Роль досуга в социализации подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 18:03, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – описание роли досуга в социализации подростков
Задачи:
1Рассмотреть понятие социализации.
2.Описать возрастные особенности подросткового возраста
3.Раскрыть понятие досуга
4.Охарактеризовать функции досуга

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………...3
Глава I. Социализация подростков
Понятие социализации. Факторы, влияющие на социализацию…………....5
Особенности социализации подросткового возраста…………………...…...9
Глава II. Досуг
2.1 Понятие досуга…………………………………………………………………13
2.2 Социальные функции подросткового досуга………………………………...17
2.3 Особенности досуга в социализации современного подростка…………….19
Заключение…………………………………………………………………………………
Список литературы………………………………………………………………………
Словарь

Файлы: 1 файл

МИРА ДЕЛАЙ!!!! (2).doc

— 123.00 Кб (Скачать файл)

На сегодняшний  день проблема досуга подростков стоит  очень остро. Зачастую детям просто нечем себя занять. Наивно было бы думать, что, построив достаточное количество кафе, дискотек решается подростковые проблемы.

Стремление  уйти от реальных проблем в иллюзорный мир способствует массовому распространению  алкоголизма и наркомании среди  подростков.

Алкоголь как  времяпрепровождение. В связи с  резким уменьшением числа внешкольных  детских и юношеских учреждений, падением престижа деятельности общественных организаций, завышенной платой за всевозможные дополнительные образовательные услуги (обучение музыке, танцам и т. д.) большинство подростков испытывает избыток свободного времени. Объединенные в компании, не занятые полезной деятельностью подростки, как правило, начинают употреблять спиртные напитки. Круг активной социальной жизни ограничивается проблемами и интересами алкогольной компании, в которой иногда можно встретить лиц, ранее судимых, состоящих на учете в инспекции по делам несовершеннолетних.

Употребление  спиртного становится патологически необходимым атрибутом времяпрепровождения, расширяется число поводов и мотивов пьянства. Употребление алкоголя становится чуть ли не основным смыслом жизни.

Наркомания  сегодня становится мощнейшим фактором социальной дезорганизации, представляя  большую угрозу для нормального  функционирования всего общественного  организма. По свидетельству специалистов, причины роста наркомании в известной  мере есть результат конфликта личности и общества, который особенно ярко проявляется в кризисе социализации. Взрослые не могут сегодня предоставить молодому поколению необходимое количество альтернативных способов существования, целей и ценностей, норм, ради которых стоило бы упорно учиться, трудиться, соблюдать определённые стандарты поведения.

Подавляющая часть  тяжких преступлений, имеющих характер немотивированной жестокости, таких  как убийства, хулиганство, тяжкие телесные повреждения, совершается подростками  в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

Большое влияние  на подростка оказывает телевидение, где с экранов обрушивается на молодёжь заряд огромной разрушительной силы. Ежедневно показ сцен жестокости и насилия - нравственный беспредел. Убийства, насилия, грабежи, смерть - не сходит с экранов. Телевидение методично, изо дня в день разрушает духовную среду общества, насаждая культ стяжательства, наживы, красивой, богатой радостями и приключениями жизни, полной сексуальной распущенности и насилия. Это прямая психологическая атака на молодое поколение, у которого ещё не выработан иммунитет на такое растлевающее влияние. Именно поэтому общество постепенно начинает привыкать к детской безграмотности, безнадзорности, детям правонарушителям и преступникам. Телевидение же преподносит нам это как нечто неизбежное, обычное. Телевидение оказывает влияние на формирование системы духовных ценностей и поведения. На сегодняшнее время фиксируется всё большее число подростков, которые отрицают даже сам факт возможного послушания взрослым, в том числе родителям и учителям, объясняя это своей большей по сравнению со старшими, информированностью о "современных правилах жизни [14].

Пагубно влияют на детей жестокие сцены, постоянно  демонстрируемые по телевидению. Необходимо обратить внимание на непрерывный поток грубости и жестокости в современных мультфильмах для детей. Демонстрация насилия на телеэкранах ведёт к агрессивному поведению детей, смотревших эти программы. Агрессия может быть инструментальная и враждебная. Инструментальная агрессия проявляется человеком для достижения определённой цели, она очень часто проявляется у младших детей: (я хочу забрать игрушку, предмет и т.д.). У старших детей чаще демонстрируется враждебная агрессия, направленная на то, чтобы причинить человеку боль. Телевидение не только побуждает к жестокости, но и вызывает повышенную склонность к употреблению алкоголя и наркотиков. Бесконтрольный просмотр телевидения приводит к следующему :

1. Информационной  перегрузке, а как следствие, к  переутомлению, вызывая информационный стресс.

2. Криминальным  последствиям (через подражание  героям экрана)

3. Вызывает наркотизирующий  эффект (забирает энергию и силу, необходимую для каких-либо дел) [17].

Теперь о  проблеме содержательности компьютерных игр. Многие из подростков своё "компьютерное время" проводят в форме примитивных игр, не требующих большого умственного напряжения и совершенно не способствующих развитию. Многочасовая бессмысленная погоня за "условным противником", "уничтожение врага" нехитрыми примитивными способами постепенно ведут к интеллектуальной деградации игрока. Другая реальная опасность таких игр состоит в том, что неокрепшая детская психика подсознательно воспринимает игровой девиз: "Убей всё, что движется" как некое руководство к действию в реальной жизни.

По утверждению  психологов, зачастую компьютерные игры такой категории становятся причиной детских страхов и даже неврозов. У детей меняется психика, они  становятся агрессивнее. Считается, что  более всего выматывают детей  игры, рассчитанные на быстроту реакции (так называемые "войнушки", "стрелялки"). Совершенно очевидно, что компьютерные игры, способные причинить вред детской психике, провоцирующие жестокость, насилие и другие низменные чувства, не должны использоваться в досуговых развлечениях подрастающего поколения [16].

