Роль государства в регулировании рыночных отношений в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 20:42, реферат

Описание работы

Цель этой работы - дать целостное представление о теоретических основах роли государства в экономике.
Основными задачами, без которых цель данной работы не может быть достигнута, являются:
- формирование представления о государстве как одном из активных участников экономической жизни, строящейся на основе рынка;
- приобретение знаний в области анализа и прогнозирования тенденций изменения форм, методов и инструментов воздействия государства;
- уяснение сущности и механизмов государственного регулирования;
- ознакомление с принципами реализации экономической политики государства.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...…3
1. Экономическая роль государства…………………………………………..…5 1.1 Роль государства в командной экономике и в рыночном хозяйстве……5
1.2. Основные концепции роли государства в рыночной экономике…...….8 1.3. Необходимость государственного регулирования экономик…….....12
2. Формы и методы государственного регулирования экономики………..….15
2.1. Экономические функции государства………………………………….15 2.2. Формы регулирования…………………………………………………...16
2.3 Макроэкономическая стабилизация………………………..……………20
Заключение……………………………………………………………..………...22
Список литературы…………………………………………………..…………..23

Файлы: 1 файл

Роль государства в регулировании рыночных отношений в России.docx

— 50.53 Кб (Скачать файл)

Позиции Кейнса противостоят приверженцы  старых принципов - неоконсерваторы. Они  выступают за невмешательство государства  в хозяйственную деятельность частных  фирм и утверждают, что система  цен представляет собой механизм, способный обеспечивать общую сбалансированность хозяйства без управления из центра. Как считают неоконсерваторы, именно нормальный рыночный механизм в силах  регулировать национальную экономику. Так, австрийский экономист Хайек  отмечал, что государство должно выполнять лишь роль «ночного сторожа», не вмешиваясь в экономические процессы.

В 80-е гг. свою полную несостоятельность  продемонстрировала и концепция  всеобъемлющего государственного регулирования (планирования). Сторонники этой концепции, основу которой заложил К. Маркс, считали, что силами государства  можно решить все экономические  проблемы - создать изобилие жизненных  благ, обеспечить полную занятость  населения, достичь социальной справедливости и гармонии, обеспечить высокую занятость  экономики. Экономическая политика, основанная на этой концепции, проводилась  в бывшем СССР и странах социалистического  лагеря, которые рассыпались под  натиском неразрешимых экономических проблем в конце.

Критическое сопоставление этих концепций  доказывает неполноценность как  исключительно рыночного, так и  только государственного хозяйственного механизма. Вместе с тем то, что  отсутствует в одном механизме, в достаточной мере имеется в  другом. Поэтому в целях улучшения управления национальным хозяйством разумнее всего применять смешанный тип управления, где органически соединяются достоинства обоих хозяйственных мех

 

1.3. Необходимость государственного  регулирования  экономики. 
 
