Религиозность современной молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2014 в 21:10, курсовая работа

Описание работы

Существует распространенное мнение среди обывателей, что «современная молодежь вообще ничего не знает о церкви и не посещает ее», что «…молодежь не посещает церковь, а все больше тянется к суеверию (сектам), которые в большом количестве и распространены у нас в России и вредят здоровью молодого поколения». Так же, что среди молодежи модными стали проявления безнравственности. Это проявляется и в одежде и в стиле жизни многих молодых современных людей. Это лишь одна популярная точка зрения среди старшего поколения по отношению к религиозности и нравственности современной молодежи.
Но многочисленные данные социологических исследований отмечают рост религиозности населения России от начала 90-х годов до наших дней1.

Файлы: 1 файл

Курсовой проект По предмету- «Методы проведения социологического.doc

— 461.00 Кб (Скачать файл)

(считают себя верующими  в % к числу опрошенных)

Научно - исследовательские

организации

Год

1988

1991

1993

1995

1996

ВЦИОМ8

18,6

39

43

64,2

60,8

ИСПИ РАН9

   

56

67

 

РНИСиНП10

   

76

73,5

 



 

 

 

 

 

 

 

На основе приведенных  данных об уровнях религиозности, полученных в период 1988-1996 годов, трудно с уверенностью делать выводы о реальном состоянии религиозности населения страны в указанный период.

    • Bo-первых, слишком велик разброс результатов, что, видимо, объясняется различиями подходов к построению социологического инструментария, способов обработки полученной информации, возможно, и какими-то дефектами выборки.
    • Во-вторых, к категории верующих отнесены все те, кто сам заявил о своей религиозности. Однако известно, что самооценка не может служить достаточным и надежным основанием для объективной характеристики мировоззренческой позиции человека. Несомненно, лишь то, что уровень религиозности взрослого населения страны в течение первой половины 1990-х годов имел положительную динамику, а доля лиц считающих себя верующими, достигла в 1995 году не менее 65%.

В целом рост религиозных общин значителен. На 1 января 1997 года в России насчитывалось 14,5 тыс. общин. По ориентировочным данным,

50-55 млн. россиян относили себя к православию, 15-18 млн. - к различным формам протестантизма и католицизма, 10-12 млн. - к исламу.

Вместе с тем, по данным ВЦИОМ, уже 1996 год показал процесс сокращения доли верующих среди населения: пик роста верующих пришелся на 1993-1994 годы и сейчас практически равен показателям 1991 года.11

Весьма своеобразны  процессы, происходящие в среде самих верующих. Так, рост числа людей, объявивших себя причастными к православию, не изменил Пропорций включенности в церковную жизнь. В 1996 году 55% назвавших себя православными практически не посещают церковные службы. Ежемесячное причастие (минимальная частота, рекомендуемая церковью) соблюдали не более 4-5% назвавших себя православными, т.е. столько же, сколько было в 1991 году, сколько было и в 70-е и в 80-е годы.12Все это позволяет поставить под сомнение существование провозглашенного религиозного ренессанса, а скорее рассматривать его как изменение отношения государства и общества к религии, признание ее роли в поддержании нравственных норм, отказ от «идиотизма» по отношению к верующим. Вместе с тем данные социологических исследований показывают большую долю приверженных к религии среди молодежи (до 20 лет), среди лиц старшего возраста (после 60 лет), а также в целом среди женщин).

Что касается характера религиозности, то на первый план выходит качественная характеристика явления: в нем интегрируется информация о качестве религиозности, добавляются такие характеристики, как конфессиональная определенность, особенности, наложенные своеобразием исторического периода, национальной спецификой, социальным контекстом.

Говоря о качестве религиозности, отметим:

  • Во - первых, что под воздействием изменившейся ситуации появляется категория примкнувших, «зачисливших» себя в религию под влиянием общественной моды, которые поступили так потому, что это сейчас принято, потому что многие так сейчас делают. В результате того, что слово «верующий» становится все более «нормальным», респектабельным, а слово «атеист» - неприличным.  

