Региональная социальная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2012 в 00:50, контрольная работа

Описание работы

Целью работы является анализ сущности и основных направлений формирования и реализации региональной социальной политики.
Задачи работы:
- рассмотреть сущность, виды и направления региональной социальной политики;
- определить основные задачи региональной политики в социальной сфере.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Сущность, виды и направления региональной социальной политики
1.1 Суть социальной региональной политики
1.2 Реализация социальной политики регионов
Глава 2. Задачи региональной социальной политики
2.1 Повышение уровня жизни населения
2.2 Задачи в области занятости
2.3 Обеспечение экологической безопасности
Заключение
Список использованных источников и литературы
Приложение

Файлы: 1 файл

контрольная по социологии управления.doc

— 142.00 Кб (Скачать файл)

- осуществление мер экономического и социального характера, направленных на увеличение продолжительности жизни и естественного прироста населения в регионах России.

     Важнейшая  задача региональной политики – создание прочной основы для повышения уровня жизни населения, государственная поддержка малоимущих слоев населения в районах, не имеющих возможности собственными силами выполнить эту задачу. Решение этой задачи должно проявиться не только в повышении уровня среднедушевых доходов, но и в увеличении продолжительности жизни за счет роста затрат на здравоохранение, а также в повышении удельного веса среднеобеспеченных людей.7

     Основным элементом социальной политики является поэтапное повышение уровня минимальных государственных гарантий – минимальной заработной платы, минимальных пенсий и пособий, их регулярная индексация в соответствии с ростом потребительских цен.

     Главными целями региональной политики в области доходов являются:

- обеспечение максимально благоприятных экономических, правовых и организационных условий для роста заработной платы, пенсий, пособий и других денежных доходов граждан России;

- стабилизация уровня жизни населения, создание прочной основы для его повышения во всех регионах Российской Федерации.

     Субъектам  Российской Федерации, которые  не имеют достаточных средств для обеспечения гарантированного минимума доходов своего населения, необходимо дополнительно выделять государственные ресурсы, величина которых должна определяться с учетом региональных различий в минимальных социальных стандартах

 

2.2 Занятость населения.

     Важнейшим условием повышения уровня жизни граждан России является сохранение относительной стабильности в сфере занятости.

     На ближайший период основными задачами региональной политики в сфере занятости являются:

- перевод высвобождаемых работников на предприятия развивающихся отраслей, организация профессиональной подготовки кадров для новых прогрессивных производств;

- защита трудовых прав работников несостоятельных предприятий, эффективная поддержка граждан, потерявших работу, их профессиональная переориентация.

    Для эффективного  решения задач по занятости  населения нужно иметь ясное  представление о социальной структуре  общества, которая представляет  собой совокупность тех связей  и отношений, в которые вступают  между собой социальные группы и общности людей по поводу экономических, социальных, политических и духовных условий их жизнедеятельности.8

    В долгосрочной перспективе главным направлением региональной политики в сфере занятости является создание новых рабочих мест в развивающихся отраслях, в потребительской сфере, а также в организациях рыночной инфраструктуры.

    Основная нагрузка в реализации мероприятий по повышению занятости населения ложится на органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Региональная политика в этой сфере заключается в регулировании процесса высвобождения рабочих мест в тех регионах, где в силу структурных особенностей хозяйственного комплекса или изменения государственной экономической политики складывается особенно острая ситуация с занятостью населения, для изменения которой местных сил и возможностей недостаточно. Федеральные органы государственной власти должны активно участвовать в осуществлении мероприятий в сфере занятости в районах концентрации государственных организаций, относящихся к отраслям естественных монополий и военно-промышленного комплекса.

     В регионах с высоким уровнем социальной напряженности необходимо контролировать процесс банкротства убыточных организаций, прибегая в случае необходимости к их целевой поддержке путем выдачи льготных кредитов на развитие производства, дотации на выплату минимальной заработной платы. Особое внимание следует уделять организациям, являющимся основой жизнедеятельности населения малых и средних городов.

