Развитие социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2014 в 15:38, контрольная работа

Описание работы

Могу сказать, что мое представление о социологии очень изменилось спустя год обучения в университете. Выбирая специальность, я понимала, что социолог изучает общество, поведение людей, факторы, влияющие на человека и т.д. Но после года обучения, я осознала, как много тонкостей в этой профессии. С каждым днем я открывала для себя все больше этих нюансов. Курс введения в профессию раскрыл для меня многие аспекты деятельности социолога. Этот курс дал нам понимание того, что социология- это обширная система учений, теорий и концепций.

Содержание работы

Введение.
Глава 1. Развитие социологии. Теоретико-методологические основы.
Глава 2. Методы, способы изучения социологических проблем.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

отчет по практике).docx

— 38.95 Кб (Скачать файл)

Абсолютно каждая наука имеет свою методологию. Методология- это система принципов научного исследования, совокупность исследовательских процедур, техник, методов, включая приёмы сбора и обработки данных. Методология является основным критерием отбора наукой фактов и знаний об окружающем мире, поэтому изучение методологии актуально в наше время. С формальной точки зрения, методология не связана с сущностью знания о реальном мире, но скорее имеет дело с операциями, при помощи которых конструируется знание. Эмпирические социологические исследования являются важным уровнем социологического познания. Конкретные методологические части программы исследований и методические приемы с одной стороны, должны отвечать необходимым требованиям, а с другой - отвечать реальным возможностям их выполнения.

Социологические методы занимают особое место в инструментарии исследования социальных систем и процессов. Областью применения социологических методов является исследование ценностных ориентаций членов социальных сообществ по отношению к различным явлениям, изучение которых позволяет выявлять тенденции в развитии общества и определить меры эффективного воздействия на членов этих сообществ.

Социологические методы позволяют более полно представить картину исследуемой реальности, включающей наряду с объективными характеристиками внешнего объекта, ценностные ориентации, интересы и сложившиеся стереотипы.

Социологические методы дают точные представления о состоянии и динамике социальных систем.

Главной целью социологии как науки является объяснение и прогноз поведения социальных субъектов в определённых условиях, особенности искусственного конструирования этих условий и диагностика характера взаимоотношений внутри социальной общности. Социологические исследования призваны определить адекватность социальных условий устанавливаемым в рамках этих общностей целям.

Ключевыми направлениями практического применения социологических методов в исследовании социально-экономических и политических процессов являются:

  • Выявление факторов, влияющих на проявление и изменение параметров социального объекта. К примеру, управленческая задача усиления трудовой мотивации должна сопровождаться определением факторов, которые определённым образом влияют на мотивационную активность в данный момент, сдерживая или стимулируя эту активность.
  • Определение факторов, формирующих структуру потребительского спроса и учитываемых в практике маркетинговых исследований.
  • Подготовка и реализация управленческих решений. В практике управления многое зависит от того, как принимаются решения в социальных группах и насколько ориентации социальной группы способствуют поставленным перед ней задачам.
  • Определение межличностных взаимоотношений в социальных группах, призванное обеспечить эффективное взаимодействие членов рабочих коллективов при выполнении производственных задач.
  • Выявление ценностных ориентаций личности и социальных групп, участвующих в достижении социально значимых целей, - деятельности, предполагающей наличие единого центра координации и управленческого контроля. Общность ценностных ориентаций людей обеспечивает наилучшие условия для организации их совместной деятельности и усиление эффективности управленческой деятельности.
  • Тестирование общественного мнения на предмет его политических и социальных ориентаций.
  • Экспертная оценка проектов и программ, позволяющая сделать оптимальный выбор альтернативных способов реализации.
  • Диагностика состояния и функционирования социальных систем.

Решение поставленных задач должно быть обеспечено при помощи трех основных разделов: подготовки программы социологического исследования; организации и проведения опросов, интервью и разработки схемы обобщения и обработки данных.

Основными разделами социологической программы являются теоретический и процедурный (эмпирический).

