Развлекательные формы социально-культурной деятельности. Концерты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 16:30, курсовая работа

Описание работы

Важность социально-культурной деятельности в том, что это не просто организация досуга, а организация в социально-значимых целях: удовлетворение и развитие культурных потребностей и интересов как отдельной личности, так и социума в целом. Именно поэтому важна социально-педагогическая деятельность как направление социально-культурной деятельности. Объектом социальной педагогики, с одной стороны, выступает растущий человек во всем богатстве его жизнедеятельности, а с другой — элементы общественной культуры.
Вышесказанным и можно объяснить актуальность данной темы.
Целью работы является исследование социально-педагогической деятельности как направления социально-культурной деятельности, исследование развлекательных форм СКД

Содержание работы

1.Ведение
2.Сущность социально-культурной деятельности.
3.Формы развлекательной деятельности.
4.Специфика организации развлекательных мероприятий.
5.Концерты
6.Заключение.
7.Список литературы.

Файлы: 1 файл

курсовая зулька.docx

— 43.88 Кб (Скачать файл)

 

Министерство  культуры Красноярского края Краевое  государственное бюджетное учреждение среднего профессионального образования  «Красноярский краевой колледж  культуры и искусства»

 

 

 

Развлекательные формы социально-культурной деятельности. Концерты.

 

курсовая работа

 

дисциплина: Социально-культурная деятельность

специальность-Организация  и постановка культурно- массовых мероприятий

 

Студент: Абрахимова Зульфия Ибрагимовна

Руководитель: Письминская Л. В.

 

 

 

 

 

 

 

 

Минусинск 2013

 

1.Ведение 
2.Сущность социально-культурной деятельности. 
3.Формы развлекательной деятельности. 
4.Специфика организации развлекательных мероприятий.

5.Концерты

6.Заключение. 
7.Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

В настоящее время социально-культурная ситуация характеризуется целым  рядом негативных процессов, наметившихся в сфере духовной жизни – утратой  духовно-нравственных ориентиров, отчуждение от культуры и искусства детей, молодежи и взрослых, существенным сокращением  финансовой обеспеченности учреждений культуры, в том числе и деятельность современных культурно - досуговых центров.

Важность социально-культурной  деятельности в том, что это не просто организация досуга, а организация в социально-значимых целях: удовлетворение и развитие культурных потребностей и интересов как отдельной личности, так и социума в целом. Именно поэтому важна социально-педагогическая деятельность как направление социально-культурной деятельности. Объектом социальной педагогики, с одной стороны, выступает растущий человек во всем богатстве его жизнедеятельности, а с другой — элементы общественной культуры.

Вышесказанным и можно  объяснить актуальность данной темы.

Целью работы является исследование социально-педагогической деятельности как направления социально-культурной деятельности, исследование развлекательных форм СКД

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Сущность и содержание социально-культурной деятельности

СКД –Это деятельность, направленная на создание условий для наиболее полного развития, самоутверждения и самореализации личности и группы (студии, кружки, любительские объединения) в сфере досуга. Она включает в себя все многообразие проблем по организации свободного времени: общение, производство и усваивание культурных ценностей и т.д.

Важность СКД В том, что это не просто организация досуга, а организация в социально-значимых целях: удовлетворение и развитие культурных потребностей и интересов, как отдельной личности, так и социума в целом. Деятельность КДУ (учреждений) в настоящее время организуется на основе документа, вышедшего в 1992 году – «Основы законодательства РФ о культуре». В нем четко определены «культурная деятельность», «культурные ценности», «культурные блага», «творческая деятельность» и т. д., основные сферы деятельности государства в области культуры (охрана памятников, народное творчество, художественные промыслы, художественная литература, кинематография и т. д.), а также основные права граждан в области культурной деятельности .

Особенности СКД:

-осуществляется в свободное  время

-отличается свободой  выбора, добровольностью, активностью и т. д. 

-характеризуется многообразием  видов 

- РФ располагает большим количеством институтов,создающих условия для СКД (музей, библиотека, клуб,и т. д.)

Отличительные черты  СКД: 

-Гуманистический характер 

-культурологический характер  

-развивающий характер

Функции СКД: 

-развивающая 

-информационно-просветительская  

-культурно-творческая 

- рекреационно-оздоровительная

Понятие социально-культурная деятельность включает в себя три составляющих: социум, культура и деятельность. В точке пересечения культурного и социального рождается новый смысл и новое качество, которое отсутствует отдельно в социальном и отдельно в культурном. Основной целью социально-культурной деятельности было создание условий для приобщения людей к культуре, адаптации к научно-техническим изменениям.

Социокультурную деятельность можно разделить на пять видов: преобразовательную,

познавательную,

ценностно-ориентационную,

коммуникативную

художественное творчество, как особый вид деятельности.