     В слаборазвитых районах, где ситуация осложняется наличием избытка трудовых ресурсов, необходимо оказывать поддержку развитию мелкотоварного производства как в городской, так и в сельской местности, стимулировать малое предпринимательство в сфере услуг и в агропромышленном комплексе.

 

2.3 Обеспечение  экологической безопасности.

    

     В сфере обеспечения экологической безопасности и охраны окружающей среды в условиях развития рыночных отношений на федеральном и региональном уровнях основными направлениями региональной политики являются:

- экологически обоснованное размещение производительных сил;

- экологически безопасное развитие промышленности, сельского хозяйства, энергетики, транспорта и коммунального хозяйства;

- рациональное использование природных ресурсов; предупреждение возникновения противоречий в экологически неблагоприятных регионах Российской Федерации между развитием производительных сил и сохранением экологического равновесия;

- предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций; обеспечение естественного развития экосистем, сохранение и восстановление уникальных природных комплексов при решении территориальных проблем;

- совершенствование управления в области охраны окружающей среды и природопользования.

     Государство совместно с обществом подвержено противоречивым процессам, флуктуирующим тенденциям развития, проблемам. Главным противоречием экологической политики государства является стремление одновременно соблюсти природоохранные и ресурсные интересы. В его решении государству необходимо тесно взаимодействовать с общественностью. И если верх берут не общественные экологические интересы, а, например, преимущественно экономического характера ведомственные или корпоративные интересы, то реализация государственной экологической политики затрудняется.9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

     Основные направления региональной социальной политики отражают ее стратегию, определяют качественное изменение системы социальных отношений и характеризуются, как правило, совокупностью качественных показателей. Как уже отмечалось, для того, чтобы достичь определенного состояния социальных отношений, необходимо осуществить соответствующее воздействие на социальные процессы как базовый объект регулирования. Поэтому для реализации основных направлений разрабатывается механизм реализации, отражающий тактические подходы к реализации социальной политики.10

     В решении крупномасштабных  и острых социальных проблем  требуется участие федеральных  органов государственной власти, в том числе в проведении  активной государственной политики, направленной на: противодействие тенденции ухудшения демографической ситуации, острым проявлениям депопуляции населения; предотвращение обнищания населения и минимизацию отрицательных последствий безработицы, особенно в слаборазвитых регионах; сдерживание процесса имущественного расслоения в наиболее «бедных» и наиболее «богатых» регионах; регулирование размещения беженцев и вынужденных переселенцев в районах, располагающих для этого необходимыми условиями, в соответствии с федеральной и региональными миграционными программами; содействие развитию и совершенствованию системы образования на региональном уровне во взаимодействии с федеральной системой высшего и послевузовского образования; оказание помощи населению регионов, попавших в кризисную ситуацию в результате стихийных бедствий, экологических и техногенных катастроф, военных действий, острых межнациональных конфликтов.

 

    

Список использованных источников и литературы

 

1. Артемов Г. П. Политическая  социология: Учебное пособие. –  М.: Логос, 2002.

2. Высторобец Е. А., Дупак В. Я. Государственная и региональная экологическая политика. Информ.-метод. материалы. Учеб.-метод. пособие по курсу: “Экология, охрана природы, экологическая безопасность”. МОУЦ “Нахабино”- М.: Одна восьмая, 2005.

3. Денисова И.П. Социальная политика. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009.

4. Кравченко А. И. , Тюрина  И. О. Социология управления: фундаментальный  курс: Учебное пособие для студентов  высших учебных заведений.- 4-е  изд., испр. и доп. – М.: Академический  Проект; Деловая книга, 2008.

5. Райзберг Б.А. Государственное  управление экономическими и  социальными процессами: Учеб. пособие.  – М.: ИНФРА – М, 2005.