Проблема выражает основное противоречие исследуемого явления, события. Она актуализирует факты несоответствия общественно значимых направлений научных исследований располагаемым обществом ресурсами. Проблемы, попадающие в сферу внимания научных сообществ, имеют две стороны: теоретическую и практическую. Смешение двух этих сторон недопустимо, поскольку не позволяет применить целесообразные для решения данной проблемы методологические средства.

Теоретический аспект проблемы может быть охарактеризован исключительно в рамках эволюции научных представлений об исследуемой проблеме, трудностей ее терминологического описания и представления в контексте сложившихся в научном сообществе традиций.

Практическая сторона означает общественную проблему в том виде, в каком она предстает перед обыденным сознанием. Практическим является такое решение проблемы, которое основывается на уже сложившемся знании. Теоретическое решение научной проблемы означает получение нового знания, которое позволяет по-новому посмотреть на существующую фактологическую базу, лежащую в основе проблемного поля проводимых исследований. Таким образом, практическая и теоретическая стороны проблемы взаимодополняют друг друга, обеспечивая возможность полного и целостного представления о характере и механизмах проявления проблемы.

Выделяют следующие формальные требования к развертыванию проблемы исследования:

- возможно более точное  разграничение между "проблематичным", т.е. искомым, неизвестным, и "непроблематичным" как данным и известным;

- отчетливое отделение  друг от друга существенного  и несущественного в отношении  общей проблемы;

- расчленение общей проблемы  на ее элементы и упорядочение  по частным проблемам, а также  по их приоритету (см. ниже о постановке целей и задач исследования).

 

Формулировка проблемы влечет за собой выбор конкретного объекта исследования. Им может быть социальный процесс, или область социальной действительности, или какие-то общественные отношения, содержащие в себе социальное противоречие.

Методологией называют систему принципов научного исследования. Именно методология определяет, в какой мере собранные факты могут служить реальным и надежным основанием объективного знания.  
Согласно позитивистской ориентации, методология не связана с сущностью знания о реальном мире, но скорее имеет дело с операциями, при помощи которых конструируется знание. Поэтому термином "методология" принято обозначать совокупность исследовательских процедур, техники и методов, включая приемы сбора и обработки данных.[2] 

 
В таком понятии методологии содержится неприкрытый философский нигилизм. Некоторые естествоиспытатели декларировали пренебрежение ко всякой философии. То же происходит и сейчас в буржуазной эмпирической социологии.  
Марксистское понимание методологии исходит из того, что в ней реализуется эвристическая  (т.е. поисковая) функция предметной области теории. Любая теоретическая система знания имеет смысл лишь постольку, поскольку она не только описывает и объясняет некоторую предметную область, но одновременно является инструментом поиска нового знания.

А.П. Куприян выделяет три основные методологические функции теории: ориентирующую, предсказательную и классифицирующую. Первая направляет усилия исследователя в отборе данных, вторая опирается на установление каузальных зависимостей в некоторой специальной области, а третья помогает систематизировать факты путем выявления их существенных свойств и связей, т.е. не случайна. Если методология содержательна, если она неотъемлемая функция теории, то соответственно в структуре самой теории можно выделить несколько методологических уровней. 
 
Наиболее высокий уровень — всеобщая научная методология — выражение эвристической функции диалектико-материалистической философии, т.е. диалектический метод. В.И. Ленин подчеркивал, что "диалектическим методом — в противоположность метафизическому — Маркс и Энгельс называли не что иное, как научный метод в социологии".

Понятие "методология" — это собирательный термин, имеющий различные аспекты. Всеобщая научная методология как выражение эвристической функции марксистской философии является методом поиска наиболее общих подходов к изучению предмета. Общесоциологическая методология, функцию которой выполняет философско-социологическая теория исторического материализма, дает указания относительно принципиальных основ разработки частных социологических теорий в соотнесении с их фактуальным базисом. Последние же, в свою очередь, содержат особые методологические функции, выступая в качестве прикладной логики исследования данной предметной области. 
 
