Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2014 в 15:38, контрольная работа
Могу сказать, что мое представление о социологии очень изменилось спустя год обучения в университете. Выбирая специальность, я понимала, что социолог изучает общество, поведение людей, факторы, влияющие на человека и т.д. Но после года обучения, я осознала, как много тонкостей в этой профессии. С каждым днем я открывала для себя все больше этих нюансов. Курс введения в профессию раскрыл для меня многие аспекты деятельности социолога. Этот курс дал нам понимание того, что социология- это обширная система учений, теорий и концепций.
Введение.
Глава 1. Развитие социологии. Теоретико-методологические основы.
Глава 2. Методы, способы изучения социологических проблем.
Заключение.
Список литературы.
Абсолютно каждая наука имеет свою методологию. Методология- это система принципов научного исследования, совокупность исследовательских процедур, техник, методов, включая приёмы сбора и обработки данных. Методология является основным критерием отбора наукой фактов и знаний об окружающем мире, поэтому изучение методологии актуально в наше время. С формальной точки зрения, методология не связана с сущностью знания о реальном мире, но скорее имеет дело с операциями, при помощи которых конструируется знание. Эмпирические социологические исследования являются важным уровнем социологического познания. Конкретные методологические части программы исследований и методические приемы с одной стороны, должны отвечать необходимым требованиям, а с другой - отвечать реальным возможностям их выполнения.
Социологические методы занимают особое место в инструментарии исследования социальных систем и процессов. Областью применения социологических методов является исследование ценностных ориентаций членов социальных сообществ по отношению к различным явлениям, изучение которых позволяет выявлять тенденции в развитии общества и определить меры эффективного воздействия на членов этих сообществ.
Социологические методы позволяют более полно представить картину исследуемой реальности, включающей наряду с объективными характеристиками внешнего объекта, ценностные ориентации, интересы и сложившиеся стереотипы.
Социологические методы дают точные представления о состоянии и динамике социальных систем.
Главной целью социологии как науки является объяснение и прогноз поведения социальных субъектов в определённых условиях, особенности искусственного конструирования этих условий и диагностика характера взаимоотношений внутри социальной общности. Социологические исследования призваны определить адекватность социальных условий устанавливаемым в рамках этих общностей целям.
Ключевыми направлениями практического применения социологических методов в исследовании социально-экономических и политических процессов являются:
Решение поставленных задач должно быть обеспечено при помощи трех основных разделов: подготовки программы социологического исследования; организации и проведения опросов, интервью и разработки схемы обобщения и обработки данных.
Основными разделами социологической программы являются теоретический и процедурный (эмпирический).
Проблема выражает основное противоречие исследуемого явления, события. Она актуализирует факты несоответствия общественно значимых направлений научных исследований располагаемым обществом ресурсами. Проблемы, попадающие в сферу внимания научных сообществ, имеют две стороны: теоретическую и практическую. Смешение двух этих сторон недопустимо, поскольку не позволяет применить целесообразные для решения данной проблемы методологические средства.
Теоретический аспект проблемы может быть охарактеризован исключительно в рамках эволюции научных представлений об исследуемой проблеме, трудностей ее терминологического описания и представления в контексте сложившихся в научном сообществе традиций.
Практическая сторона означает общественную проблему в том виде, в каком она предстает перед обыденным сознанием. Практическим является такое решение проблемы, которое основывается на уже сложившемся знании. Теоретическое решение научной проблемы означает получение нового знания, которое позволяет по-новому посмотреть на существующую фактологическую базу, лежащую в основе проблемного поля проводимых исследований. Таким образом, практическая и теоретическая стороны проблемы взаимодополняют друг друга, обеспечивая возможность полного и целостного представления о характере и механизмах проявления проблемы.
Выделяют следующие формальные требования к развертыванию проблемы исследования:
- возможно более точное разграничение между "проблематичным", т.е. искомым, неизвестным, и "непроблематичным" как данным и известным;
- отчетливое отделение друг от друга существенного и несущественного в отношении общей проблемы;
- расчленение общей проблемы на ее элементы и упорядочение по частным проблемам, а также по их приоритету (см. ниже о постановке целей и задач исследования).
Формулировка проблемы влечет за собой выбор конкретного объекта исследования. Им может быть социальный процесс, или область социальной действительности, или какие-то общественные отношения, содержащие в себе социальное противоречие.
Методологией называют систему
принципов научного исследования. Именно
методология определяет, в какой мере
собранные факты могут служить реальным
и надежным основанием объективного знания.
