Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2014 в 15:42, курсовая работа
Цель курсовой работы – раскрыть специфику социальной работы в системе образования.
Достижение поставленной цели реализуется через постановку и решение следующих задач:
- изучить образовательное пространство как сферу социальной работы.
- выявить особенности, формы и методы социальной работы в образовании.
- раскрыть проблемы социального образования.
- описать роль и место социального работника в образовании.
Введение…………………………………………………………………….3
1. Образовательное пространство как сфера социальной работы………5
2. Роль и место социального работника в образовании………………….7
3. Особенности, формы и методы социальной работы в школе ……....12
4. Проблемы содержания социального образования…………………...18
5. Социальный работник и социальный педагог: сущность и различие…………………………………………………………………………..23
Заключение……………………………………………………………..…27
Список использованных источников…………………………………...29
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Образовательное пространство как сфера социальной работы………5
2. Роль и место социального работника в образовании………………….7
3. Особенности, формы и методы социальной работы в школе ……....12
4. Проблемы содержания социального образования…………………...18
5. Социальный работник
и социальный педагог: сущность и различие…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников…………………………………...29
Введение
Понятие «образование» происходит от слова «образ». Под образованием понимается единый процесс физического и духовного становления личности, процесс социализации, сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы, на исторически зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны. В таком понимании образование выступает как неотъемлемая сторона жизни всех обществ и всех без исключения индивидов. Поэтому оно и есть, прежде всего, социальное явление, представляющее собой целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства.
Образование – это совокупность
систематизированных знаний, умений и
навыков, приобретенных индивидом самостоятельно,
либо в процессе обучения в специальных
учебных заведениях. Образование стало особой сферой социальной
жизни с того времени, когда процесс передачи
знаний и социального опыта выделился
из других видов жизнедеятельности общества
и стал делом лиц, социально занимающихся
обучением и воспитанием. Однако образование
как социальный способ обеспечения наследования
культуры, социализации и развития личности
возникает вместе с появлением общества
и развивается вместе с развитием трудовой
деятельности, мышления, языка.
Возросшие социальные потребности в образовании
столкнулись с недостатком людей, подготовленных
для осуществления обучения и воспитания.
Выход был найден в отказе от индивидуального
обучения и перехода к классно-урочной
системе в школах и лекционно-семинарской
– в университетах. Применение этих систем
обеспечило организационную четкость
и упорядоченность образовательному процессу,
позволило передавать информацию одновременно
десяткам и сотням людей. Это повысило
эффективность образования в десятки
раз, снизило стоимость обучения, повысило
его доступность и охват населения.
Образование стало необходимым условием
воспроизводства рабочей силы. Человек,
не имеющий образовательной подготовки,
сегодня фактически лишен возможности
получить современную профессию.
Деятельность социального педагога направлена на изменение тех обстоятельств в жизни ребенка, которые характеризуются отсутствием чего-либо или потребностью в чем-либо.
Следовательно, целью деятельности социального педагога является создание условий для психологического комфорта и безопасности ребенка, удовлетворение его потребностей с помощью социальных, правовых, психологических, медицинских, педагогических механизмов предупреждения и преодоления негативных явлений в семье, школе, ближайшем окружении.
Цель курсовой работы – раскрыть специфику социальной работы в системе образования.
Объект исследования – социальная работа в системе образования.
Предмет исследования – образование как клиент социальной работы.
Достижение поставленной цели реализуется через постановку и решение следующих задач:
- изучить образовательное пространство как сферу социальной работы.
- выявить особенности, формы и методы социальной работы в образовании.
- раскрыть проблемы социального образования.
- описать роль и место
социального работника в
Особое значение имеет научная разработка вопросов социальной работы как профессиональной деятельности в трудах отечественных ученых В.Г.Гуслякова, Е.И.Холостовой, В.Г.Красновой, И.М.Невлевой, Л.В.Соловьевой, М.А.Глазуновой, Л.В.Мардахаевой.
Методы исследования. Для реализации поставленных задач использовались методы сравнительного и системного анализа, теоретического анализа литературы.
Структура курсовой работы: состоит из введения, пяти глав, заключения, списка использованных источников.
1.Образовательное пространство как сфера социальной работы.
Как отмечает В.Г. Бочарова,1 в контексте профессиональной социальной работы содействие личности в ее становлении, саморазвитии, самореализации, образовательные и культурные ценности (то есть создание условий для каждого человека в его образовательном и культурном личностном развитии) имеют первостепенное и непреходящее значение, не идущее в сравнение с какой бы то ни было материальной помощью, социально-бытовыми или другими ценностями. Конечно, неправомерно одно противопоставлять другому. Однако если представить себе человека, который довольствуется потреблением лишь материальных благ (а круг деятельности социального работника, подчас, увы, сужается до такого рода помощи), то невольно возникают сомнения в профессионализме такого социального работника и в результативности его помощи (хотя вряд ли его можно осуждать за это при крайне низком уровне оплаты труда).
Нетрудно понять, что именно невозможность для многих детей, молодежи, людей старшего поколения приобщиться к различным, ранее доступным формам образования и ценностям культуры, развития своего интеллектуального потенциала, расширения кругозора; сокращение числа учреждений дошкольного, базового и дополнительного образования, культурных учреждений, мест для отдыха, творческих и досуговых занятий – эти по сути своей социальные проблемы крайне негативно отразились на уровне духовно-нравственного, физического, психического развития человека, и прежде всего личности ребенка.
В этой связи следует особо выделить детей, подростков, молодежь как социальный слой, важнейшую категорию, в том числе наиболее перспективных контингентов страны. Эта категория должна стать объектом самого пристального и, главное, своевременного внимания абсолютно всех государственных и негосударственных, коммерческих структур (а не только одной отрасли – образования) их согласованной, личностно ориентированной социальной работы.
