Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2014 в 22:26, курсовая работа
Значительная часть детей с отклонением в развитии, несмотря на усилия, принимаемые обществом, с целью их обучения и воспитания, став взрослыми оказывается неподготовленной к интеграции в социально – экономическую жизнь. Вместе с тем, результаты исследований и практика свидетельствуют о том, что любой человек, имеющий дефект развития, может при соответствующих условиях стать полноценной личностью, развиваться духовно, обеспечивать себя в материальном отношении и быть полезным обществу.
В последние годы в нашей стране стало более заметным стремление к тому, чтобы изменить сложившуюся ситуацию с обучением и воспитанием детей – инвалидов в лучшую сторону. Приняты на государственном уровне соответствующие законодательные акты. Складывается система нового вида специализированных учреждений – реабилитационных центров, позволяющих комплексно решать многие проблемы.
Введение
Раздел 1 Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями, как теоретическая проблема социальной работы
1.1 Понятие «Социальная реабилитационная деятельность», сущность, содержание. Цели социальной реабилитации
1.2 Технологии и средства социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями
Раздел 2 Результаты практического исследования по проблемам социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями
2.1 Программа реабилитации детей с ограниченными возможностями
2.2 Особенности организации исследования
2.3 Анализ результатов исследования
2.4 Выводы и рекомендации по исследованию
Заключение
Библиография
Следующий показатель – представление о своих правах и обязанностях.
Таблица 6. Представление о своих правах и обязанностях. Вопрос №6,8.
Вопрос №6 «Согласны ли с теми обязанностями, которые на Вас возлагают окружающие?»
Варианты ответов |
Кол-во выборов | |
Здоровые дети |
Дети с огр. Возмож. | |
согласен |
7 (47%) |
8 (53%) |
Не согласен |
5 (34%) |
5 (34%) |
Затрудняюсь ответить |
3 (20%) |
2 (14%) |
Мы видим, из данной таблицы существенных различий также не имеется.
Дети с ограниченными возможностями, как и здоровые дети согласны с теми обязанностями, которые на них возлагают.
Таблица 7.
Вопрос №8 «Знаете ли Вы свои права?»
Варианты ответов |
Кол-во выборов | |
Здоровые дети |
Дети согран. Возмож. | |
знаю |
6 (40%) |
6 (40%) |
Не знаю |
3 (20%) |
4 (27%) |
Знаю, но не в полной мере |
2 (14%) |
2 (14%) |
Затрудняюсь ответить |
4 (27%) |
3 (20%) |
По данной таблице также видно, что разницы между группами практически не существует. Дети с ограниченными возможностями , как и здоровые дети в большинстве знают свои права.
Следующий, заключительный показатель – планы на будущее.
Таблица 8. Планы на будущее. Вопрос №10. «Задумываетесь ли Вы о своем будущем?»
Варианты ответов |
Количество выборов | |
Здоровые дети |
Дети с огр. Возм. | |
Часто задумываюсь |
7 (47%) |
8 (53%) |
Иногда задумываюсь |
3 (20%) |
2 (14%) |
Не задумываюсь |
3 (20%) |
2 (14%) |
Затрудняюсь ответить |
2 (14%) |
3 (20%) |
Существенных различий данная таблица также не выявила, дети практически одинаково задумываются о будущем. Многие из здоровых детей и детей с ограниченными возможностями не задумываются, но их незначительная часть.
2.4 Выводы и рекомендации по исследованию
Исходя из выше указанных показателей, мы можем сделать следующие выводы:
Самооценка у детей с ограниченными возможностями не занижена, как и у здоровых детей.
По мнению детей с ограниченными возможностями, лидерские качества у них развиты также достаточно.
Дети с ограниченными возможностями считают свою внешность не менее привлекательной, чем здоровые дети.
Уровень общения у детей с ограниченными возможностями, практически такой же, как и здоровых детей.
Дети с ограниченными возможностями хорошо осведомлены о своих правах и возможностях.
Наша гипотеза не подтвердилась: Дети с ограниченными возможностями не имеют значительного отличия от здоровых детей, и их личные особенности также не отличаются.