Согласно позитивистской ориентации,
методология не связана с сущностью знания
о реальном мире, но скорее имеет дело
с операциями, при помощи которых конструируется
знание. Поэтому термином "методология"
принято обозначать совокупность исследовательских
процедур, техники и методов, включая приемы
сбора и обработки данных.[2]
В таком понятии методологии содержится
неприкрытый философский нигилизм. Некоторые
естествоиспытатели декларировали пренебрежение
ко всякой философии. То же происходит
и сейчас в буржуазной эмпирической социологии.
Марксистское понимание методологии исходит
из того, что в ней реализуется эвристическая
(т.е. поисковая) функция предметной области
теории. Любая теоретическая система знания
имеет смысл лишь постольку, поскольку
она не только описывает и объясняет некоторую
предметную область, но одновременно является
инструментом поиска нового знания.
А.П. Куприян выделяет три основные
методологические функции теории: ориентирующую,
предсказательную и классифицирующую.
Первая направляет усилия исследователя
в отборе данных, вторая опирается на установление
каузальных зависимостей в некоторой
специальной области, а третья помогает
систематизировать факты путем выявления
их существенных свойств и связей, т.е.
не случайна. Если методология содержательна,
если она неотъемлемая функция теории,
то соответственно в структуре самой теории
можно выделить несколько методологических
уровней.
Наиболее высокий уровень — всеобщая
научная методология — выражение эвристической
функции диалектико-материалистической
философии, т.е. диалектический метод.
В.И. Ленин подчеркивал, что "диалектическим
методом — в противоположность метафизическому
— Маркс и Энгельс называли не что иное,
как научный метод в социологии".
Понятие "методология"
— это собирательный термин, имеющий различные
аспекты. Всеобщая научная методология
как выражение эвристической функции
марксистской философии является методом
поиска наиболее общих подходов к изучению
предмета. Общесоциологическая методология,
функцию которой выполняет философско-социологическая
теория исторического материализма, дает
указания относительно принципиальных
основ разработки частных социологических
теорий в соотнесении с их фактуальным
базисом. Последние же, в свою очередь,
содержат особые методологические функции,
выступая в качестве прикладной логики
исследования данной предметной области.
Понятие "методология" сохраняет
также и более узкий смысл, нередко употребляется
в нашей литературе в значении конкретно-научной
системы приемов исследования, в частности
измерения социальных характеристик,
и в значении "металогики науки".
Основная проблема, которая здесь ставится,
— вопрос о соотношении между теорией
и эмпирическими данными, между различными
уровнями научного обобщения, о теории
и эксперименте.
Эмпирические данные, полученные в ходе социологического исследования, еще не позволяют сделать верные выводы, обнаружить закономерности и тенденции, проверить выдвинутые программой исследования гипотезы. Полученную первичную
социологическую информацию следует обобщить, проанализировать и научно интегрировать. Для этого все собранные анкеты, карточки наблюдения или бланки интервью необходимо проверить, закодировать, ввести в ЭВМ, сгруппировать полученные данные, составить таблицы, графики, диаграммы и т.д. Иными словами, необходимо применить методы анализа и обработки эмпирических данных.
В социологии
под методами анализа и
обработки социологической информации
понимают способы
Заключение.
Анализ показывает, что дальнейшее развитие социологической науки в значительной мере будет зависеть от политической и экономической ситуации в стране, положения и роли науки в обществе, а также кадровой и финансовой политики государства. В ближайшем будущем отечественная социология (как и мировая) более четко определит свой предмет, отличный от предметов других наук, а также более предметно займется собственным делом, не подменяя другие науки, и, кроме того, институциализируется не только организационно, но и концептуально, методологически.
В этой связи
в ближайшей перспективе следует
ожидать проявления и другой
тенденции в отечественной
От последней тенденции в той или иной мере будет зависеть разработка методологических и методических подходов как в теоретической, так и в прикладной социологии, в которой останутся актуальными методологические проблемы "перевода" социологических категорий с теоретического уровня на эмпирический, а также трансформация социологических концепций, моделей и методов с целью более эффективного их применения в области социальных технологий.
Что касается методов и методики социологических исследований, то более широко будут применяться качественные методы анализа социологических данных, а также компьютерный анализ и компьютерое интервью.
Наряду с исследованиями по всероссийским (общенациональным) выборкам все большее распространение получат региональные исследования, т. е. исследования по выборкам, представительным для регионов.
Несомненный интерес будет по-прежнему представлять этическая сторона как социологической науки, так и практической деятельности отечественных социологов.
Список литературы