Роль досуга в социализации подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 18:03, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – описание роли досуга в социализации подростков
Задачи:
1Рассмотреть понятие социализации.
2.Описать возрастные особенности подросткового возраста
3.Раскрыть понятие досуга
4.Охарактеризовать функции досуга

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………...3
Глава I. Социализация подростков
Понятие социализации. Факторы, влияющие на социализацию…………....5
Особенности социализации подросткового возраста…………………...…...9
Глава II. Досуг
2.1 Понятие досуга…………………………………………………………………13
2.2 Социальные функции подросткового досуга………………………………...17
2.3 Особенности досуга в социализации современного подростка…………….19
Заключение…………………………………………………………………………………
Список литературы………………………………………………………………………
Словарь

Файлы: 1 файл

МИРА ДЕЛАЙ!!!! (2).doc

— 123.00 Кб (Скачать файл)

По мнению В.А. Сухомлинского, осознание подростком того, что он уже не ребенок, - один из качественно новых признаков самосознания, укрепляющихся в подростковом возрасте и оказывающих серьезное влияние на его духовный мир. Развиваясь всесторонне, подросток начинает осознавать, где именно, в каком деле он может проявить себя, в чем заключается его «живинка в деле», тот имеющийся у каждого человека могучий росток, развитие которого создает личность. Осознание собственного достоинства наиболее активно проявляется во взаимоотношениях подростка с товарищами и особенно со старшими. Стремление подчеркнуть свою духовную независимость, личное достоинство — эти черты являются закономерными для подростков. [20].

В этом возрасте происходит временное психологическое  отдаление подростка от семьи и школы, их значение в становлении личности подростка снижается, тогда, как влияние сверстников усиливается. Зачастую он стоит перед выбором между официальным коллективом и неформальной группой общения. Предпочтение подросток отдает той среде и группе, в которой он чувствует себя комфортно, где относятся к нему с уважением. Это может быть и спортивная секция, и технический кружок, но может быть и подвал дома, где собираются подростки, общаются, курят, выпивают и др.

Как правило, в  этом возрасте у подростков возникают проблемы со взрослыми, в частности с родителями, Родители продолжают смотреть на своего ребенка как на маленького, а он пытается вырваться из этой опеки. Поэтому взаимоотношения со взрослыми обычно характеризуются повышенной конфликтностью, усиливается критичность по отношению к мнениям взрослых, но при этом становится более значимым мнение сверстников. Изменяется характер отношений со старшими: из позиции подчинения подросток пытается перейти в позицию равенства.[2]

У подростка проявляется эмоционально выраженное стремление познания окружающей действительности, стремление к общению со сверстниками, потребность в дружбе на основе общих интересов и увлечений. У подростка формируются умения самообладания, самоуправления своими мыслями и поступками, развиваются настойчивость, упорство, выдержка, терпение, выносливость и другие волевые качества.

Подросток —  это еще недостаточно зрелый и  недостаточно социально возмужалый человек, это личность, находящаяся  на особой стадии формирования ее важнейших черт и качеств. Стадия эта пограничная между детством и взрослостью. Личность еще недостаточно развита, чтобы считаться взрослой, и в тоже время настолько развита, что в состоянии сознательно вступить в отношения с окружающими и следовать в своих поступках и действиях требованиям общественных норм и правил.

II.Досуг

2.1Понятие досуга

Английское  слово досуг (LEISURE) берет свое начало из латинского языка (LIGERE), что означает "быть свободным". Из латинского языка  во французский пришло (LOISIR), что означает "быть разрешенным", а в английский такое слово как (LICENSE), что означает "быть свободным" (свобода отклонять правило, практику и т.д.). Все эти слова являются родственными, подразумевая выбор и отсутствие принуждения. В древней Греции слово досуг (SCHOLE) означало "серьезная деятельность без давления необходимости". Английское слово (SCOOL) произошло от греческого слова SCHOLE, (досуг), что предполагает окончательное соединение между досугом и образованием.

В «Толковом  словаре живого великорусского языка» В. И. Даля : «Досуг - свободное, незанятое время, гулянки, гулячая пора, простор от дела». Следовательно, уже в XIX веке слово «досуг» имело современное нам толкование. Об этом говорят и употреблявшиеся в то время пословицы, приводимые В. И. Далем: «Был бы друг, будет и досуг»; «Работе время, а досугу час» и др.

Но здесь  же и производное от этого слова: «Досужий, умеющий, способный к делу, ловкий, искусный, хороший мастер своего дела или мастер на все руки». Здесь досуг предполагает не безделье, а самодеятельную активность в свободное время. У древних славян слово «досуг» происходило от глагола «досягать» - достигать чего-либо, на что требуются усилия.

