«Утечка умов»- это выезд
из страны любых специалистов, занимающихся
интеллектуальным или творческим трудом,
а так же потенциальных специалистов
– студентов, аспирантов, стажеров.6
Во многих странах «утечка
умов» создает серьезную проблему
для развития высшего образования.
Согласно экспертным оценкам к 2000 году
Россию покинуло около 80% математиков
и 50% теоретиков высшей квалификации. Страна
потеряла около 1,5 миллионов ученых
и специалистов. К 2010 году такая тенденция
изменилась, страну покинуло около 40% математиков
и 15 % теоретиков. В то время как «утечка
мозгов» из России за границу существенно
сократилась, до сих пор существует массовый
внутренний отток инженерно-технических
талантов из области исследований и разработок
в сферу обслуживания, коммерческие организации
и другие сферы, далекие от их образования
и опыта работы. Кроме этих традиционных
видов «утечки мозгов», появились и новые
формы, такие, как «утечка идей», не сопровождающаяся
физическим перемещением умов, их генерирующих.
Многие ученые, живущие в России, работают
по различным научным программам, осуществляемым
в интересах зарубежных заказчиков. Другой
скрытой формой «утечки мозгов» является
наем на работу лучших российских специалистов
иностранными компаниями, находящимися
на территории России. Таким образом, эти
ученые и специалисты «эмигрируют», не
выезжая за границу, а результаты их исследований
становятся собственностью иностранного
работодателя.
Сейчас основную массу
квалифицированных эмигрантов из России
составляет молодые люди с высшим
образованием. Причины очевидны: низкая
зарплата, отсутствие перспектив и
возможностей заниматься научной деятельностью.
Как правило, уезжают наиболее талантливые.
Так, по официальной статистике, до
60% россиян — победителей международных
олимпиад уезжает на работу за границу,
а обратно возвращаются лишь единицы
(9%). Наиболее серьезная ситуация сложилась
в прикладных областях: самые лучшие
специалисты уходят в иностранные
компании, зачастую с перспективой
трудоустройства за границей, тогда
как менее удачливым остается
трудная задача попытаться найти
достойно оплачиваемую работу в российской
научно-технической отрасли. В основном,
российские «мозги» едут работать туда,
где лучше условия — в Западную Европу
и Северную Америку. В качестве активных
«стран-импортеров» российских талантов
традиционно выступают США, Германия и
Великобритания. Относительно недавно
вектор направления интеллектуальной
миграции смещается и в сторону активно
развивающихся стран, таких как Южная
Корея или Бразилия.
Причины
- Низкий уровень оплаты труда;
- Неудовлетворительная материально-техническая и приборная база;
- Низкий престиж статуса ученого в России;
- Политическая нестабильность и криминогенная обстановка;
- Высокий уровень коррупции в стране;
- Научный и материальный успех за рубежом многих ученых, покинувших Россию;
- Бюрократизм и волокита в своей стране, блокирующие возможность продуктивного труда.
4. Информационное
обеспечение мобильности
Развитие в вузе системы
информирования о возможностях академической
мобильности и вовлечения студентов, преподавателей
и сотрудников вузов как потенциальных
участников, а также информирования о
проблемах, связанных с академической
мобильностью, должно стать одной из основных
мер по поддержке и развитию мобильности.
Необходимо создание постоянно действующей
многоуровневой специализированной информационной
сети, служащей интегратором и распространителем
достоверной и полной информации для всех
участников процесса.
Для этого рекомендуется
проводить регулярные информационные
семинары, на которых сотрудники УМС рассказывают
о возможностях академической мобильности,
сессии по определенным грантовым и обменным
программам, встречи с сотрудниками консульств
и посольств о возможностях обучения за
рубежом. На сайте вуза должна быть страница,
где выставлены все текущие грантовые
программы и обменные программы, с условиями
участия в них. Также в вузе рекомендуется
наличие специального стенда, на котором
еженедельно должна обновляться информация
о текущих программах академической мобильности.
Для информирования участников обратной
мобильности должен быть разработан комплект
информационных материалов на иностранных
языках, прежде всего, на английском. Информацию
рекомендуется размещать на сайте вуза
в интернет, распространять в форме буклетов,
фильмов, презентаций в партнерских вузах
либо через агентские сети.
