Развитие законодательной базы в древности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2014 в 21:56, реферат

Описание работы

Люди попадали в беду во все времена и во все времена им старались оказывать поддержке. Сначала это было племя, потом деревня, но с созданием более крупного института- государства, полномочия по оказанию социально помогающей деятельности оказались в его руках. Со времени создания первых классовых государств (III-II тыс. до н.э.) до IV-V вв. н. е. в истории социальной работы продолжается период, который называется филантропическим.

Содержание работы

Введение
Кодекс царя Ур–Намму
«Законы Ману» Древняя Индия
Древний Египет
«Кодекс царя Хаммурапи»
Древний Китай
Древняя Греция
Древний Рим
Древние христиане
Древние мусульмане
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Razvitie_zakonodatelnoy_bazy_v_drevnosti.docx

— 45.75 Кб (Скачать файл)

Данный судебник носил казуистический характер, так как преимущественно представлял источник, перечисляющий различные прецеденты.

Значительная часть правовых норм Законника Хаммурапи была посвящена регулированию общественных отношений, связанных с царско-храмовым хозяйством.

Вместе с тем свод законов Хаммурапи не затрагивали многие важные области внутри - общинных отношений, отношений общин с царской властью и пр.

Важное значение имели статьи, посвященные собственности. Земля как объект собственности имела два вида: государственная (царская и храмовая) и общинная. Особый правовой статус имели наделы земли за службу воинам - имущество (илку), которое считалось основным владением целевого назначения. Царские чиновники, включая тамкаров (торговцы), также получали земельные наделы.

Земля, вода считались собственностью царя и общины. Порядок пользования общинной землей и водой определялся органами управления. Законник Хаммурапи не содержит подробных указаний о порядке пользования этой землей, ее отчуждения и продажи. Изъятие таких участков у общины по общему правилу считалось прерогативой царя.Стоит сказать, что он в какой-то степени защищали крестья- нина-общинника, попавшего в сети ростовщика, от погашения долга путем передачи заимодавцу поля или сада с ожидаемым урожаем . Статья 48 Законника Хаммурапи спасала должника-крестьянина от потери участка в случае неурожая. 
Интересы общины, охрана ее пахотного поля, системы орошения отражены в ст.ст. 42-47. Закон ограждает земледельца, арендатора поля от ростовщика и в тех случаях, если урожай погиб по причине стихийных бедствий (ст.ст. 45, 48). Штраф с виновного за гибель поля соседа в случае небрежного отношения к плотине, каналу взыскивался не в казну, а в пользу пострадавших. Закон запрещал спекулятивные сделки с полем, садом и жильем общинников, преследовал тех, кто по каким-то соображениям не обрабатывал свой полевой надел, что наносило ущерб общинному хозяйству.

Таким образом, законы Хамурапи охранял общину, крестьян-земледельцев, в первую очередь, от алчных вожделений ростовщиков и торговцев. Однако консерватизм общины в исторической перспективе затруднял социально-экономическое развитие древневосточного общества.

Прежде всего, Законник Хаммурапи охранял собственника от недобросовестного приобретателя. Иски по сделкам с недвижимой собственностью при рассмотрении в суде, кроме свидетельских показаний, должны были обеспечиваться письменными документами, что было на руку состоятельным гражданам. Знатоки права благотворительностью не занимались, бесплатно юридических консультаций клиентам не давали.

Во времена Хаммурапи товарно-денежные отношения достигли более высокого уровня, чем в Древнем Шумере. Община переживала кризис. По закону, она была вправе свободно распоряжаться своей недвижимостью: продавать, закладывать, менять, сдавать в аренду, передавать по наследству (ст.ст. 39-47, 71). Для распоряжения недвижимостью не требовалось согласия со стороны общины. Однако если человек покидал общину, терял связь с нею, то утрачивал право на свой участок земли (ст. 136). Такая санкция грозила тем, кто не выполнял свои обязанности землепользователя, т.е. не участвовал в трудовых повинностях, особенно при строительстве и ремонте ирригационных сооружений.

Царские земли имели свой статус, из них давались участки воинам, чиновникам за службу. Существовали храмовые земли. Собственность охранялась не только исками, но и уголовными санкциями. Законы Хаммурапи особенно свирепо карали тех, кто скроет в своем доме чужого раба (ст. 16). Кража животных, принадлежащих дворцу и храму, каралась штрафом в 30-кратом размере. Если виновный не мог уплатить такой огромный штраф, его казнили (ст. 8).

Заслуживает внимания положение, по которому даже царь и его чиновники не могли вмешиваться в земельные отношения общины, распоряжаться ее недвижимым имуществом.

В Законнике Хаммурапи нет статей, уполномочивающих царских чиновников давать указания: когда и что сеять, когда убирать урожай, сколько держать скота, чем его кормить, по какой цене сбывать продукцию сельского хозяйства.

