Роль академической мобильности в социализации современного студента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 10:03, реферат

Описание работы

Целью нашей работы является выявление положительных и отрицательных сторон академической мобильности студентов. Объект- образовательная среда. Предмет - процесс формирования академической мобильности студентов как фактора социализации личности в образовательном процессе.

Файлы: 1 файл

Реферат Социология.docx

— 50.11 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 
Федеральное государственное бюджетное учреждение 
высшего профессионального образования  
«УЛЬЯНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» 
Кафедра «Политология, социология и связи с общественностью»

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ по социологии  
на тему: «Роль академической мобильности в социализации современного студента»

 

 

 

 

Выполнили:  
студентки группы СОбд – 21 
Макарычева Марина, 
Ткацкая Галина 
Проверила:  
к.с.н. доцент,  Клюева Т. В.

 

Ульяновск 2013

Содержание 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Под  влиянием процессов  мировой глобализации и роста  международной открытости культур в последнее время в мире происходит существенное изменение образовательных услуг.

У студентов возрастает потребность в получении международного образования. Международное образование есть набор определенных образовательных программ, задача которых подготовка студентов к будущей профессии, развитие знаний, умений и навыков, которые должен иметь выпускник вуза на рынке труда любой страны.

Академическая мобильность  рассматривается в рамках Болонского процесса в качестве обязательного  условия формирования Европейского пространства По сути дела, для обеспечения условий такой мобильности инициирован сам процесс. Как подчеркивается в Коммюнике Конференции министров, отвечающих за высшее образование (Берлин, 19 сентября 2003 г.) "Реализуя Европейское пространство высшего образования": «Мобильность студентов, преподавателей и административных работников образования является основой создания Европейского пространства высшего образования.»1

 Одним из основных  направлений Болонского процесса  является повышение уровня академической  мобильности – образовательного  обмена студентов, преподавателей  и исследователей университетов.  В последние годы академическая  мобильность признается одним  из эффективных инструментов  повышения качества человеческого  капитала. С развитием глобализации  стремительно растет обмен между  странами в области науки и  образования. Это способствует  расширению и укреплению межнационального  сотрудничества в данной сфере,  усилению конкурентоспособности  национальных систем образования.

Целью нашей работы является выявление положительных и отрицательных сторон академической мобильности студентов. Объект- образовательная среда. Предмет - процесс формирования академической мобильности студентов как фактора социализации личности в  образовательном процессе.

Задачи:

  • изучить теоретическую базу в области академической мобильности в высшем образовании
  • выявить факторы глобализации высшего образования в России
  • исследовать информационное обеспечение мобильности
  • рассмотреть адаптационные программы для иностранных участников мобильности высшего образования (на примере центра трансфера  технологий Ульяновского Государственного Технического Университета)

 
1. Понятие академической  мобильности

Академической мобильностью является перемещение кого-либо, имеющего отношение к образованию, на определенный (обычно от семестра до года) период в  другое образовательное учреждение (в своей стране или за рубежом) для обучения, преподавания или проведения исследований, после чего учащийся, преподаватель или исследователь  возвращается в свое основное учебное  заведение. Данное понятие не связано  с эмиграцией или длительным периодом обучения (работы) за рубежом», — такое определение академической мобильности дано в рекомендациях Комитета министров Совета Европы в 1996г.2

Тенденция глобализации высшего  образования подразумевает универсальность и целостность развития личности, а также получения качественных знаний. В современном мире высокие темпы развития высшего образования, дают понимание жизненно важной роли данного аспекта. Так же хочется отметить, что практически во всех странах мира высшее образование претерпевает ряд радикальных реформ, связанных с переходом к инновационным технологиям и принципам глобализации образования.

В период активного перехода к глобальному информационному сообществу именно информатизация выступает в качестве главного фактора развития образования.

