Реабилитация детей-инвалидов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2014 в 22:26, курсовая работа

Описание работы

Значительная часть детей с отклонением в развитии, несмотря на усилия, принимаемые обществом, с целью их обучения и воспитания, став взрослыми оказывается неподготовленной к интеграции в социально – экономическую жизнь. Вместе с тем, результаты исследований и практика свидетельствуют о том, что любой человек, имеющий дефект развития, может при соответствующих условиях стать полноценной личностью, развиваться духовно, обеспечивать себя в материальном отношении и быть полезным обществу.
В последние годы в нашей стране стало более заметным стремление к тому, чтобы изменить сложившуюся ситуацию с обучением и воспитанием детей – инвалидов в лучшую сторону. Приняты на государственном уровне соответствующие законодательные акты. Складывается система нового вида специализированных учреждений – реабилитационных центров, позволяющих комплексно решать многие проблемы.

Содержание работы

Введение
Раздел 1 Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями, как теоретическая проблема социальной работы
1.1 Понятие «Социальная реабилитационная деятельность», сущность, содержание. Цели социальной реабилитации
1.2 Технологии и средства социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями
Раздел 2 Результаты практического исследования по проблемам социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями
2.1 Программа реабилитации детей с ограниченными возможностями
2.2 Особенности организации исследования
2.3 Анализ результатов исследования
2.4 Выводы и рекомендации по исследованию
Заключение
Библиография

Файлы: 1 файл

Выпускная квалификационная работа.doc

— 197.50 Кб (Скачать файл)

Следующий показатель – представление о своих правах и обязанностях.

 

Таблица 6. Представление о своих правах и обязанностях. Вопрос №6,8.

Вопрос №6 «Согласны ли с теми обязанностями, которые на Вас возлагают окружающие?»

Варианты ответов

Кол-во выборов

 

Здоровые дети

Дети с огр. Возмож.

согласен

7 (47%)

8 (53%)

Не согласен

5 (34%)

5 (34%)

Затрудняюсь ответить

3 (20%)

2 (14%)


 

Мы видим, из данной таблицы существенных различий также не имеется.

Дети с ограниченными возможностями, как и здоровые дети согласны с теми обязанностями, которые на них возлагают.

 

Таблица 7.

Вопрос №8 «Знаете ли Вы свои права?»

Варианты ответов

Кол-во выборов

 

Здоровые дети

Дети согран. Возмож.

знаю

6 (40%)

6 (40%)

Не знаю

3 (20%)

4 (27%)

Знаю, но не в полной мере

2 (14%)

2 (14%)

Затрудняюсь ответить

4 (27%)

3 (20%)


 

По данной таблице также видно, что разницы между группами практически не существует. Дети с ограниченными возможностями , как и здоровые дети в большинстве знают свои права.

Следующий, заключительный показатель – планы на будущее.

 

Таблица 8. Планы на будущее. Вопрос №10. «Задумываетесь ли Вы о своем будущем?»

Варианты ответов

Количество выборов

 

Здоровые дети

Дети с огр. Возм.

Часто задумываюсь

7 (47%)

8 (53%)

Иногда задумываюсь

3 (20%)

2 (14%)

Не задумываюсь

3 (20%)

2 (14%)

Затрудняюсь ответить

2 (14%)

3 (20%)


 

Существенных различий данная таблица также не выявила, дети практически одинаково задумываются о будущем. Многие из здоровых детей и детей с ограниченными возможностями не задумываются, но их незначительная часть.

 

2.4 Выводы и  рекомендации по исследованию

 

Исходя из выше указанных показателей, мы можем сделать следующие выводы:

Самооценка у детей с ограниченными возможностями не занижена, как и у здоровых детей.

По мнению детей с ограниченными возможностями, лидерские качества у них развиты также достаточно.

Дети с ограниченными возможностями считают свою внешность не менее привлекательной, чем здоровые дети.

Уровень общения у детей с ограниченными возможностями, практически такой же, как и здоровых детей.

Дети с ограниченными возможностями хорошо осведомлены о своих правах и возможностях.

Наша гипотеза не подтвердилась: Дети с ограниченными возможностями не имеют значительного отличия от здоровых детей, и их личные особенности также не отличаются.

Исходя из полученных выводов, мы предлагаем следующие рекомендации:

Развить творческие возможности у детей с ограниченными возможностями.

Пробуждение социальной активности, деятельности подростка, который традиционно воспринимался обществом, как больной, нуждающийся в милосердном отношении людей.