       Отношение  к государственному вмешательству в  рыночную  экономику было различным на разных этапах ее становления и развития. В период 
формирования  рыночных   отношений  в XVII-XVIII веках господствова-вшая тогда экономическая доктрина - меркантилизм - основывалась на признании безусловной необходимости государственного  регулирования  для развития в стране торговли и промышленности. 
         С развитием  рыночных   отношений  набравший силу класс предпри-нимателей начал рассматривать государственное вмешательство и связанные с этим ограничения как помеху в своей деятельности. Появившиеся идеи экономического либерализма, которые впервые наиболее полно обосновал А. Смит в своем “Исследовании о природе и причинах богатства народов”, нашли большое число поклонников. Согласно А. Смиту,  рыночная  система способна к саморегулированию, в основе которого лежит личный интерес, связанный со стремлением к прибыли. Он выступает как главная побуди-тельная сила экономического развития. Одной из идей учения А. Смита была идея о том, что экономика будет функционировать эффективнее, если исклюючить ее  регулирование  государством . А. Смит считал, что, поскольку главным регулятором выступает рынок, следовательно, рынку должна быть предоставлена полная свобода. 
         При этом последователи А. Смита, которых относят к так называемой 
классической школе, исходили из тезиса о необходимости выполнения 
 государством  традиционных функций, понимая, что есть сферы, которые 
находятся вне пределов досягаемости  рыночного  конкурентного механизма. 
Это прежде всего касается так называемых общественных товаров, т.е. товаров и услуг, которые потребляются коллективно (национальная оборона, 
образование, транспортная система, здравоохранение и т.д.) Очевидно, что 
 государство  должно брать на себя заботу об их производстве и организо-вывать совместную оплату гражданами этой продукции.  
      К числу проблем, которые не решает  рыночный  конкурентный меха-низм, относятся внешние, или побочные эффекты. Механизм рынка часто не реагирует на явления, которые стали настоящей бедой для человечества. 
Внешние, или побочные, эффекты можно регулировать, опираясь на прямой 
контроль  государства , т.е.  государство  должно оценивать возникающие 
проблемы с точки зрения общественных перспектив. 
        Экономическая практика подтвердила, что существуют ситуации, так 
называемое фиаско рынка, когда  рыночная  координация не обеспечивает 
эффективного использования ресурсов. Фиаско рынка проявляется не только 
в ситуациях, связанных с внешними эффектами и общественными благами. 
Важнейшая причина - это свойственная рынку тенденция к монополизации. В этих условиях для обеспечения конкуренции, как условия наиболее полного выявления регулирующих функций рынка, стали жизненно необхо-димыми выработка антимонопольного законодательства и его применение государством . Кроме того, вне  рыночного   регулирования  находятся проблемы справедливости и равенства.  Рыночное  распределение, справед-ливое с точки зрения законов рынка, приводит к неравенству доходов и социальной незащищенности. При этом следует иметь ввиду, что, когда  рыночное распределение не устраивает большинство населения, это чревато серьезными социальными. 
     Важный этап в теоретическом осознании  роли   государства  в  рыночной  
экономике был связан с именем выдающегося английского экономиста Дж. М. Кейнса. Идеи, выдвинутые в ходе “кейнсианской революции” доказали 
невозможность самоисцеления экономического спада, необходимость 
государственной политики как средства, способного уравновешивать 
совокупный спрос и совокупное предложение, выводить экономику из 
кризисного состояния, способствовать ее дальнейшей стабилизации.

     В практическом плане экономическую политику, отражающую идеи Кейнса, когда через соответствующий кредитно-денежный и финансовый 
инструментарий регулировался совокупный спрос, проводило большинство 
развитых стран мира после второй мировой войны. Считается, что она во 
многом способствовала смягчению циклических колебаний экономики этих 
стран. 
      Развитие  рыночной  экономики во второй половине XX века выявило четко обозначившуюся тенденцию расширения масштабов деятельности  государства  и усиления его  роли  в экономике. При этом общепризнанно, что наибольшая экономическая эффективность достигается в условиях действия конкурентного  рыночного  механизма. Цель  государства  в  рыночной  экономике не корректировать  рыночный  механизм, а создавать условия его свободного функционирования: конкуренция должна обеспечиваться везде, где возможно, регулирующее воздействие государства  - везде, где необходимо. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Формы и методы государственного  регулирования экономики.

 
2.1. Экономические функции  государства. 

Многообразие задач, которые  стоят перед  государством  в  рыночной  
экономике определяют выполняемые  государством  экономические функции. Для решения задач, стоящих перед  государством  в процессе выполнения этих функций в распоряжении  государства  имеется ряд инструментов, к важнейшим из которых относятся: фискальная и денежная политика; социальная политика и политика  регулирования  доходов внешнеэкономическая политика и другие.

Фискальная политика - важный инструмент для достижения макроэкономической стабилизации экономики. Манипулируя государственными расходами и налогами, можно стимулировать деловую активность, воздействовать на безработицу и инфляцию. Неправильная фискальная политика государства может приводить к серьезным отрицательным последствиям для всей национальной экономики. 
            Не менее важной по значимости является денежная политика. Денежная политика, как и фискальная, может служить средством стабилизации, но может и отрицательно воздействовать на экономику. Без отлаженной денежной политики борьба с инфляцией невозможна. 
        Государственное  регулирование  внешнеэкономической деятельности, также является одним из важнейших инструментов государственного  регулирования. Государство  осуществляет торговое и валютное  регулирование , использует квотирование, таможенные пошлины, субсидии, налоги и т.д. Манипулируя таможенными пошлинами,  государство  может оказывать косвенную поддержку национальному производству, регулируя валютные курсы - оказывать влияние на экспорт и импорт и т.д.