5. Адаптационные
программы для иностранных участников
мобильности в рамках высшего образования
(на примере Центра трансфера технологий
Ульяновского государственного технического
университета)
Одним из важнейших направлений
работы вуза в процессе развития академической
мобильности должно стать создание инфраструктуры
для поддержки в адаптации пребывающих
иностранных студентов, развития системы
консультационных услуг, социальной и
культурной поддержки для приезжающих
студентов. С этой целью рекомендуется
в структуре вуза создать отдел (центр)
социокультурной адаптации, который будет
реализовывать различные адаптационные
программы, проводить культурные мероприятия
для иностранных студентов, способствовать
их приобщению к другой культурной среде.
Основными задачами такого
подразделения могут являться:
- создание условий для возникновения/построения социокультурного
пространства с целью
решения задач адаптации иностранных
студентов;
- обеспечение комфортного психологического состояния студентов для
оптимального выполнения учебных
задач;
- воспитание навыков межкультурного общения, активизация межкультурных связей, развитие, взаимодействие, взаимопроникновение культур;
- удовлетворение потребности к изучению языка и постоянному
языковому тренингу в совместной
культурной деятельности;
- приобретение и пополнение знаний и навыков в области русской культуры через совместное проведение встреч, бесед, занятий, дискуссий, мастер-классов, деловых игр, культурных мероприятий; просмотры фильмов, посещение театров, кино; посещение музеев, выставок, концертов, драматических театров;
Более подробным и понятным
примером будет являться уульяновский
центр трансфера технологий. Центр основан
на базе Ульяновского государственного
технического университета, являющегося
лидирующей организацией Ульяновской
области по разработке научно-технических
решений.
При помощи центра можно
совершить:
- подготовку и размещение информации на портале ctt.ulstu.ru, в российских и зарубежных сетях трансфера технологий;
- возможность представления изобретений и разработки на Российских и международных научно-технических мероприятиях;
- выполнение научно-технической экспертизы инновационных проектов;
- осуществление поиска и отбора конкурентоспособных научно-технических разработок, обладающих высоким коммерческим потенциалом;
- осуществление поиска партнеров по совместной работе в России и за рубежом;
- ознакомление с разработками сотрудников УлГТУ, клиентов и партнеров Центра
Данный отдел проводит
большое количество программ по увеличению
академической мобильности среди
студентов нашего университета. Большое
внимание руководство университета
уделяет развитию и расширению возможностей
для российских студентов в получении
образования, соответствующего мировым
стандартам, применению новейших образовательных
технологий и зарубежного опыта
при подготовке кадров, в том числе
высшей квалификации. Важной задачей является
обучение иностранных граждан в нашем
университете. Опыт показывает, что выпускники-иностранцы
становятся впоследствии хорошими зарубежными
партнерами. Другая категория иностранных
учащихся - студенты-стажеры из европейских
университетов. Ежегодно студенты из Великобритании,
Германии, Франции обучаются и проходят
стажировку в течение 6-10 месяцев по русскому
языку, литературе, истории, политологии
и т.д. на кафедрах нашего университета
и одновременно преподают иностранные
языки для студентов УлГТУ. 7
Хочется отметить, что положительным
фактором в академической мобильности
студентов является и то, что укрепляются
не просто деловые отношения между
университетами разных стран, но и то,
что растут дружеские отношения.
Так, например, на празднование 55-летия
УлГТУ наш вуз посетили с дружеским
визитом делегация из Дарштадта.
Впервые в этом году была
проведен «Фестиваль национальных культур».
В рамках фестиваля студентами университета
из Йемена, Палестины, Вьетнама, Туркменистана,
Таджикистана, Китая и США представлены
музыкальная культура народов мира,
театральные зарисовки и художественное
чтение произведений национальных поэтов
на языке оригинала.8
Как следствие, увеличение и
сотрудничества с различными университетами
со всего мира повышает развитие академической
мобильности студентов, а значит увеличивается
шанс получения качественного образования
не только в своём стране, но и за её пределами.