Исходя из полученных выводов, мы предлагаем следующие рекомендации:
Развить творческие возможности у детей с ограниченными возможностями.
Пробуждение социальной активности, деятельности подростка, который традиционно воспринимался обществом, как больной, нуждающийся в милосердном отношении людей.
Воспитать чувство собственного достоинства.
Стремление к самоопределению.
Формирование способности к выбору жизненной позиции, а не довольствование ролью пассивных потребителей льгот и привилегий, стремление к активному участию в преобразованиях, направленных на улучшение жизни общества.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Термин «инвалид» в силу сложившейся традиции несет в себе дискриминационную идею, выражает отношение общества, выражает отношение к инвалиду, как к социально бесполезной категории. Понятие «человек с ограниченными возможностями» в традиционном подходе ярко выражает дефицит видения социальной сущности ребенка. Проблема инвалидности не ограничивается медицинским аспектом, это социальная проблема неравных возможностей[16].
Главная проблема ребенка с ограниченными возможностями заключается в его связи с миром, а ограничении мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченности общения с природой, доступа к культурным ценностям, а иногда – и к элементарному образованию. Эта проблема является не только субъективного фактора, каковым является социальное, физическое и психическое здоровье, но и результатом социальной политики и сложившегося общественного сознания, отсутствие специальных социальных служб[25].
- Ребенок, имеющий инвалидность – часть и член общества, он хочет, должен и может участвовать во всей многогранной жизни.
- Ребенок, имеющий инвалидность может быть так же способен и талантлив, как и его сверстники, не имеющие проблем со здоровьем, но обнаружить свои дарования, развить их, приносить с их пользу обществу, ему мешает неравенство возможностей.
- Ребенок – не пассивный
объект социальной помощи, а развивающийся
человек, который имеет право
на удовлетворение разносторонн
- Государство не просто
призвано предоставить ребенку,
имеющему инвалидность, определенные
льготы и привилегии, оно должно
пойти навстречу его
- Анализ жизнедеятельности детей и семей, имеющих детей – инвалидов[23].
Специальное изучение личностных особенностей детей обнаружило их немного сниженный характер. Не значительно страдает коммуникативная деятельность детей с ограниченными возможностями.
Исследование, проведенное на 15 детях с ограниченными возможностями, показали, что 20% обследованных детей может вполне активно участвовать в общественной жизни, наравне со здоровыми.
Суть идеи:
Человек, имеющий инвалидность, имеет право на включение во все аспекты жизни общества, на независимую жизнь, самоопределение, свободу выбора, как все другие люди.
Человек с ограниченными возможностями должен рассматриваться, как эксперт, активно участвующий в реализации программ собственной реабилитации. Выравнивание возможностей обеспечивается с помощью социальных служб, помогающих преодолеть специфические трудности ребенка, имеющего инвалидность, на пути к активной самореализации творчеству, благополучному эмоциональному состоянию в детском сообществе.
В основе:
1. Компенсация возможностей, недостающих от рождения, либо утраченных вследствие болезни или травмы. За счет делигированности другими людьми недостающих ребенку функций, и создания ему условий для преодоления неприступных ранее препятствий окружающей среды (создание спецслужб).
2. Организация работы
со всеми участниками
3. Интеграция в совместную
деятельность детей с
4. Взаимопомощь – широкое
участие в работе добровольных
помощников и добровольная
Необходимо снять страх ребенка перед недоступной средой, раскрепощая его и высвобождая его духовные и физические силы, направляя их на развитие и проявление способностей и талантов.
Родители, получая такую поддержку, становятся более объективными в оценке проблем, связанной с инвалидностью.
Они начинают проявлять социальную активность, не замыкаясь на своем ребенке.
Технологическая цепочка:
Вначале обучается родитель: получает информацию о социальной политике социальных программах, знакомится с кругом друзей, участвует в определении приоритетных аспектов работы с его ребенком, ориентированный на воспитание у него качеств, необходимых для организации других детей.
Культурно – просветительные мероприятия, где создаются условия для приобретения ребенком опыта общения, организуются клубные мероприятия, авторами которых становятся родители и их дети.
Организуются мероприятия, авторами которых выступает ребенок ( помощь родителей носит скрытый характер)[18].
