Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2014 в 21:24, курсовая работа
Интерес к исследованию религиозности как феномену общественной жизни людей во все времена был и по-разному проявлялся у различных исследователей, потому что тема религиозности не может быть не актуальной.
Всегда и во все времена те или иные верования, либо атеистические представления граждан формировали их мировоззрение, их жизненный уклад, а следовательно и жизненный уклад всего общества.
А исследование религиозных предпочтений современной молодежи тем более актуально, так как на основании полученных выводов можно будет говорить, что ждет наше общество в ближайшие 10-20 лет в культурном и нравственном аспекте жизнеустройства.
Тема: «Религиозность современной молодежи»
Формулировка
и обоснование проблем
Уровень религиозности и нравственности всегда был одним из основных показателей развития общества в культурном аспекте.
Жизнь современной российской молодежи разворачивается в условиях мировоззренческого плюрализма, отсутствия атеистической пропаганды и большого количества информации в том числе и религиозного плана. Разнородные транслируемые ценности порождают путаницу и неопределенность в формировании мировоззрения современной молодежи. Для нее резко изменились условия вхождения в жизнь, утеряны социальные и нравственно-идеологические ориентиры. Резко ослаблена роль институтов социализации молодежи, будь то семья, школа, система профессионального образования, общественно-политические организации, движения, средства массовой информации и коммуникации. Свое место в этом ряду активно занимает религия, внося в усложнившийся процесс социального становления юношей и девушек нечто новое. Ведь от того, какие тенденции относительно нравственного развития преобладают среди современной молодежи . зависит развитие общества в будущем.
Возникает научный интерес к изучению характера религиозности молодежи, механизмов ее возникновения.
Объектом моего исследования является учащаяся молодежь Москвы, так как именно от молодежи зависит дальнейшая судьба нашего общества, от ее нравственных установок, ценностных ориентаций, которые зачастую складываются под влиянием религии.
Целью моего исследования является изучение уровня религиозности современной молодежи.
Рабочие гипотезы исследования:
Логическая схема обработки и анализа информации:
Диаграмма № 1. 1.
Считаете ли вы себя верующим?
Из графика мы видим, что 70% твердо считают себя верующими людьми. К этому числу можно прибавить и тех, кто ответил, что скорее считает себя верующим, чем не верующим. Таким образом, можно сказать, что 87% опрошенных так или иначе находят себя верующими людьми.
Интересен и тот факт, что 73% опрашиваемых верят в жизнь после смерти.
Верите ли вы в жизнь после смерти?
Диаграмма 1.2.
То есть 14% опрашиваемых, находящих себя верующими людьми тем не менее в загробную жизнь не верят.
Если вы считаете себя верующим, то к какой религии вы себя относите?
Диаграмма 1.3
Однако из 70% верующих православными себя считают 84 %. Остальные 16 % относят себя к другим30 конфесиям.
Следовательно, мы можем сказать, что большая часть верующей молодежи причисляет себя к православным.
Интересно проследить, каков процент верующей молодежи ходит в храм по всем религиозным праздникам.
Диаграмма № 2.1.
Как часто вы ходите в храм? (костел, мечеть и др.)
Из этого графика мы видим, что лишь 22 % всей верующей молодежи ходит в храм довольно-таки часто. 21 % верующих молодых людей ходит в храм не чаще 2-3 раз в месяц, 18 % - 2-3 раза в год. 17 % верующих были в храме несколько раз в своей жизни. А 2 % вообще никогда не посещали храм.
Диаграмма № 3.1. Религиозная литература и отношение к ней.
Приобретаете и читаете ли Вы религиозную литературу?
3.2. Религиозную литературу какого характера Вы предпочитаете?
Как видно из схем, религиозной литературой интересуется большинство опрошенных. На первом месте по востребованности - молитвы, затем духовная священная литература, на третьем – жития святых, толкования священных книг. А вот советы священнослужителей пользуются меньшей популярностью среди читающей религиозную литературу, молодежи. Так же интересно проследить отношение молодежи к священнослужителям. На сколько молодежь доверят священникам/старцам, обращается ли к ним за советом в сложной ситуации.
3.3. К кому бы Вы обратились за помощью в трудной ситуации?
Из этой схемы мы видим, что лишь 16% опрошенных молодых людей в сложный жизненных ситуациях обратятся за помощью к священнику. Большинство больше доверяет родителям и друзьям. Психологам и экстрасенсам молодежь доверяет меньше всего. 14% действовали бы во всех сложных ситуациях самостоятельно.
Диаграмма № 4.
