Развитие законодательной базы в древности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2014 в 21:56, реферат

Описание работы

Люди попадали в беду во все времена и во все времена им старались оказывать поддержке. Сначала это было племя, потом деревня, но с созданием более крупного института- государства, полномочия по оказанию социально помогающей деятельности оказались в его руках. Со времени создания первых классовых государств (III-II тыс. до н.э.) до IV-V вв. н. е. в истории социальной работы продолжается период, который называется филантропическим.

Содержание работы

Введение
Кодекс царя Ур–Намму
«Законы Ману» Древняя Индия
Древний Египет
«Кодекс царя Хаммурапи»
Древний Китай
Древняя Греция
Древний Рим
Древние христиане
Древние мусульмане
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Razvitie_zakonodatelnoy_bazy_v_drevnosti.docx

— 45.75 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Северо-Кавказский федеральный университет».

 

 

 

 

 

Развитие законодательной базы в древности

Реферат по истории социальной работы

 

 

 

 

 

 

 

СРБ-б-о-13-1

Буц Анна 
Лазарев Кирилл

Семина Виолетта

 

 

 

 

 

 

 

Ставрополь 2014г.

Оглавление:

Введение          

    1. Кодекс царя Ур–Намму
    2. «Законы Ману» Древняя Индия
    3. Древний Египет
    4. «Кодекс царя Хаммурапи»
    5. Древний Китай
    6. Древняя Греция
    7. Древний Рим
    8. Древние христиане
    9. Древние мусульмане

Заключение

Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение:

Люди попадали в беду во все времена и во все времена им старались оказывать поддержке. Сначала это было племя, потом деревня, но с созданием более крупного института- государства, полномочия по оказанию социально помогающей деятельности оказались в его руках. Со времени создания первых классовых государств (III-II тыс. до н.э.) до IV-V вв. н. е. в истории социальной работы продолжается период, который называется филантропическим.

Филантропия в переводе с греческого означает любовь к людям. 
Первыми рабовладельческими государствами, возникновение которых совпадает с началом этого периода, являются страны, которые существовали в IV-I тыс. до н.э. на территории Южной Азии и частично Северной Африки: Египет, Шумер, Вавилон, Индия, Китай. Они получили условное название стран Древнего Востока. В данном сообщении нам бы хотелось рассказать о законодательной базе древнего мира, которая в будущем станет прообразом современной социально помогающей деятельности и социальной политика государства. Здесь будут задет все основные государства того времени и основные законы, принятые в те времена, для содействия и помощи людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кодекс царя Ур–Намму

Самым первым источником права являются законы Ур-Намму царя одного из городов-государств Месопотамии, конец III тысячелетия до н.э..

Кодекс Ур–Наммубыл составлен на три с половиной столетия раньше, чем кодекс царя Хаммурапи, и являлся первым сводом законов, в которых была урегулирована социальная деятельность царя.

Ур–Намму своими законами «установил в стране справедливость, искоренил беспорядок и беззаконие». Он заботился о том, чтобы «сирота не становился жертвой богача, вдова — жертвой сильного». Так говорится в введении к кодексу:

«Если [человек человеку орудием] его руку или ногу повредит, 10 сиклей серебра он должен заплатить» (§ 16).

«Если человек человеку орудием кость… перебил 1 мину серебра он должен заплатить» (§ 17).

«Если человек человеку орудием повредил лицо (?) 2/3 мины серебра он должен заплатить» (§ 18).

До наших дней дошли только фрагменты свода законов Ур-Намму. Однако, известно, что первая статья касалась вопросов, связанных с посадками — скорее всего речь шла о деревьях; пятая была посвящена распределению воды в ирригационных каналах (а может быть, умышленному или неумышленному затоплению чужого поля); в девятой статье рассматривался вопрос о колдовстве. Благодаря этим статьям можно установит, что свод законов Ур-Намму затрагивал все стороны жизнедеятельности населения Месопотамии.

Стоить отметить, что законы Ур–Намму, хотя очень близки с «Кодексом царя Хаммурапи», имеет свое отличие. Шумеры не знали и не применяли принципа «око за око, зуб за зуб» — он был им чужд. В ту отдалённую эпоху существовало более гуманное и справедливое право, требовавшее не телесного наказания, а денежного штрафа, возмещения за причинённый кому–либо ущерб. С  точки зрения современности в основе этого справедливого законодательства лежали, прежде всего, социально–экономические условия. Однако  здесь важное значение имеет уходящий корнями в глубь веков «инстинкт справедливости», который возник из чувства общности людей, преданных одним богам и служащих одному правителю. Это следует принимать во внимание, говоря о мягкости и «прогрессивности» законов Ур–Намму.