Близкое толкование слова «досуг» и в современном  словаре русского языка С.И. Ожегова: «Досуг - свободное от работы время. В часы досуга. На досуге (в св. вр.); досужий - свободный от дела, праздный. Досужее время. Появляющийся на досуге, от безделья. Досужие мысли. Досужие сплетни».

Определение досуга распадается на четыре основных группы.

Досуг как созерцание, связанное с высоким уровнем культуры и интеллекта; это состояние ума и души. В этой концепции досуг обычно рассматривается с точки зрения эффективности, с какой человек делает что-либо.

Досуг как деятельность - обычно характеризуется как деятельность не связанная с работой. Это определение досуга включает ценности самореализации.                                                                                                  

Досуг как свободное время, время выбора. Это время может быть использовано различным образом, причем оно может быть использовано для деятельности связанной с работой или не связанной с ней. Досуг рассматривается как время, когда человек занимается тем, что не является его обязанностью.

Досуг является благоприятной  почвой для испытания детьми, подростками и юношеством фундаментальных человеческих потребностей. В процессе досуга ребенку гораздо проще формировать уважительное отношение к себе, даже личные недостатки можно преодолеть посредством досуговой активности. Досуг в существенной степени ответственен в части формирования характера ребенка, в части таких качеств как инициативность, уверенность в себе, сдержанность, мужественность, выносливость, настойчивость, искренность, честность и д.р.

Досуг при известных обстоятельствах может стать важным фактором физического развития детей. Любимые занятия в часы досуга поддерживают эмоциональное здоровье. Досуг способствует выходу из стрессов и мелких беспокойств, и, наконец, досуг признается значительным орудием в предупреждении умственной отсталости и реабилитации умственно больных детей. Особая ценность досуга заключается в том, что он может помочь ребенку, подростку, юноше реализовать то лучшее, что в нем есть.

Досуг детей - свободное  от обязательных учебных занятий время, используемое для игр, прогулок и спорта, чтения, занятий искусством, техникой и другими видами полезной деятельности по собственному влечению детей [22].

Досуг для подростков - это сфера, в которой, выступая в  новых ролях, отличных от семейных и школьных, они особенно остро и полнокровно раскрывают свои естественные потребности в свободе и независимости, активной деятельности и самовыражении.

Можно выделить реальный досуг (общественно полезный) и мнимый (асоциальный, личностно значимый) досуг.

Реальный досуг никогда не находится в разрыве как с самой личностью, так и с обществом. Наоборот, это состояние деятельности, создание свободы из необходимых повседневных дел, время для отдыха, самоактуализации, развлечения.

Мнимый досуг - это, прежде всего насилие, либо над собой, либо над обществом, и как результат разрушение себя и общества. Мнимый досуг, обусловлен, неумением проводить свое время, это бесцельное времяпрепровождение, приводящее к асоциальным поступкам.

Выделяются  две основные формы подросткового досуга: организационная и неорганизационная. Организационный досуг – это молодёжные и детские объединения, организации, клубы по интересам, творческие и художественные кружки, спортивные секции. Учреждения и организации, занимающиеся детским досугом, способствуют включению подростка в новые социальные отношения, содействуют самореализации, самоутверждению, оказывают помощь семье в воспитании ребёнка, способствуют профилактике девиантного поведения подростка, безнадзорности, преступности.

Сферу неорганизованного досуга подростков составляют стихийные группы, которые функционируют, как правило, вне педагогического и родительского контроля.

Можно вывести  следующие основные характеристики досуга детей, подростков и юношества:

- Досуг имеет ярко выраженные физиологический, психологический и социальный аспекты.

- Досуг основан на добровольности при выборе занятий и степени активности

- Досуг предполагает не регламентированную, а свободную творческую деятельность.

- Досуг формирует и развивает личность.

- Досуг способствует самовыражению, самоутверждению и саморазвитию личности через свободно выбранные действия.

- Досуг формирует потребность детей в свободе и независимости.

- Досуг способствует раскрытию природных талантов и приобретению полезных для жизни умений и навыков.

- Досуг стимулирует творческую инициативу детей.

- Досуг есть сфера удовлетворения потребностей личности.

- Досуг способствует формированию ценностных ориентации.

- Досуг детерминирован внутренне и внешне.

- Досуг выступает как своеобразная "зона ограниченного вмешательства взрослых".

- Досуг способствует объективной самооценке детей.

- Досуг формирует позитивную "Я - концепцию".

