Ребенок и наркотики. Почему дети начинают употреблять наркотики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 06:10, реферат

Описание работы

В России в настоящее время зарегистрировано около миллиона людей, испытывающих зависимость от наркотиков, 70% из них - молодежь. К сожалению, это лишь надводная часть айсберга. Наиболее часто используемые подростками наркотики – это марихуана и опий, так как они наиболее доступны и относительно дёшевы. Распространено также употребление токсикоманических веществ в виде вдыхания паров бензина, растворителя, клея и т.д. несовершеннолетними - это подростки в школах, учащиеся колледжей; принимают наркотики и студенты вузов, работающая и неработающая молодежь, поэтому выделить какую-то наиболее подверженную наркомании группу риска достаточно трудно.

Содержание работы

Введение. 2
Почему дети становятся наркоманами?
Специфические особенности поведения, характерные
школьному возрасту
3
Факторы риска, способствующие употреблению наркотиков и
токсических веществ подростками
В семье
В школе
В обществе
10
Что делать родителям, если они подозревают своего ребёнка в
употреблении наркотиков?
12
Литература

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ - Ребенок и наркотики.doc

— 84.50 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования РФ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Российский  государственный педагогический университет

им. А.И.Герцена 

Институт  Детства 
 
 

Реферат 

Ребенок и наркотики. Почему дети начинают употреблять наркотики. 
 
 
 

Работу  выполнила:

студентка 4 курса 1 группы

Сорокина  Вероника 

проверила:

Сундукова Э.И. 
 
 
 
 

Санкт-Петербург 
2012
 

  Введение. 2
  Почему  дети становятся наркоманами?

  Специфические особенности поведения, характерные

  школьному возрасту

3
  Факторы риска, способствующие употреблению наркотиков и

  токсических веществ подростками

    • В семье
    • В школе
    • В обществе
10
  Что делать родителям, если они подозревают своего ребёнка в

  употреблении  наркотиков?

12
  Литература 14

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение. 

     По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) сегодня в мире насчитываются более 50 миллионов наркоманами.

      В России в настоящее время зарегистрировано около миллиона людей, испытывающих зависимость от наркотиков, 70% из них - молодежь. К сожалению, это лишь надводная часть айсберга. Наиболее часто используемые подростками наркотики – это марихуана и опий, так как они наиболее доступны и относительно дёшевы. Распространено также употребление токсикоманических веществ в виде вдыхания паров бензина, растворителя, клея и т.д. несовершеннолетними - это подростки в школах, учащиеся колледжей; принимают наркотики и студенты вузов, работающая и неработающая молодежь, поэтому выделить какую-то наиболее подверженную наркомании группу риска достаточно трудно. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Почему  дети становятся наркоманами? 

Специфические особенности поведения, характерные школьному  возрасту. 

     На  сегодняшний день существует множество  причин, по которым подростки начинают пробовать различные наркотические  вещества, способные вызвать так называемое наркотическое опьянение.

Неспособность правильно оценить возможные  последствия своих поступков, высказываний, беспечность, легкомыслие, внушаемость, незрелость психики, высокая подверженность отрицательному влиянию извне, склонность к подражанию — прекрасная почва для первых проб наркотиков и токсических

веществ. Вот несколько выдержек из историй болезни подростков, находившихся на диспансерном учете у психонарколога.

  • Александр Н., 10 лет. Находится на диспансерном учете у нарколога с диагнозом: политоксикомания. Во дворе по месту жительства собралась группа ребят из неблагополучных семей, которые учатся в одной школе, прогуливают уроки, собираются в подвале, курят, нюхают резко пахнущие летучие вещества. Научил нюхать бензин Сергей В., который старше Саши на 3 года. Потом в ход пошли ацетон, дихлофос, клей «Момент». Мальчик стал жаловаться родителям на частые головные боли, слабость, спал на уроках. Учится в школе плохо, говорит, что сложный материал и много задают. Родители стали замечать, что после прихода с улицы от сына периодически пахло то бензином, то ацетоном.

     В милицию попала вся группа, когда  во время проведения операции «Вихрь-антитеррор»  проверялись все подвалы высотных домов, Ребята сидели у стены с  полиэтиленовыми кульками на голове и «смотрели мультики». Среди задержанных оказался и наш Саша...