В законнике содержится горячий призыв, мольба, просьба: «пусть будущий царь хранит справедливые слова, которые я начертил на своей стеле, пусть не изменит закона страны. пусть не отвергнет моих указов. пусть он справедливо управляет своими черноголовыми, пусть разбирает их тяжбы. истребит в стране преступников и злых, пусть улучшит положение своих людей». Несбыточность и бесполезность этих заклинаний были неведомы правителю.

Сложившаяся при Хаммурапи система власти, управления, суда, весь аппарат чиновничьей бюрократии усилили эксплуатацию и угнетение простых людей: общинников, мушкенумов, всех бездо- ленных и подневольных.

 

 

 

Древний Китай

Учение Конфуция возникло в VI–V вв. до н. э., а в начале I тысячелетия стало официальной идеологией Китая. Это было не столько религиозное, сколько фило- софское учение, центральное положение в котором занимали этические проблемы. Конфуций ввел в китайскую философию понятие «жэнь», которое переводится обычно как «гуманность», «человечность», «милосердие», «доброта». Он рассматривал «жэнь» как атрибут благородного мужа, который – в отличие от низкого человека, знающего только личную выгоду, – знает свой долг. Если у Конфуция «жэнь» считалось атрибутом благородного мужа, то у его последователей оно стало универсальным началом, образующим человеческую личность. Западным аналогом понятия «жэнь» было представление о гуманности, связанное с именем Цицерона, который познако- мил римлян с греческой философией. Гуманность понималась Цицероном как идеал образования знатных римлян, содержанием которого было воспитание людей по гре- ческому образцу.

Основной целью такого образования было гармоническое развитие человеческих способностей, а также развитие культуры, нравственности и соответству- ющего ей поведения человека. Отождествляя по существу гуманность и образование, Цицерон полагал, что человеком можно стать лишь благодаря образованию. Его идеи получили развитие в эпоху Возрождения, давшую начало светскому гуманизму.

Также меры по социальной защите для чрезвычайных ситуаций разрабатывало правительство Древнего Китая. Основными мерами были:

- бесплатное (или за минимальную  плату) распределение зерна;

- использование всех пустующих  полей для засева бесплатным  зерном;

- переселение голодающих  в благополучные районы страны. 
Такая политика продолжалась только в период чрезвычайных ситуаций и не имела постоянного характера.

 

 

 

Древняя Греция

Идея милосердия получили свое развитие в духовной культуре античного мира. В Древней Греции считалось долгом поддерживать бедных, потому что эти нуждающиеся состояли в родстве или были так называемыми клиентами тех семейств, предки которых были основателями города-государства. Но не только близкие, родственные отношения между людьми способствовали развитию милосердия в городе-государстве. Общественное воспитание гуманности, взаимопомощи и солидарности стало определяющим фактором в формировании идей милосердия. Великий древнегреческий философ Демокрит утверждал: «Когда имущие решаются давать взаймы, помогать и оказывать благодеяния неимущим, то в этом уже заключено и сострадание, и преодоление одиночества, и возникновение дружбы, и взаимопомощь, и единомыслие среди граждан, и другие блага, которые никто не может исчислить»[11].

Полис породил новое представление об истоках милосердия-терпения, которое следует искать, по утверждению стоиков, представителей одной из античных философских школ, в первом естественном побуждении человека — стремлении к самосохранению. В силу разумной природы человека это «расположение к себе» распространяется и на других людей, и на все человечество. Эти утверждения стоиков следует рассматривать как один из первых концептуальных подходов к милосердию.

С целью оказания материальной поддержки беднейшим категориям гражданства в Афинах, например, был установлен жесткий контроль за хлебным рынком.

Государство обеспечивало выдачу социальных пособий. Так, афинский реформатор Солон (конец VI в. до н.э.) издал закон, по которому государство обеспечивало содержание всех граждан, получивших увечья на войне. 

Позднее такое государственное содержание было распространено на всех неимущих, неспособных в силу болезней или увечья трудиться и обеспечить себе пропитание. Государство брало на себя заботу о воспитании сыновей воинов, погибших в сражениях. Афинское государство поддерживало их до совершеннолетия. Власти также выделяли определенные средства свободным девушкам из бедных семей в качестве приданного. 
С целью снять социальную напряженность и обеспечить образование 
и воспитание граждан начиная с 40–30-х гг. V в. до н.э. малоимущим гражданам власти стали раздавать театральные деньги или специальные жетоны, по которым можно было пройти на театральное представление.

 

 

 

Древний Рим

Особое внимание в античном Риме уделялось благотворительной помощи и призрению осиротевших и покинутых детей, детей бедных родителей, которых много появилось на закате Римской империи. Эта помощь осуществлялась на государственном уровне. При императорах Нерве и Траяне различные поместья скупались государством и отдавались в аренду или получали ссуду под залог земли. Полученный доход шел на воспитание детей, особенно сирот. Одновременно с государственной благотворительностью существовала муниципальная. Самое старое благотворительное учреждение было основано при императоре Августе (30 год до н. э. — 14 г. н. э.).

