Региональное пространство и время

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 19:53, реферат

Описание работы

Под категорией пространства будем понимать категорию регионоведения и смежных наук для обозначения любой логически мыслимой структуры или формы, способной служить средой для реализации тех или иных конструкций и/или операций регионоведения.
Под категорией региональное пространство будем понимать категорию регионоведения и смежных наук для обозначения вида пространства, на один порядок меньшего, чем рассматриваемое общее пространство.
Под категорией глобальное пространство будем понимать категорию регионоведения и смежных дисциплин для обозначения пространства Земли в контексте представления его в качестве единой относительной целостности свойств и отношений.

Содержание работы

1. Представление международного регионального пространства.

2. Представление мирового регионального времени.

3. Литература

Файлы: 1 файл

Регионоведение.doc

— 101.50 Кб (Скачать файл)

Реальное региональное время есть циклический тезаурус актуальных для региона или субъекта региона событий.

Региональное, в том числе международное  региональное время – это культурный феномен, категория для обозначения  того или иного «приоткрытого времени», представление которого является атрибутом международного региона.

В этом контексте следует говорить также о множественности картин международного времени, ибо различные  социальные слои наполняют эту категорию  различный содержанием, исходя из своего личного жизненного опыта.

Социальное время, в определённом отношении, больше, шире по содержанию соответствующего физического времени, ибо в нём сам эталон носит  множественный характер.

Этот тезис можно выразить в формуле:

T(соц.) = Т (физ.) N (соц.)

где Т (соц.) – социальное время жизни данного феномена; Т (физ.) – физическое время существования  данного феномена; N (соц.) – количество социальных субъектов поля данного феномена.

Так любой социальный субъект, будь то отдельная личность, социальная группа и т.д. одновременно испытывают на себе воздействие огромного количества социальных ритмов, исходящих от соседствующих и взаимодействующих субъектов, следует сделать вывод о том, что любой социальный субъект существует в поливременном континууме.

Это положение можно представить в формуле:

T (общ.) = Т (1) 3 Т (2) 3 Т (n),

Где T (общ.) – время поливременного континуума;  Т (1) 3 Т (2) 3 Т (n) – времена взаимодействующих полей и субъектов.

В физическом времени  это, например, время смены одних  суток, смены времени года, года, и т.д. В биологическом времени – это время жизни человека, время биологического созревания, старения, и т.д. В социальном времени это время жизни социальных субъектов человека, малой группы, большой группы, социального института, сообщества, общества в целом, время жизни социального настроения, мифа и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассмотрим, например, позиции  П.П. Панова

Таблица_1: институциональные  трансформации в России

 

 

Группы институтов

 

Комплекс традиционных институтов

 

«Первый импорт» (либерализация)

1905г.

 

«Второй импорт»

(советизация)

1917г.

 

«Третий импорт»

(«перестройка»  - вторая либерализация)

1985г.

 

Сценарий I.

«Четвёртый  импорт» -

новая советизация  после 2008г.

 

Сценарий I I.

Новый «третий  импорт» -

после

2008г.

 

Сценарий III. Синтез социального государства – после 2008г.

1

2

3

4

5

6

7

8

Структура органов государственной  власти

Синкретизм власти (единственная власть монарха)

Элементы разделения властей (земства, суд, Государственная  Дума)

Синкретизм власти (господство КПСС, оформленное в виде власти Советов)

Формально демократическая  система разделения властей

Новый синкретизм власти, связанный с существенной ассиметричной  трансформацией системы разделения властей

Формально-демократическая  система разделения властей –  «новая олигархия»

Формально-демократическая  система разделения властей –  «партии социальных слоев»

Организация отношений  общества и государства

Община и другие подобные структуры поставлены на службу государству, выполняют фискальные административные и иные государственные функции

Относительная самостоятельность  земств, политических партий, профсоюзов и других общественных организаций

Общественные организации (профсоюзы, комсомол и др.) поставлены на службу государству, выполняют функции  мобилизации и контроля

Относительная самостоятельность в соответствии с законодательством, регионов, политических партий, профсоюзов и др. общественных организаций. На деле жесткая зависимость последних от олигархов, центральной и региональных элит

Государство координирует деятельность олигархов и региональных лидеров во взаимоотнодействии с общественными организациями

Государство эмитирует  координацию деятельности олигархов  и региональных лидеров во взаимоотнодействии с «карманными» партиями и общественными  организациями

Политические партии направляют деятельность государства в соответствии с пропорциями их интересов

Институты, регулирующие взаимоотношения между властью  и обществом

Жесткий контроль государства  над обществом. Девелопментаризм, патернализм

Некоторые демократические  права и свободы, неприкосновенность частной собственности

Жесткий контроль государства  над обществом. Девелопментаризм, патернализм

Некоторые демократические  права и свободы, неприкосновенность частной собственности

Жесткий контроль государства  над обществом. Девелопментаризм, патернализм

«Слабое государство», жесткий  контроль олигархов за «своими» сферами  влияния

Гражданский контроль политических институтов за обществом и государством


 

Социальное время может  быть глобальным, региональным, видовым, групповым.