Весь свод законов Ур-Намму, и его последующие дополнения других царей имели простые формулировки. Провозглашённые ими принципы были основаны на традиционном праве, которое действовало на протяжении многих поколений и опиралось на древнейшие обычаи и прецеденты, каковыми являлись судебные постановления, принятые в годы правления древнейших династий.                                                                                    

Задолго до создания свода законов Ур-Намму в соседнем городе - государстве Месопотамии  в Лагаше, после периода процветания и славы, когда правители этого города–государства властвовали над всем Шумером, наступил период упадка. Властолюбивые, рвущиеся к новым завоеваниям, ненасытные правители Лагаша довели своих подданных до полной нищеты. Подати растут, налоги увеличиваются, никто не уверен в завтрашнем дне. Богачи притесняют бедняков. У сборщиков налогов слишком длинные и цепкие руки. Всё, даже богатства храмов, захвачено царями. И тогда было установлено:

…Когда бог Нингирсу, витязь бога Энлиля, Уруинимгине царство Лагаша передал… власть его установил. Божественные решения прежние он [т. е. Уруинимгина] к ним [т. е. людям] приложил, слово, которое царь его Нингирсу ему сказал, он установил.

Первый царь–реформатор в истории человечества, Уруинимгина, «восстановил свободу» и силой установленных им законов сделал так, что ни один «жрец снабжения в сад матери бедняка не вхаживал», сделал так, что, если «сын бедняка закинет сеть, никто не заберёт его рыбу».

Он приказал детей Лагаша от… грабежа, убийства, разрушения дома освободить (букв, «очистить»), право их создал. Чтобы сирота [и] вдова мужу, силу имеющему, не предавались, с богом Нингирсу Уруинимгина слово это установил.

Здесь мы видим общее с введением в свод законов Ур-Намму. И хотя у нас нет прямых оснований считать, что Уруинимгина из Лагаша составил свод законов, мы можем с полным правом утверждать, что он был законодателем и поборником справедливости, и притом скорее всего первым в истории Шумера.

На основании прочитанных документов — надписей царей, мифов, эпических сказаний и пр. — создаётся впечатление о шумерах как о народе, приверженном правде, добру и справедливости, истине и добродетели, закону и порядку и осуждающем всё, что этому противоречит. Это, правда, проявлялось не столько в их повседневном поведении, о котором мы, по существу, не так уж много знаем, сколько в официальных декларациях царей, настойчиво подчёркивавших тот факт, что именно они устанавливают законы, укрепляют порядок, согласие и справедливость в стране, защищают слабых от притеснений сильных, бедных от произвола богатых, искореняют преступников, воров и угнетателей. Приведённые выше фрагменты гимна Нанше (текст этого документа, давно уже найденного в Ниппуре, был составлен на основании девятнадцати табличек и фрагментов и прочитан лишь в 1951 г.) выдвигают эту богиню в число главных богов древнего Шумера. Она изображена в этом гимне как покровительница слабых, утешительница вдов и сирот, защитница обездоленных. Более того, в её власти «превратить сильных в слабых». А это могут только главнейшие боги. Законодательная деятельность правителей Лагаша, которому покровительствовала богиня Нанше, была особенно активной и распространяла своё влияние на другие города Шумера.

Итак, шумерские цари были владыками, законодателями и судьями. О том, что в далёком прошлом правитель Шумера выполнял и функции судьи, свидетельствуют мифы — самые древние документы. В них, например, бог войны и охоты, сын Энлиля Нинурта, именуется «судьёй». В мифах обиженные приходят с жалобами к правителю, который должен помочь восстановить справедливость. В одном из мифов говорится:

Как Баба [богиня–покровительница города Лагаша]

старается быстрее донести просьбы к царю,

Как Нинурта, владыка, сын Энлиля, изрекает приговоры…

В другом мифе Нинурта, празднуя победу над злым демоном Асагом, «судит» те силы, которые помогали Асагу, и тем самым упрочивает своё положение «судьи». В роли «судей» выступают и Уту, и другие божества–покровители различных шумерских городов.

Шумеры уважали и чтили традицию. Они неохотно меняли однажды установленное и были убеждены, что созданная ими на протяжении тысячелетней истории цивилизация существовала вечно в неизменной, ниспосланной богами форме.

Итак, верховным судьёй в городах–государствах Шумера был царь. И хотя правители теперь практически не вершили суд, а судебный процесс от имени энси согласно традиции и действующим законам вели специально назначенные для этого судьи, в определённых случаях без санкции энси приговор не мог быть исполнен. Например, как явствует из текстов, относящихся ко времени царствования Уруи–нимгины, правители города Лагаша постановили, что решение о разводе может войти в силу только после утверждения его царём или его наместником. Такая традиция существовала в некоторых городах, в случаях продажи свободного человека в рабство.