- Досуг обеспечивает удовлетворение, веселое настроение и персональное удовольствие.

- Досуг способствует самовоспитанию личности.

- Досуг формирует социально значимые потребности личности и нормы поведения в обществе.

Таким образом, можно сказать о том, что сущностью детско-юношеского досуга является творческое поведение (взаимодействие с окружающей средой) детей, подростков и юношества в свободной для выбора рода занятий и степени активности пространственно-временной среде, детерминированный внутренне (потребностями, мотивами, установками, выбором форм и способов поведения) и внешне (факторами, порождающими поведение).

2.2 Функции детского досуга

Характерологические особенности детского досуга являются основополагающими для определения его функций. 

Творческое  самоосуществление личности подростка  – актуализация генетически запрограммированных  задатков, а также реализация сформированных в процессе социальной деятельности способностей как нельзя лучше протекают в досуговое время, сущностью которого является свободная творческая деятельность. Детский досуг это своеобразная «зона невмешательства» так необходимая для самопроверки, оценке собственного «Я».

 Досуг для подростков – это сфера, в которой, выступая в новых ролях, отличных от семейных и школьных, они особенно остро и полнокровно раскрывают свои естественные потребности в свободе и независимости, активной деятельности и самовыражении. Таким образом, детскому досугу свойственна самореализационная функция. 

Досуг - это зона активного общения, удовлетворяющая  потребности подростков в контактах. Такие формы досуга как самодеятельное объединение по интересам, массовые праздники - благоприятная сфера для осознания себя, своих качеств, достоинств и недостатков в сравнении с другими людьми. Дети оценивают себя, ориентируясь на социально принятые критерии и эталоны, ибо самосознание социально по своему содержанию, по своей сути и невозможно вне процесса общения. Именно в условиях досуга формируются общности, дающие детям, подросткам и юношеству возможность выступать в самых разнообразных социальных амплуа. Таким образом, можно обозначить еще одну функцию детского досуга – коммуникативную. [11].

Досуговое время  подрастающего поколения оказывает  огромное влияние на познавательную деятельность детей, подростков и юношества. В досуге происходит узнавание нового в самых разнообразных областях знания: расширяется художественный кругозор; постигается процесс технического творчества; происходит знакомство с историей спорта и так далее; наконец, осуществляется вооруженность досуговыми видами деятельности. Это значит, что детскому досугу свойственна просветительская функция.

Одна из важных задач детского досуга – помочь в выборе профессии. От первого периода детства до юношеского возраста все актуальней становится вопрос об избрании профессии. От тривиального: «Кем быть?» в детстве, до мучительного поиска своего места в жизни в юношеские годы, вопрос выбора профессии волнует все возрастные группы подрастающего поколения. Большинство детей находят ответ на этот важный вопрос в сфере досуга. Во время досуга дети читают книги, смотрят кинофильмы, спектакли и телепередачи, где открывают для себя мир профессий. А, наметив для себя профессиональный путь, преимущественно на досуге, приобретают знания и развивают способности, навыки специфические для того или иного вида деятельности. И, наконец, досуговые учреждения целенаправленно осуществляют профориентационную деятельность, то есть, детский досуг предполагает осуществление профориентационной функции [11].

Жизнедеятельность современных детей, подростков и  юношества предельно насыщена и  относительно строго регламентирована, а потому требует больших затрат физических, психических и интеллектуальных сил. На этом фоне детский досуг, осуществляющийся преимущественно на основе игровой деятельности, помогает снять создавшееся напряжение. Именно в рамках досугового времени происходит восстановление и воспроизводство утраченных сил, то есть, реализуется рекреационная функция. А Согласно мнению отечественного социолога А.С. Орлова, рекреация является одной из функций досуга, она всегда есть деятельность, основа физической рекреации - двигательная деятельность с использованием физических упражнений [13].

Более того, заложенное от природы стремление человека к  получению удовольствия также преимущественно  реализуется в сфере досуга. Дети, подростки и юноши получают наслаждение  от самых разнообразных досуговых  занятий: игры и победы в ней; узнавание нового и возможность творить на этой основе модель самолета. Иными словами, детскому досугу свойственна гедонистическая функция.

2.3 Особенности досуга современного подростка

В силу ряда причин современные российские подростки не в состоянии организовать свой досуг интересно, содержательно и полезно для себя. Эти причины носят как субъективный (например, отношения в семье) так и объективный характер (социально-экономическое положение в стране). Молодое поколение в большинстве своём оказалось без надёжных социальных ориентиров.

Информация о работе Роль досуга в социализации подростков