Концепцию волн и циклов в общественном развитии активно развивают в современной России такие исследователи, как В.И. Пантин, П.В.Панов и др.

Социальное, как и любое  другое, время – это метафора для обозначения длительности и  очерёдности содержательной наполненности событиями. Так, например, лектор во время чтения лекции по регионоведению наполняет её учебным материалом – это время лектора, студенты во время лекции воспринимают материал предложенной темы – это время студентов, во время лекции происходит процесс обучения предмету регионоведения – это время преподавания и обучения регоноведению. Эти процессы носят волновой и циклический характер.

Социальное время имеет  виды – экономическое, политическое, время быта, досуга, отдыха и т.п. Любое из перечисленных видов времени также циклично, но если периодичность временных затрат на быт или досуг самоочевидна, то цикличность популярности политического лидера не столь очевидна для невключённого в эти процессии.

Глобализация общественной жизни в период после двух мировых войн позволяет говорить о глобальном социальном времени как единой упорядоченной циклической последовательности событий в масштабе всей Земли.

Первоначально, в период первобытно-общинного строя время  носило только местный характер, период жизни поколения наполнялся только местными фактами и сюжетами. Местное время выступало в качестве основного и единственного в течении приблизительно 37 тыс. лет.

В последние три тысячи лет наряду с местным все активнее начинают заявлять о себе региональные процессы и региональное время.

Наконец в ХХ в., особенно в его второй половине и в первых годах нынешнего, всё активнее начинают заявлять о себе процессы глобализации и, соответственно, глобального времени. Не случайно две наиболее крупные  войны в истории человечества, повлекши серьезные изменения на территории всего земного шара, называются мировыми войнами.

Существует ряд метафор  для представления возможности  существования различных видов  времени, в первую очередь среди  них следует выделить такие как  осевое, линейное и циклическое социальное время.

Под осевым временем принято  понимать термин, активно использовавшийся немецким философом К.Ясперсом для  обозначения духовного прорыва  человечества в 800-200х г.г. до н. э. Его  символическим выражением стали  труды философов – создателей Упанишад, буддизма в Индии, это философия Конфуция и Лао Цзы в Китае, Заратустры в Иране; Гомера, Гераклита, Парменида, Платона, Аристотеля – в Греции, пророков Илии, Исайи, Иеремии в Палестине. Существо их столь разных концепций – переход от мифологического мышления к Логосу – базирующемуся на законах логики объяснения мира. То есть это время, реальной наполненностью которого становятся законы наук вместо предшествующих мифов.

Причины этого перехода до сих пор вызывают споры крупнейших учёных ХХ в. (А. Вебер, К. Яспер и др.). Например, О.Шепенглер по поводу терминов этого уровня, то есть «простых понятий», замечал в «Закате Европы», что «вся математика начинается с Декарта,…насыщена религиозным содержанием».

Постепенно в течении  многих столетий это время было разделено на различные региональные времена. Как блестяще отметил О. Шпенглер, если «исходным пунктом античного формотворчества было упорядочение ставшего…», то для западного, готического чувства формы характерно «чувство безмерной, волевой, блуждающей по всем далям души,…символа чистого, лишенного наглядности, безграничного пространства».

Поиск нового осевого  времени, по нашему мнению, должны базироваться на освоении содержательной наполненности  сложившихся региональных времен.

Возможно, только преобразование самого человека как биологического существа, активное применение «внешних биотехнологий» приведет не просто к осознанию необходимости нового «осевого времени», но и к его реальному появлению.

Одной из форм размеренности  глобального времени выступают цивилизации. Цивилизация – многозначная категория обществознания для обозначения:

1. наивысшей формы  культурной общности людей или  мегакультуры на основе  относительной  религиозной самобытности;

2. синоним культуры;

3. ступени общественного  развития, следующей за варварством;

4. стадии деградации  общества, следующей за периодом расцвета в период господства стадии культуры;

5. уровень развития  того или иного общества (например, античная цивилизация), цивилизация  пространственно охватывает крупные культурные суперсистемы;

6. социальной системы,  опосредствующей отношения с  внешней средой и своими элементами (в первую очередь с индивидами  и группами) при помощи искусственных  средств.

У исследователей не существует единого мнения относительно численности цивилизаций. О. Шпенглер выделял 8 сложившихся и одну формирующуюся цивилизацию, Н. Данилевский – 12, А. Тойнби насчитывал их более 30.

Когда мы говорим о  региональном времени, то размеренность  его течения может определяться, в частности, существованием одной культуры или локальной цивилизации.