Воспитать чувство собственного достоинства.

Стремление к самоопределению.

Формирование способности к выбору жизненной позиции, а не довольствование ролью пассивных потребителей льгот и привилегий, стремление к активному участию в преобразованиях, направленных на улучшение жизни общества.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Термин «инвалид» в силу сложившейся традиции несет в себе дискриминационную идею, выражает отношение общества, выражает отношение к инвалиду, как к социально бесполезной категории. Понятие «человек с ограниченными возможностями» в традиционном подходе ярко выражает дефицит видения социальной сущности ребенка. Проблема инвалидности не ограничивается медицинским аспектом, это социальная проблема неравных возможностей[16].

Главная проблема ребенка с ограниченными возможностями заключается в его связи с миром, а ограничении мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченности общения с природой, доступа к культурным ценностям, а иногда – и к элементарному образованию. Эта проблема является не только субъективного фактора, каковым является социальное, физическое и психическое здоровье, но и результатом социальной политики и сложившегося общественного сознания, отсутствие специальных социальных служб[25].

- Ребенок, имеющий инвалидность  – часть и член общества, он  хочет, должен и может участвовать  во всей многогранной жизни.

- Ребенок, имеющий инвалидность  может быть так же способен  и талантлив, как и его сверстники, не имеющие проблем со здоровьем, но обнаружить свои дарования, развить их, приносить с их пользу обществу, ему мешает неравенство возможностей.

- Ребенок – не пассивный  объект социальной помощи, а развивающийся  человек, который имеет право  на удовлетворение разносторонних социальных потребностей в познании, общении, творчестве.

- Государство не просто  призвано предоставить ребенку, имеющему инвалидность, определенные  льготы и привилегии, оно должно  пойти навстречу его социальным  потребностям и создать систему  социальных служб, позволяющих нивелировать ограничения, препятствующие процессам его социальной реабилитации и индивидуального развития.

- Анализ жизнедеятельности  детей и семей, имеющих детей  – инвалидов[23].

Специальное изучение личностных особенностей детей обнаружило их немного сниженный характер. Не значительно страдает коммуникативная деятельность детей с ограниченными возможностями.

Исследование, проведенное на 15 детях с ограниченными возможностями, показали, что 20% обследованных детей может вполне активно участвовать в общественной жизни, наравне со здоровыми.

Суть идеи:

Человек, имеющий инвалидность, имеет право на включение во все аспекты жизни общества, на независимую жизнь, самоопределение, свободу выбора, как все другие люди.

Человек с ограниченными возможностями должен рассматриваться, как эксперт, активно участвующий в реализации программ собственной реабилитации. Выравнивание возможностей обеспечивается с помощью социальных служб, помогающих преодолеть специфические трудности ребенка, имеющего инвалидность, на пути к активной самореализации творчеству, благополучному эмоциональному состоянию в детском сообществе.

В основе:

1. Компенсация возможностей, недостающих от рождения, либо  утраченных вследствие болезни  или травмы. За счет делигированности другими людьми недостающих ребенку функций, и создания ему условий для преодоления неприступных ранее препятствий окружающей среды (создание спецслужб).

2. Организация работы  со всеми участниками взаимодействия: с ребенком, его семьей, ближайшим окружением, через службы, ориентированные как на детей, так и на родителей и близких.

3. Интеграция в совместную  деятельность детей с ограниченными  возможностями, и детей, не имеющих  проблем со здоровьем. Этот принцип  должен быть реализован практически во всех видах служб.

4. Взаимопомощь – широкое  участие в работе добровольных  помощников и добровольная взаимная  поддержка[18].

Необходимо снять страх ребенка перед недоступной средой, раскрепощая его и высвобождая его духовные и физические силы, направляя их на развитие и проявление способностей и талантов.

Родители, получая такую поддержку, становятся более объективными в оценке проблем, связанной с инвалидностью.

Они начинают проявлять социальную активность, не замыкаясь на своем ребенке.

Технологическая цепочка:

Вначале обучается родитель: получает информацию о социальной политике социальных программах, знакомится с кругом друзей, участвует в определении приоритетных аспектов работы с его ребенком, ориентированный на воспитание у него качеств, необходимых для организации других детей.

Культурно – просветительные мероприятия, где создаются условия для приобретения ребенком опыта общения, организуются клубные мероприятия, авторами которых становятся родители и их дети.