Накапливается опыт организаторской деятельности подростков не только в работе с небольшими группами детей, имеющих инвалидность, но и в условиях культурно-просветительных и социальных мероприятий, в которых задействованы и здоровые сверстники.
В задачи социального развития также входят:
- умственное развитие детей;
- формирование навыков правильного поведения;
- трудовое обучение и подготовка к посильным видам труда;
- физвоспитание;
- самообслуживание;
- бытовая ориентировка и социальная адаптация;
- приобретать навыки
- получение сведений о музыке, художественной литературе, живописи, кино и других видах искусства.
Таким образом, проблемы социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями имеют порой четко выраженный региональный характер.
Они связаны с региональными условиями с наличием или отсутствием спецшкол, специальных реабилитационных центров, специалистов дефектологов в местах проживания семей, где есть ребенок-инвалид [32].
Основные тенденции инвалидности в настоящий период определяются неблагоприятными изменениями демографической структуры населения, ростом заболеваемости, ухудшением социально – экономических условий жизни и экологической ситуации. Все это увеличивает число лиц нуждающихся в различных видах социальной помощи и защиты, включая и вопросы реабилитации.
Социальная реабилитация, направленная на восстановление нарушенных или утраченных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья к общественной, профессиональной и бытовой деятельности, является важным этапом социальной защиты инвалидов.
Именно этими факторами руководствуются специалисты управления социальной защиты населения при реализации совместно с семьями детей-инвалидов индивидуальных программ реабилитации[21].
Подавляющее большинство детей живут в неполных семьях. И это понятно – немногие отцы в состоянии выдержать ежедневную борьбу с болезнью, нехваткой средств, тем, что мать занята проблемами ребенка. И, как следствие всего, большинство семей с детьми-инвалидами являются малообеспеченными.
Поэтому среди особенностей социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, воспитывающихся в семье, можно выделить следующие:
- необходимость оказания адресной социальной помощи (как денежной, так и натуральной);
- необходимость оказания консультативной, психологической, правовой помощи;
- работа по организации вовлечения детей с ограниченными возможностями здоровья в активный процесс социальной адаптации (путем привлечения к культурно – массовым, спортивным мероприятиям, выявление их творческих способностей, проведение совместных культурных мероприятий со здоровыми детьми);
- привлечение внимания
общественности к проблемам
- оказание содействия в обучении детей- инвалидов[21].
Решение проблемы детской инвалидности в современном обществе должно происходить одновременно как бы в двух плоскостях. В - первых - это профилактика детской инвалидности, т.е. комплекс мер, направленных на ее снижение за счет повышения качества оказания медицинской помощи беременным женщинам, роженицам и новорожденным, расширение сети медико-генетическим учреждений, в задачу которых бы входили как консультации, так и диагностика, особенно дородовая.
Во-вторых,- это социальная реабилитация детей-инвалидов, а именно развитие сети центров реабилитации детей и подростков, а также коррекционных детских дошкольных учреждений, приведение существующей системы учебных и воспитательных заведений для детей с нарушениями в развитии в соответствие с объективной необходимостью и международными нормативами с учетом накопленного опыта. Если общество не смогло предупредить рождение ребенка с тяжелым недугом, оно обязано обеспечить ему достойную жизнь[21].
Если на начальных возрастных этапах на восприятие социальных воздействий негативно влияет первичный дефект, то в дальнейшем, если не проводится его коррекция, ведущую роль начинают играть вторичные отклонения, которые препятствуют социальной адаптации ребенка, порождая педагогическую запущенность, расстройства эмоциональной – волевой сферы, личностные нарушения. Чтобы не допустить такого развития событий, ребенка, имеющего тот или иной дефект, необходимо своевременно включить в социально – реабилитационный процесс, так как вторичные нарушения требуют не медицинского вмешательства, а соответствующих социальных воздействий. Такую помощь могут оказать специалисты по социальной реабилитации, профессиональная деятельность которых социально – реабилитационная деятельность – вызвана необходимостью более эффективной подготовки детей, имеющих отклонения в развитии, к жизни в условиях противоречивого современного мира[20].