В римском праве милосердие- benignitas, является принцепсом, под которым понимали справедливость на основе нравственных  оснований, однако это не означало, что принцепс милосердия отрицал возможность мести. Вместе с тем в римском праве разрабатывались и практические вопросы, которые касались жизнедеятельности общества.

Многие земледельцы уходили из деревни в город. Здесь часть из них шла на постоянную военную службу, часть вливалась в ряды люмпен-пролетариата. В эпоху античности эти деклассированные слои обладали номинально правами римского гражданства. Они участвовали в выборах магистратов, в народных собраниях, но не имели собственного хозяйства и, вместе с тем, как правило, не работали. Они жили за счет подачек богатых людей, становились их клиентами, поддерживали их кандидатов при голосовании и оказывали разные услуги.

В I в. до н.э. содержание этого слоя люмпенов взяло на себя государство. Так, по закону Кассия в 73 г. до н.э. каждому люмпен-пролетарию выделялось около полутора килограммов хлеба на один день

Тиберий Гракх, получивший должность народного трибуна, сумел провести в 133 г. до н.э. аграрный закон. Закон определял максимальный размер участка земли, получаемый от государства. За счет изъятия образовавшихся излишков создавался земельный фонд, из которого получали неотчуждаемые участки безземельные и малоземельные граждане.

Гай Гракх, и в 123–122 гг. до н.э. провел законы, которые должны были улучшить положение малоимущих и неимущих. Эти законы позволили организовать поселения (колонии) неимущих римских граждан в провинциях и наделить их там землей. Кроме этого, законы предусматривали продажу зерна по очень низким ценам из государственных складов нуждающимся гражданам  

Древнеримское общество периода республики и империи сталкивалось в социальной сфере с теми же проблемами, что и в Древней Греции. Общие проблемы решались похожими методами восстановление собственности для свободных, полноправных граждан - наделение их землей, переселение неимущих в отдаленные районы, привлечение на военную службу малообеспеченных граждан, организация народных празднеств, которые помогали гражданскому сплочению общества.

      Римское  право выделяло «правоспособность»  и «недееспособность». Первое означало  наличие в обществе лиц, у которых есть права. Второе предполагало, что у таких лиц нет достаточной степени разумности и зрелости воли для самостоятельных действий и управления своими делами. К недееспособным римское право относило несовершеннолетних, безумцев, женщин и расточителей. Эти категории лиц должны были находиться под чьей-либо охраной, прежде всего семейной. Если же такой естественной семейной охраны не было, возникал вопрос об организации для таких лиц искусственной защиты. Для решения этой проблемы в римском праве были разработаны порядок опеки и попечительства.

 

 

 

Древние христиане

С возникновением религий, сначала национальных, а впоследствии и мировых, забота о больных и нищих, призрение сирот, облегчение участи униженных и оскорбленных, словом все акты милосердия-терпения и благотворительности, проявления гуманности стали рассматриваться как религиозно обязательные поступки.

Идеи милосердия-терпения и практика благотворительности были известны древним евреям, что нашло отражение в Ветхом Завете — религиозном и культурно-историческом памятнике, признаваемом и христианством: «О человек! Сказано тебе, что добро, и что требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренно мудро ходить пред Богом твоим».

Благотворительность является одним из основных предписаний иудаизма: «Милость и истина да не оставляют тебя; обвяжи ими шею твою, напиши их на скрижали сердца твоего». Ветхий Завет содержит несколько законов, предусматривающих своего рода налогообложение в пользу бедных. В них подчеркивается необходимость не забывать о нуждающихся в праздничные дни, не забывать о бедняках и пришельцах, поскольку сами евреи, уходя из Египта, нуждались в помощи. Благотворительность приветствуется даже в отношении личных врагов: «Если найдешь вола врага твоего, или осла его, заблудившегося, – приведи его к нему. Если увидишь осла врага твоего упавшим под ношею своею, то не оставляй его: развьючь вместе с ним». [1].

В Талмуде благотворительность обозначается словами цдака (буквально: праведность или справедливость). Бедный имеет право получать, а состоятельный человек должен давать. В Талмуде в мельчайших подробностях расписаны правила благотворительности: кто, и каким образом обязан заниматься ею, кто имеет право пользоваться, каковы размеры помощи в благотворительных целях. В пользовании благотворительностью женщины имеют приоритет перед мужчинами. Бедному родственнику надо оказать помощь раньше, чем постороннему бедняку. Бедняки своего города имеют предпочтение перед бедными из других городов.

Информация о работе Развитие законодательной базы в древности