Роль и функции религии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 17:57, доклад

Описание работы

Дать точное и однозначное определение понятия религия невозможно. В науке таких определений существует множество. Они зависят от мировоззрения тех ученых, которые их формулируют. Если спросить любого человека, что такое религия, то в большинстве случаев он ответит: - «Вера в Бога».
Задачи работы: осветить роль и функции религии, показать религию в современной России.
Целью работы является оценка религии в России.

Содержание работы

Введение………………………………………………………..3
1. Религия, ее элементы……………………………………….4
2. Возникновение и эволюция религии……………………...6
3. Роль и функции религии…………………………………..10
4. Религия в современной России……………………………14
Заключение…………………………………………………….17
Список используемой литературы…………

Файлы: 1 файл

роль и функции религии в современной россии .docx

— 35.63 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание:

Введение………………………………………………………..3

1. Религия,  ее элементы……………………………………….4

2. Возникновение и эволюция религии……………………...6

3. Роль и функции религии…………………………………..10

4. Религия  в современной России……………………………14

Заключение…………………………………………………….17

Список используемой литературы……………………….….18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Дать  точное и однозначное определение понятия религия невозможно. В науке таких определений существует множество. Они зависят от мировоззрения тех ученых, которые их формулируют. Если спросить любого человека, что такое религия, то в большинстве случаев он ответит: - «Вера в Бога».

Задачи работы: осветить роль и функции религии, показать религию в современной России.

Целью работы является оценка религии в России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Религия, ее элементы

Слово «религия»  буквально обозначает - связывание, запрягание, повторное обращение (к  чему-либо). Возможно, что первоначально  это выражение обозначало привязанность  человека к чему-либо священному, постоянному, неизменному. Это слово впервые  было использовано в речах знаменитого  римского оратора и политика 1в. до н. э. Цицерона, где он противопоставлял религию другому термину, обозначавшему суеверие (темное, простонародное, мифическое верование).

Слово «религия» вошло в обиход в первые века христианства и подчеркивало, что новая вера - не дикое суеверие, а глубокая философская и нравственная система.

Религия — очень сложное и многоплановое явление. Попытаемся выделить ее главные элементы.

1. Изначальным элементом всякой религии является вера. Вера всегда была и остается важнейшим свойством человеческого сознания, важнейшим способом и мерилом его духовной жизни.

2. Наряду с простой чувственной верой может существовать и более систематическая, специально разрабатываемая для данной религии совокупность принципов, идей, понятий, т.е. ее учение.

3. Религия не может существовать без какой-либо религиозной деятельности. Миссионеры проповедуют и распространяют свою веру, теологи сочиняют научные труды, преподаватели преподают основы своей религии и т.д. Но стержень религиозной деятельности — это культ (с лат. возделывание, уход, почитание). Под культом понимается вся совокупность действий, которые совершают верующие с целью поклонения Богу, богам или каким-либо сверхъестественным силам. Это обряды, богослужения, молитвы, проповеди, религиозные праздники.

Любой из перечисленных элементов культа — храм, предметы культа, священство — может отсутствовать в некоторых религиях. Существуют такие религии, где культу придается столь малое значение, что он может быть практически незаметен. Но в целом роль культа в религии чрезвычайно велика: люди, осуществляя культ, общаются друг с другом, обмениваются эмоциями и информацией, любуются великолепными произведениями архитектуры, живописи, слушают молитвенную музыку, священные тексты. Все это на порядок увеличивает религиозные чувства людей, соединяет их и помогает в достижении высшей духовности.

4. В процессе отправления культов и всей своей религиозной деятельности люди объединяются в сообщества, называемые общинами, церквями (необходимо отличать понятие церковь как организация от того же самого понятия, но в значении церковное здание). Иногда вместо слов церковь или религия (не религия вообще, а конкретная религия) употребляют термин конфессия (от лат. прилагательного — церковный, вероисповедальный). В русском языке к этому термину ближе всего по значения слово вероисповедание (говорят, например, «человек православного вероисповедания»).

От церквей  принято отличать секты. Это слово  несет на себе негативную окраску, хотя в буквальном переводе с греческого оно означает всего лишь учение, направление, школа.

Религия во все времена и для всех народов  имела огромное значение. В данной работе описана краткая история  возникновения и эволюция религии, а так же сделана попытка определения  основных функций религии в обществе, ее необходимость в современном  мире.

