Роль и функции религии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 17:57, доклад

Описание работы

Дать точное и однозначное определение понятия религия невозможно. В науке таких определений существует множество. Они зависят от мировоззрения тех ученых, которые их формулируют. Если спросить любого человека, что такое религия, то в большинстве случаев он ответит: - «Вера в Бога».
Задачи работы: осветить роль и функции религии, показать религию в современной России.
Целью работы является оценка религии в России.

Содержание работы

Введение………………………………………………………..3
1. Религия, ее элементы……………………………………….4
2. Возникновение и эволюция религии……………………...6
3. Роль и функции религии…………………………………..10
4. Религия в современной России……………………………14
Заключение…………………………………………………….17
Список используемой литературы…………

Файлы: 1 файл

роль и функции религии в современной россии .docx

— 35.63 Кб (Скачать файл)

Коммуникативная функция, как и предшествующие, имеет значение, в первую очередь, для самих верующих. Общение развертывается для верующих в двух планах: в плане общения их с богом и "небожителями", и в плане их общения друг с другом. "Богообщение" считается высшим видом общения и в соответствии с этим общение с "ближними" приобретает характер второстепенности. Важнейшим средством общения выступает культовая деятельность - богослужение в храме, общественная молитва, участие в таинствах, обрядах и т.п. Языком общения служит религиозная символика, священные писания, ритуалы.

Указанные четыре функции религии как социального  института носят универсальный  характер, проявляются в любом  типе религиозной практики.

 Главными атрибутивными признаками религии являются: 
1. Обязательное наличие группы верующих (хотя религия может быть связана с глубоко личным переживанием индивида). 
2. Религии присуще наличие священных предметов, явлений, обладающих какой-то сверхъестественной силой, живого существа, возможности которого не ограничены законами природы. В каждой религии практически существуют свои священные предметы. Так, в Европе коровы относятся к объектам повседневной жизни, в случае заразного заболевания (коровье бешенство) их безжалостно уничтожают. В Индии же корова считается священным животным, она связана с богом Вишну, поэтому некоторые члены сект не могут носить кожаную обувь, индус не может есть говядины. В Древнем Египте обожествлялась кошка, в Монголии — лошадь.  
3. Религия как всякий социальный институт имеет свои особые культурные символы, которые в предельно концентрированной форме создают представление о религии. Распятие, полумесяц, звезда Давида — символы определенных религий. Православный храм — святое место, считается, что здесь нельзя арестовать человека, поскольку каждый находится в храме как бы под покровительством Бога. В православии ряса — верхняя одежда духовенства, молитва, икона являются элементами культа. (Икона Казанской божьей матери, например, считается покровительницей и заступницей Москвы). 
4. Религия опирается на определенную систему институциональных норм, систему верований — вероисповедание. Эти верования объясняют и человеческую натуру, и окружающую природу, и сверхъестественные силы. Так, с точки зрения большинства религиозных людей, человек в случае смерти предстанет перед Богом и там будет решаться его судьба — попадет он в рай или в ад в соответствии со своими поступками в земной жизни. 
5. Религия имеет особую совокупность действий, или ритуалов. Ритуалы — это одобренные образцы поведения по отношению к сверхъестественным силам. Так, заходя в храм, православный снимает головной убор и крестится. Новорожденного несут в церковь для совершения обряда крещения, молодые люди венчаются в церкви, умершего отпевают; построив новое здание, просят священника освятить его. Иными словами, вся жизнь верующего человека — от рождения до смерти — как бы направляется церковью. 
6. Большинство религий предписывает верующим систему заповедей, или норм, регулирующих поведение. Эти нормы определяют, как верующему следует себя вести. Так, в христианстве имеется десять заповедей, которые запрещают убийство, прелюбодеяние, ложь и другие грехи, т.е. религия формирует определенную ценностную и этическую ориентацию, которая определяет поведение людей и их взаимоотношения.

 

 

 

 

 

 

 

4. Религия в современной России

 

Владимир  Путин и, особенно, Дмитрий Медведей много говорят о проблеме неэффективных  институтов российского общества. Современные  исследования говорят, что практически  все социальные институты формируются  и развиваются на основе ресурсов накопленных в духовном, социальном и этическом «капитале».

