Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2014 в 21:10, курсовая работа
Существует распространенное мнение среди обывателей, что «современная молодежь вообще ничего не знает о церкви и не посещает ее», что «…молодежь не посещает церковь, а все больше тянется к суеверию (сектам), которые в большом количестве и распространены у нас в России и вредят здоровью молодого поколения». Так же, что среди молодежи модными стали проявления безнравственности. Это проявляется и в одежде и в стиле жизни многих молодых современных людей. Это лишь одна популярная точка зрения среди старшего поколения по отношению к религиозности и нравственности современной молодежи.
Но многочисленные данные социологических исследований отмечают рост религиозности населения России от начала 90-х годов до наших дней1.
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(РГГУ)
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
специальность управление и организация.
Иванова Екатерина
Сергеевна
Религиозность современной
молодежи.
Курсовая исследовательская раб
Научный руководитель Стародубцева Т.В.
|
Москва 2012 год.
Интерес к исследованию религиозности как феномену общественной жизни людей во все времена был и по-разному проявлялся у различных исследователей, потому что тема религиозности не может быть не актуальной.
Всегда и во все времена те или иные верования, либо атеистические представления граждан формировали их мировоззрение, их жизненный уклад, а следовательно и жизненный уклад всего общества.
А исследование религиозных предпочтений современной молодежи тем более актуально, так как на основании полученных выводов можно будет говорить, что ждет наше общество в ближайшие 10-20 лет в культурном и нравственном аспекте жизнеустройства.
Существует распространенное мнение среди обывателей, что «современная молодежь вообще ничего не знает о церкви и не посещает ее», что «…молодежь не посещает церковь, а все больше тянется к суеверию (сектам), которые в большом количестве и распространены у нас в России и вредят здоровью молодого поколения». Так же, что среди молодежи модными стали проявления безнравственности. Это проявляется и в одежде и в стиле жизни многих молодых современных людей. Это лишь одна популярная точка зрения среди старшего поколения по отношению к религиозности и нравственности современной молодежи.
Но многочисленные данные социологических исследований отмечают рост религиозности населения России от начала 90-х годов до наших дней1.
В XX в. России
имело место быть такое
В 1991 г. все изменилось:
страна исчезла, исчез
Эти вопросы
не имеют точных ответов на
сегодняшний день. Эта тема изучена
не достаточно, так как и религия
и сама духовность являются
интимными сторонами
«Жизнедеятельность современной молодежи как социальной группы, разворачивается в условиях мировоззренческого плюрализма, отсутствия атеистической пропаганды и большого количества информации религиозного плана. Разнородные транслируемые ценности порождают путаницу и неопределенность в мировоззрении современной молодежи. Для нее резко изменились условия вхождения в жизнь, существенно ограничены возможности полноценного социально-гражданского становления, утеряны социальные и нравственно-идеологические ориентиры. Резко ослаблена роль институтов социализации молодежи, будь то семья, школа, система профессионального образования, общественно-политические организации, движения, средства массовой информации и коммуникации. Свое место в этом ряду активно занимает религия, внося в усложнившийся процесс социального становления юношей и девушек нечто новое»2.
Возникает научный интерес к изучению характера религиозности молодежи, механизмов ее возникновения.
Объектом моего исследования является учащаяся молодежь Москвы в возрасте от 15 до 30 лет, так как именно от молодежи зависит дальнейшая судьба нашего общества, от ее нравственных установок, ценностных ориентаций, которые зачастую складываются под влиянием религии.
Целью моего исследования является изучение уровня религиозности современной молодежи.
Данная цель достигается путем решения следующих задач:
1) изучить тенденции формирования религиозного сознания у современной молодежи.
2) изучить влияние
института религии на
3) изучить мотивы
приобщения современной
4) определить частоту, цели и мотивы посещения
молодежью религиозных храмов: православной
церкви, мечети, костела, синагоги.
5) исследовать
потребность молодежи в
определить/замерить уровень/степень
интереса молодежи к религиозной литературе.
6) Изучить отношение
молодежи к введению курса
религиоведения в различных
7)Изучить отношение молодежи к организации службы психологической помощи при православной церкви.
8) Определить
процентное соотношение приверж
При написании работы и изучении основных понятий и направлений социологии религии была использована следующая литература:
Гараджа В. И. «Социология религии» где автор приводит разные концепции религии, как социального явления.
Тощенко Ж. Т. «Социология»
где автор описывает как важный
структурный компонент
Каневский К. «Взаимоотношения светской школы и религиозных объединений: правовой аспект» где автор описывает необходимость включения в школьную программу предмета Религия.
Социологию религия интересует как социальное явление, как важный структурный компонент гражданского общества в самых разных его социальных проявлениях и на разных - социальных же - уровнях. Предметом социологического анализа, который осуществляет социология религии как отраслевая социологическая дисциплина, являются религиозное сознание и поведение, религиозные отношения, религиозные организации и институты - в их взаимосвязи, как между собой, так и с другими компонентами общества.