Все инструменты проведения экономической политики тесно взаимосвязаны. 
    При принятии решений в одной сфере необходимо учитывать их влияние на другие. Так, изменения в государственных расходах и налогах, требует 
соответствующего изменения денежной массы. Изменения в фискальной и 
денежной политике повлияют на инвестиции, занятость, уровень доходов, 
объем национального производства и размеры чистого экспорта. Важно 
подчеркнуть, что ни один из инструментов экономической политики не 
действует изолированно от других. К функциям, выполняемым государством  относятся, прежде всего, следующие: 
- создание и регулирование  правовой основы функционирования экономики; 
- антимонопольное  регулирование ; 
- проведение политики макроэкономической стабилизации; 
- воздействие на размещение ресурсов; 
- деятельность в сфере распределения доходов; 
- деятельность  государства , как субъекта имущественных  отношений ; 
        Такая классификация достаточно условна, так как в реальной практике все функции взаимосвязаны и действуют в комплексе. Например, анти- монопольная деятельность предполагает наличие соответствующего законодательства, а ее результаты будут сказываться и на размещении ресурсов и на распределении доходов.  
 
2.2. Формы регулирования.

Среди многообразия форм воздействия  государства на экономику особое место занимает планирование. Планирование вместе  с предшеству-ющим, дополняющим и обосновывающим его прогнозированием и экономи-ческим анализом представляет составную часть управления экономикой. Оно может применятся на общегосударственном уровне, на уровне отраслей и регионов, отдельных сфер экономики, предприятий, компаний, фирм.

В широком смысле слова планирование есть предопределение будущего, построение активного образа, модели желаемого  и намечаемого будущего состояния экономики при одновременном установление путей, способов, средств и сроков достижения этого состояния,  конечных рубежей планируемых действий. Планы практически всегда ориентированы на определенные цели , на решение задач , стоящих перед экономикой, что находит отражение в показателях плана.

В отличие от  планирования экономическое прогнозирование, будучи способным научного предвидения, отваживается на проникновение в более отдаленное время. Экологические прогнозы на десять – пятнадцать лет – нередкое явление. Вместе с тем широко используется и краткосрочные прогнозы, не только на год, но и на месяц, неделю. Это в основном конкурентные прогнозы.

В любой стране, при любой общественно-политической и социально-экономической системе  экономика в той или иной степени  регулируется государством в лице государственных  органов.

В странах с рыночной экономикой степень вмешательства государства  и его органов в экономическую  деятельность предприятий и предприни-мателей намного меньше и носит преимущественно косвенный характер. Государство воздействует на экономику посредством законодательных ограничений, налоговой системы, обязательных платежей и отчислений, государственных инвестиций, субсидий, льгот, кредитования осуществления государственных социальных и экономических программ.

Государственное регулирование экономики  ставит своей целью соблюдать  интересы государства, общества в целом, социально незащищенных слоев населения. Существуют, применяются разнообразные  формы государственного регулирования. Ниже перечислены наиболее важные и  главные из них:

Непосредственное государственное  управление рядом отраслей, объектов полностью или частично применяется  по отношению к предприятиям, организациям, имеющим жизненно важное значение для  экономики и общества, представляющим общественную опасность, нуждающимся  в значительной государственной  поддержке. К таким объектам относят  военные, оборонные, энергетические, заповедники, музеи, парки и т.д.

Налоговое регулирование осуществляется путем установления тех или иных объектов налогообложения, назначения и дифференциации налоговых ставок, введения налоговых льгот, освобождение от налогов.В том же направлении  воздействует и введение пошлин, таможенных сборов. В то же время взимание налогов  есть главный источник доходов государственного бюджет, финансовая база социальной политики

Денежно-кредитное регулирование  состоит в воздействии государства  на денежное обращение и объем  денежной массы. Государство через  центральный банк способно регулировать  эмиссию и общую денежную массу , устанавливать предельные ставки банковского ссудного процента и влиять на них через учетную ставку, норму резервирования и др. нормативы, устанавливаемые центральным банком, предоставлять льготные займы, выкупать облигации и другие ценные бумаги.