Социальные  институты духовной сферы — это великое социальное изобретение человека, поскольку развитие общества идет во многом через развитие социальных институтов. Чем шире институализированная сфера в системе социальных связей, тем большими возможностями обладает общество. Многообразие социальных институтов, их развитость — это, пожалуй, самый верный критерий зрелости общества, насколько оно способно надежно, устойчиво, на профессиональном уровне удовлетворять разнообразные потребности людей.

Согласно  данным, приведенным в проекте  «Стратегический аудит Российской Федерации» и «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации», состояние основных российских общественных институтов духовной сферы сопоставимо с показателями самых бедных стран мира. Среди развитых государств низкокачественных социальных институтов (таких как в России) не существует. [6]

Вхождение России в категорию развитых постиндустриальных стран без кардинального улучшения  институтов представляется маловероятным. В принципе, Россия со времен Петра  Великого не испытывала недостаток только в институтах, обслуживающих государство. Лишь в последнее время появились  и получили свое развитие некоторые  новые политические, правовые, гражданские  и экономические институты. В  прошлом: при царях, советской власти, новой демократической власти, неоднократные  попытки заимствовать и рекультивировать в России институты развитого общества, всегда оканчивались неудачно.

Оказывается, уровень развитости всех социальных институтов общества зависит от качественного  состояния институтов культуры и  социализации человека, где главная  роль принадлежит религии. Согласно определению видных западных и отечественных  социологов (Р.Белл, Т.Парсонс, В.Гараджа и др.), религия является главным компонентом культурной системы, связанной с фундаментальными, жизненно важными для общества ценностями, определяющими смысловое содержание человеческих действий. Роль религии в обществе можно свести к главному генератору общих ценностей и принципов, моделей мышления и моделей поведения, которые пронизывают все остальные социальные институты общества. В жизни отдельного человека она несет функцию смыслополагания, а для всех социальных институтов общества – функцию целеполагания. Несмотря на снижение роли религии и церкви в общественной жизни развитых стран мира, их значение остается огромным не только для накопления и развития позитивного духовного, социального и этического капитала, но и для жизнедеятельности современных социальных институтов, в том числе политических, экономических и гражданских. Дело в том, что формирование социальных институтов невозможно без этих «капиталов», и главная, инициирующая роль здесь принадлежит опять же «духовному капиталу».[4]

Таким образом  позитивный эффект духовного, социального  и этического капитала, функционирования, созданных на их основе динамичных, саморазвивающихся социальных институтов имеет свою инерцию и подчас не связан с уровнем религиозности  современного общества.

Только  такой «духовный капитал» имеет  перспективу сформировать и развивать  доверие и ответственность, сотрудничество и взаимопонимание между людьми, высокие стандарты личной, семейной, общественной и трудовой этики – все то, что необходимо для появления здоровых и эффективно действующих социальных институтов, которые и будут генераторами непрерывного развития общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Религия, рассматриваемая как социальный институт, характеризуется наличием цели своей деятельности, конкретными функциями, обеспечивающими достижение такой цели, набором социальных позиций и ролей.

Таким образом, религия как социальный институт – это организованное объединение людей, выполняющих определенные социально значимые функции, обеспечивающие совместное достижение целей на основе выполняемых членами своих социальных ролей, задаваемых социальными ценностями, нормами и образцами поведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

 

    1. Основы Религиоведения. Учебник. М., "ВШ", 1994.
    2. Поляков Л. Обществознание. Глобальный мир в ХХI в. / Л.Поляков. М.: Просвещение , 2009.
    3. Современная Русская Идея и Государство. М., "Рау-Корпорация", 1995.
    4. Холл Р. Организации: структуры, процессы, результаты/ Холл Р. - СПб.: Питер, 2001.
    5. Яблоков И. Н. Социология религии. – М.: Прогресс, 1988.
    6. www.nuru.ru/socio/060.htm 
    7. www.religare.ru.

Информация о работе Роль и функции религии