Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2014 в 21:24, курсовая работа
Интерес к исследованию религиозности как феномену общественной жизни людей во все времена был и по-разному проявлялся у различных исследователей, потому что тема религиозности не может быть не актуальной.
Всегда и во все времена те или иные верования, либо атеистические представления граждан формировали их мировоззрение, их жизненный уклад, а следовательно и жизненный уклад всего общества.
А исследование религиозных предпочтений современной молодежи тем более актуально, так как на основании полученных выводов можно будет говорить, что ждет наше общество в ближайшие 10-20 лет в культурном и нравственном аспекте жизнеустройства.
Но здесь возникает другое, не менее серьезное опасение, что взятые изолированно от сознания индивида и абсолютизированные акты религиозного поведения могут также нарисовать недостоверную картину. Человек может посещать церковь, участвовать в богослужениях, исполнять религиозные обряды и предписания вероучения, не будучи верующим и не испытывая при этом религиозных чувств, а по привычке, в силу принятого в данной среде стереотипа поведения, под давлением своего ближайшего окружения или по каким-то другим соображениям. И тогда из полученных данных нельзя делать никаких других выводов, кроме констатации самих фактов религиозного поведения.16
Но и обращение только к сознанию респондентов, религиозные или нерелигиозные признаки которого могут фиксироваться лишь по их высказываниям, без учета поведения тоже может привести к получению недостаточно достоверной информации. По каким-то причинам человек может скрывать свою религиозность, подлинные мотивы своего поведения или же, наоборот, представлять себя верующим, приверженцем конкретной конфессии, сам при этом, сознавая, что таковым не является.
Проведенные исследования свидетельствуют, что подобные искажения информации, когда речь идет о такой тонкой, глубоко интимной стороне духовного мира человека, как его отношение к религии, имеют место. Но эти же исследования, сравнение результатов, полученных на разных объектах, анализ заполненных анкет на логическую противоречивость позволяют утверждать о достаточной надежности и достоверности основной массы получаемой информации, о принципиальной доступности религиозного феномена изучению социологическими методами. Выход - в комплексной фиксации при знаков сознания и поведения, соотнесении их друг с другом, постановке контрольных вопросов и построении в исследовательской процедуре такой модели сочетания этих двух рядов признаков, которая позволяла бы достоверно судить о религиозности или не религиозности индивида.17
Несмотря на ренессанс религиозного мировоззрения, уровень нравственности, духовной жизни, как свидетельствует практика, в современном обществе не повышается. Более того, наоборот, мы являемся свидетелями широкого распространения различных форм девиантного поведения, особенно среди молодежи.
В современной социологии религии проводятся достаточно глубокие исследования, связанные с различными аспектами влияния религиозно-нравственного фактора на различные стороны жизнедеятельности людей. Особый интерес и значимость в данной связи представляют работы Андреевой Л. А., Мчедлова М. П., Локосова В. В., Митрохина Л. Н, Тощенко Ж. Т. и ряда других авторов. Однако проблема детерминации принципов мировоззрения молодежи, несмотря на свою актуальность, все еще не получила должного освещения.
Интересно исследование доктора философских наук МГУТУ Андреевой Л. М. и Андреевой Л.К. доцента того же университета.
В исследовании сопоставляются данные
исследования религиозности студентов,
с результатами общероссийских опросов,
с целью выявления степени расхождения
или совпадения основных показателей.
Эмпирической базой исследования являлся
социологический опрос, проведенный в
феврале 2010г. среди студентов филиала
МГУТУ18 в г. Волоколамске Московской области.
Всего было анкетировано 108 человек в возрасте
от 18 до 22 лет, что составляет примерно
10% от общего количества учащихся. Исследователи
поставили перед собой задачу сравнить
показатели религиозности студентов МГУТУ
с общероссийскими опросами, выявить степень
расхождения или совпадения отдельных
показателей, определить тип религиозности
студенчества.