6. Социология: Учебник  для вузов/ Под ред. проф. В.Н.  Лавриненко. – 3-е изд.,перераб.  и доп. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2005.

 

 

Интернет –  ресурсы:

 

    http://www.zadachi.org.ru

    http://www.jourclub.ru

 

 

 

 

 

 

Приложение

Закон Ханты-Мансийского  АО - Югры от 28 февраля 2006 г. N 35-оз

"О качестве жизни  населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры"

 

 Принят Думой Ханты-Мансийского  автономного округа - Югры 10 февраля 2006 года 

Настоящий Закон определяет механизм и направления государственной  политики качества жизни населения  в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре (далее также - автономный округ), а также полномочия органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в пределах компетенции субъекта Российской Федерации по реализации настоящего Закона.

Глава I. Общие  положения

Статья 1. Основные понятия

Для целей настоящего Закона используются следующие понятия:

качество жизни  населения автономного округа - совокупность социально-экономических и иных критериев (показателей), отражающих уровень и степень достигнутого благосостояния человека в различных сферах его жизнедеятельности, как основного условия устойчивого социального развития гражданского общества и личности;

социальный  прожиточный минимум - стоимостная оценка жизненно необходимых потребностей материального, социального, культурного характера, обеспечивающих общественно приемлемый уровень жизни человека;

целевая программа  поддержания качества жизни населения  автономного округа - гарантированный законодательством автономного округа комплекс экономических и социальных услуг, предоставляемых субъекту социальной поддержки за счет средств бюджета автономного округа;

мониторинг  качества жизни населения автономного  округа (далее также - мониторинг) - система наблюдений, оценки и прогноза благосостояния соответствующих категорий населения, применяемая в целях осуществления государственной политики по обеспечению качества жизни человека в автономном округе (включая продолжительность жизни человека и состояние его здоровья, уровень знаний и образовательных услуг, уровень дохода на душу населения, уровень занятости, состояние окружающей среды и другие факторы и критерии);

социальные  индикаторы - статистические показатели, отражающие стандарты условий и уровня жизни населения автономного округа;

социальные  нормативы - социальные индикаторы, выражающие средний уровень требований, предъявляемых к условиям и процессам жизни человека, населения и его отдельных групп и категорий;

материальное  благополучие населения автономного  округа - уровень жизни населения автономного округа, при котором размеры и структуры доходов населения позволяют обеспечивать способность людей удовлетворять социальные потребности;

социально-психологическая  поддержка населения автономного  округа - комплекс мер, направленных на оказание социально-психологической помощи гражданам, в том числе находящимся в сложных жизненных ситуациях;

социальное  индикативное планирование - способ государственного управления в социальной сфере, при котором определение целей, показателей, заданий и основных средств их осуществления основывается на системе социальных индикаторов;

социальное  партнерство - система цивилизованных общественных отношений, обеспечивающая согласование и защиту интересов работников, работодателей, предпринимателей, различных социальных групп, слоев, их общественных объединений, органов государственной власти, органов местного самоуправления на основе договоров, соглашений, достижения консенсуса по важнейшим направлениям социально-экономического и политического развития. 

Статья 2. Основные показатели обеспечения качества жизни населения автономного округа

1. Основными показателями  обеспечения качества жизни населения  автономного округа являются:

1) продолжительность  жизни реальная и ожидаемая;

2) валовой внутренний  продукт (ВВП) и валовой региональный  продукт (ВРП) на душу населения;

3) индекс социального  здоровья населения автономного  округа в целом и в расчете  на каждого жителя автономного  округа;

4) уровень образования  и грамотности населения автономного  округа в целом;

5) уровень доходов  населения автономного округа  в целом и его отдельных групп;

6) занятость населения  автономного округа;

7) потребление товаров,  в том числе длительного пользования;

8) доля государственных  расходов на социальную деятельность;

9) индексы бедности  и нищеты населения автономного  округа в целом и его отдельных социальных групп;

Информация о работе Региональная социальная политика