И тут мы сталкиваемся с весьма интересным и специфическим явлением: атеизм «очищается» от тех, кто считал себя ранее атеистом, скорее всего из конформистских соображений, а вера «замутняется», ибо к ней примыкают отнюдь не только в связи с изменившимся мировоззрением.13

 

  • Во-вторых, качество религиозности проявляется в таком специфическом явлении, когда религия понимается не столько в «религиозном» смысле, сколько в социально - утилитарном, как средство поддержания культуры и морали. Высоко оценивая эти черты религиозного учения, многие верующие концентрируют внимание на том, что религия полезна для общества, для поддержания нравственности, что говорит скорее об их приверженности идеям гуманизма, чем о настоящей, искренней и глубокой вере.
  • В-третьих, происходит весьма своеобразный, но реально существующий процесс «индивидуализации» веры, когда люди, придерживаясь одной веры и искренне разделяя ее основные положения, приспосабливают ее к своему личному мировосприятию окружающей действительности. В результате одни люди придают большое значение одним действиям религии, другие - другим; одни склонны отмечать одни праздники и соблюдать ритуалы, а другие выделяют для себя другие даты и придают значение иным ритуалам.

 

При анализе характера религиозности обращается внимание на принадлежность людей к разным конфессиям, которые в России и сейчас представлены помимо православия исламом, католицизмом, протестантизмом, иудаизмом. Существует значительное число и различных религиозных течений. Образовавшийся после социалистической идеологии вакуум заполнялся не только ценностями развитых «цивилизованных» религий, но и различными мистическими и оккультными представлениями, неоязычеством и труднообъяснимыми миссионерскими учениями.

Особую тревогу вызывали экспансия многочисленных квазирелигиозных образований (культов, нетрадиционных религий, «тоталитарных сект»): «Церковь унификации», «Общество сознания Кришны», «Церковь сайентологии» и др. Применяя изощренную психотехнику, «культы» губительно влияли на психику людей и их личностное сознание, превращая своих последователей в роботов. Аналогичные группы возникали и на почве православия («Великое белое братство», «Богородичный центр», «группа Виссариона» и др.). И, наконец, в то время получили распространение причудливые эклектические образования типа культа НЛО, астрологии, магии, колдовства и т.д.

Наиболее общей характеристикой религиозности исследуемого объекта (от малой группы до общества в целом), в которой в качестве переменных задействованы все три названные выше характеристики, является понятие состояние религиозности. Оно синтезирует качественно - количественную определенность уровня, степени и характера религиозности в их единстве и устойчивом сочетании в течение определенного периода времени, фиксируемую на момент исследования. Для раскрытия состояния религиозности на исследуемом объекте нужны данные более широкого и глубокого типа, чем результаты опроса (особенно, когда речь идет о состоя-

нии религиозности в стране, крупном своеобразном регионе и т.д.). Здесь должны быть учтены процессы, происходящие в религиозно - массовом сознании и религиозной идеологии, конфессиональная структура населения, направленность, характер и интенсивность деятельности религиозных организаций, объединений верующих, их влияние на окружающую социальную среду.

Именно такой подход и позволяет более реально  оценить состояние религиозности в России и усомниться в существовании религиозного бума.

К этому понятию близко и понятие религиозная ситуация. В социологических публикациях они часто используются как синонимы. Однако между ними имеются и некоторые оттенки. Понятие религиозная ситуация фиксирует явление более конкретное, более локализованное во времени и пространстве, всего содержании несколько большее значение имеет характеристика деятельности религиозных организаций и верующих.

Надо иметь в виду, что социология религии не ограничивается изучением религиозного феномена в чистом виде. Отношение людей к религии в обществе неодинаково, оно может меняться в течение жизни, порой даже на весьма коротком ее отрезке, под влиянием окружающей среды, общественной атмосферы, меняющихся жизненных обстоятельств, идеологического воздействия. Поэтому социология религии исследует весь диапазон отношения людей к религии: от религиозности (разных форм и интенсивности) - через колебания в вере, неопределенность отношения к религии, индифферентность - до не религиозности и отрицания существования Бога - атеизма. Кстати, в отечественной литературе сама дисциплина часто называется «социология религии и атеизма».

Первые опыты конкретно-социологического изучения проблем религии в нашей стране относятся к концу 50-х - началу 60-х годов, когда объектами исследования становились отдельные небольшие населенные пункты, трудовые коллективы, религиозные общины. Ко второй половине 60-х годов уже сформировалось несколько научных центров на базе академических институтов, ВУЗов во главе с Институтом научного атеизма Академии общественных наук. За три десятилетия ими было осуществлено большое количество социологических исследований проблем религии и атеизма, в том числе крупных - в масштабе областей, республик, регионов.