Многие cоциологические опросы свидетельствуют: уровень православной самоидентификации россиян чрезвычайно высок. По данным опроса, назвали себя православными 84,2%, 10,2% атеистами или неопределившимися, 4,6% мусульманами, 0,9% буддистами. В гендерном аспекте женщины верующие преобладают - православных женщин 52%, мужчин православных - 47,2%. Обращает на себя внимание тот факт, что среди определивших себя как атеисты или индифферентные, мужчины составляют 90%. В студенческих семьях неверующие отцы составляют 10%, а матери 1,8%. В общероссийском аспекте наблюдается также преобладание женской религиозности над мужской: среди женщин религиозных людей больше, чем среди мужчин, соотношение в среднем 65 и 45%.19
Высокий уровень (84,2%) православной самоидентификации коррелирует с общероссийскими социологическими опросами. По данным ВЦИОМ за 2008 г. 73% жителей России назвали себя православными.20 Такие высокие цифры свидетельствуют о складывании в общественном
сознании "проправославного консенсуса", в основании которого лежит культурная и национальная самоидентификация. Понятия "русский" и "православный" в общественном сознании сближены. Именно этим объясняется тот феномен, что к православным отнесли себя, по данным опроса МГУТУ, 7,6% лично неверующих и 23% не верящих в Бога или затрудняющихся ответить на этот вопрос. Количество верующих значительно ниже тех, кто причисляет себя к православным.
В 2008 г. Аналитический Центр Юрия Левады (Левада-Центр) провел репрезентативные для взрослого населения страны опросы, посвященные проблеме религии (выборка 1600 россиян). По данным этого опроса 71% россиян заявили, что православные. Только 32% заявили, что знают, что
Бог существует и не испытывают в этом никаких сомнений, 10% отрицают его существование, 14% только иногда верят в его существование, 21% верят в Бога, но иногда испытывают сомнения.21
Особенностью современной религиозной ситуации в России является то, что понятие "православный" не прямо коррелирует с понятием "верующие". Православие как способ национально культурной идентификации востребовано общественным сознанием. Однако собственно уровень религиозности определяется, прежде всего, верой в религиозные догматы, которые являются фундаментом религиозного мировоззрения и которые воплощают трансцендентные ценности бытия.
Низкий уровень знания догматов свидетельствует о доминировании нерелигиозной картины мировидения (при этом 79,6% опрошенных уверенно ответили, что знают основы своей религии).
При этом стоит указать, что у большинства студентов в доме имеется религиозная литература (75,9%) и подавляющее большинство прошли религиозный обряд приобщения (96,3%).
Интересно сравнить данные, полученные в студенческой среде, с данными общероссийских опросов. Показатели, как представляется, во многом совпадают: в загробную жизнь верят 45% россиян и 48,2% опрошенных студентов МГУТУ, в существование дьявола верят 40% россиян и 43,5% респондентов МГУТУ, в существование ада верят 40% россиян и 52,8% респондентов МГУТУ, в существование рая верят 45% россиян и 54,6% процента респондентов МГУТУ.
Принципиальным является одноуровневость цифр веры в загробную жизнь, что наиболее ярко свидетельствует о нерелигиозном мировидении респондентов.
Весьма важен такой
показатель уровня религиозности как
институциональная
На примерно одинаковом уровне видим показатели посещения богослужений раз в неделю: 2% россиян и 1,8% студентов, один раз в месяц посещают богослужения 4% россиян и 10,2% студентов, в большие праздники посещают богослужения 35% россиян и 60% студентов, никогда
не посещают богослужения 59% россиян и 27,8% студентов. Однако большинство студентов (60,2%) посещают храмы только по большим праздникам, что сопоставимо с уровнем посещения богослужений их родителями - 58,3%.22
Несмотря на рост посещений богослужений студентами МГУТУ и их родителями, можно констатировать, что по критерию посещаемости церкви раз в месяц российская институциональная религиозность находится на одном из последних мест в Европе - среднеевропейский показатель составляет 31%. 23 Можно согласиться с мнением социолога ВЦИОМ Н. П. Попова, что эти данные показывают, что реально воцерковленных людей в
соответствии с русскими
православными нормами и
соблюдающих, но называющих себя верующими, - рост от одной трети до двух третей населения, в два раза.24
Стоит остановиться и на таком показателе как отношение к религиозным праздникам. Среди опрошенных студентов МГУТУ их отмечают 87%, т.е. религиозные праздники отмечаются также неверующими.
Следует помнить, что не все культовые действия религиозно мотивированы. Посещать храм, участвовать в обрядах, отмечать религиозные праздники и т.п. могут как религиозные, так и нерелигиозные люди. Эти виды религиозного поведения не всегда свидетельствуют о наличии веры. Некоторые из них носят привычно-традиционный характер; другие совершаются под влиянием общественного мнения и т.д. В таких случаях связь религиозных действий с религиозным сознанием носит опосредованный характер.25
Именно поверхностная религиозность привела к парадоксальному, но только на первый взгляд, факту, что родители, в большинстве своем позиционирующие себя как православные, вместо религии в школе выбирают для своих детей светскую этику.
