Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 21:55, курсовая работа
В последнее время все чаще многие ученые и общественные деятели называют современную демографическую ситуацию в нашей стране кризисной. Еще с середины 60-х годов в России установился низкий уровень рождаемости, не обеспечивающий даже простое воспроизводство. Демографическая ситуация требует активной демографической политики со стороны государства. Необходима разработка конкретных мер и реализация комплексных мероприятий, разработка программ для улучшения демографической ситуации в стране.
ВВЕДЕНИЕ 2
I ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОПРОСА РЕПРОДУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ И ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА 5
1.1 ПОНЯТИЯ РЕПРОДУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ И РЕПРОДУКТИВНЫХ УСТАНОВОК НАСЕЛЕНИЯ 5
1.2 ОБЗОР СОВРЕМЕННЫХ МЕР ВОЗДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВА НА РОЖДАЕМОСТЬ 9
II ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ МЕР ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ НА РЕПРОДУКТИВНЫЕ УСТАНОВКИ 17
2.1 СОВРЕМЕННАЯ ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА В РОССИИ 17
2.2 АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ МЕР СОВРЕМЕННОЙ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ НА РЕПРОДУКТИВНЫЕ УСТАНОВКИ НАСЕЛЕНИЯ И РЕПРОДУКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 26
В соответствии со статьей 263 Трудового кодекса РФ
• женщине, имеющей двух или более детей в возрасте до четырнадцати лет;
• женщине, имеющему ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет;
• одинокой матери, воспитывающей ребенка в возрасте до четырнадцати лет;
коллективным договором могут
устанавливаться ежегодные
Указанный отпуск по письменному заявлению работника может быть присоединен к ежегодному оплачиваемому отпуску или использован отдельно полностью либо по частям. Перенесение этого отпуска на следующий рабочий год не допускается.
Таким образом, анализ демографической политики показал, что подавляющее количество мер направлено на материальную поддержку, то есть финансовое стимулирование рождаемости.
Наряду с прямыми статистическими показателями, характеризующими фактические уровень и динамику рождаемости, для понимания тенденций этого процесса в настоящем и будущем важны и характеристики субъективного отношения людей к рождению детей, их репродуктивные намерения, «репродуктивные установки».
Фундаментальной характеристикой репродуктивных установок населения считается индикатор желаемого числа детей, который характеризует склонность человека иметь определенное число детей в идеальных условиях. Обычно этот показатель замеряется в выборочных исследованиях с помощью вопроса: «Сколько всего детей (включая имеющихся) Вы хотели бы иметь, если бы у Вас были все необходимые условия?». Именно в такой формулировке этот вопрос ставился перед респондентами в двух волнах репрезентативного обследования «Родители и дети, мужчины и женщины в семье и обществе» («РиДМиЖ») 2007 и 2011 годов, проводимого Независимым институтом социальной политики.
«При условии, если этот индикатор имеет тенденцию сохраняться на одном и том же уровне или, тем более, снижаться, едва ли возможно надеяться на возможность существенного повышения рождаемости в будущем. Речь может идти только о теоретической возможности сокращения разрыва между фактическим средним числом рожденных детей к концу репродуктивного периода и средним уровнем желаемого числа детей, который в развитых странах обычно имеет место в пользу последнего. Обращая внимание на наличие этого разрыва во всех странах, эксперты говорят о возможном поле действий для демографической и семейной политики с целью повышения рождаемости. Хотя это далеко не бесспорная точка зрения для принятия практических решений в области конкретных мер, постановки целей и ориентиров для политики, тем не менее, на динамику этого индикатора в сравнении с текущими оценками фактической рождаемости следует обращать серьезное внимание».7
В 2007 году вопрос о желаемом числе детей задавался вскоре после вступления в действие новых мер семейной и демографической политики. Опрос, сделанный в этот период, должен был отразить первую реакцию населения на принятые государственные решения. Спустя четыре года повторный опрос должен был зафиксировать, изменились ли желания людей иметь то или иное число детей в условиях реализации этих решений.