Международное региональное время это, кроме того, категория  регионоведения для обозначения  содержания и интенсивности наполнения физического времени. Соответственно, культура внутренней размеренности  регионального времени будет определяться фазами цикла существования одной локальной цивилизации и культуры.

В зависимости от целей  исследователя, можно выделять не менее  трех и не более десяти подобных фаз, как правило три-пять. Таково количество фаз, выделенное исследователями Н.Я. Данилевским и О. Шпенглером.

Локальное время часто  связанно с характером основной деятельности в локальном пространстве. Так, например, университетский городок живёт  по циклам учебного времени – семестровым  или триместровым годичным структурам. Сельскохозяйственный регион – по циклам получения сельхозпродукции и т.д.

Международное региональное пространство и международное региональное время – важнейшие категории  международного регионоведения. Естественно, что как обществознании в целом, так и в теории международного регионоведения, эти категории тесно взаимосвязаны.

Можно сформулировать следующий  фундаментальный закон: чем выше скорость обмена информацией и энергией, а также интенсивность информационно – энергетических взаимодействий данной системы (данного субъекта) с внешней средой (с другими субъектами), тем быстрее течёт время для этой системы (для данного субъекта), и наоборот.

При этом мы вводим понятия  «качество времени», «векторная направленность времени», «размеренность ли масштаб времени», которые зависят от существующего качества (уровня) и емкости (размеренности) информации. Каждой исторической эпохе присуще свое время, своя скорость протекания информационно-энергетических процессов и взаимодействий, своя скорость течения времени и своё качество времени. Данное утверждение верно и для жизни отдельного человека, и для жизни всего человеческого общества. Для каждого отдельного системного явления существует своё индивидуальное поле времени. Но применительно к совокупности системных явлений существует совокупность полей времени, взаимодействующих в рамках целостного единства. Это положение может открыть новые подходы  к «управлению временем».

На поверхностных уровнях  анализа у каждой исторической эпохи, как и у каждого отдельного человека или этноса, существуют свои индивидуальные качество и скорость времени. На глубинном субстанциональном уровне время качественно нейтрально, не измеряемо, не имеет масштаба, «равно нулю и бесконечно одновременно», то есть время обладает лишь одной сущностной характеристикой: время из своего прежнего качества как измеряемое текущее мгновенье превращается в свою существенную противоположность – в неизменяемую вечность.

В рамках субстанционального подхода в вышеизложенном смысле информационную природу имеет и такое понятие, как пространство.

Таким образом, основные категории «международное региональное пространство» и «международное региональное время» структурируют  поле международного регионоведения, создают содержательную систему  координат для последующего конфликтологического анализа.

 

 

 

 

Литература:

 

Барыгин И.Н. «Международное регионоведение»:

Учебник для вузов. –  СПб.: Питер, 2009. – 384с.: ил.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

 

Что такое М-Р/П. - Международное  региональное пространство, это категория регионоведения и смежных дисциплин для обозначения вида пространства – целой совокупности объединенных едиными значимыми характеристиками государственных и/или субгосударственных образований.

Под категорией региональное пространство будем понимать категорию регионоведения и смежных наук для обозначения вида пространства, на один порядок меньшего, чем рассматриваемое общее пространство.

Под категорией глобальное пространство будем понимать категорию регионоведения и смежных дисциплин для обозначения пространства Земли в контексте представления его в качестве единой относительной целостности свойств и отношений.

 

Что такое М-Р/В. - Региональное, в  том числе международное региональное время – это культурный феномен, категория для обозначения того или иного «приоткрытого времени», представление которого является атрибутом международного региона.

 

Что такое социальное пространство - Международное региональное пространство и международное региональное время  – важнейшие категории международного регионоведения. Естественно, что как обществознании в целом, так и в теории международного регионоведения, эти категории тесно взаимосвязаны.

Под категорией региональное пространство будем понимать категорию регионоведения и смежных наук для обозначения вида пространства, на один порядок меньшего, чем рассматриваемое общее пространство.

Под категорией глобальное пространство будем понимать категорию регионоведения и смежных дисциплин для обозначения  пространства Земли в контексте  представления его в качестве единой относительной целостности свойств и отношений.

 

Осевое время - Под осевым временем принято понимать термин, активно  использовавшийся немецким философом  К.Ясперсом для обозначения духовного  прорыва человечества в 800-200х г.г. до н. э. Его символическим выражением стали труды философов – создателей Упанишад, буддизма в Индии, это философия Конфуция и Лао Цзы в Китае, Заратустры в Иране; Гомера, Гераклита, Парменида, Платона, Аристотеля – в Греции, пророков Илии, Исайи, Иеремии в Палестине. Существо их столь разных концепций – переход от мифологического мышления к Логосу – базирующемуся на законах логики объяснения мира. То есть это время, реальной наполненностью которого становятся законы наук вместо предшествующих мифов.

Информация о работе Региональное пространство и время