Содействие созданию в России психически и физически здорового, образованного молодого поколения с высокими духовно-нравственными, человеческими качествами, знающего и уважающего историю, традиции своего народа – это общегосударственная задача, от решения которой зависит будущее страны. Имеющие место «перекосы» в понимании социальной работы с детьми как только срочной помощи попавшим в экстремальную ситуацию, брошенным или отбившимся от рук подросткам уводят нас от этой задачи и наносят непоправимый вред становящейся профессиональной социальной работе, которая должна помочь подрастающему поколению (и каждому ее представителю) найти свое место в жизни, оказать содействие каждому подростку, стать посредником между ним и всем, что его окружает в этой непростой жизни, в социуме.
До последнего времени понимание сущности человека сводилось к совокупности общественных отношений. Отсюда делался вывод, что мера развития человека, степень социализации личности задаются обществом. Человек рассматривался как персонификатор социальных связей. При этом утверждалось, что источник развития личности находится не внутри, а вне ее. Такой подход, безусловно, правомерен, но его нельзя абсолютизировать, так как человек не только объект в ряду других объектов общества, но и субъект, обладающий волей и сознанием.
Для каждой личности характерна своя внутренняя структура, которая зависит от внешних условий и сложившихся обстоятельств, так и от самого человека, его субъективности, индивидуальности, неповторимости, его физических, нравственных, психических, творческих, интеллектуальных, социально значимых качеств.
Проблемы человека вплетаются в социально-исторический процесс, в конкретные социокультурные условия его существования, деятельности, от которых зависит воспитание человека, направления, содержание, цели личностно ориентированной социальной работы. Она осуществляется путем анализа среды, а также места и деятельности человека в определенной микросреде.
Образование, таким образом, становится одним из важнейших факторов развития социальных процессов в нашей стране, осуществляющим социальную и правовую защиту личности, обеспечивающим активное развитие личности, способной к позитивной саморегуляции, реализующей широкое сотрудничество со всеми элементами микросоциума.
Значительно расширяя свои рамки, образование в настоящее время воспринимается личностью не как некая замкнутая система, действующая в институциональной среде и приводимая в действие определенным образом подготовленными специалистами, а как открытый процесс, происходящий не только в стенах образовательных учебных заведений и других учреждений институциональной среды, а повсюду и под воздействием всех лиц, обладающих опытом и стремящихся передать его другим. Такой подход к пониманию образования через образовательное пространство значительно усиливает его возможности в социальной работе.Главная функция образовательного пространства – расширить возможности творческой личности, стимулировать ответственность за все происходящее, в том числе за смысл собственного существования, поставить ее в состояние субъекта деятельности, принимающего решения, действующего в соответствии с выработанными ценностями.
2.Роль и место социального работника в образовании.
Роль и место социального работника в сфере образования целесообразнее определять в зависимости от специфики образовательных учреждений.
Деятельность специалиста по социальной работе в учреждениях системы дошкольного образования зависит, с одной стороны, от возрастных особенностей детей-дошкольников, а с другой - от научных представлений о необходимых условиях, способствующих благополучному включению ребенка 3-7 лет в систему образования. Поэтому предметом заботы социального работника являются потребности дошкольников и возможности их родителей, особенно в тех случаях, когда поведение ребенка и его учебно-игровая деятельность создают проблему для сверстников и воспитателей или он терпит материальные и социальные лишения. В таких ситуациях социальный работник становится участником кампании по разработке мер профилактики и устранения симптомов неблагополучия в судьбе ребенка, берет на себя роль посредника и коммуникатора между образовательным учреждением и семей, ребенком и родителями, ребенком и воспитателями. Это особенно важно, если ребенок часто более или не посещает дошкольные учреждения без объяснения причин, неухожен, если известно, что он подвергается в семье жестокому обращению.
Когда проблема выходит за рамки компетенции образовательного учреждения, социальный работник вправе обратиться в соответствующие полномочные социальные инстанции.
В период включения в систему дошкольного образования чаще всего впервые выявляются его отклонения в развитии - физическом, эмоциональном, познавательном. В таких случаях социальный работник должен организовать помощь своему подопечному, привлекая соответствующих специалистов - медицинских работников, психолога, социального педагога, милиционера и т.д., и таким образом своевременно устранить симптомы неблагополучия. Это, пожалуй, едва ли не единственный действительно эффективный способ сокращения количества детей «группы риска», имеющих в 3-7-летнем возрасте ряд предпосылок для получения в недалеком будущем диагноза «социальная дезадаптация».
Не должна остаться без внимания социального работника и та категория детей, которую педиатры называют «неорганизованной», то есть детей, не посещающих детские дошкольные учреждения. В соответствии со ст. 18 раздела 2 упоминавшегося Закона РФ «Об образовании» «родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте», а «государство гарантирует финансовую и материальную поддержку в воспитании детей раннего детского возраста, обеспечивает доступность образовательных услуг дошкольного образования». Социальный работник должен быть осведомлен о степени воспитательного потенциала семьи и своевременно организовать работу с родителями.
Несмотря на то, что деятельность специалиста
по социальной работе в учреждениях дошкольного
образования преимущественно носит организационно-
Социальная работа в школах обеспечивает учащимся благополучное социальное развитие при получении ими начального общего (1-4 кл.), основного общего (1-9 кл.) и среднего (полного) общего образования (10-11 кл.). Причем следует иметь в виду, что «требование обязательности основного общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста 15 лет, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее» (ст. 19 раздела 2 Закона «Об образовании»).
Информация о работе Роль и место социального работника в образовании