Социокультурная деятельность подразумевает социокультурный  подход к процессу образования, как  единства культуры и социума, образуемых деятельностью человека. Его специфика  заключается в том, что он интегрирует  тип измерения человеческого  бытия: соотношения человека и общества, характер культуры, тип социальности. В этом случае под Культурой понимается совокупность способов и результатов деятельности человека как материальных, так и духовных, а под Социальностью совокупность отношений каждого человека или иного социального субъекта с другими субъектами, формируемых в процессе деятельности.

Процесс социокультурной  деятельности включает в себя Культурную Трансмиссию, которая представляет собой механизм, с помощью которого идет передача накопленного опыта и знаний новым субъектам образования, и включает процессы инкультурации и социализации, т. е. интеграция индивида в человеческое общество, приобретение им опыта, который требуется для исполнения социальной роли. Инкультурация – это вхождение субъекта образования в культуру своего народа, а Социализация – это процесс вхождения индивида в общество, в его социальную структуру и структуру личности.

 

 

 

 

3.Формы развлекательной  деятельности.

Многообразные виды досуговой  деятельности раскрыты в исследованиях  Э.В. Соколова, которые он классифицирует по группам: отдых, развлечения, праздник, самообразование, творчество, зрелище. По его мнению, отдых снимает усталость и напряжение, служит для восстановления жизненных сил и душевного равновесия. Он может быть пассивным или включать различные уровни и степень активности. Развлечение как досуговая деятельность имеет компенсационный характер, исполняет роль психологической разрядки, эмоциональной разгрузки, обеспечивает человеку смену впечатлений.

Отдых и развлечения сочетаются в праздниках. Праздник всегда связывает  прошлое и настоящее путем  торжественного по преимуществу преображения действительности, служащей для обновления ценностных ориентиров в переломные моменты истории и индивидуальной жизни, где человек, хотя бы на небольшой  срок, освобождается от повседневных забот, тревог, погружается в эмоционально насыщенную атмосферу, испытывая подъем, получает возможность открытого  выражения чувств.

Самообразование как досуговая  деятельность согласно мнению Э.В. Соколова направлено на приобщение людей к  ценностям культуры. Повышая общую  культуру личности, образовательная  деятельность развивает ум, способности, познавательные интересы, эстетические и нравственные чувства. Наиболее высокий  уровень досуговой деятельности достигается в творчестве. Творчество, отвечающее глубинным и универсальным  потребностям человека в самовыражении, преобразовании действительности, поиске, экспериментировании, познании и изменении  окружающего мира, помогает совершенствовать бытие, отношение к самому себе, создавать  новое. Творческая досуговая деятельность поднимает личность на новую ступень  – от потребителя духовных ценностей  до их создателя.

Все перечисленные виды досуговой  деятельности тесно связаны между  собой. Одни из них выполняют подготовительные функции для участия человека в других. Некоторые исполняют  завершающие функции, позволяя в  полной мере реализовать социально-педагогический потенциал досуга.

С.А. Шмаков выделяет досуговые  занятия, которые он классифицирует по характеру осуществляемой ребенком в свободное время деятельности. В связи с этим им определены такие  виды досуга: пассивный (зрительский, слушательский) и активный (деятельностный); организованный (педагогически целесообразно используемое свободное время) и стихийный (спонтанно  протекающий процесс использования  свободного времени); контролируемый и  неконтролируемый; коллективный и индивидуальный; подражательный и творческий; опережающий (изыскательная перспективная деятельность) и нормативный (традиционно сложившиеся  модели). Все виды досуга по отдельности  и особенно применяемые в системе  имеют огромное значение во всестороннем развитии личности подростка, поскольку  он включается в выполнение различных  ролей и проявляет себя в разных позициях.

Вместе с тем С.А. Шмаков отмечает, что досуговая деятельность по своему содержанию подразделяется на ряд принципиальных групп. Первая группа связана с функцией восстановления различных сил ребенка (прогулки на воздухе, спортивные мероприятия, игры, забавы, вечера отдыха, развлечения  и др.). Вторая группа – с повышением эрудиции, потреблением духовных ценностей (чтение литературы, просмотр телепередач, посещение выставок, музеев, путешествия  и др.). Третья – с развитием  духовных сил и способностей, с  активной творческой деятельностью (трудовая, спортивно-игровая, художественно-театральная, научно-исследовательская и др.). Четвертая группа реализует потребность  подростка в общении (кружковая  работа, клубные объединения, праздники, дискотеки и др.). Пятая группа связана с целенаправленной творческой учебной деятельностью детей (конкурсы, смотры, каникулярные объединения, турпоходы). Следовательно, в процессе досуговой  деятельности осуществляется удовлетворение потребностей детей и подростков, которые не могли быть удовлетворены  в их учебной и трудовой деятельности.