  • Светлана Д., 15 лет. На диспансерном учете у нарколога 2 года. Живет с мамой, отца не помнит. Мать работает реализатором на рынке, часто выпивает, домой приходит поздно, контроля над дочерью нет. Девочка курит с 12 лет, пьет пиво, джин-тоник с 13 лет. Впервые предложили покурить «травку» на дне рождения у подруги, которая старше на 3 года. Много пили, курили сигареты, танцевали — было смешно и весело. Не пришла домой ночевать, на следующий день не пошла в школу. Болела голова, тошнило. На улице встретила знакомого парня, который предложил «полечить голову». Взяли пива, пошли к приятелю, где слушали музыку и снова курили травку. Состояние легкости, веселья, удовольствия понравилось— но не было денег. Украла у матери несколько вещей, предназначенных для продажи, мать обнаружила пропажу и девочку сильно избила. Света ушла из дома и 3 дня жила у подруги, пока ее не нашла мать с участковым милиционером и не забрала домой.

В течение последующих 2 лет девочка продолжала курить анашу в компании сверстников, периодически убегала из дома, жила у подруг, на вокзале. Поставлена на учет в милиции как склонная к бродяжничеству. Лечится в наркологическом диспансере.

  • Валерий С., 14 лет. Поставлен на профилактический учет. Воспитывался и рос в материально обеспеченной семье, в школе учился хорошо, но физически был слабо развит и часто подвергался насмешкам и побоям со стороны одноклассников. После очередной драки, возвращаясь домой, во дворе встретил парня из соседнего подъезда, которому пожаловался на судьбу. Парень предложил «помочь» за 50 рублей. Вечером Валерий познакомился со всей компанией, выпили пива за знакомство. На следующий день новые знакомые пришли в школу, избили обидчиков, и больше Валерия в школе никто не трогал. За «услуги» и место в компании новые знакомые требовали Денег, а деньги у родителей были... За год общения с новыми друзьями подросток научился пить пиво, вино, курить «травку», несколько раз пил снотворные таблетки.

          Учиться в школе стал плохо, часто пропускал занятия. Родители сменили место жительства и перевели сына в другую школу, но Валера не забывает своих старых друзей, их уже несколько раз видели у стен новой школы... Жалко парня.

  • Ольга П., 17 лет. Девочка из интеллигентной семьи, хорошо училась в школе; родители хотели сделать из нее вундеркинда, и Оля занималась музыкой, художественной гимнастикой, английским и танцами. Все было хорошо до 16 лет, пока на дискотеке девочка не познакомилась с новыми подружками, которые восхищались ее пластикой, знанием иностранного языка, говорили много комплиментов. В баре выпили коктейль, стало тепло и весело. Познакомилась с парнем, который казался сильным и красивым. После дискотеки пошли в парк, где играли на гитаре, пели песни. Прежняя жизнь с тяжелыми физическими нагрузками на гимнастике, зубрежкой на английском и гаммами в музыкальной школе показалась скучной, и Оля, забросив прежние увлечения, стала часто проводить время с новыми друзьями. В компании для повышения настроения и тонуса попробовала «розовый кайф» — таблетки «экстази», Хотелось летать и смеяться, мир казался прекрасным, и девочка танцевала до утра...

           Неадекватное поведение в школе, где девочка стала грубить с преподавателями, высокомерной с одноклассниками, объясняли особенностями характера, переходным возрастом, художественной натурой. Родители неоднократно беседовали с дочерью, консультировались с невропатологом, но контакт с девочкой был утрачен. Оля бросила гимнастику, иностранный язык, отчислена из музыкальной школы, плохо учится в общеобразовательной. В диспансере находилась на стационарном лечении от наркологической зависимости. 

И все-таки, в чем причина этой беды? 

           В целом эти причины можно разделить на две большие группы.

Первая  группа — специфические особенности  поведения, характерные именно для  этого возраста, когда подростки  часто не могут противостоять  отрицательному влиянию извне. Школьному  возрасту свойственны специфические  особенности поведения и порой  неадекватные ответные реакции на различные внешние воздействия. Чаще всего нарушения поведения встречаются у подростков с психопатиями и акцентуацией характера, что в дальнейшем подтверждается при врачебном обследовании. Материально зависимые от родителей и контролируемые преподавателями учебных заведений, подростки сбиваются в группы, где каждый стремится показать свою смелость, независимость, проявить себя; особенно перед старшими в группе.