Понятие "методология" сохраняет также и более узкий смысл, нередко употребляется в нашей литературе в значении конкретно-научной системы приемов исследования, в частности измерения социальных характеристик, и в значении "металогики науки". Основная проблема, которая здесь ставится, — вопрос о соотношении между теорией и эмпирическими данными,  между  различными  уровнями  научного обобщения, о теории и эксперименте.

Эмпирические данные, полученные в ходе  социологического  исследования,  еще не позволяют сделать верные выводы, обнаружить закономерности  и  тенденции, проверить выдвинутые программой исследования гипотезы. Полученную  первичную

социологическую  информацию  следует  обобщить,  проанализировать  и  научно интегрировать. Для этого  все  собранные  анкеты,  карточки  наблюдения  или бланки  интервью  необходимо  проверить,   закодировать,   ввести   в   ЭВМ, сгруппировать полученные данные, составить таблицы, графики, диаграммы и  т.д.  Иными  словами,  необходимо  применить  методы   анализа   и   обработки эмпирических данных.

      В  социологии  под  методами  анализа  и   обработки   социологической информации  понимают способы преобразования  эмпирических  данных,  полученных  в ходе социологического исследования. Преобразование  производится  с  целью сделать данные обозримыми,  компактными  и  пригодными  для  содержательного анализа,  проверки   исследовательских   гипотез   и   интерпретации.   Хотя невозможно провести достаточно  четкую  границу  между  методами  анализа  и методами обработки, под первыми  обычно  понимают  более  сложные  процедуры преобразования  данных,  которые  переплетаются  с  интерпретацией,  а   под вторыми  —  в  основном  рутинные,  механические  процедуры   преобразования полученной информации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Анализ показывает, что  дальнейшее  развитие  социологической  науки  в значительной мере будет зависеть от политической  и  экономической ситуации в стране, положения и роли науки в обществе,  а  также  кадровой  и финансовой  политики  государства.   В   ближайшем   будущем   отечественная социология (как и мировая) более четко определит свой предмет,  отличный  от предметов других наук, а также более предметно займется  собственным  делом, не подменяя другие науки, и,  кроме  того,  институциализируется  не  только организационно, но и концептуально, методологически.

    В этой связи  в  ближайшей  перспективе  следует  ожидать  проявления  и другой  тенденции в отечественной социологии  — переориентации с  традиционных  связей с другими науками по  объекту на  связи  по  методу,    т.е.  освоения принципов, подходов и методов, разработанных в других  научных  дисциплинах.

    От последней тенденции в той или иной мере  будет  зависеть  разработка методологических и методических  подходов  как  в  теоретической,  так  и  в прикладной социологии,  в  которой  останутся  актуальными  методологические проблемы "перевода" социологических категорий  с  теоретического  уровня  на эмпирический, а также трансформация социологических  концепций,  моделей  и методов с целью  более  эффективного  их  применения  в  области  социальных технологий.

    Что касается  методов и  методики  социологических  исследований,  то более широко будут  применяться  качественные  методы анализа  социологических  данных,  а  также  компьютерный  анализ  и  компьютерое  интервью. 

    Наряду с исследованиями  по  всероссийским  (общенациональным)  выборкам все  большее  распространение  получат  региональные  исследования,  т. е. исследования по выборкам, представительным для регионов. 

    Несомненный интерес  будет по-прежнему  представлять  этическая  сторона как социологической науки, так  и  практической  деятельности  отечественных социологов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

 

  1. Н. Смелзер «Социология»
  2. В.А. Ядов «Социологическое исследование: методология, программы, методы»
  3. Журнал «Социс»:
    • 2000г. №10, Бутенко И.А. Использование новых технологий при опросах
    • 2001г. №9, Филиппова Т. В. Интернет как инструмент социологического исследования
  1. Ноэль Элизабет — Массовые опросы: введение в методику демоскопии. - М.: Прогресс, 1978.

 


Информация о работе Развитие социологии