 

2. Возникновение и эволюция религии

 

Под временем возникновения религиозных верований  следует подразумевать период очень  большой временной протяженности, занявший десятки или, возможно, сотни  тысяч лет. Это был процесс, происходивший  в течение жизни сотен поколений. Можно утверждать, что первоначальные религиозные представления - весьма смутные и неопределенные - стали  появляться в период среднего палеолита, а в позднем уже существовали более или менее оформленные верования и связанные с ними магические ритуалы.

Само  появление религиозных верований  и культов имело объективные  и субъективные причины. На каком-то этапе развития первобытного общества в поведении и сознании общественного  человека наряду с деятельностью, в  основе которой лежат все более  осознанные закономерности объективного мира, появляются действия, базирующиеся на фантастических представлениях о  сверхъестественных существах и  явлениях. Религиозная практика сосуществует и переплетается с реальной практикой.

На возникновение  в сознании первобытного человека религиозных  призраков должны были оказывать  влияние, прежде всего отрицательные  эмоции: страх, внутренняя подавленность, ощущение бессилия, иногда - отчаяние. В этих условиях человек испытывает потребность в утешении. Его сознание подсказывает ему такие возможности варианты развития событий, которые способны дать это утешение. Потребность человека, его желания укрывают и защищают иллюзорное представление, сулящее спасительный выход из кажущегося безвыходным положения или какое-то облегчение этого положения.

Стимулом  к возникновению религиозных  представлений являлись и некоторые  положительные эмоции. Радость и  восторг, наполнившие человека при  какой-нибудь удаче, чувство благодарности  тому, что способствовало этой удаче, ощущение собственного физического здоровья и морального комфорта - все это требовало своего выражения.

Итак, религия  возникла тогда, когда это стало  неизбежным и возможным. Неизбежность коренилась в тяжелых условиях жизни  человека, и как следствие этих условий, постоянном нервно-эмоциональном  напряжении, в стремлении к самообнадеживанию  и самоутешению. Возможность появления  религиозных идей и связанных  с ними культов появилась тогда, когда человеческое сознание достигло такого уровня развития, при котором  воображение было уже в состоянии  создавать религиозно-фантастические конструкции.

Религия давала человечеству иллюзию относительной  безопасности, обеспечиваемой помощью  дружественных сверхъестественных сил. И наоборот, религия порождала  у него страх перед враждебными  сверхъестественными силами.

В первобытном  обществе возникают тотемизм (представление  о родственной связи всех членов рода с каким-то видом животных или  растений - тотемом), магия (совокупность символических обрядовых действий, направленных на достижение какого-либо конкретного результата), фетишизм (поклонение предмету, которому приписывались  не присущие ему сверхъестественные свойства), мифология, анимизм (вера в  духовные существа). Вместе с появлением представлений о сверхъестественных существах появляются и люди, способные  вступать с ними в контакт. Это - маги, колдуны, шаманы, которые еще не были жестко отделены от массы верующих.

К существенным изменениям в характере религиозных  верований привело разложение родоплеменных  отношений и углубление социальной дифференциации внутри племен. Социальное расслоение внутри племен, формирование племенной аристократии, становление  раннеклассового общества нашли  также свое отражение и в содержании религиозных представлений. На передний план выходит задача по обеспечению  регулирования помыслами и поведением людей в интересах правящих классов. Начинают формироваться относительно самостоятельные системы культовых действий - богослужение, а вместе с ним организация служителей культа - жреческие корпорации - не просто профессиональная организация людей, занятых однотипным трудом, а социальное сословие. Жречество становится наследственной профессией, появляются постоянные святилища и храмы, жертвоприношения, доходы с храмовых земель, материальная поддержка светской власти укрепляют влияние жречества.

Таким образом, в рассматриваемый период религия  превращается в относительно самостоятельную  сферу общественной жизни, открывается  новая страница в истории религии  о развитии и функционировании религиозных  систем государственно-организованных народов. Однако на данном этапе вряд ли следует говорить об образовании  религиозной организации как  самостоятельного социального института.