 

2. Глобализация и интернационализация высшего образования

Всемирная глобализация охватывает все сферы социальной жизни, в особенности сферу высшего образования, тем самым развивая уровень академической мобильности. На сегодняшний день немало сделано в направлениях выделения тенденций, которые ведут образовательные системы многих стран на путь развития академической мобильности.

С ростом мировой глобализации и интернационализации высшей школы появился ряд новых задач, основной из которых является подготовка профессиональных кадров, способных эффективно работать в изменившихся условиях мирового рынка. Интернационализация образования преследует различные цели, среди которых: привлечение иностранных студентов на платное обучение; расширение учебных планов и обучение своих студентов в зарубежных вузах-партнерах; расширение региональной сети вуза для эффективного использования своих ресурсов; повышения качества образования и исследований за счет участия студентов и преподавателей в международном процессе обмена знаниями.3 Развитие международного сотрудничества высшей школы позволяет организовывать совместные исследовательские проекты, позволяет организовывать обмен знаниями для студентов и преподавателей, специальные программы для иностранных студентов.

В сфере образования главным фактором, вызывающим изменения, является стремительно возрастающий поток информации. Данный рост происходит настолько быстро, что методы, применяемые ранее, да и сама система образования уже не может с ним справиться. Все мировые страны заинтересованы в развитии академической мобильности, и всячески поддерживают её.  Каждая страна имеет свою специфику в системе высшего образования, свои проблемы и свои пути их решения.

В контексте развития глобализации высшее образование является главной движущей силой национального развития. Но высшее образование может рассматриваться в качестве как активного, так и пассивного участника глобализации как явления.

Анализ опыта российских вузов в развитии академической мобильности студентов позволяет сделать следующий вывод. Для успешного развития академической мобильности вуза необходимо разработать стратегию, которая, во-первых, должна быть полезна общей программе интеграции отечественной высшей школы и мировой системы образования и науки. Во-вторых, должна строго соответствовать целевым профессиональным и профильным задачам вуза. В-третьих, она не должна содержать «обременяющего» ресурса излишней бюрократизации. В-четвертых, стратегия академической мобильности вуза должна быть «геополитически» грамотной, что имеет особую актуальность для вуза психолого-социального профиля.

Целенаправленное развитие академической мобильности студентов  служит средством поддержки международного рынка подготовки профессионалов. Кроме  организованной академической мобильности  эксперты выделяют так называемую «спонтанную» академическую мобильность. Она  осуществляется вне традиционных схем международного обмена и образовательных  программ. На динамику «спонтанной» академической  мобильности» влияет комплекс факторов. К наиболее приоритетным среди них  следует отнести национальные особенности доступности и качества образования, языковые и культурные особенности региона, страны.

По мнению ученых, специфика и проблемы академической мобильности в России детерминированы неплановым характером этой деятельности, отсутствием материально-финансового обеспечения, нехваткой специалистов в этой области, недостаточной степенью разработанности специальных методов и механизмов академического обмена, отсутствием инфраструктуры, обеспечивающей эффективный обмен..4

Четыре ключевых аспекта глобализации:5

  • растущее значение общества знаний, экономики;
  • разработка новых торговых соглашений, охватывающих, в том числе, торговлю образовательными услугами;
  • нововведения в области информационно-коммуникационных технологий;
  • возрастающая роль рынка и рыночной экономики.

Перечисленные аспекты, в  свою очередь, играют роль катализаторов  новых явлений в сфере высшего  образования, среди которых:

1)появление таких новых провайдеров образования, как мультинациональные компании, корпоративные университеты и медиакорпорации;

2) новые формы обеспечения  образования, включая дистанционное,  виртуальное и прямое образование,  предоставляемое в том числе  и частными компаниями;

3) большая диверсификация  квалификаций и свидетельств  об образовании; 

4)  большая мобильность  учащихся, программ, провайдеров и  проектов, которые выходят за  пределы национальных границ;

5) акцент на обучение  в течение всей жизни, что,  в свою очередь, приводит к  увеличению спроса на послесреднее  образование; и 

6) увеличение объема частных  инвестиций в сферу услуг, предоставляемых  в области высшего образования.  Все эти явления влекут за  собой существенные последствия  для высшего образования, в  плане его качества, доступа к  нему, разнообразия и его финансирования. 

