Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 17:57, доклад
Дать точное и однозначное определение понятия религия невозможно. В науке таких определений существует множество. Они зависят от мировоззрения тех ученых, которые их формулируют. Если спросить любого человека, что такое религия, то в большинстве случаев он ответит: - «Вера в Бога».
Задачи работы: осветить роль и функции религии, показать религию в современной России.
Целью работы является оценка религии в России.
Введение………………………………………………………..3
1. Религия, ее элементы……………………………………….4
2. Возникновение и эволюция религии……………………...6
3. Роль и функции религии…………………………………..10
4. Религия в современной России……………………………14
Заключение…………………………………………………….17
Список используемой литературы…………
Коммуникативная функция, как и предшествующие, имеет значение, в первую очередь, для самих верующих. Общение развертывается для верующих в двух планах: в плане общения их с богом и "небожителями", и в плане их общения друг с другом. "Богообщение" считается высшим видом общения и в соответствии с этим общение с "ближними" приобретает характер второстепенности. Важнейшим средством общения выступает культовая деятельность - богослужение в храме, общественная молитва, участие в таинствах, обрядах и т.п. Языком общения служит религиозная символика, священные писания, ритуалы.
Указанные
четыре функции религии как
Главными
атрибутивными признаками религии являются:
1. Обязательное наличие группы верующих
(хотя религия может быть связана с глубоко
личным переживанием индивида).
2. Религии присуще наличие священных предметов,
явлений, обладающих какой-то сверхъестественной
силой, живого существа, возможности которого
не ограничены законами природы. В каждой
религии практически существуют свои
священные предметы. Так, в Европе коровы
относятся к объектам повседневной жизни,
в случае заразного заболевания (коровье
бешенство) их безжалостно уничтожают.
В Индии же корова считается священным
животным, она связана с богом Вишну, поэтому
некоторые члены сект не могут носить
кожаную обувь, индус не может есть говядины.
В Древнем Египте обожествлялась кошка,
в Монголии — лошадь.
3. Религия как всякий социальный институт
имеет свои особые культурные символы,
которые в предельно концентрированной
форме создают представление о религии.
Распятие, полумесяц, звезда Давида —
символы определенных религий. Православный
храм — святое место, считается, что здесь
нельзя арестовать человека, поскольку
каждый находится в храме как бы под покровительством
Бога. В православии ряса — верхняя одежда
духовенства, молитва, икона являются
элементами культа. (Икона Казанской божьей
матери, например, считается покровительницей
и заступницей Москвы).
4. Религия опирается на определенную систему
институциональных норм, систему верований
— вероисповедание. Эти верования объясняют
и человеческую натуру, и окружающую природу,
и сверхъестественные силы. Так, с точки
зрения большинства религиозных людей,
человек в случае смерти предстанет перед
Богом и там будет решаться его судьба
— попадет он в рай или в ад в соответствии
со своими поступками в земной жизни.
5. Религия имеет особую совокупность действий,
или ритуалов. Ритуалы — это одобренные
образцы поведения по отношению к сверхъестественным
силам. Так, заходя в храм, православный
снимает головной убор и крестится. Новорожденного
несут в церковь для совершения обряда
крещения, молодые люди венчаются в церкви,
умершего отпевают; построив новое здание,
просят священника освятить его. Иными
словами, вся жизнь верующего человека
— от рождения до смерти — как бы направляется
церковью.
6. Большинство религий предписывает верующим
систему заповедей, или норм, регулирующих
поведение. Эти нормы определяют, как верующему
следует себя вести. Так, в христианстве
имеется десять заповедей, которые запрещают
убийство, прелюбодеяние, ложь и другие
грехи, т.е. религия формирует определенную
ценностную и этическую ориентацию, которая
определяет поведение людей и их взаимоотношения.
4. Религия в современной России
Владимир Путин и, особенно, Дмитрий Медведей много говорят о проблеме неэффективных институтов российского общества. Современные исследования говорят, что практически все социальные институты формируются и развиваются на основе ресурсов накопленных в духовном, социальном и этическом «капитале».
Социальные институты духовной сферы — это великое социальное изобретение человека, поскольку развитие общества идет во многом через развитие социальных институтов. Чем шире институализированная сфера в системе социальных связей, тем большими возможностями обладает общество. Многообразие социальных институтов, их развитость — это, пожалуй, самый верный критерий зрелости общества, насколько оно способно надежно, устойчиво, на профессиональном уровне удовлетворять разнообразные потребности людей.
Согласно
данным, приведенным в проекте
«Стратегический аудит
Вхождение
России в категорию развитых постиндустриальных
стран без кардинального
Оказывается, уровень развитости всех социальных институтов общества зависит от качественного состояния институтов культуры и социализации человека, где главная роль принадлежит религии. Согласно определению видных западных и отечественных социологов (Р.Белл, Т.Парсонс, В.Гараджа и др.), религия является главным компонентом культурной системы, связанной с фундаментальными, жизненно важными для общества ценностями, определяющими смысловое содержание человеческих действий. Роль религии в обществе можно свести к главному генератору общих ценностей и принципов, моделей мышления и моделей поведения, которые пронизывают все остальные социальные институты общества. В жизни отдельного человека она несет функцию смыслополагания, а для всех социальных институтов общества – функцию целеполагания. Несмотря на снижение роли религии и церкви в общественной жизни развитых стран мира, их значение остается огромным не только для накопления и развития позитивного духовного, социального и этического капитала, но и для жизнедеятельности современных социальных институтов, в том числе политических, экономических и гражданских. Дело в том, что формирование социальных институтов невозможно без этих «капиталов», и главная, инициирующая роль здесь принадлежит опять же «духовному капиталу».[4]
Таким образом позитивный эффект духовного, социального и этического капитала, функционирования, созданных на их основе динамичных, саморазвивающихся социальных институтов имеет свою инерцию и подчас не связан с уровнем религиозности современного общества.
Только
такой «духовный капитал» имеет
перспективу сформировать и развивать
доверие и ответственность, сотрудничество
и взаимопонимание между
Заключение
Религия, рассматриваемая как социальный институт, характеризуется наличием цели своей деятельности, конкретными функциями, обеспечивающими достижение такой цели, набором социальных позиций и ролей.
Таким образом, религия как социальный институт – это организованное объединение людей, выполняющих определенные социально значимые функции, обеспечивающие совместное достижение целей на основе выполняемых членами своих социальных ролей, задаваемых социальными ценностями, нормами и образцами поведения.
Список используемой литературы: