Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2014 в 15:38, контрольная работа
Могу сказать, что мое представление о социологии очень изменилось спустя год обучения в университете. Выбирая специальность, я понимала, что социолог изучает общество, поведение людей, факторы, влияющие на человека и т.д. Но после года обучения, я осознала, как много тонкостей в этой профессии. С каждым днем я открывала для себя все больше этих нюансов. Курс введения в профессию раскрыл для меня многие аспекты деятельности социолога. Этот курс дал нам понимание того, что социология- это обширная система учений, теорий и концепций.
Введение.
Глава 1. Развитие социологии. Теоретико-методологические основы.
Глава 2. Методы, способы изучения социологических проблем.
Заключение.
Список литературы.
Министерство образования и науки РФ
Пермский национальный исследовательский политехнический университет
Кафедра социологии и политологии
Отчет по учебной практике
Методология, методика и техника социологического исследования
Студентка группы
Научный руководитель
2014.
План
Введение.
Глава 1. Развитие социологии. Теоретико-методологические основы.
Глава 2. Методы, способы изучения социологических проблем.
Заключение.
Список литературы.
Введение
Свое изучение социологических исследований мне бы хотелось начать с ответа на вопрос, насколько важна социология как наука, и какова ее актуальность?
Могу сказать, что мое представление о социологии очень изменилось спустя год обучения в университете. Выбирая специальность, я понимала, что социолог изучает общество, поведение людей, факторы, влияющие на человека и т.д. Но после года обучения, я осознала, как много тонкостей в этой профессии. С каждым днем я открывала для себя все больше этих нюансов. Курс введения в профессию раскрыл для меня многие аспекты деятельности социолога. Этот курс дал нам понимание того, что социология- это обширная система учений, теорий и концепций. Социолог выявляет на разных уровнях то, чем обусловлено поведение человека, тот или иной выбор, поступок.
Социология стремится идти в ногу со временем, соответствовать технологиям и современным взглядам.
Социология играет важную роль в жизни современного общества. Она помогает ответить на многие вопросы и требования общества. Многие науки, так или иначе, связаны и зависят от социологии.
В своей работе я хотела бы более подробно остановиться на методах, применяемых социологами в своей работе.
Глава 1. Развитие социологии. Теоретико-методологические основы.
На всех этапах истории человечество пыталось осмыслить общество, выразить свое отношение к нему. Но в научный оборот понятие ”социология” было введено французским философом Огюстом Контом в_30-х_годах прошлого столетия. Как наука социология формировалась в XIX веке в Европе.
Огюст Конт ( 1798 - 1857 ) и затем англичанин Герберт Спенсер впервые обосновали необходимость выделения социального знания в самостоятельную научную дисциплину, определили предмет новой науки и сформулировали специфические, лишь ей присущие методы.
Социология сразу стала эмпирической наукой, наукой, привязанной к земле. Точка зрения Конта на социологию как науку тождественную обществознанию, господствовала в литературе до конца XIX века.
Американская социология сформировалась в конце XIX в. Она в основном была связана с изучением социальных проблем промышленных городов: нищета, преступность, деперсонализация общественной жизни. В 20-е годы 21-го столетия ученые "Чикагской школы", которую составили преподаватели факультета социологии Чикагского университета, провели первые исследования, осуществленные в реальных жизненных ситуациях, что достаточно повысило точность социологических наблюдений. Сегодня социология является учебной дисциплиной, изучаемой в колледжах в качестве общественной науки. Ее применяют при разработке и осуществлении социальных программ, при анализе общественных перемен.
Специфика социологии раскрывается в трех основных концепциях.
Первая группа концепций рассматривает социологию, как науку о методологических подходах к исследованию человеческого поведения, совокупности методах изучения общества. Социология делает особый упор на системном подходе к обществу, на его изучение как своеобразной системы. Социологи считают, что специфика социологии заключается не столько в самом предмете, а в том, как она изучает общество, т.е. ее своеобразие – в методологии.
Вторая группа концепций представляет социологию как науку о социальном взаимодействии, социальных связях, социальных отношениях. Акцент делается на своеобразие предмета этой науки.
Одни сторонники такой методологической концепции утверждают, что социология – это наука только о социальных связях, социальных отношениях, и социальном взаимодействии.
Другие же подчеркивают, что социология – это наука не просто о социальных связях и отношениях, а о социальных системах.
Характеристика социологии как науки о социальных системах широко распространена в нашей общественной литературе, где особое внимание обращается на выявление тех связей и отношений, которые обусловливают целостность общества или ее отдельных феноменов, на анализ структуры социальных систем, их институтов, функций, характеристику типов и соотношение социальных общностей, иерархию социальных статусов индивидов. При этом и личность рассматривается как специфическая социальная система.
Любая социальная система есть система социальных отношений. Всякое социальное отношение можно исследовать как своеобразную систему с элементами, выполняющими определенные функции.
Третья группа концепций определяет социологию как науку о социальном поведении. Данный подход характерен для американской литературы. Н. Смелзер в своем учебнике пишет: “Социология хочет знать, почему люди ведут себя так, а не иначе, почему они образуют группы, почему они идут воевать, поклоняются чему-либо, женятся и голосуют, т.е. все, что происходит, когда люди взаимодействуют друг с другом ”. [1, с.14] Такое понимание социологии широко реализуется на практике, особенно в исследованиях поведения человека в труде, в сфере досуга, культуры, брака.
Понимание социологии как науки о социальном поведении людей предопределяют специфику ее предмета. Центральными проблемами исследования являются природа и социального действия и его типология, социальные основы поведения и социальные интересы, ценностные ориентации, социальное движение.
Социология предстает как наука о массовых социальных процессах и социальном поведении социальных общностей и личности, в них включенной. Социологические идеи и результаты исследований используются органами управления, а также в бизнесе, в социальной политике государств, в деятельности политических партий, в системе образования, при разработке новых технологий производства.
Социология как наука об обществе изучает законы и закономерности существования, функционирования и развития жизнедеятельности общества и общественной жизни человека в процессе производства и воспроизводства отношений между людьми, социальными общностями и группами.
При изучении конкретных общественных систем основополагающей философской позицией наиболее целесообразна позиция объективизма, так как любой продукт человеческой деятельности несет в себе идеальную составляющую, объективированную в результатах труда. Открытые человечеством законы существования, функционирования и развития жизнедеятельности общества и общественной жизни человека могут использоваться на практике. И, как правило, использоваться в целях изменения существующего строя или его сохранения, то есть оптимизации функционирования существующих общественных систем.
Глава 2. Методы, способы изучения социологических проблем.
Социологические исследования подразделяются по многим основаниям, и поэтому могут быть предложены различные их типологии и классификации. Так, по характеру добываемого социологического знания различают исследования теоретические и эмпирические (конкретные). Для теоретических социологических исследований решающее значение имеет глубокое обобщение накопленного фактического материала в области социальной жизни. В центре эмпирических исследований находятся накопление и сбор фактического материала в указанной области (на основе непосредственного наблюдения, опроса, анализа документов, данных статистики и других способов получения информации) и его первичная обработка, включая и начальный уровень обобщения. Однако было бы ошибкой разрывать, а тем более противопоставлять эмпирическое и теоретическое в социологическом исследовании. Это две стороны целостного исследования социальных явлений, постоянно взаимодействующие, дополняющие друг друга и взаимообогащающиеся.
Наблюдение в социологическом исследовании представляет собой метод сбора и простейшего обобщения первичной информации об изучаемом социальном объекте путем непосредственного восприятия и прямой регистрации фактов, касающихся изучаемого объекта и значимых с точки зрения целей исследования.
Социологическое наблюдение интегрировано практически во все методы социологической науки. Например, социологический опрос можно представить как специфическое наблюдение за опрашиваемыми посредством анкеты, а социальный эксперимент органично включает в себя два акта наблюдения: в самом начале исследования и в завершение действия экспериментальных переменных.
Объективность социологического исследования состоит не в том, чтобы исключить личностные отношения, а в том, чтобы не подменять ими критерии научного исследования.
Следует отметить, что преимущества метода социологического наблюдения достаточно отчетливы и сводятся к следующему. Во-первых, это непосредственность восприятия, позволяющая фиксировать конкретные, естественные ситуации, факты, живые фрагменты жизни, богатые деталями, красками, полутонами и т.д. Во-вторых, это возможность учитывать конкретное поведение групп реальных людей. В настоящее время эта задача практически неразрешима другими социологическими методами. В-третьих, наблюдение не зависит от готовности наблюдаемых лиц высказываться о самих себе, что свойственно, например, социологическому интервью. Здесь необходимо учитывать вероятность "притворства" наблюдаемых, ведь им известно, что за ними наблюдают. В-четвертых, это многомерность данного метода, дающая возможность фиксировать события и процессы наиболее полно и всесторонне. Большая многомерность характерна для наиболее опытных наблюдателей.
Социология не может основываться лишь на наблюдениях. Всегда необходим более широкий круг инструментов при изучении общества. Одним из таких инструментов является опрос, как большого круга людей, так и отдельных групп населения по определенным вопросам.
Социологический опрос — это метод сбора первичной социологической информации об изучаемом объекте посредством обращения с вопросами к определенной группе людей, именуемых респондентами. Основу социологического опроса составляет опосредованное (анкетирование) или не опосредованное (интервью) социально-психологическое общение социолога и респондента путем регистрации ответов на систему вопросов, вытекающих из цели и задач исследования.
Социологический опрос занимает важнейшее место в социологических исследованиях. Его основное назначение состоит в получении социологической информации о состоянии общественного, группового, коллективного и индивидуального мнения, а также о фактах, событиях и оценках, связанных с жизнедеятельностью респондентов.