Приговор, вынесенный или утверждённый энси или царём, считался окончательным и обсуждению не подлежал. В одной из надписей Гудеа говорится: «Месть и проклятие богов обрушатся на того, кто осмелится нарушить приговор владыки». Среди многочисленных судебных документов эпохи третьей династии Ура, когда система судопроизводства достигла наивысшего развития, попадаются судебные протоколы с пометкой: «Судебное постановление утверждено царём».

 

 

 

«Законы Ману» Древняя Индия

Среди правовых документов Древней Индии, регулирующие механизмы наследования и обеспечивали определенные социальные гарантии, следует отметить "Законы Ману". Особенностью этого государства было разделять население не на рабов и рабовладельцев, а на сословные группы (варны): брахманов (священнослужителей), кшатриев (воинов и правителей), вайшьев (земледельцев и ремесленников) и шудр (слуг, рабов). В Законах Ману оригинально регулировались правила наследования движимого и недвижимого имущества. Из числа наследников исключались дети, больные, умственно отсталые и бедные. Недействительными считались также соглашения, заключенные человеком или в состоянии опьянения, или такой, которая находилась в состоянии гнева или горя, путем обмана или насилия, а также старцем, ребенком или уродом.

Особенно устанавливались правила выдачи девушки замуж. Ее назначением считалось рождение и воспитание детей, прежде всего сыновей, на которых законом возлагались обязанности выполнять поминальные обряды по умершим предками. Повторные браки вдов запрещались, отсюда и происходит обычай Самосжигание на могиле мужа. Муж имел право привести в дом новую жену на восьмом году, если жена не рожала детей, на десятом - если рожала мертвых детей, на одиннадцатом - если рожала только девочек; немедленно - если была склонна к пьянству, не отличалась целомудрием, а также была сварливая.[3].

 

 

 

Древний Египет

У древних египтян существовало представление о милосердии как бескорыстии и вспомоществовании нуждающимся. Письменные источники по Древнему Египту донесли до нас слова вельможи Пиопинахта: «Я давал хлеб голодному, одевал нагого», а в «Поучении Птахотепа» говорится: «Не будь алчен по отношению к родичам своим, мольбы кротких могущественнее силы». У древних египтян уже имелось представление о милосердии – «вспомоществование» и «бескорыстие».

Так в завещании древнеегипетского фараона Рамсеса III (II тысячелетие до н.э.), где говорилось о милосердии, которое он выказывал нуждающимся, о благотворительных раздачах продовольствия.

Необходимость поддержания стабильности в обществе диктовала участие государственной власти в решении социальных проблем, прежде всего в экстремальных условиях. Сохранившиеся письменные источники свидетельствуют, что, например, в Древнем Египте уже в III тыс. до н.э. (2700-2300 гг.до н.э.) проявлялась забота о членах общества со стороны государства.

Власть в Древнем Египте применяла методы централизованного планирования производства и распределения продуктов питания по различным регионам. Использовалась также определенная миграционная политика. Эта практика объяснялась не моральными, этическими нормами египетских властей, а их рационализмом. Прерогативой государства было заботиться о сохранении трудовых ресурсов и поддерживать жизненный уровень людей, которые были заняты на общественных работах, а именно: строили каналы, пирамиды, гробницы и храмы. Целью властей было также предотвращение голодных бунтов, которые могли бы угрожать стабильности государства.

Древнейшие сведения о социальной помощи найдены в Древнем Египте, где в ХХV-ХХV ст. до н. е. в храмах осуществлялось бесплатная раздача голодающим хлеба. В одном из древнеегипетских рукописей рассказывается о монархе, хвастался своей благотворительностью: выделял ячмень и молоко голодному, которого находил в своей области, прятал бедного в своем полотне, вносил зерновую ссуду из своих запасов заемщику по виновного должника. В Древнем Египте проходила равномерная поддержка центральной властью минимального прожиточного уровня всех регионов Египта за счет перераспределения богатого урожая благополучных областей.

 

 

 

«Кодекс царя Хаммурапи»

Законы царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.) представляют самый значительный правовой документ Древней Месопотамии. Он был обнаружен французскими археологами в 1901 году при раскопках эламского города Сузы.

 Законник отражает  многовековой итог юридической  мысли и практики, в нем заметно  влияние древних законов Шумера  и Аккада. Состоит он из трех  частей: введения, перечня статей  и заключения. Следуя традиции, Хаммурапи  провозглашает себя поборником  Справедливости, Истины, Милосердия. В  ту  эпоху эти термины, вероятно, обозначали законность и правопорядок.

Информация о работе Развитие законодательной базы в древности