Бюджетное регулирование заключается  в том, что государственные органы обладают возможностью распределять средства государственного бюджета по различным  направлениям их расходования. При этом одним отраслям, сферам, социальным группам населения могут быть выделены большие бюджетные ассигнования, а другим – меньшие.

Ценовое регулирование в условиях рыночной экономики заключается  в том, что государство может  устанавливать предельный уровень  цен, запрещая их повышение сверх этого уровня. Ущерб, наносимый продавцам, может быть компенсирован государственными дотациями. В условиях централизованной экономики государство в праве само назначать цены.

Социальное регулирование со стороны  государства направлено  на обеспечение социальной справедливости, поддержку социально незащищенных или слабо защищенных слоев населения, создание социальных гарантий, поддержание уровня условий жизни, достойных человека. Государство устанавливает минимальный уровень пенсий, пособий стипендий. Это одно из самых тяжелых и сложных функций регулирования экономики государством;

Регулирование условий труда, трудовых отношений, оплаты труда обычно осуществляется посредством государственного законодательства о труде и занятости. Такое  законодательство призвано обеспечить охрану труда, соблюдение трудовых контрактов, минимальную заработную плату, выплату  пособий по безработице. Государство  также вправе устанавливать тарифы оплаты труда. Оно принимает на себя обучение безработных.

Государственное регулирование охраны и восстановления окружающей среды  – меры по защите природы в виде штрафов и санкций за загрязнение, а также предписаний по осуществлению  обязательных природозащитных и  природоохранных мероприятий. Государственные  органы уста вливают нормы выделения  предприятиями средств на восстановление окружающей среды;

Государственное антимонопольное  регулирование направлено на ограничение  или даже запрет деятельности предприятий-монополистов, за исключением области естественной монополии. Государственное антимонопольное  законодательство предусматривает  санкции против монополистов, предотвращает создание условий, способствующих развитию монополизма.

Государственное внешнеэкономическое  регулирование – это обширный спектр мер и инструментов государственного воздействия на структуру экспорта и импорта, процессы внешней торговли, контроль над товарными потоками, пересекающими государственную  границу, движение капитала в страну и из страны, валютный обмен. Такое  регулирование преследует цели отстаивания  экономических интересов страны, повышение эффективности внешнеэкономических  связей ,обеспечение экономической  безопасности.

 

2.3. Макроэкономическая  стабилизация 

Главное  важное направление деятельности  государства  в условиях 
 рыночной  экономики - это макроэкономическая стабилизация. Ее можно 
определить как деятельность правительства, направленную на обеспечение 
экономического роста, полной занятости и стабильного уровня цен. 
Равновесие в экономической системе, которое устанавливается на основе 
рыночной самонастройки экономики, может сопровождаться высоким уровнем безработицы или чрезмерной инфляцией. Поскольку наиболее болезненно инфляция и безработица сказываются в периоды экономических кризисов, то политику, направленную на макроэкономическую стабилизацию, можно определить как деятельность правительства по сглаживанию промышленных циклов. 
         Главные инструменты в решении этой задачи - фискальная и денежная 
политика. Хотя многие теоретики, например монетаристы, высказывают 
сомнения в возможности государства вывести экономику на более 
оптимальный равновесный уровень путем вмешательства его в экономическую ситуацию, однако любое правительство так или иначе проводит денежную и фискальную политику. Каковы бы ни были последствия, само по себе балансирование бюджета не происходит, на объем денег в обращении также влияют действия правительства. 
         Согласно общим рекомендациям, для проведения политики стабилизации необходимо увеличивать государственные расходы и уменьшать налоги для стимулирования расходов частного сектора в периоды высокой безработицы или соответственно сокращать государственные расходы и повышать налоги с тем, чтобы сокращал расходы частный сектор в периоды, когда общество больше всего беспокоит инфляция. Улучшают или ухудшают ситуацию те или иные действия правительства, приходится судить по последствиям. 
 

Информация о работе Роль государства в регулировании рыночных отношений в России