              Группы формируются во дворах, на дискотеках. Вот здесь и происходят проверки на «слабо». А слабо выпить стакан вина, а слабо выкурить папиросу с марихуаной? Групповые нормы поведении и склонность к подражанию, копированию приводит к тому, что если хотя бы один из сверстников пробовал наркотики или «токсикоманил», то вся группа, со временем начинает принимать наркотики и токсические вещества. Причины попадания в подобные группы просты: конфликтная ситуация в семье, отсутствие контроля за досугом ребенка со стороны родителей, школы, проблема свободного времени.

             В конце концов, в группе появляется подросток, ранее употреблявший наркотики, который предлагает попробовать выкурить папиросу с марихуаной или выпить каких-нибудь таблеток, обещая необычность ощущений, эмоций. И группа начинает «пробовать». Одни — чтобы приобщиться к «взрослой» жизни, другие — из любопытства, третьи — чтобы не казаться «белыми воронами».

             В каждой подростковой группе есть лидер, он старший по возрасту, физически крепкий, иногда с психическими отклонениями и уже принимавший ранее наркотики или спиртное. Лидер является авторитетом для каждого члена группы, иногда смена лидера сопровождается жестокими драками.

              Группы совершают противоправные действия в отношении других подростков, чаще старше их по возрасту. Чтобы завладеть деньгами или другими материальными ценностями, необходимыми для приобретения наркотиков, нападают на взрослых.

     Одна  из наиболее частых реакций в подростковом возрасте — это реакция протеста в ответ на грубо сказанное  слово, обиду, на ущемленное самолюбие.

            Реакция протеста направлена обычно на учителей, родителей, родственников, своих сверстников.

            Причиной реакции протеста могут быть: конфликтная ситуация в семье, повторные браки, ссоры, избиение подростка. Желая разрядить психотравмирующую ситуацию, он бежит к друзьям по группе, которые всегда на его стороне; приняв наркотик, ощущает себя более уверенно, повышается настроение, уходят напряжение, тревога.

           Утрата эмоционального контакта, стремление избегать общения со взрослыми, враждебность и недовольство являются пассивной реакцией протеста. Активный протест — это агрессия, это грубость, непослушание, уход из дома к подруге, бабушке, просто на улицу. У подростков с различными психическими нарушениями реакции активного протеста сопровождаются ненормативной лексикой, выкрикиванием угроз, ломанием находящихся под рукой предметов. Подросток уходит из дома, когда сами родители пьяницы или наркоманы, когда его унижают, наказывают, плохо с ним обращаются. Обычно первый побег бывает после избиения, психической травмы, ссоры; девочки убегают от сексуальных домогательств отчима или отца. В дальнейшем эта форма реагирования закрепляется, и подросток уходит из дома в ответ на любую неприятность.

           Как правило, после побега из дома подростки попадают в спецприемники, откуда не торопятся домой, преднамеренно называя неправильный адрес, чужую фамилию. Многие попадают в асоциальные компании, где начинают воровать, употреблять спиртные напитки, наркотики.

            Особое внимание родители должны обращать на своих дочерей подросткового возраста, ведь в это время происходит гормональная перестройка женского организма, девочки становятся рассеянными, нервными, легковозбудимыми. Частые ночные прогулки, поздние возвращения домой в состоянии алкогольного или наркотического опьянения заканчиваются ранним началом половой жизни. Ранняя сексуальней жизнь заканчивается, как правило, венерическими заболеваниями, СПИДом, бесплодием...

     Вторая  группа причин, по которым подростки  начинают пробовать различные наркотические  и токсические вещества, — это  личностные отклонения (девиации) и  психические заболевания самого подростка, которые в последние годы регистрируются все чаще. Первые проявления психических заболеваний наблюдаются именно в этом возрасте, когда бурно идет гормональная и психическая перестройка организма. Несовершеннолетний не может реализовать себя в учебе, спорте, музыке и ищет необычных ощущений, веселья, радости в асоциальной среде, употребляя наркотики, спиртные напитки, токсические вещества, суррогаты, которые в свою очередь усиливают проявления болезни.

Информация о работе Ребенок и наркотики. Почему дети начинают употреблять наркотики