По мере усложнения общественных отношений  и представлений преобразуется  и усложняется вся общественная система, в том числе и религиозная  надстройка. Постепенно происходит самоопределение  религиозной системы. Появление  религиозных организаций объективно обусловлено развитием процесса институционализации. Решающую роль в  этом процессе сыграло выделение  устойчивого социального слоя - служителей культа, которые становятся во главе  религиозных институтов и сосредоточивают  в своих руках деятельность по регулированию религиозного сознания и поведения массы верующих.

В развитой форме религиозные организации  представляют собой сложную централизованную и иерархизованную систему - церковь. Опираясь на массу верующих как на свою социальную базу, она представляет собой автономную систему в политической надстройке общества. В политико-идеологической сфере складываются особые взаимоотношения  церкви и государства. Государство  оказывает церкви всемерную поддержку  для упрочнения ее положения в  обществе. Церковь же в интересах  государства навязывает народу определенные стандарты поведения и мышления, стремясь затормозить возрастающее недовольство со стороны масс существующим общественным строем, поддерживаемым государством.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Роль и функции религии

 

В истории  человеческого общества религия  играла неоднозначную роль. Например, в Европе в Средние века (с V по XV вв.) христианская форма мировоззрения  являлась господствующей. Христианство определяло развитие всех сфер жизни  общества, все решалось в соответствии с его предписаниями. 
В дальнейшем, при переходе от феодальных отношений к буржуазным, с развитием наук стала выявляться ограниченность и несостоятельность христианских постулатов. Первые шаги в освобождении от религии происходили в ученой среде, а с расширением образования и новыми научными открытиями влияние религии постепенно стало ослабевать и в других слоях общества. Жизнь общества стала освобождаться от религиозного влияния. 
В современную эпоху даже в тех государствах Западной Европы и Америки, где христианство традиционно поддерживается на официальном уровне, идет заметное ослабление его влияния на развитие культуры. В это же время в странах бывшего социалистического лагеря, где официально осуществлялось атеистическое воспитание, наблюдается возрастание интереса к религиозным проблемам.

Религия выполняет роль иллюзорного компенсатора из-за слабости человека, его бессилия, прежде всего социального. Будучи не в силах решить жизненные проблемы на земле, человек переносит их решение в мир иллюзий. Проблемы, которые не решаются в этом мире, религия обещает компенсировать, восполнять их решение в иллюзорном потустороннем мире. Для этого достаточно благопристойного по отношению к ней поведения, исполнения предписываемых религией установлений.

Религия является одним из самых древних  социальных институтов. С точки зрения социологов, религией называется особая система верований и ритуалов, с помощью которых определенная группа людей объясняет и реагирует на то, что находит сверхъестественным и священным. 
Как всякий социальный институт религия существует для выполнения определенных функций:

1) интегративная;

2) регулятивная;

3) психотерапевтическая;

4) коммуникативная.

Первые  две функции непосредственно  относятся к деятельности религии в качестве института культуры, поскольку они присущи ценностям и нормам, входящим в содержание культуры как системы.

Интегративная функция религии была достаточно полно раскрыта Э. Дюркгеймом, который, изучая первобытные религии аборигенов Австралии, обратил внимание на то, что религиозный символизм, религиозные  ценности, обряды и обычаи способствуют социальной сплоченности, обеспечивают устойчивость и стабильность первобытных обществ. Принятие определенной системы верований, символов, согласно Дюркгейму, включает человека в религиозную моральную общность и служит интегративной силой, сплачивающей людей.

Регулятивная  функция религии заключается  в том, что она поддерживает и усиливает действие принятых в обществе социальных норм поведения, осуществляет социальный контроль, как формальный - через деятельность церковных организаций, могущих поощрять или наказывать верующих, так и неформальный, осуществляемый самими верующими в качестве носителей моральных норм по отношению к окружающим людям. В сущности, эту функцию религии можно было бы назвать нормативной, ибо любая религия предписывает своим приверженцам определенные стандарты поведения, обусловленные господствующими религиозными ценностями.

Психотерапевтическая  функция религии. Сферой ее действия выступает, в первую очередь, само религиозное сообщество. Давно было замечено, что различные религиозные действия, связанные с отправлением культа-богослужения, молитвы, ритуалы, обряды и т.п. - оказывают успокоительное, утешительное воздействие на верующих, придают им моральную стойкость и уверенность, предохраняют от стрессов.

Информация о работе Роль и функции религии