С 1 апреля 2010 г. по распоряжению Президента РФ в 19 российских регионах в школах (пока только четвертые классы) в качестве эксперимента появился новый предмет. На выбор родителей это будут либо "Основы православной (мусульманской, иудейской, буддистской культуры)", либо "Основы мировых религиозных культур" или "Светская этика". Весьма любопытен выбор родителей. В Пензенской области (где религиозные фанатики почти полгода ждали под землей "конец света") на курс "Основы светской этики" записались 62% детей и еще 38% - на толерантный модуль "Основы мировых религиозных культур". В считающейся одним из оплотов РПЦ Вологодской области за курс светской этики высказались 58,2% родителей, а за общемировую религиозную культуру - 17%. В Удмуртии цифры похожие: 53% - "Основы светской этики", "Основы мировых религиозных культур" - 27,7%. То же самое в Свердловской
области - 54,6%, мировые религиозные культуры - 23%. В Красноярском крае: 58,2% и 21,5% соответственно.26 Можно всецело согласиться с автором статьи С. Пономаревым: "В принципе мы все должны быть благодарны инициаторам нового школьного предмета за неожиданное социологическое исследование. Оно дает куда более правдивое представление о якобы глубокой религиозности российского народа, его набожности и следовании канонам и заповедям... Впрочем, ведь и без того было ясно: если ты красишь яйца и печешь куличи на Пасху или кропишь яблоки и бочонки с медом на другие даты христианского календаря, ты отнюдь не всегда верующий».
Большинство россиян совершает свои поступки, опираясь на жизненно важные ценности. Опрос, проведенный Институтом Гэллапа в 2006 - 2007 гг., свидетельствует о почти тотальном принятии людьми ценностных установок, резко отвергаемых церковью: 53% россиян поддерживают женщин, ставящих карьеру выше семьи, 87% - использование противозачаточных средств.27 По совокупности этих показателей, Россия может считаться одной из секуляризованных европейских стран. Общество ориентировано на эффективность, на успешность, ничего общего не имеющего с религиозной ориентацией человека. На основании данных международного проекта "Мировые ценности" за 2001 г. Россия имела индекс религиозности - 0,35 (где 0 = "совсем не важна, а 1 = "очень важна"). Например, Швейцария, Люксембург, Финляндия имели индекс 0,34, а США - 0,49, Италия и Португалия - 0,49, а православная Греция - 0,47.28
Согласно опросу студентов МГУТУ, 67,9% поддерживают использование противозачаточных средств. Ровно поровну за и против среди студентов разделились голоса в поддержку женщин, откладывающих ради карьеры создание семьи и рождение детей. Надежно закрепился в сознании студентов светский принцип равенства женщин с мужчинами в обществе и семье: поддерживают 74% опрошенных. Однако в своей личной жизни 52,8% считают, что главным в семье должен быть муж, такая ситуация неприемлема для 27,8% опрошенных. Такое расхождение можно объяснить тем, что общественные стереотипы столкнулись с патриархальным укладом конкретной семьи, которая воспитала студента. Налицо раздвоение сознания: общественный идеал одобряем, но у себя в семье хотим порядков, как у предков. Однако даже на уровне личностного восприятия почти для половины опрошенных идеал - равенство мужчины и женщины в семье.
Тип студенческой религиозности можно определить, исходя из того, что типы - это понятия, отражающие определенный характер религиозности, общий для некоторого числа людей, и служащие основой соответствующих классификационных групп. При выделении типов религиозности, так же как и при определении ее критериев, требуется комплексный подход: учет объема, содержания и уровня религиозного сознания, интенсивности религиозного поведения, степени включенности индивида в религиозные отношения.29
Религиозный тип студентов МГУТУ мы бы определили как тип с неустойчивой религиозной ориентацией, обнаруживающий сомнения в истинности даже основных и существенных положений вероучения. Культовые действия совершают редко, участвуют лишь в наиболее важных религиозных праздниках и обрядах. Не имеют постоянных связей с религиозной группой.
Религиозные стимулы, как правило, не влияют на мотивацию социальной деятельности. Таким образом, тип религиозности вузовского студенчества в целом совпадает с типом религиозности россиян.