Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 17:57, доклад
Дать точное и однозначное определение понятия религия невозможно. В науке таких определений существует множество. Они зависят от мировоззрения тех ученых, которые их формулируют. Если спросить любого человека, что такое религия, то в большинстве случаев он ответит: - «Вера в Бога».
Задачи работы: осветить роль и функции религии, показать религию в современной России.
Целью работы является оценка религии в России.
Введение………………………………………………………..3
1. Религия, ее элементы……………………………………….4
2. Возникновение и эволюция религии……………………...6
3. Роль и функции религии…………………………………..10
4. Религия в современной России……………………………14
Заключение…………………………………………………….17
Список используемой литературы…………
Содержание:
Введение……………………………………………………….
1. Религия, ее элементы……………………………………….4
2. Возникновение и эволюция религии……………………...6
3. Роль и функции религии…………………………………..10
4. Религия
в современной России…………………………
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы……………………….….18
Введение
Дать точное и однозначное определение понятия религия невозможно. В науке таких определений существует множество. Они зависят от мировоззрения тех ученых, которые их формулируют. Если спросить любого человека, что такое религия, то в большинстве случаев он ответит: - «Вера в Бога».
Задачи работы: осветить роль и функции религии, показать религию в современной России.
Целью работы является оценка религии в России.
1. Религия, ее элементы
Слово «религия» буквально обозначает - связывание, запрягание, повторное обращение (к чему-либо). Возможно, что первоначально это выражение обозначало привязанность человека к чему-либо священному, постоянному, неизменному. Это слово впервые было использовано в речах знаменитого римского оратора и политика 1в. до н. э. Цицерона, где он противопоставлял религию другому термину, обозначавшему суеверие (темное, простонародное, мифическое верование).
Слово «религия» вошло в обиход в первые века христианства и подчеркивало, что новая вера - не дикое суеверие, а глубокая философская и нравственная система.
Религия — очень сложное и многоплановое явление. Попытаемся выделить ее главные элементы.
1. Изначальным элементом всякой религии является вера. Вера всегда была и остается важнейшим свойством человеческого сознания, важнейшим способом и мерилом его духовной жизни.
2. Наряду с простой чувственной верой может существовать и более систематическая, специально разрабатываемая для данной религии совокупность принципов, идей, понятий, т.е. ее учение.
3. Религия не может существовать без какой-либо религиозной деятельности. Миссионеры проповедуют и распространяют свою веру, теологи сочиняют научные труды, преподаватели преподают основы своей религии и т.д. Но стержень религиозной деятельности — это культ (с лат. возделывание, уход, почитание). Под культом понимается вся совокупность действий, которые совершают верующие с целью поклонения Богу, богам или каким-либо сверхъестественным силам. Это обряды, богослужения, молитвы, проповеди, религиозные праздники.
Любой из перечисленных элементов культа — храм, предметы культа, священство — может отсутствовать в некоторых религиях. Существуют такие религии, где культу придается столь малое значение, что он может быть практически незаметен. Но в целом роль культа в религии чрезвычайно велика: люди, осуществляя культ, общаются друг с другом, обмениваются эмоциями и информацией, любуются великолепными произведениями архитектуры, живописи, слушают молитвенную музыку, священные тексты. Все это на порядок увеличивает религиозные чувства людей, соединяет их и помогает в достижении высшей духовности.
4. В процессе отправления культов и всей своей религиозной деятельности люди объединяются в сообщества, называемые общинами, церквями (необходимо отличать понятие церковь как организация от того же самого понятия, но в значении церковное здание). Иногда вместо слов церковь или религия (не религия вообще, а конкретная религия) употребляют термин конфессия (от лат. прилагательного — церковный, вероисповедальный). В русском языке к этому термину ближе всего по значения слово вероисповедание (говорят, например, «человек православного вероисповедания»).
От церквей принято отличать секты. Это слово несет на себе негативную окраску, хотя в буквальном переводе с греческого оно означает всего лишь учение, направление, школа.
Религия во все времена и для всех народов имела огромное значение. В данной работе описана краткая история возникновения и эволюция религии, а так же сделана попытка определения основных функций религии в обществе, ее необходимость в современном мире.
2. Возникновение и эволюция религии
Под временем
возникновения религиозных
Само
появление религиозных
На возникновение в сознании первобытного человека религиозных призраков должны были оказывать влияние, прежде всего отрицательные эмоции: страх, внутренняя подавленность, ощущение бессилия, иногда - отчаяние. В этих условиях человек испытывает потребность в утешении. Его сознание подсказывает ему такие возможности варианты развития событий, которые способны дать это утешение. Потребность человека, его желания укрывают и защищают иллюзорное представление, сулящее спасительный выход из кажущегося безвыходным положения или какое-то облегчение этого положения.
Стимулом к возникновению религиозных представлений являлись и некоторые положительные эмоции. Радость и восторг, наполнившие человека при какой-нибудь удаче, чувство благодарности тому, что способствовало этой удаче, ощущение собственного физического здоровья и морального комфорта - все это требовало своего выражения.