Целенаправленное развитие академической мобильности студентов  служит средством поддержки международного рынка подготовки профессионалов. Кроме  организованной академической мобильности  эксперты выделяют так называемую  «спонтанную»  академическую мобильность. Она осуществляется вне традиционных схем международного обмена и образовательных  программ. На динамику «спонтанной» академической  мобильности» влияет комплекс факторов. К наиболее приоритетным среди них  следует отнести национальные особенности  доступности и качества образования, языковые и культурные особенности  региона, страны

На  сегодняшний день все больше стран активно включаются в процесс глобализации высшего образования, и насколько успешно они будут использовать мировой опыт, будет зависеть уровень высшего образования в конкретной стране.

За последние годы в  системе образования России в  соответствии с концепцией информатизации высшего образования предпринимались  значительные усилия по созданию перспективных  информационных технологий, федеральной  университетской компьютерной сети России RUNNet, мультимедиа технологий, электронных обучающих средств, информационных технологий дистанционного обучения, систем автоматизированного  проектирования и автоматизации научных исследований, баз данных учебного и научного назначения, имеющих универсальный характер.

Радикальное реформирование и модернизация системы высшего  образования связано, прежде всего, с глубоким обновлением его содержания. Действующие учебные планы и  программы в вузе, несмотря на их постоянные корректировки, в значительной степени отражают информационно-экстенсивный подход к формированию содержания образования  и командно-административный стиль  управления учебным процессом.

Так же стоит отметить тот факт, что в нашей стране решение проблемы глобализации образования на основе его информационной модернизации находится на начальной стадии. Поэтому нам целесообразно учесть опыт наиболее развитых стран, к числу которых относятся США, Япония, Англия, Германия, Франция, где этот процесс уже получил значительное развитие.

Академическая мобильность  стала неотъемлемой чертой современного образования, и будет возрастать дальше. В связи с этим актуализируется  необходимость  исследования всех сторон этого процесса с целью дальнейшего  использования его российской высшей школой, как для совершенствования  своей системы образования, так  и  в контексте  интересов страны в целом.

Следует подчеркнуть, что  с начала 90-х годов процесс  интеграции постсоветских вузов  в мировое образовательное пространство стал обретать институализированный характер. Создаются специализированные организации, деятельность которых направлена на координацию этого процесса. В 1990 году была создана межгосударственная ассоциация последипломного образования. В настоящее время она объединяет 87 образовательных организаций, занимающихся продолженным профессиональным образованием. Ассоциация участвует в создании законодательной и нормативной  базы продолженного профессионального  образования. Ассоциация собрала и  распространяет информацию более чем  о 250 стипендиальных программах в 30 странах  мира, доступных российским гражданам  для учебы и проведения исследований за рубежом. С начала 90-х в РФ создана широкая сеть образовательных агентств в бизнес-секторе, специализирующихся на оказании информационной и логистической поддержки в сфере получения среднего и высшего образования за рубежом.

Специфика и проблемы академической мобильности в России связаны прямым образом с

  • неплановым характером этой деятельности;
  • отсутствием материально-финансового обеспечения;
  • нехваткой специалистов в этой области;
  • недостаточной степенью разработанности специальных методов и механизмов академического обмена
  • отсутствием инфраструктуры
  • обеспечивающей эффективный обмен..

3. «Утечка умов» как негативная тенденция в глобализации образования

Как уже было выявлено академическая  мобильность возможность беспрепятственного перемещения, как студентов, в другие вузы, города и страны. Сама идея академической мобильности, не нова, однако движение через границы участников образовательных программ и провайдеров в образовательных, коммерческих и экономических целях  приобрела негативную тенденцию, которая называется «утечка умов» (или «утечка мозгов»).

Информация о работе Роль академической мобильности в социализации современного студента