Влияние Интернета  на духовный мир подростка очень  велико. Такие понятия, как милосердие, любовь к ближним, уважение к другим народам, порядочность утрачивают свою истинную суть. Привычным явлением становятся жадность, грубость, жестокость, бездушие, равнодушное отношение ко всему происходящему вокруг.

Интернет, благодаря  своей огромной аудитории и силе воздействия на умы, мог бы играть огромную воспитательную и образовательную  роль. Но отсутствие цензуры превращает мировую паутину в нечто противоположное.

Интернет оставляет  подростка наедине с собой. Он создает иллюзию вседозволенности, порой провоцируя его на проявление худшего, что есть в нем. Когда  есть анонимность, нет пределов возможного.

В Интернете  можно получить подробную инструкцию о том, как совершить преступление, как совершить самоубийство.  В Интернете существуют клубы самоубийц, клубы наркоманов, клубы, обучающие начинающих террористов. В таких клубах можно заказать собственную смерть, купить пару шашек динамита, обучится правильно подбирать и колоть наркотики. Здесь полно и порнографии. Здесь свободно продаются видеоматериалы детского порно. Здесь не запрещено насилие. И это все «потребляют» подростки, случайно или сознательно попадающие на эти сайты.

«Потребление» подобного продукта приведет к деградации и исчезновению традиционных семейных ценностей,  увеличению числа преступлений на сексуальной почве. Происходит самое страшное: аномальное, нездоровое становится привычным, будничным, уже не шокирующим, а значит, не вызывающим протест.

Употребление  спиртных напитков, курение табака, другие вредные привычки в последние  годы всё более волнуют людей, имеющих отношение к воспитанию и охране здоровья подрастающего  поколения. Вследствие недостаточности  жизненного опыта дети не всегда могут разобраться в истинном значении и ценности тех или иных поступков взрослых, принимая всё за норму и идеалы мужественности, которым надо следовать. Особенно это касается подростков, воспринимающих употребление спиртных напитков и курение как одно из доказательств взрослости, в чём они стремятся, возможно, быстрее утвердиться.

 

 

Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Бабосов Е. М. Общая социология: Учеб. пособие для студентов вузов. 2-е изд., стер. - Мн.: «Тетра Системс», 2004. - 640 с
  2. Галагузова М.А. Социальная педагогика: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений  - М., Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 416 с.
  3. Головин С. Ю.Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. 1998.
  4. Еремин В.А. Улица - Подросток - воспитатель. - М., 1991-85с.
  5. Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов. - 3-е изд.- М.: Академический проект, 2001.
  6. Карпенко.Л.А. Краткий психологический словарь. — Ростов н/Д: «ФЕНИКС», 1998
  7. Кон И.С. Юность как социальная проблема // Молодёжь и общество. М.: Просвещение, 1973-250с.
  8. Кон. И.С. Открытие Я. М., 1978.
  9. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
  10. Лисовский В.Т. Социология молодежи: Учебник .- СПб: Изд-во С.-Петербургского университета, 1996. 460 с.
  11. Махов Ф.С. Подросток и свободное время. - Л., 1982-180с.
  12. Немов Р.С. "Психология" книга 2 -М. издательство "Владос" 2004-240с.
  13. Орлов А.С. Социология рекреации. - М.: Наука, 1995. - 118 с.
  14. Полукаров В.В. Клубная деятельность как модель организации школьной и внешкольной среды // Моделирование воспитательных систем: теория-практика. - М, 1995-118с.
  15. Смелзер Н. Социология: пер. с англ. — М.: Феникс, 1994. — 688 с
  16. Смирнова Е.В. Журнал "Клуб", №4 2004-28с.
  17. Смирнова Е.В. Журнал "Клуб" №6, ст. "Досуг XXI". 2004-28с.
  18. Современная энциклопедия. 2000.
  19. Степанов С.С. Популярная психологическая энциклопедия. — М.: Эксмо. 2005.
  20. Сухомлинский В.А. Духовный мир школьника. Государственное учебно-педагогическое издательство министерства Просвещения РСФСР М.:-1961-220с.
  21. Щепаньский Ян. Элементарные понятия социологии. - М.: «Прогресс», 1969. – 240 с.
  22. Викторов А. Досуг - дело серьёзное // Воспитание школьников. № 5. 2000 - 110с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Словарь

  1. Агенты первичной социализации — ближайшее окружение человека.
  2. Агенты вторичной социализации — представители администрации школы, университета, предприятия, армии, полиции, церкви, государства, сотрудники телевидения, радио, печати, партий, суда.
  3. Досуг — период времени, когда человек, не имея обязательных дел (учёба, работа, домашние дела и т. д.), предоставлен самому себе в выборе занятий.
  4. Мнимый досуг - это, прежде всего насилие, либо над собой, либо над обществом, и как результат разрушение себя и общества. Мнимый досуг, обусловлен, неумением проводить свое время, это бесцельное времяпрепровождение, приводящее к асоциальным поступкам.
  5. Подросток — юноша или девушка в переходном от детства к юности возрасте.
  6. Реальный досуг - это состояние деятельности, создание свободы из необходимых повседневных дел, время для отдыха, самоактуализации, развлечения.
  7. Социализация (от лат. socialis — общественный), процесс усвоения человеческим индивидом определённой системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества.
  8. Факторы социализации  - такие обстоятельства,  при которых создаются условия для протекания процессов социализации.

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Роль досуга в социализации подростков