Однако, исследуя, состояние и отдельные проявления религиозного сознания, социология религии не ставит перед собой цель ответить на вопрос истинности или ложности тех или иных положений вероучения или религиозных догм: существует ли Бог, загробный мир, божественное – провидение и т.д. Религиозное сознание личности или общества изучается социологией как социальный факт, как одна из реально существующих систем мировоззрения, социальных норм и ценностей в том аспекте, в каком оно выступает регулятором социального поведения личности, группы, больших масс людей.3 Другими словами, задача социологии религии, как науки, описательная: здесь невозможно найти ответа на вопросы об истине, о добре и зле, здесь лишь описание реальных фактов жизни общества, иногда прогнозирование на основании существующих тенденций.
Так же и религиозный опыт (в трудах многих современных западных социологов часто используется термин «религиозная практика») изучается социологией не с точки зрения его канонического содержания и предназначения, а как структурный элемент конкретной религиозной
системы, как одна из форм социального поведения и общения людей, внешнего, эмпирически наблюдаемого и фиксируемого проявления людьми своих взглядов и религиозных убеждений, организующего начала социальной жизни больших и малых человеческих сообществ.
Когда мы говорим о религии как о социальном явлении, мы имеем в виду, что она предстает перед социологом как реально существующий социальный факт, подсистема общества, им порожденная и, в свою очередь, оказывающая влияние на жизнь и развитие социума, на сознание и взаимоотношения людей на разных уровнях - от индивидуального и межличностного до глобального, в масштабах всего человечества. Религиозное сознание, составляющее стержень религии (как религиозная идеология, вероучение, теология, так и религиозно - массовое сознание), определяя поведение людей, воздействуя на него, становится социальным фактом и в этом своем качестве (и только в этом) является предметом социологического исследования.
Особо следует отметить тот факт, что религия является специфической формой культуры со своей системой ценностей, которая в значительной степени корректирует с нравственными установками, с общепринятыми нормами и правилами поведения, одновременно распространяя определенные эталоны поведения. Такая трактовка важна для преодоления одностороннего взгляда на религию как выражения идеологических установок одного класса в его господстве над другим.
Религия - социальное явление. Ее возникновение, существование, эволюция детерминированы определенными общественными условиями прошлого и настоящего, а в религиозных представлениях, образах, вероучительных текстах специфическим способом закодированы определенные типы общественных отношений, нормы и правила человеческого общежития. В разных конкретно-исторических условиях эти коды способны актуализироваться поразному, чем и объясняется тот факт, что весьма различающиеся по своему социальному содержанию и направленности действия людей нередко мотивируются одними и теми же религиозными предписаниями.
Религия не существует в обществе в каком-то изолированном, самодостаточном состоянии. Она тесно включена в общественную структуру, переплетаясь и взаимодействуя с другими сферами и формами жизнедеятельности общества: политикой, экономикой, культурой, правом, моралью и т.д., часто проявляясь и функционируя как бы на «чужой» территории, оказывая в зависимости от конкретно-исторических условий то большее, то меньшее влияние на эти сферы.
Это воздействие религии на общество и происходящие в нем процессы реализуется через ее институты (культовые учреждения, религиозные организации, объединения верующих), через систему организации религиозного культа, религиозную идеологию и религиозно - массовое сознание. Все эти компоненты структуры религии и их взаимосвязаны с различными компонентами структуры общества, имеют социальные измерения и доступны как теоретическому анализу, так и эмпирическому наблюдению, и, как таковые, становятся предметом социологического исследования.4
Как и другие отраслевые социологические дисциплины, социология религии исследует свой объект на двух уровнях - теоретическом и эмпирическом.
На теоретическом уровне предметом исследования являются религия в целом как социальная подсистема, ее социальная природа, место и роль в обществе, социальные функции, ее внутренняя структура и взаимосвязь составляющих ее элементов, происходящие в ней процессы и изменения.
Теологическая трактовка религии как божественного откровения, которой придерживается и часть конфессионально ангажированных социологов, делает практически бессмысленным и невозможным социологическое изучение религии на теоретическом уровне. Научное же изучение религии начинается с признания ее порождением определенного уровня развития человечества, а также анализа ее функций. Что касается человека, то роль религии проявляется для него в функциях определения смысла жизни и идентичности. По отношению к социальным группам важны функции социальной интеграции и сакрализации культурных, главным образом этических, ценностей.5
На эмпирическом уровне социологического анализа религии предметом исследовании становятся религиозное сознание и поведение людей, больших и малых групп, общественное мнение о религии и церкви, деятельность религиозных институтов, организаций и движений, конфессионально ориентированных политических партий, отношение к религии различных групп населения, воздействие религии на поведение людей в различных сферах общественной жизни.
Под религиозностью понимается «определенное состояние отдельных людей, их групп и общностей, верующих в сверхъестественное и поклоняющихся ему»6 их приверженность к религии, принятие ее вероучения и предписаний. Под уровнем религиозности принято понимать соотношение респондентов, обладающих признаком религиозности, со всей совокупностью опрошенных. В отличие от уровня религиозности, когда фиксируется только сам факт наличия определяющего признака, понятие степень религиозности отмечает интенсивность проявление этого признака (сильная или слабая вера в сверхъестественное, в Бога, постоянное или эпизодическое посещений богослужений и т.п.). Нетрудно заметить, что возможны случаи, когда исследования покажут одинаковый уровень религиозности на разных объектах, но разную степень ее проявления, т.е. глубины религиозного сознания и религиозных переживаний верующих, интенсивности соблюдения ими религиозных предписаний.