Заключение
Образование рассматривается сегодня
как важнейшая ценность современной
мировой культуры. Это проявляется,
прежде всего, в отношении к человеку
как к свободной и творческой
личности, реализующей себя на протяжении
всей жизни. Человеческий фактор имеет
первостепенное значение в социально-культурном
и социально-экономическом развитии
общества. В образовании утверждаются
и развиваются демократические
ценности, что проявляется в индивидуализации обучения,
создании различных форм образования,
в том числе и для взрослых. Характеризуя
новую, отвечающую современным и будущим требованиям,
систему образования, специалисты разных
стран используют термины «продолжающееся»,
«дальнейшее», «перманентное», «непрерывное», «пожизненное» образование.
Поскольку личность является активной,
непрерывно развивающейся, ее деятельность
должна быть направлена на созидание,
на поиски новых нестандартных решений возникающих проблем, в том числе
профессионального характера. Таким образом,
развитие человека в системе непрерывного
образования предполагает, прежде всего,
движение, а значит и мобильность.
Сегодня важным становится не только
овладеть престижной профессией, но и
достигнуть определенного образовательного
и культурного уровня, овладеть определенными
компетенциями, чтобы быть конкурентоспособным,
а значит, качество «товара» будет
соответствовать требованиям «потребителя»
- рынка труда и работодателя.
«Фактором воспроизводства социально-профессиональной
структуры общества и удовлетворения
социально-экономических потребностей
общества и рынка труда в квалифицированных
специалистах способно и должно стать
дополнительное образование, включая
индивида в систему непрерывного
образования». Нельзя рассматривать образовательную
отрасль в отрыве от общества и также важно
сформировать их равноправное социальное
партнерство. Именно в осуществлении интегративных
процессов в общественно-образовательной
сфере видится сегодня главная задача
создаваемой системы непрерывного образования.
Список литературы:
15. Трегубова Т. М. Академическая
мобильность студентов // Казанский педагогический
журнал. – 2006. - №2
16. Судакова Г. Г. «Роль и место
академической мобильности в международной
деятельности вуза психолого-социального
профиля». [Электронный ресурс]. URL: http://socionom.ru/baza-znanii/polnotekstovye-versii-zhurnalov/
- Андреев А. Интернет в системе непрерывного образования// Высшее образование в России, №7, 2005.
- Арефьев А. Российские вузы на международном рынке образовательных услуг. М., 2007
- Байденко В.И. Основные тенденции высшего образования. Глобальные и Болонские измерения. Москва, 2010
- Балакирева Э. В. Профессиологические основы развития педагогического образования: методология и концепция: Монография. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005
- Варламов А.Г. Глобализация высшего образования: социальные тенденции и противоречия. Москва, 2009
- Давыдов А. Ю. Вхождение России в единое образовательное пространство СНГ// Вопросы экономической теории и практики. Университетские чтения 2006
- Демидов. И.А. Академическая мобильность как фактор социализации личности студентов. Оренбург, 2011
- Зновенко Л.В. Развитие академической мобильности студентов педагогического вуза в условиях непрерывного образования
- Ковалева О. И. Личностно ориентированное обучение студентов современных вузов как фактор сохранности здоровья. Ставрополь, 2004.
- Кузьмин А. В. Управление академической мобильностью как фактор развития международной интеграции в образовании. Санкт-Петербург, 2007
- Мотивация и препятствия для студенческих обменов, перспективы обменных программ. Европа и Россия взгляд русских студентов [Электронный ресурс] URL: http://www.palmenia.helsinki.fi/congress/eums2006/materials.htm
- Нечаев В., Шаронова С. Болонский процесс: мифы, иллюзии, реалии// Высшее образование в России №7. - 2004. - С. 86-95.
- Попков В. А., Коржуев А. В. Традиции и инновации в высшем профессиональном образовании. М.: Издательство МГУ, 2003. - 300 с.
14. Райцев А. В. Развитие профессиональной компетентности студентов в образовательной системе современного вуза. Санкт –Петербург, 2009
1 Научно-просветительский портал
«Образование 3000». Шабалин Ю.Е. «Академическая
мобильность: региональное измерение
прогнозируемых последствий». [Электронный
ресурс]. URL: http://region.edu3000.ru/favorite.htm