Проведенные исследования различались как по объекту, так  и по типу решаемых задач и тематике. Значительная часть из них была посвящена измерению уровня религиозности, масштабов распространенности религиозных и атеистических ориентаций среди населения, в отдельных социально-демографических и социально-профессиональных группах, в трудовых, учебных, воинских коллективах и т.п. Они позволяли раскрыть взаимосвязь религиозности, ее эволюции с социальными условиями и процессами, происходящими в обществе, давали информацию о динамике религиозности, о тенденциях изменения в ее внутренней структуре и содержании, позволяли построить типологию опрошенных по их отношению к религии и атеизму, представляли эмпирический материал для теоретических обобщений о причинах и механизма воспроизводства религиозности, об изменении места и роли религии в обществе.

К этому типу исследований по объектам и методике (преимущественно анкетированию) примыкают и исследования общественного мнения по вопросам религии и атеизма.14

Другой тип исследований имеет своим объектом непосредственно объединение верующих - религиозную общину, приход, а также такую специфическую социальную группу, как служители культа, слушатели духовных учебных заведений, а также деятельность религиозных организаций и учреждений. В любой религии они выполняют функцию организующего начала, осуществляют контроль за сознанием и поведением своих членов, обеспечивают пропаганду и распространение вероучения, привлечение новых членов (миссионерство, прозелитизм), организуют не

только религиозную, но и социальную жизнь своих последователей. Социологию в этом случае интересуют, прежде всего, их функции, процесс их изменения и согласования с окружающей реальностью. Предметом изучения в таких исследованиях являются состояние, организация и динамика религиозной жизни, социальные, политические и духовно, нравственные ориентации верующих и духовенства, характер связи общины с внешним миром, со светскими властными, социальными и культурными структурами, с миром бизнеса. Во многих случаях религиозная община выступает для верующего его непосредственной социальной средой, прежде всего для людей старших возрастов, пенсионеров, где они реализуют не только свою причастность к вере, но и свою социальную активность, культурно-познавательные интересы, удовлетворяют потребность в общении, сопереживании и т.д.15

Исследования подобного  рода требуют предварительного согласования и установления доверительных отношений с руководством и активом общины, с верующими. Нередко они продолжаются в течение длительного периода или повторяются через определенные промежутки времени, не ограничиваются анкетированием, а дополняются глубинным интервью, опросам экспертов, наблюдением, приобретают монографический характер.

Большой и ценный материал дают социологам изучение и анализ документов, контент-анализ церковной прессы и публикаций о религии в светских средствах массовой информации, изучение архивных материалов, которые позволяют найти «точку отсчета» при исследовании изменений религиозного феномена.

Одной из важных методологических проблем, которые встают перед социологом-религиоведом, является проблема достоверности информации о религиозности, получаемой социологическими методами. Или - ставя вопрос шире, в более общем плане - возможно ли вообще познание религиозного феномена без погружения в него, т.е. не, будучи человеком верующим, не

имея собственного «религиозного опыта»?

Со стороны религиозных  социологов можно встретить утверждения, что только верующему человеку, исповедующему истины своей религии, доступно и научное ее познание.

Однако большинство социологов за рубежом отвечают положительно на вопрос о возможности и достоверности познания проявлений религии социологическими методами без личной приверженности к конкретной религии, поскольку исследователь решает вопрос не об истинности или ложности религии, религиозного опыта индивида, а, принимая ее за социальную данность, изучает степень и характер ее влияния на общественную жизнь, на общественное, групповое и индивидуальное сознание и поведение, видит в ней один из типов социальной ориентации, определенную модель образа жизни людей.

В таком разном подходе  к одной проблеме прослеживается интересная разница в методах изучения западных социологов и наших русских. Западные социологи, стремясь к получению более объективной информации, максимально отстраняют свое личное мнение и личное участие в той или иной проблеме. А русские исследователи напротив, считают, что более достоверная информация может быть получена только при личном и субъективном подходе к изучаемой проблеме.

Но кроме этого неразрешенного вопроса есть и другой, так же связанный с методологией изучения религиозности: что считать критериями религиозности? Некоторые социологи, например, последователи французского католического социолога Г. Ле Бра, считают, что, изучая религию, социолог может достоверно наблюдать и фиксировать только факты внешних проявлений религиозности, религиозного поведения, участия в отправлении культа («религиозную практику»). Религиозного же сознания он касаться не должен, поскольку рискует оказаться во власти не реальных фактов, а субъективных высказываний респондентов. Следует признать, что определенные основания для такого скептического подхода есть: социологическая анкета часто оказывается слишком грубым инструментом для проникновения в сознание респондента, искренность ответа целиком зависит от него самого, а наблюдаемые факты религиозного поведения, казалось бы, неопровержимы - они либо есть, либо их нет.

Информация о работе Религиозность современной молодежи