Итак, религия
возникла тогда, когда это стало
неизбежным и возможным. Неизбежность
коренилась в тяжелых условиях жизни
человека, и как следствие этих
условий, постоянном нервно-эмоциональном
напряжении, в стремлении к самообнадеживанию
и самоутешению. Возможность появления
религиозных идей и связанных
с ними культов появилась тогда,
когда человеческое сознание достигло
такого уровня развития, при котором
воображение было уже в состоянии
создавать религиозно-
Религия
давала человечеству иллюзию относительной
безопасности, обеспечиваемой помощью
дружественных
В первобытном
обществе возникают тотемизм (представление
о родственной связи всех членов
рода с каким-то видом животных или
растений - тотемом), магия (совокупность
символических обрядовых
К существенным изменениям в характере религиозных верований привело разложение родоплеменных отношений и углубление социальной дифференциации внутри племен. Социальное расслоение внутри племен, формирование племенной аристократии, становление раннеклассового общества нашли также свое отражение и в содержании религиозных представлений. На передний план выходит задача по обеспечению регулирования помыслами и поведением людей в интересах правящих классов. Начинают формироваться относительно самостоятельные системы культовых действий - богослужение, а вместе с ним организация служителей культа - жреческие корпорации - не просто профессиональная организация людей, занятых однотипным трудом, а социальное сословие. Жречество становится наследственной профессией, появляются постоянные святилища и храмы, жертвоприношения, доходы с храмовых земель, материальная поддержка светской власти укрепляют влияние жречества.
Таким образом, в рассматриваемый период религия превращается в относительно самостоятельную сферу общественной жизни, открывается новая страница в истории религии о развитии и функционировании религиозных систем государственно-организованных народов. Однако на данном этапе вряд ли следует говорить об образовании религиозной организации как самостоятельного социального института.
По мере
усложнения общественных отношений
и представлений преобразуется
и усложняется вся общественная
система, в том числе и религиозная
надстройка. Постепенно происходит самоопределение
религиозной системы. Появление
религиозных организаций
В развитой форме религиозные организации представляют собой сложную централизованную и иерархизованную систему - церковь. Опираясь на массу верующих как на свою социальную базу, она представляет собой автономную систему в политической надстройке общества. В политико-идеологической сфере складываются особые взаимоотношения церкви и государства. Государство оказывает церкви всемерную поддержку для упрочнения ее положения в обществе. Церковь же в интересах государства навязывает народу определенные стандарты поведения и мышления, стремясь затормозить возрастающее недовольство со стороны масс существующим общественным строем, поддерживаемым государством.
3. Роль и функции религии
В истории
человеческого общества религия
играла неоднозначную роль. Например,
в Европе в Средние века (с V по
XV вв.) христианская форма мировоззрения
являлась господствующей. Христианство
определяло развитие всех сфер жизни
общества, все решалось в соответствии
с его предписаниями.
В дальнейшем, при переходе от феодальных
отношений к буржуазным, с развитием наук
стала выявляться ограниченность и несостоятельность
христианских постулатов. Первые шаги
в освобождении от религии происходили
в ученой среде, а с расширением образования
и новыми научными открытиями влияние
религии постепенно стало ослабевать
и в других слоях общества. Жизнь общества
стала освобождаться от религиозного
влияния.
В современную эпоху даже в тех государствах
Западной Европы и Америки, где христианство
традиционно поддерживается на официальном
уровне, идет заметное ослабление его
влияния на развитие культуры. В это же
время в странах бывшего социалистического
лагеря, где официально осуществлялось
атеистическое воспитание, наблюдается
возрастание интереса к религиозным проблемам.
Религия выполняет роль иллюзорного компенсатора из-за слабости человека, его бессилия, прежде всего социального. Будучи не в силах решить жизненные проблемы на земле, человек переносит их решение в мир иллюзий. Проблемы, которые не решаются в этом мире, религия обещает компенсировать, восполнять их решение в иллюзорном потустороннем мире. Для этого достаточно благопристойного по отношению к ней поведения, исполнения предписываемых религией установлений.
Религия
является одним из самых древних
социальных институтов. С точки зрения
социологов, религией называется особая
система верований и ритуалов,
с помощью которых определенная
группа людей объясняет и реагирует
на то, что находит сверхъестественным
и священным.
Как всякий социальный институт религия
существует для выполнения определенных
функций:
1) интегративная;
2) регулятивная;
3) психотерапевтическая;
4) коммуникативная.
Первые две функции непосредственно относятся к деятельности религии в качестве института культуры, поскольку они присущи ценностям и нормам, входящим в содержание культуры как системы.
Интегративная функция религии была достаточно полно раскрыта Э. Дюркгеймом, который, изучая первобытные религии аборигенов Австралии, обратил внимание на то, что религиозный символизм, религиозные ценности, обряды и обычаи способствуют социальной сплоченности, обеспечивают устойчивость и стабильность первобытных обществ. Принятие определенной системы верований, символов, согласно Дюркгейму, включает человека в религиозную моральную общность и служит интегративной силой, сплачивающей людей.
Регулятивная функция религии заключается в том, что она поддерживает и усиливает действие принятых в обществе социальных норм поведения, осуществляет социальный контроль, как формальный - через деятельность церковных организаций, могущих поощрять или наказывать верующих, так и неформальный, осуществляемый самими верующими в качестве носителей моральных норм по отношению к окружающим людям. В сущности, эту функцию религии можно было бы назвать нормативной, ибо любая религия предписывает своим приверженцам определенные стандарты поведения, обусловленные господствующими религиозными ценностями.
Психотерапевтическая функция религии. Сферой ее действия выступает, в первую очередь, само религиозное сообщество. Давно было замечено, что различные религиозные действия, связанные с отправлением культа-богослужения, молитвы, ритуалы, обряды и т.п. - оказывают успокоительное, утешительное воздействие на верующих, придают им моральную стойкость и уверенность, предохраняют от стрессов.