Организуются мероприятия, авторами которых выступает ребенок ( помощь родителей носит скрытый характер)[18].

Накапливается опыт организаторской деятельности подростков не только в работе с небольшими группами детей, имеющих инвалидность, но и в условиях культурно-просветительных и социальных мероприятий, в которых задействованы и здоровые сверстники.

В задачи социального развития также входят:

- умственное развитие  детей;

- формирование навыков  правильного поведения;

- трудовое обучение и  подготовка к посильным видам  труда;

- физвоспитание;

- самообслуживание;

- бытовая ориентировка  и социальная адаптация;

- приобретать навыки внимательного  отношения к окружающим, чувство  дружбы, товарищества, коллективизма, знания о правилах поведения  в общественных местах;

- получение сведений о  музыке, художественной литературе, живописи, кино и других видах искусства.

Таким образом, проблемы социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями имеют порой четко выраженный региональный характер.

Они связаны с региональными условиями с наличием или отсутствием спецшкол, специальных реабилитационных центров, специалистов дефектологов в местах проживания семей, где есть ребенок-инвалид [32].

Основные тенденции инвалидности в настоящий период определяются неблагоприятными изменениями демографической структуры населения, ростом заболеваемости, ухудшением социально – экономических условий жизни и экологической ситуации. Все это увеличивает число лиц нуждающихся в различных видах социальной помощи и защиты, включая и вопросы реабилитации.

Социальная реабилитация, направленная на восстановление нарушенных или утраченных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья к общественной, профессиональной и бытовой деятельности, является важным этапом социальной защиты инвалидов.

Именно этими факторами руководствуются специалисты управления социальной защиты населения при реализации совместно с семьями детей-инвалидов индивидуальных программ реабилитации[21].

Подавляющее большинство детей живут в неполных семьях. И это понятно – немногие отцы в состоянии выдержать ежедневную борьбу с болезнью, нехваткой средств, тем, что мать занята проблемами ребенка. И, как следствие всего, большинство семей с детьми-инвалидами являются малообеспеченными.

Поэтому среди особенностей социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, воспитывающихся в семье, можно выделить следующие:

- необходимость оказания  адресной социальной помощи (как  денежной, так и натуральной);

- необходимость оказания  консультативной, психологической, правовой  помощи;

- работа по организации вовлечения детей с ограниченными возможностями здоровья в активный процесс социальной адаптации (путем привлечения к культурно – массовым, спортивным мероприятиям, выявление их творческих способностей, проведение совместных культурных мероприятий со здоровыми детьми);

- привлечение внимания  общественности к проблемам инвалидов, рассказывая об их судьбах, характерах, достижениях;

- оказание содействия  в обучении детей- инвалидов[21].

Решение проблемы детской инвалидности в современном обществе должно происходить одновременно как бы в двух плоскостях. В - первых - это профилактика детской инвалидности, т.е. комплекс мер, направленных на ее снижение за счет повышения качества оказания медицинской помощи беременным женщинам, роженицам и новорожденным, расширение сети медико-генетическим учреждений, в задачу которых бы входили как консультации, так и диагностика, особенно дородовая.

Во-вторых,- это социальная реабилитация детей-инвалидов, а именно развитие сети центров реабилитации детей и подростков, а также коррекционных детских дошкольных учреждений, приведение существующей системы учебных и воспитательных заведений для детей с нарушениями в развитии в соответствие с объективной необходимостью и международными нормативами с учетом накопленного опыта. Если общество не смогло предупредить рождение ребенка с тяжелым недугом, оно обязано обеспечить ему достойную жизнь[21].

Если на начальных возрастных этапах на восприятие социальных воздействий негативно влияет первичный дефект, то в дальнейшем, если не проводится его коррекция, ведущую роль начинают играть вторичные отклонения, которые препятствуют социальной адаптации ребенка, порождая педагогическую запущенность, расстройства эмоциональной – волевой сферы, личностные нарушения. Чтобы не допустить такого развития событий, ребенка, имеющего тот или иной дефект, необходимо своевременно включить в социально – реабилитационный процесс, так как вторичные нарушения требуют не медицинского вмешательства, а соответствующих социальных воздействий. Такую помощь могут оказать специалисты по социальной реабилитации, профессиональная деятельность которых социально – реабилитационная деятельность – вызвана необходимостью более эффективной подготовки детей, имеющих отклонения в развитии, к жизни в условиях противоречивого современного мира[20].

Информация о работе Реабилитация детей-инвалидов