Форма, по сути, организационно обеспечивает реализацию целей, содержания, принципов и методов воспитания детей. В то же время одна и та же форма может отражать разное содержание, иногда даже не соответствующее первоначальному  замыслу.

Существуют различные подходы к классификации форм воспитательной работы. Остановимся на классификации, предложенной Е.В. Титовой. Она считает, что существуют три основных типа форм воспитательной работы: мероприятия, дела, игры. Они различаются по следующим признакам: по целевой направленности, по позиции участников воспитательного процесса, по объективным воспитательным возможностям.

Мероприятия – это события, занятия, ситуации в коллективе, организуемые педагогами или кем-нибудь другим для  воспитанников с целью непосредственного  воспитательного воздействия на них. Е.В. Титовой выделены характерные  признаки такого типа форм. Это прежде всего созерцательно-исполнительская  позиция детей и организаторская  роль взрослых или старших воспитанников. Иными словами, если что-то организуется кем-то для воспитанников, а они, в свою очередь, воспринимают, участвуют, исполняют, регулируют и так далее, то это и есть мероприятие.

К второй группе форм воспитательной работы относятся так называемые дела. «Дела» – это общая работа, важные события, осуществляемые и организуемые членами  коллектива на пользу и радость кому-либо, в том числе и самим себе.

Игры  – это воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе воспитанников с  целью отдыха, развлечения, обучения.

Прежде  чем говорить о классификации  форм, необходимо определить то, что  отличает одну форму от другой, т.е. определить признаки формы.

Такими  признаками могут быть количественные: формы отличаются друг от друга временем их подготовки и проведения, количеством  участников.

По времени проведения все формы можно разделить на:

– кратковременные (продолжительностью от нескольких минут до нескольких часов);

– продолжительные (продолжительностью от нескольких дней до нескольких недель);

– традиционные (регулярно повторяющиеся).

По времени подготовки бывают экспромтные формы, т.е. проводимые с учащимися без включения их в предварительную подготовку, а также формы, предусматривающие предварительную работу, подготовку учащихся.

По видам деятельности – формы учебной, трудовой, спортивной, художественной деятельности; по способу влияния педагога – непосредственные и опосредованные.

По субъекту организации классификация форм может быть следующая:

– организаторами детей выступают  педагоги, родители и другие взрослые;

– деятельность организуется на основе сотрудничества;

– инициатива и ее реализация принадлежат  детям.

По результату все формы можно разделить на следующие группы:

– результатом является информационный обмен;

– результатом является выработка  общего решения (мнения);

– результатом является общественно  значимый продукт.

По количеству участников формы могут быть:

– индивидуальные (воспитатель – воспитанник);

– групповые (воспитатель – группа детей);

– массовые (воспитатель – несколько  групп, классов).

Под концертной деятельностью  понимается планирование и организация  платных публичных выступлений  художественных коллективов и исполнителей вокальных, инструментальных, хореографических, речевых и оригинальных жанров.

Её особые черты:

– жанровое многообразие исполняемых произведений (вокальные, инструментальные и др.);

– количество участников концерта (от одного в сольном концерте пианиста до нескольких сотен в массовом театрализованном представлении) и степень их популярности;

– вместимость и тип  концертной площадки (зал филармонии, дом культуры, дворец спорта, сельский клуб, актовый зал школы, красный  уголок цеха и т.п.).

Концерт – один из видов публичных выступлений, в котором в той или иной форме находят свое выражение по крайней мере пять видов искусств: музыка, литература, хореография, театр, эстрада. Концертное исполнительство имеет очень много общего как в своих истоках, так и в современных формах бытования с театральным и цирковым исполнительством. И тем не менее, оно обладает своими собственными специфическими чертами, характерными только для него.

Е.Ф. Светланов отмечал: «Во все концертные залы мира устремляется публика, желающая еще раз послушать любимые произведения музыкальной классики, чтобы еще раз приобщиться к прекрасному. Но этим откровенно спекулируют как исполнители, так и импресарио. Один из них говорил мне: «Для меня самое главное – аншлаг, то есть касса. Как прошел концерт – это уже не так важно. И совсем уж неважно, что напишут критики о концерте».

В зависимости от характера  исполняемого репертуара, концертную деятельность принято рассматривать  как состоящую из двух основных разделов: филармонического (от греческого phileo –  люблю и harmonia – гармония) и эстрадного (от латинского stratum – настил, помост). Отнесение жанров к филармоническим  либо эстрадным непосредственно  связано с исполняемым репертуаром.

Организационное разделение концертов на филармонические и  эстрадные у нас в стране сложилось  в 30-е годы, когда, с одной стороны, существовали филармонии с академическими и народными коллективами и исполняемыми, а с другой – эстрадные организации.

Информация о работе Развлекательные формы социально-культурной деятельности. Концерты