
Особо мы отмечаем следующие
проблемы, требующие пристального внимания
со стороны молодёжного
– Разработка и реализация комплексных целевых программ по направлениям деятельности.
– Социальное партнерство
с администрацией и структурными
подразделениями
– Организация и проведение творческих конкурсных и спортивных программ;
– разработка символики общественных организаций и органов студенческого самоуправления, традиционных мероприятий;
– организация встреч с выпускниками образовательных учреждений.
Содействие организации эффективного учебного процесса в учреждении профессионального образования.
– Организация и проведение творческих встреч с научной общественностью, известными учеными, предпринимателями, руководителями и ведущими специалистами промышленных предприятий, научно-производственных центров и т. д.
– Гражданско-патриотическое
воспитание: организация творческих
вечеров и акций, посвященных
развитию российского фольклора (русской
песни, танца, других жанров и видов
народного творчества, в т. ч. и
прикладного; организация тематических
праздников, посвященных знаменательным
датам Российского государства;
организация шефства над
– Поддержка социальных
инициатив студенческой молодежи: организация
и проведение конкурсов социальных
проектов студенческих общественных формирований
и студентов; разработка комплексных
целевых программ по включению студенческой
молодежи в решение задач
– Развитие художественного творчества студенческой молодежи: организация творческих выставок студенческих работ; организация работы клубов по интересам и прикладного творчества; организация творческих мастерских по различным направлениям творческой деятельности; организация работы кружков художественной самодеятельности; создание центров студенческого творчества; организация дискотек и вечеров отдыха; проведение фестивалей самодеятельной песни; организация конкурсов талантов; организация КВН и других творческих конкурсов между группами, курсами, факультетами; проведение тематических праздников; организация группового посещения театров и концертных программ; организация фестивалей студенческого творчества; организация экскурсий по историческим и памятным местам России и своего региона; организация посещения музеев и выставочных комплексов и т. д. организация музыкальных салонов, литературных гостиных, поэтических студий и т. д.; проведение турниров знатоков; организация познавательных и сюжетно-ролевых игр; организация творческих встреч с артистами театра, кино, интересными людьми26.
– Содействие решению социальных
проблем молодежи: подготовка предложений
об обеспечении путевками
– Информационное обеспечение организация работы молодёжных средств массовой информации: организация работы молодёжных средств массовой информации (газета, информационные стенды, радиостанция, телевидение); организация работы студенческой социологической службы; формирование банка данных об общественных организациях; формирование информационного банка данных об основных акциях и мероприятиях, адресованным российскому студенчеству; организация работы пресс-центров; создание Интернет-страницы по проблемам молодёжной жизни; организация конкурса информационных студенческих систем факультетов; информирование общественности о научных достижениях студенческой молодежи.
– Формирование здорового образа жизни молодежи, спортивно-оздоровительная работа: разъяснительная работа среди молодежи; разработка и реализация комплексных программ профилактики вредных привычек; организация работы оперативных отрядов; создание групп поддержки решившим искоренить вредные привычки; организация работы центров профилактической помощи при нарко- или алкогольной зависимости; организация работы тематических лекториев; организация Дней здоровья; организация спортивных соревнований среди участников спортивных секций; организация спортивных соревнований среди студентов по игровым видам спорта; организация работы спортивно-оздоровительных лагерей (в т. ч. палаточных); организация однодневных выездов на природу; организация внутривузовских и межвузовских универсиад, олимпиад, спортивных театрализованных праздников; поддержка работы спортивных и туристических секций; организация туристических слетов и походов (по историческим местам, спортивно-туристической направленности и т. д.).
– Формирование и обучение актива: выявление студентов, заинтересованных в участии в общественной работе; организация социологических опросов и социологических исследований среди студенческой молодежи; организация работы школы лидеров; работа с резервом кадров студенческого актива; организация выездных учебных сборов студенческого актива; организация работы школа журналистского мастерства; организация работы школы обучения членов студенческих отрядов по (профилю деятельности); организация работы школы резерва актива.
– Организация вторичной занятости студенческой молодежи: организация деятельности студенческих отрядов; организация работы студенческих бирж труда; организация работы терминальных станций служб занятости в образовательных учреждениях; организация ярмарки вакансий временных рабочих мест; организация встреч с работодателями; организация ярмарки профессий.
Сочетание различных видов молодёжного самоуправления на всех уровнях способствует поиску оптимальных механизмов и путей решения проблем молодёжи, позволяет развивать их инициативу не только в рамках образовательных учреждений, но и за их пределами.
Таким образом, значимыми векторами развития института молодёжного самоуправления для нас представляются следующие: гражданско-патриотическое воспитание; поддержка социальных инициатив студенческой молодежи; развитие художественного творчества студенческой молодежи; содействие решению социальных проблем молодежи; информационное обеспечение организация работы молодёжных средств массовой информации; формирование здорового образа жизни молодежи, спортивно-оздоровительная работа.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Молодежное самоуправление – это система выборных представительных органов управления молодежными сообществами, позволяющая наиболее эффективно привлекать молодых граждан к принятию общественно-значимых решений, учитывать мнение молодежи при формировании молодежной политики, реализовать инициативы и проекты.
Закономерным стало обращение к возрождению самоуправления в нашей стране на современном этапе его развития, в период реорганизации общества, поиска путей обновления системы его управления. Проблема муниципального управления нашла свое отражение в учебных пособиях по управлению, где ему было дано определение, принципы развития, базовые категории, выявлены его основные законы, что имело большое значение в ситуации дефицита разработок по этой проблеме.
Самоуправление – один из режимов протекания совместной деятельности людей, наряду с руководством и управлением. На наш взгляд, именно в таком контексте представляется возможным понять сущность самоуправления, в том числе как феномена вузовской действительности. В режиме самоуправления взаимодействует общность людей, совместно определяющих цель, объект, предмет своей деятельности, договаривающихся о средствах и способах ее реализации.
Отметим, что важным элементами системы молодёжного самоуправления являются молодёжные парламенты, молодёжные правительства и молодёжные избирательные комиссии. Обратим особое внимание на то, что проблема активизации студенческой молодежи как субъекта общественного развития состоит не только в управлении структурными подразделениями высшей школы и регулировании учебного качества учебного процесса, но и в самоуправлении.