В практике социологических исследований наиболее распространенным видом опроса является анкетирование, или анкетный опрос. Это объясняется как разнообразием, так и качеством той социологической информации, которую можно получить с его помощью. Анкетный опрос основан на высказываниях отдельных лиц и проводится в целях выявления тончайших нюансов в мнении опрашиваемых (респондентов). Метод анкетного опроса является важнейшим источником информации о реально существующих социальных фактах и социальной деятельности. Начинается он, как правило, с формулировки программных вопросов, "перевода" поставленных в программе исследования проблем в вопросы анкеты, с формулировкой, исключающей различные толкования и доступной пониманию опрашиваемых.
Разработка методики опросов началась с конца XVIII столетия и шла с трудом, преодолевая упорное сопротивление. Характерно, что, когда после 1945 года в Германии возобновилось проведение опросов, немецкая традиция их, создававшаяся на протяжении XIX и начала XX века, была почти забыта. Этот метод стали считать изобретением американцев.
Новый инструмент наблюдения был встречен весьма холодно. Мало кто считал его шагом вперед в расширении возможностей человеческого познания. Он вызывал недоверие. Удивлялись, почему вдруг повсюду - в газетах, на радио, в политических речах и в деловых бумагах фирм - стали фигурировать результаты опроса. Порой видели в этом дань моде.
Естественно, что для выявления ранее неизвестного положения вещей нередко приходится использовать соответствующий инструмент, особенно когда такая информация крайне необходима - в данном случае для широкого охвата социальной действительности. Но это простое объяснение быстрого распространения метода опросов в ФРГ никому не пришло в голову. Мешал барьер непонимания. [4]
До тех пор пока статистические
данные были делом сугубо ведомственным,
а сходные ряды чисел статистики самоубийств,
преступлений, несчастных случаев, рождений,
браков и т. д. публиковались только в ежегодниках
и в специальной литературе, исследование
взаимосвязей не получало развития. Даже
наиболее образованным слоям, не говоря
уже об остальном населении, связь между
законом больших чисел и человеком не
была ясна.Это обнаружилось при вторичном
сопоставлении, то есть при появлении
выборочного и демоскопического методов,
когда с применением статистики отпала
необходимость в полных данных и официальной
документации и когда повсеместное распространение
получили выдержки и компиляции из сферы
признаков. Теперь речь шла не только о
зловещем однообразии моральной статистики
из пятилетия в пятилетие. Данное математиками
объяснение этого явления постоянными
причинами было принято, не встретив особых
препятствий в понимании, поскольку эта
проблема, и связанная с ней идея предопределенности
человеческих действий уже были предметом
обсуждения.
Затем появились два новых обстоятельства:
во-первых, принцип репрезентативной выборки,
согласно которому выводы, сделанные применительно
к небольшой части населения, распространяются
на все население; во-вторых, существенное
расширение исследуемых вопросов, выход
за пределы более или менее очевидных
фактов официальной статистики. При этом
широкой публике представляется непостижимым,
если не абсурдным, сходство данных, наблюдаемое
независимо от того, были ли они получены
от тысячи человек или от многих миллионов,
то есть тот факт, что часть, крохотная
доля может выступать от имени всех.И снова
доказуемое положение в сфере статистики
противоречило опыту в сфере индивидуального.
Рядовой критик, по-видимому, рассуждает
примерно: так меня самого не опрашивали,
так что о моем мнении вообще ничего не
известно. 99% населения, как и я, не были
опрошены, так что и о мнении этой части
населения тоже ничего сказать нельзя.
[4]
Свой опыт в сфере индивидуального он,
как нечто само собой разумеющееся, переносит
на сферу статистики. Согласно его опыту,
никто не может знать его мнение, не опросив
его самого или каким-нибудь другим путем
не наведя справки о нем лично.
Действенность принципа выборки по отношению
к вещам (а также к растениям и животным)
- черные и белые шары, орехи; мы называем
только некоторые из наиболее часто используемых
для демонстрации объектов - эмоционально
не оспаривается. Недопустимым и невозможным
считается перенос этого принципа на людей.
Основную трудность, решающий момент здесь
следует усматривать в оскорблении чувства
собственного достоинства людей. С самим
по себе противоречием между объективно
доказуемым положением и субъективным
опытом вполне можно было бы смириться.
В самом деле, в многочисленных случаях
обмана чувств человек охотно выслушивал
доводы прогрессирующего естествознания,
так что противоречие между действительностью
и иллюзией воспринималось даже как нечто
привлекательное. Однако положение в корне
меняется, когда затрагиваются и подвергаются
сомнению предпосылки, жизненно важные
для человека. А ведь именно об этом идет
речь при применении прежде всего моральной
статистики, а затем выборочного метода;
ибо, несмотря на логико-математическое
объяснение, в данном случае создается
полное впечатление утраты человеком
свободы воли, а вместе с ней и чувства
собственного достоинства.