Если проанализировать распределение по числу желаемых детей, полученных по результатам двух опросов, то можно обнаружить, что в 2007 году опрошенные давали чуть более высокое предпочтения в пользу двух и более детей. Таким образом, если и можно говорить, о каких-либо изменениях за четыре года, то, скорее, в пользу снижения оптимизма населения, так что затруднительно пока ответить на вопрос, об эффективности современной семейной политики, с точки зрения ее положительного влияния на желание иметь больше детей.
Таблица 1. среднее желаемое число детей (в расчете на одного опрошенного) 2007 и 2011 годы
Число детей |
2007 |
2011 |
0 |
3,6 |
4,4 |
1 |
17,3 |
19,2 |
2 |
56,7 |
54,5 |
3 и более |
22,4 |
21,9 |
100,0 |
100,0 | |
Среднее число детей |
2,06 |
2,03 |
Источник: выборочные исследования РиДМиЖ, проведенные в 2007 и 2011 годах.
Посмотрим теперь, как в соответствии с данными трех волн опросов 2004, 2007, и 2011 годов по программе РиДМиЖ менялись более конкретные репродуктивные намерения россиян.
Нас, в первую очередь, интересуют ответы на два вопроса. Первый касается намерений родить ребенка (еще одного ребенка) в ближайшие три года. Дополнительный вопрос о намерениях родить ребенка если не в ближайшие три года, то когда-нибудь в неопределенном будущем, мы также рассмотрим, чтобы уточнить характер отрицательного или неопределенного ответа на первый вопрос. Если респондент не демонстрировал намерение родить ребенка в ближайшие три года (т.е. не отвечал «Да» или «Пожалуй, да»), то у него выяснялось, имеет ли он желание вообще иметь ребенка (еще одного ребенка). В случае, если он и на второй вопрос отвечал отрицательно, то это нами интерпретировалось как отсутствие намерений увеличивать число рожденных детей ни в ближайшие три года, ни когда-либо. Если же при ответе на второй вопрос респондент проявлял желание («Да», «Пожалуй, да») родить ребенка когда-либо, то мы такие случаи интерпретировали как намерение родить ребенка когда-нибудь в будущем, за пределами ближайшего трехлетия. Наконец, те респонденты, которые на оба вопроса ответили отрицательно («Нет» и «Пожалуй, нет») - уверенный отказ от рождений.
Анализ ответов целесообразно
проводить с разделением
Таблица 2. Намерения респондентов иметь ребенка (еще одного ребенка), 2004, 2007 и 2011 гг., %
Респондены с числом рожденных детей |
«Да», «Пожалуй, да», в ближ. Три года |
«Да», «Пожалуй, да», но когда-нибудь позже |
«Нет», «Пожалуй, нет» | ||||||
2004 |
2007 |
2011 |
2004 |
2007 |
2011 |
2004 |
2007 |
2011 | |
0 |
42 |
39 |
43 |
44 |
43 |
37 |
14 |
18 |
20 |
1 |
28 |
27 |
28 |
24 |
24 |
16 |
48 |
49 |
56 |
2 |
5 |
6 |
8 |
9 |
9 |
7 |
86 |
85 |
85 |
3 |
4 |
6 |
5 |
5 |
6 |
3 |
91 |
88 |
92 |
Все респонденты |
23 |
24 |
26 |
24 |
25 |
20 |
53 |
51 |
54 |
Источник – выборочные исследования РиДМиЖ, проведенные в 2004, 2007 и 2011 гг.
За рассматриваемое семилетие никаких принципиальных изменений в намерениях россиян не произошло: 23-26% планируют родить ребенка в ближайшие 3 года, 20-25% - допускают такую возможность в более отдаленной перспективе, а 51-54% респондентов, скорее всего, больше детей иметь не будут. Социальная норма «иметь не более 2-х детей в семье» остается доминирующей – не менее 85% респондентов, имеющих в своей биографии два рождения, не собираются увеличивать размер своей семьи по всем трем волнам опросов.
На фоне в целом стабильной картины намерений в зависимости от числа уже рожденных детей можно выделить некоторые некоторые тенденции и отметить интересные колебания.