4.1. Как Вы относитесь к факту крещения детей во младенчестве?
Из этой схемы видим, что большинство современной молодежи относятся к факту крещения детей во младенчестве положительно. Можно предположить, что они буду крестить своих будущих детей. Но будет ли такая молодежь воцерковлять себя и своих детей?
Диаграмма № 5. 5.1. Отношение современной молодежи к религиозному образованию.
Отдали бы Вы своих детей в воскресную (религиозную) школу?
57% всех опрошенных скорее
5.2. Посещали ли вы воскресную/религиозную
школу?
Несмотря на то, что большинство в детстве не посещали воскресную школу, своих детей все же хотят обучать в таких школах. Прослеживается интересная тенденция возрастающего интереса к религиозному образованию.
5.3. Как Вы относитесь к введению в школьную программу курса религиоведения?
Так же стоит добавить, что 58% из всех опрошенных молодых людей положительно относиться к введению в школьную программу курса религиоведения.
Диаграмма № 6.
6.1. Должно ли православие в нашей стране иметь приоритет над другими религиями?
Преобладающее большинство опрошенных считает, что православие в нашей стране должно иметь приоритет над другими религиями.
1 В.П. Баранников, А.П. Мчедлов, В.Е. Семенов, Ю.А. Гаврилов, Ю.Ю. Синелина, Н.А. Кобзева, А.Г. Шевченко, Г.С. Широкалова и др.
2 Сучкова Ольга Владимировна. Социально-психологические аспекты религиозности молодежи в контексте психологической безопасности : диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.05 / Сучкова Ольга Владимировна; [Место защиты: ГОУВПО "Российский государственный педагогический университет"].- Санкт-Петербург, 2009.- 186 с.: ил.
3 Тощенко Ж. Т. Социология. М.: Прометей, Юрайт, 2002 г. – С. 385
4 Тощенко Ж. Т. Социология. М.: Прометей, Юрайт, 2002 г. – С. 387
5Тощенко Ж. Т. Социология. М.: Прометей, Юрайт, 2002 г. – С. 387
6 Д.М. Угринович, 1974
7 Тощенко Ж. Т. Социология. М.: Прометей, Юрайт, 2002 г. – С. 388
8 ВЦИОМ - Всероссийский центр исследования общественного мнения.
9 ИСПИ - Институт социально-политических исследований РАН.
10 РНИСиНП - Российский независимый институт социальных и национальных проблем.
11 Тощенко Ж. Т. Социология. М.: Прометей, Юрайт, 2002 г. – С. 389
12 Тощенко Ж. Т. Социология. М.: Прометей, Юрайт, 2002 г. – С. 390
13Тощенко Ж. Т. Социология. М.: Прометей, Юрайт, 2002 г. – С. 390
14 Тощенко Ж. Т. Социология. М.: Прометей, Юрайт, 2002 г. – С. 392
15 Тощенко Ж. Т. Социология. М.: Прометей, Юрайт, 2002 г. – С. 393
16 Тощенко Ж. Т. Социология. М.: Прометей, Юрайт, 2002 г. – С. 394
17 Тощенко Ж. Т. Социология. М.: Прометей, Юрайт, 2002 г. – С. 395
18 Московского государственного университета технологий и управления
19 Попов Н. П. Насколько мы набожны // Мир измерений. 2008. N 5. стр. 56.
20 Попов Н. П. Насколько мы набожны // Мир измерений. 2008. N 5.
21 Голов А. А. Религиозность, а также что люди обретают в религии // Левада-Центр. 11 марта 2008.
22
Россияне и религия. 14.08.2007 // URL: www.levada.ru/press/
23 Каариайнен К., Фурман Д. Е. Религиозность в России на рубеже XX-XXI столетий //
Общественные науки и
24 Попов Н. П. Насколько мы набожны // Мир измерений. 2008. N 5, с. 58
25 Яблоков И. Н. Религиоведение. М., 2001., с. 298, 299
26 Пономарев С. Народ-богоносец вместо религии в школе выбирает светскую этику //
Комсомольская правда. 2010. 12 февраля.
27 См: Смысл. 2007. 1 - 31 августа.
28 См. подробнее: Яблоков И. Н. Религиоведение. М., 2001. с. 135 – 136.
29 Коротаев А. В., Халтурина Д. А. Современные тенденции мирового развития. М., 2008.
30 Вера вне конфесий, гуманизм, позитивизм, григорианство, ортодоксальный сатанист, религиозный космополитизм, последователь Дарвина, джайнизм, фитишизм/тотемизм, свидетели Иеговы, надмирная реальность.