Мы видим, что от опроса к опросу устойчиво повышается процент респондентов, которые, не имея ни одного рождения, не собираются их иметь и впредь (14% в 2004, 18%, 20% в 2011). Этот факт требует пристального внимания.
Отличие ситуации, зафиксированной
в 2011 году, от ситуации 2007 и 2004 годов
заключается в меньшей
Итак, при анализе данных, никаких оснований для ожиданий роста рождаемости мы не нашли. Эффективность «стимулирующих» мер государственной политики может быть поставлена под сомнение. Уровень итоговой рождаемости в 1,6 рождения в расчете на одну женщину едва ли будет существенно превышен в ближайшей перспективе.
Получается, что главная причина низкой рождаемости не только в материальном благополучии, но и в идеалах и моральных устоях общества. Поэтому важной составляющей демографических перемен должно стать изменение отношения к традиционным семейным ценностям, что необходимо закреплять на разных уровнях: от школьных курсов до художественных фильмов и рекламы на телевидении. Подобный опыт уже имеется в США: в семейных фильмах в семье главных героев чаще всего два-три ребенка, а в рекламе дорогих престижных моделей автомобилей, которые сами по себе подчеркивают успешность своего владельца, в салоне сидит жена, пара детей младшего возраста, спит младенец в детском автомобильном кресле. То же и на упаковках продуктов питания, и в различных рекламах.
Эффективность комплексных экономических и социально-политических программ стимулирования рождаемости покажет время. Принятие законов об экономическом стимулировании рождаемости - лишь первый из необходимых шагов в этом направлении. Вторым, и не менее важным шагом должна стать комплексная демографическая политика, направленная на прямое и косвенное продвижение идеала, массового стереотипа (в хорошем смысле) семьи с двумя и более детьми как оптимальной стратегии личностного успеха каждого человека.
Репродуктивное поведение – это система действий и отношений, опосредующих рождение определенного числа детей в семье (а также вне брака). Оно представляет собой социально регулируемую реализацию биологической потребности в самовоспроизведении. Одна из ведущих составляющий репродуктивного поведения – репродуктивные установки и планирование рождений.
В данной работе было проведено эмпирическое исследование репродуктивных установок населения в России, подтвердившее, поставленную гипотезу о том, что новые меры демографической политики, направленные на изменение репродуктивных установок и решения проблем репродуктивного поведения в России недостаточно эффективны
Проведенный анализ позволяет говорить
о низкой степени влияния на рождаемость
мер материального
Можно сделать вывод, что понимание сущности семейной политики необходимо вывести за те узкие рамки, которыми оно ограничивается сегодня, – за рамки сведения ее к социальной поддержке семьи. Поэтому попытку стабилизировать материальное положение семьи с целью создания комфортных условий для рождения ребенка, необходимо дополнять работой с семьей в психологическом и нравственном направлениях. Целью этих действий должно стать формирование базы для того, чтобы каждая семья осознавала потребность в ребенке как ценности, а также обеспечение здоровой, в первую очередь, в моральном смысле, среды для его рождения и воспитания.
1 Антонов А.И. Социология рождаемости. М., 1980, см. также: Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. М., 1996. Глава 9.
2 Борисов В.А. Демография. Учебник для вузов. М.: NOTA BENE, 2001.– 272 с.
3 4.Борисов В.А. Демография. Учебник для вузов. М.: NOTA BENE, 2001.– 272 с.
4 Материалы международного семинара «Низкая рождаемость в Российской Федерации: вызовы и стратегические подходы» (Москва, 14–15 сентября 2006 г.). – М.: «Права человека», 2006. – 103 с.
5 Материалы международного семинара «Низкая рождаемость в Российской Федерации: вызовы и стратегические подходы» (Москва, 14–15 сентября 2006 г.). –М.: «Права человека», 2006. – 103 с.
6
Родовой сертификат в 2012 году. /Субсидии.
// Электронный ресурс. Режим доступа: [http://www.subsidii.net/
7 Трансформация семейных ценностей и репродуктивных установок поколения родителей и детей. Проблемы народонаселения в зеркале истории / О.Н Безрукова. // Шестые Валентеевские чтения. Сборник докладов. М., МАКС Пресс, - 2010 г. - с. 159-167